Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 15:57, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение вопроса об инвестиционном климате в России, о том, какие проблемы существуют в этой области и какие существуют пути их решения.
Поставленная цель исследования предопределила необходимость решения следующих задач:
- уточнить сущность и экономическое содержание инвестиционной политики государства;
- проанализировать труды известных экономистов прошлого и современности;
- исследовать инвестиционный климат России в период экономического кризиса;
- проследить как вкладываются иностранные инвестиции в российскую промышленность.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Инвестиции и инвестиционный климат ……………………………………...5
1.1 Сущность инвестиционного климата………………………………………..5
1.2 Понятие инвестиционного риска…………………………………………….9
1.3 Информация как фактор, влияющий на инвестиционный климат………...9
2. Инвестиции и инвестиционный климат в России…..…………...………….11
2.1 Инвестиционный климат в России………………………………………....11
2.2 Влияние особых экономических зон на состояние инвестиционного климата.……………………………………………………………………..……17
2.3 Инвестиционный климат в регионах России..……………………….…….18
2.4 Состояние инвестиционного климата в Мурманской области……….…..19
3. Основные направления совершенствования инвестиционного климата в России…………………………………………………………...…………….….26
3.1 Пути улучшения инвестиционного климата в России………………….....26
3.2 Факторы, не играющие главной роли в инвестиционной политике….…..29
3.3 Наиболее серьезные проблемы, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы в России……………………………………………………………...30
Заключение ………………………………………………………………..….….33
Список литературы…………………………………
Сегодня все крупные строительные проекты в регионе так или иначе связаны с развитием транспортных коридоров, соединяющих Северо-Запад России с Европой, Азией и Америкой. Действующие аэропорты, наличие транспортных узлов и коммуникаций позволяют инвесторам грамотно оценить перспективы создания в Мурманске долгосрочного бизнеса.
3. Основные направления совершенствования инвестиционного климата в России
3.1 Пути улучшения инвестиционного климата в России
Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций является важным направлением инвестиционной политики государства, способствующим обеспечению устойчивого динамического развития экономики Российской Федерации и ее регионов.
Проводимая работа по совершенствованию российского законодательства в целях обеспечения благоприятного инвестиционного климата и стабильных условий деятельности иностранных вкладчиков капитала, а также принятые меры по совершенствованию налогового, таможенного и валютного регулирования способствовали росту объема иностранных инвестиций.
В то же время масштаб привлечения иностранных инвестиций не отвечает реальным потребностям российской экономики. Приток зарубежных капиталовложений сдерживается незавершенностью формирования инвестиционного и налогового законодательства, недостаточной его «прозрачностью» и стабильностью, слабой координацией работы по привлечению иностранных инвестиций между федеральными и региональными органами власти.
Для активизации процесса привлечения иностранных инвестиций требуется проведение скоординированной политики на федеральном и региональном уровнях.
Важно отметить, что в российской экономике сегодня принципиально иная ситуация по сравнению с прошлым десятилетием, характеризующаяся экономическим ростом. В случае если он будет устойчивым, это само по себе может послужить мощным стимулом для привлечения иностранных инвестиций в Россию. Иностранный капитал предпочитает страны с устойчивой экономикой, способствуя в свою очередь дальнейшему экономическому росту.
Меры, ориентированные на создание привлекательных условий для притока иностранных инвестиций, включают три основные группы:
. базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата;
. правовые и административные основы деятельности иностранных инвесторов;
. специфические стимулы для ПИИ.
В отличие от большинства стран Центральной и Восточной Европы, Россия не смогла пока решить задачу создания благоприятного инвестиционного климата, предусматривающего формирование стабильных политических и макроэкономических условий, защиту прав собственности. Однако улучшение инвестиционного климата само по себе не способно обеспечить резкое увеличение объемов иностранных инвестиций. Вместе с тем, как показывает опыт стран с развивающейся и переходной экономикой, и экономический рост, и улучшение инвестиционного климата являются необходимыми, но недостаточными условиями притока ПИИ. Решение этой задачи требует реализации мероприятий по созданию правовых основ деятельности иностранных инвесторов и специфических стимулов для ПИИ, направленных на повышение инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов, привлечения их внимания к перспективным инвестиционным проектам на территории страны.
Стратегической целью политики в сфере привлечения ПИИ должно являться предоставление иностранным инвесторам национального режима. Формально российское законодательство гарантирует иностранным инвесторам именно этот режим. Проблема, однако, состоит в том, что российский национальный режим крайне неблагоприятен как для российских, так и для иностранных инвесторов.
Стране нужен кардинально иной национальный режим, обеспечивающий благоприятные условия для притока иностранных инвестиций в экономику России. Для этого необходима серьезная работа по изменению налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства, которая могла бы способствовать интенсификации инвестиционного процесса. В области налогов эта работа уже началась, но и она еще далека от завершения. Кроме того, плоды налоговой и прочих реформ скажутся на практике не сразу.
Наряду с применением принципа национального режима необходима также реализация иных принятых в международной практике принципов правового регулирования иностранных инвестиций. В первую очередь речь идет о режиме наибольшего благоприятствования, который предоставляется многими государствами с целью исключить дискриминацию по отношению к инвесторам из каких-либо стран.
Режим в отношении ПИИ в России должен характеризоваться высокой транспарентностью. Принцип транспарентности означает, что правовые нормы, регулирующие деятельность иностранных инвесторов, должны быть открытыми и не допускающими неоднозначной интерпретации, а процедуры пересмотра этих норм должны быть гласными и проходить в условиях, обеспечивающих для заинтересованных сторон (включая иностранные компании) возможность высказать свою позицию по обсуждаемым вопросам.
В России по части транспарентности дело обстоит благополучно с публикацией законов и других правовых актов федерального уровня. Но степень транспарентности резко снижается по мере перехода на ведомственный или региональный (местный) уровни. Реализовать в полной мере принцип транспарентности на практике достаточно сложно даже наиболее развитым странам, но идти по этому пути необходимо, поскольку этого требуют рыночная экономика и растущая глобализация мирового хозяйства, не оставляющие странам иного выбора.
Сложная ситуация существует в области предсказуемости правовых или административных изменений, между тем именно нестабильность обстановки в России является предметом наиболее серьезных жалоб со стороны иностранных инвесторов.
Действующее российское законодательство в отношении иностранных инвесторов далеко не во всем соответствует требованиям международной практики и глобальной тенденции либерализации режима привлечения ПИИ. Более того, российское инвестиционное законодательство в области привлечения ПИИ по своей «привлекательности» заметно уступает законодательству многих других стран, конкурирующих с Россией в области привлечения иностранных инвестиций.
3.2 Факторы, не играющие главной роли в инвестиционной политике
Как оказалось, потенциального инвестора мало волнуют некоторые факторы инвестирования, относительно высокой значимости которых у многих сохраняются определенные иллюзии.
Неуклонно падает интерес к собственным инновационным возможностям региона. По-видимому, инвестор приходит в регион со своими, уже освоенными и отработанными, технологиями и не склонен вкладывать средства в стагнирующую местную научно-техническую сферу.
Результаты опроса крупнейших инвесторов развеяли миф о привлекательности природных ресурсов России. Во-первых, более или менее эффективные предприятия и месторождения ресурсов уже поделены, доступ новых инвесторов туда затруднен. Во-вторых, в мире есть ресурсы и доступнее, и дешевле в эксплуатации.
3.3 Наиболее серьезные проблемы, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы в России
Проанализировав результаты опросов, проводившихся среди крупнейших инвестиционных компаний, можно прийти к выводу, что наиболее серьезной проблемой, оставляющей далеко позади все остальные трудности по степени важности, является неадекватное и постоянно меняющееся налоговое законодательство. Затем следуют проблемы, связанные со слабым обеспечением прав собственности и прав кредиторов, действиями таможенных органов, риском изменений в политической сфере, неустойчивым макроэкономическим положением, неразвитым банковским сектором, российской системой бухучета и коррупцией. Примечательно, что само по себе налоговое законодательство воспринимается как большее зло, чем налоговые органы, призванные обеспечивать его соблюдение. Напротив, таможенные органы и в меньшей степени постоянные изменения внешнеторговой политики рассматриваются как более серьезная проблема, чем торговая политика как таковая.
Риск изъятия собственности и произвол со стороны властей - как федеральных, так и местных, были отнесены к категории проблем, не самых первостепенных по степени важности. То же самое относится к неплатежам заказчиков и неадекватной защите прав интеллектуальной собственности. Интересно отметить, что защита прав интеллектуальной собственности рассматривается многими как менее серьезная проблема, чем обеспечение прав собственности в целом. Эта точка зрения последовательно выражается представителями всех секторов, и хотя компании, использующие более передовые производственные технологии, естественным образом, больше озабочены защитой прав интеллектуальной собственности, их представители все равно считают, что обеспечение прав собственности в целом представляет собой более серьезное препятствие, чем защита прав интеллектуальной собственности. Если говорить о благоприятных тенденциях, то качество российских трудовых ресурсов и поставщиков не составляет для иностранных компаний серьезной проблемы. В целом респондентов как будто удовлетворяет уровень квалификации и мотивации рабочих и менеджеров, а также качество и своевременность поставки материалов и комплектующих российскими предприятиями. Это свидетельствует о том, что как минимум часть российских кадров при условии обеспечения соответствующих стимулов и надлежащего профессионального обучения хочет и может удовлетворять западным стандартам.
Качество материалов и комплектующих, поставляемых российскими предприятиями, а также своевременность их поставок, также относится к категории второстепенных проблем. Бартер, одна из основных особенностей работы на российском рынке, о которой много говорится в западной прессе, также не вызывает у инвесторов серьезных возражений.
Порядок распределения проблем по степени важности носит относительно устойчивый характер во всех секторах. Компании, участвующие в промышленном производстве, подчеркивают серьезность проблем, связанных с неразвитостью банковского сектора. Напротив, банки отнесли к числу первостепенных проблему неадекватной защиты прав кредиторов. Неплатежи клиентов и российская система бухучета также имеют для них большее значение, чем для остальных. Для консультационных фирм чрезвычайно важна проблема недостаточной защиты прав собственности. Так же, как и банки, они в большей степени, чем остальные, страдают от несвоевременных платежей клиентов и несовершенства российской системы бухучета. Компании, занимающиеся сбытом продукции, расценивают в качестве более серьезных проблемы, связанные с действиями таможенных органов, и, может быть, вследствие этого ставят коррупцию на более высокое место, чем большинство других участников опроса.
Транспортные компании также подчеркивают серьезность проблем, создаваемых таможенными органами.
Заключение
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги.
Перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.
Нужно стремиться создать благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том, чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Российскому частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.
На мой взгляд, основными направлениями деятельности по повышению общего инвестиционного рейтинга нашей страны на мировой арене являются:
максимальное вовлечение в сферу инвестиционной деятельности валовых сбережений и обеспечение положительной динамики инвестиций;
осуществление контроля за вывозом капитала за рубеж, решение на государственном уровне проблемы возврата незаконно вывезенных капиталов;
развитие системы правового и коммерческого гарантирования эффективных инвестиционных проектов;
сокращение масштабов теневого сектора экономики на основе перехода значительной его части в сферу регистрируемой экономики;
развитие системы информационного и консультативного обеспечения, маркетинга инвестиционных программ и проектов;
развитие в зарубежных странах сети инвестиционных представительств, оказывающих услуги потенциальным инвесторам для вхождения на российский рынок;
формирование банка данных по инвестиционным проектам и подготовка справочных материалов об условиях инвестирования для зарубежных инвесторов;
проведение в регионах конференций с участием широкого круга российских предпринимателей;
расширение работы по созданию свободных экономических зон;
освобождение от НДС не производимого в России или производимого в недостаточных объемах технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему;
Как видно из данной курсовой работы положение в инвестиционной сфере нашей страны в последнее время стало постепенно стабилизироваться, если не сказать больше, улучшаться. Поэтому, на мой взгляд, самое главное сегодня это не сбавлять темпы. Тем более что первые шаги уже сделаны и осталось только продолжить начатое. Ведь разрушить уже созданное не составляет больших усилий, а создать заново - куда более сложнее.
Список использованной литературы