Индикативный план развития на примере Пермского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность обусловлена тем, что преобразования в политической жизни и социально-экономических отношениях в Российской Федерации, происходит в исключительно сложных условиях структурной перестройки хозяйства, перевода производства и социальной сферы на новые принципы функционирования, ограничения ресурсов и неразвитой инфраструктуры рынка. Эта перестройка вызвана переходом с директивного управления на индикативное.
Цель: показать возможность использования индикативного планирования как программу для развития на примере Пермского края.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

Разработка подобного комплекса  правовых актов потребует, конечно, значительных усилий специалистов и достаточно длительного времени. В настоящее время разработан проект федерального закона «Об индикативном планировании социально-экономического развития Российской Федерации», регламентирующий:

  • основные цели, задачи, функции и формы ИП;
  • систему плановых органов;
  • порядок разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения, корректировки и контроля индикативных планов;
  • права и обязанности участников системы индикативного планирования, включая права на свободный доступ к информации и на участие в обсуждении проектов индикативных планов.

Этот законопроект подготовлен  на основе критического анализа зарубежного и отечественного опыта прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития и с использованием отдельных положений следующих официальных российских нормативных правовых актов: Федерального закона от 20 июля 1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»; постановления Правительства РФ от 15 июля 1993 г. № 553 «О разработке прогноза социально-экономического развития и комплексных мер государственного регулирования экономики Российской Федерации на 1994 год»; постановления Госкомстата России от 26 декабря 1996 г. № 149 «Об утверждении унифицированной системы показателей, характеризующей социально-экономическое развитие города, района, сельского поселения, для разработки прогнозов развития этих населенных пунктов». Учитывались также положения, подготовленные группой экспертов Комитета по экономической политике Государственной Думы проекта федерального закона «Об индикативном планировании социально-экономического развития Российской Федерации», от которого предлагаемый проектный документ отличается:

  • более детальной регламентацией плановых процедур, статуса плановых органов, определением в качестве участников планового процесса региональных и местных органов власти и управления, предприятий и их объединений, профсоюзов и объединений предпринимателей;
  • проработкой вопроса об интеграции бюджетного и планового процессов, программирования и контрактации, планирования развития госсектора и структурной политики;
  • наличием разделов по развитию отраслевых, территориальных и институциональных подсистем экономики.

Главное преимущество проекта состоит в том, что в нем делается попытка реализовать концептуальный подход к ИП как механизму координации интересов и действий государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, а потому и как к единой информационно-правовой форме функционирования всех ключевых институтов госрегулирования и саморегулирования становящегося в России современного рыночного хозяйства.

Прогноз финансового аспекта  развития России должен решать минимум  четыре задачи. Необходимо определить, во-первых, какую часть финансовых ресурсов можно выделить на решение общегосударственных задач в области обороны, во внешнеэкономической деятельности, в обеспечении прав граждан, экологической безопасности и т.д.; во-вторых, какая часть доходов может быть оставлена в распоряжении регионов для решения социальных проблем, поддержки предпринимательства, борьбы с преступностью и других вопросов, относящихся к компетенции субъектов Федерации; в-третьих, какие нужны налоговые и другие меры госвоздействия, направленные на активизацию деловой активности и увеличение доходов бюджета и специализированных внебюджетных фондов; в-четвертых, какую часть доходов государство в состоянии выделить для поддержки конкретных слаборазвитых субъектов Федерации и территорий, подверженных экономическим, социально-политическим или экологическим кризисам.

Прогнозирование социального развития связано прежде всего с решением проблем повышения уровня жизни населения, обеспечения рациональной занятости, развития социально-культурного комплекса (жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования и культуры), поддержки низкодоходных и слабозащищенных слоев населения, улучшения экологии населенных мест. Все эти проблемы должны решаться главным образом на региональном уровне. Однако существенное влияние на ход их решения оказывают федеральные органы — не только посредством реализации федеральных целевых программ социального характера, но и в результате проведения определенной отраслевой и инвестиционной политики, выделения трансфертов и целевых субсидий регионам.

Один из основных инструментов исследования перспективного развития страны — комплексный прогноз территориального аспекта ее экономической и социальной эволюции, отражающий федеральные и региональные проблемы изменений в территориальной организации хозяйства, вытекающие из потребностей структурной перестройки экономики в направлении достижения баланса интересов государства и регионов в условиях развития рыночных отношений.

Методология прогнозирования  развития регионов должна предусматривать анализ экономических и социальных аспектов в ретроспективном периоде с учетом степени реализации государственных программ, а также оценку текущего уровня жизни населения и его занятости, миграционных процессов, экологической ситуации и антропогенного загрязнения.

В самом территориальном  прогнозировании различаются следующие аспекты:

  • воспроизводственный (касающийся воспроизводства основного капитала и формирования внутренних финансовых ресурсов);
  • финансовый (относящийся к источникам и направлениям расходования финансовых ресурсов, в частности в связи с формированием бюджета территории);
  • социальный (связанный с динамикой уровня жизни и доходов населения).

Основой территориального разреза являются прогнозы, разрабатываемые каждым субъектом Российской Федерации. На федеральном уровне должны проводиться проверка реалистичности этих материалов, их обобщение и сопоставление с показателями централизованного макроэкономического прогноза, а при необходимости — корректировка макроэкономических показателей. Важнейшие направления экономического анализа в процессе прогнозирования — определение влияния рыночной специализации на рациональное использование природных ресурсов и формирование регионального хозяйственного комплекса, выявление территорий ускоренного экономического роста и депрессивных зон. 

Индикативное планирование на примере  Пермского края

Ярким примером использования индикативного  планирования в России являются республики Саха-Якутия, Марий Эл, Татарстан, Амурская область и другие регионы России. Кроме того, положительный опыт индикативного планирования в республике Татарстан рекомендован российским правительством к широкому внедрению.

Однако в нашем регионе такой  вид планирования пока не используется. Но опыт был, точнее, было создано  Решение Пермской городской Думы от 21.10.2003 №125 "Об утверждении положения "О сводном индикативном плане социально-экономического развития города"5 и, конечно, само положение. Но было отменено через 6 лет Решением Пермской городской Думы от 24.03.2009 №60 «О признании утратившими силу отдельных решений Пермской городской Думы». Данных об осуществлении индикативного планирования в крае за эти 6 лет нет в свободном доступе, если они существуют вообще.

Я попытался составить индикативный план развития Пермского края (Приложение 1) на 2010 год, опираясь на показатели из Положения 2003 года. Были созданы 5 больших групп: прогнозирование налоговых доходов региона, прогноз социально-экономического развития, прогноз развития городского хозяйства, прогноз развития социальной сферы, гражданская безопасность. Эти группы разбиты на более мелкие индикаторы. При вычислении планируемых значений на 2010 год, я исходил из сложившегося тренда, современных спадов и подъемов в развитии. Разработка сводного плана осуществляется на основе данных о социально-экономическом развитии города за последний отчетный период, оценке социально-экономического положения города до конца текущего года, тенденций социально-экономического развития на очередной финансовый год и на основании среднесрочного прогноза социально-экономического развития города.

Можно заметить, что недавний экономический  кризис оказал сильное влияние практически  на все группы индикаторов, существенно  снизив позитивные и увеличив негативные. Однако, к концу 2009 года наладилась положительная тенденция, свидетельствующая о том, что Пермский край продолжает свое развитие.

 

 

Литература

  1. Индикативное планирование в системах управления социально - экономическими процессами.В.Г. Ерохин
  2. Ж.А.Мингалева, Ю.К.Перский, Д.Н.Шульц, М.Е.Чепурных, "Государственное регулирование экономики",2007.
  3. Е.В.Самофалова, Э.Н.Кузьбожев, Ю.В.Вертакова "Гсударственное регулирование национальной экономики", 2005
  4. http://www.ruspravda.ru/facts_and_thoughts/macro/article/?id=137
  5. http://www.pravoteka.ru/docs/permskiy_kray/787-p1.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

Индикативный план развития Пермского края на 2010 год

 

Показатели для прогнозирования  налоговых доходов субъекта

Показатели

2008

2009

2010

Прибыль предприятий  и организаций, млрд.руб

161,5

82,35

94,95

Численность детей  до 18 лет, тыс.чел.

460,36

459,17

458,83

Фонд заработной платы, млрд руб

41930

43328

44534

Выплаты социального  характера,млрд.руб.

4654,23

4809,4

4943,27

Экономически  активное население,тыс.чел.

1447

1436,2

1430,8


 

Прогноз социально-экономического развития города

 

Показатели

2007

2008

2009

2010

Объем промышленной продукции, млн.руб.

532600

724397

534712

609771

Темп роста  объема продукции, в % к предыдущему  г.

105,1

136

74

114

                 

Объем инвестиции в основной капитал, млн.руб.

89082,5

110819,9

87217,3

95843

Темп роста  к предыдущему году, в %

135,8

124,4

79

110

Инвестиции  в жилищное строительство, млн.руб.

17281,9

22163,98

17443,46

21085,46

                 

Оборот розничной  торговли,млн.руб.

220407

278260

258102

274104

в процентах  к предыдущему году

124

126

93

106

                 

Объем платных  услуг населению, млн.руб.

56287

68629,3

67118,3

72851

в процентах  к предыдущему году

122

122

98

109

                 

Сводный индекс потребительских цен, в %

116,36

115,34

108,8

104

                 

Численность постоянного  населения, тыс.чел.

2718

2708

2718

2720

Численность детей  до 18 лет, тыс.чел.

459,34

460,36

459,17

458,83

Численность трудоспособного  населения, тыс.чел.

1720,49

1703,33

1697,42

1699,6

                 

Фонд заработной платы, млрд.руб.

40027

41930

43328

44534

Номинальная среднемесячная з/п, руб.

11856

14774

15427

15998

Прожиточный минимум  на человека, руб.

4036

4987

5490

5953

                 

Численность экономически активного населения,тыс.чел.

1436

1446

1436,2

1440

Численность безработных, тыс.чел.

20,7

29,1

56,9

41,2


 

Прогноз развития городского хозяйства

Показатели

2007

2008

2009

2010

Жилищный фонд, млн. м кв.

55,3

55,7

56,17

57,5

Удельный вес  ветхого и аварийного жилья, %.

4,2

4,2

4,2

4,2

Площадь жилых  помещений на одного жителя, м. кв.

20,3

20,6

20,7

21,1

Удельный вес расходов д/х на оплату ЖКУ, %

28,5

31,1

34,2

36,5

Число семей, получивших жилье за год, тыс.

2,6

2,9

3,3

3,6

Сумма субсидий на оплату ЖКУ, млн.руб.

835,9

687,1

685,5

686

         

Перевозка пассажиров автобусами, млн. пасс-км.

974

744

998

1211

Густота автомобильных  дорог, км/1000км кв

70

71

74

77

         

Наличие квартирных телефонов на 1000 чел, шт.

382,8

394,6

406,3

412,8

Охват населения  телерадиовещанием, в %

 

98,8

99

99,2

Число зарегистрированных сотовых телефонов, тыс.

3080,5

3616,2

4103,6

4400


 

Прогноз развития социальной сферы

Показатели

2007

2008

2009

2010

число дошкольных общеобразовательных учреждений

974

964

1335

1520

охват детей  дошкольными учреждениями,%

70,1

69,9

75

78

численность учащихся дневных общеобразовательных учреждений, тыс.чел.

270,6

266,5

265

268

                 

число больничных коек на 10000 населения

102,3

92

87,7

84

число врачей на 10000 населения

54,3

53,3

54,5

55,2

заболеваемость  на 1000 населения

966,8

950,3

964,2

960

                 

численность зрителей театров на 1000 населения

251

244

246

250

численность спортивных площадок и полей

2291

2264

2280

2300

выпуск газет  на 1000 населения

2087

1688

1712

1730

Информация о работе Индикативный план развития на примере Пермского края