Инновационная активность крупного бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Для целей настоящего исследования использовалось расширенное толкование «инновационной деятельности», в соответствии с принятой Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) методологией, включающее как внедрение принципиально новых для мирового рынка или существенно улучшенных продуктов и услуг, технологий производства и бизнес-процессов (инновации в узком смысле), так и заимствование и адаптацию уже существующих инновационных продуктов, технологий и процессов (т.е. модернизация).

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 467.56 Кб (Скачать файл)

Согласно результатам  регрессионного анализа, протекционистские  меры — политическая и организационная  поддержка продвижения российской продукции на международный рынок  и защита российского рынка от иностранных конкурентов — оказываются  более важной для самых крупных  компаний, а также для российских компаний, работающих только на национальном рынке. Вступление в ВТО важнее для тех, кто уже вводил глобально-инновационные продукты и новые бизнес-процессы. Увеличение государственного финансирования НИОКР в университетах, НИИ и других исследовательских организациях важнее для тех, кто вводил новые продукты. Инвестиции в венчурные фонды более важны для компаний с продажами менее 500 млн долл.

 

Перспективы инновационного развития в России

Многие компании достаточно критически оценивают инновационную  активность в своих отраслях и  в России в целом. Лишь 9% опрошенных полагают, что их отрасль в целом  «опережает или существенно опережает» по этому показателю зарубежных коллег, и лишь 5% сочли, что российская экономика  «опережает» по уровню инновационной  активности ведущие экономики мира. Утверждать, что российская экономика  «существенно опережает» мировых лидеров, не стал ни один из опрошенных.

Вместе с тем, заглядывая в будущее, 23% респондентов сочли  «очень вероятным», что к 2020 г. инновационная  компонента российской экономики существенно  увеличится (рис. 15); еще 60% считают это  просто «вероятным». Скептиков, таким  образом, насчитывается лишь 17%. Характерно, что, при прочих равных условиях, значимо  более позитивно отвечают на этот вопрос те компании, которые уже  сами внедрили глобально инновационные  технологии.

 

Рис. 15. Как бы Вы оценили  вероятность того, что к 2020 г. инновационная  компонента российской экономики существенно  увеличится?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Новые продукты, технологии и бизнес-процессы по отраслям, % от общего числа респондентов в отрасли

 

Отрасль

Продукты

Технологии

Бизнес-процессь

Добыча и переработка природных  ресурсов

25,0

83,3

91,7

Металлургия

87,5

87,5

62,5

Финансы и банкинг

36,4

45,5

45,5

Розничная торговля

30,8

61,5

76,9

Производство товаров широкого потребления и продуктов питания

60,0

60,0

46,7

Машиностроение

58,3

75,0

41,7

Строительство и производство стройматериалов

57,1

100,0

100,0

Транспорт

20,0

100,0

60,0

Телекоммуникации

0,0

75,0

100,0

Энергетическая отрасль

0,0

76,9

69,2

Всего

39,0

73,0

66,0


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Продукты, технологии и бизнес-процессы, являющиеся глобальными инновациями, по отраслям, % от общего числа респондентов в отрасли

 

Отрасль

Продукты

Технологии

Бизнес-процессы

Добыча и переработка природных  ресурсов

0,0

8,3

16,7

Металлургия

25,0

25,0

37,5

Финансы и банкинг

9,1

9,1

18,2

Розничная торговля

15,4

15,4

23,1

Производство товаров широкого потребления и продуктов питания

33,3

20,0

20,0

Машиностроение

25,0

25,0

8,3

Строительство и производство стройматериалов

14,3

42,9

42,9

Транспорт

0,0

0,0

20,0

Телекоммуникации

0,0

0,0

0,0

Энергетическая отрасль

0,0

15,4

0,0

Всего

14,0

17,0

18,0


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Барьеры для инновационной  активности компаний — участников опроса

 

 

Все компании

Российская компания, работающая только в России

Российская компания, часть бизнеса  которой приходится на зарубежные рынки

Международная компания, часть бизнеса  которой приходится на Россию

Выручка

от 100 млн

ДО

500 млн долл.

Выручка от 500

ДО 1 млрд долл.

Выручка свыше 1 млрд долл.

Полностью частная

До 25% государственного участия

Полностью государственная

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Отсутствие «культуры инноваций» внутри Вашей компании

Среднее

3,23

3,02

3,54

3,08

3,29

3,00

3,27

2,97

3,59

3,94

Стандартное отклонение

0,11

0,16

0,17

0,28

0,18

0,34

0,14

0,12

0,25

0,26

Недостаточный спрос на инновационную  продукцию

Среднее

3,32

3,21

3,41

3,46

3,12

3,00

3,57

3,03

3,59

4,25

Стандартное отклонение

0,12

0,19

0,19

0,33

0,23

0,33

0,15

0,15

0,22

0,31

Нехватка сотрудников, способных  на инновационную деятельность

Среднее

3,22

2,94

3,54

3,31

3,29

2,82

3,31

3,03

3,18

4,06

Стандартное отклонение

0,12

0,18

0,17

0,27

0,23

0,32

0,14

0,14

0,24

0,24

Избыточная бюрократизированность (сложность сертификации новой продукции и т.д.)

Среднее

3,81

3,88

3,69

3,92

3,76

4,18

3,71

3,73

3,82

4,13

Стандартное отклонение

0,10

0,15

0,15

0,25

0,18

0,16

0,14

0,11

0,25

0,30

Сложности экспортно-таможенного  контроля (высокие таможенные тарифы на импортируемые компоненты и технологии, сложная

таможенная процедура

Среднее

3,59

3,38

3,67

4,15

3,41

3,59

3,71

3,54

3,53

3,88

Стандартное отклонение

0,09

0,15

0,13

0,20

0,19

0,23

0,11

0,12

0,22

0,23

Недостаточная защищенность интеллектуальной собственности

Среднее

3,59

3,44

3,62

4,08

3,41

3,29

3,82

3,54

3,53

3,88

Стандартное отклонение

0,09

0,14

0,13

0,18

0,17

0,25

0,10

0,10

0,24

0,26

Нехватка управленческих кадров, способных  реализовывать инновационные проекты

Среднее

3,35

3,04

3,62

3,69

3,26

3,24

3,45

3,16

3,47

4,00

Стандартное отклонение

0,12

0,18

0,17

0,25

0,23

0,30

0,15

0,14

0,25

0,33

Конкурентное давление на Вашу компанию

Среднее

3,19

3,23

3,21

3,00

3,29

3,06

3,16

3,21

2,65

3,69

Стандартное отклонение

0,13

0,18

0,22

0,41

0,19

0,37

0,20

0,16

0,28

0,37

Сложность привлечения финансирования для внедрения инновационных  продуктов и технологий

Среднее

3,82

3,81

3,97

3,38

4,06

3,53

3,76

3,67

3,71

4,56

Стандартное отклонение

0,10

0,15

0,16

0,25

0,19

0,20

0,14

0,14

0,23

0,16

Отсутствие процедур оценки риска  и возврата инвестиций

Среднее

3,45

3,27

3,64

3,54

3,26

3,47

3,57

3,27

3,65

4,00

Стандартное отклонение

0,10

0,17

0,14

0,22

0,23

0,22

0,12

0,13

0,22

0,25

Проблемы коммерциализации (переход  от технологии к продукту)

Среднее

3,18

3,15

3,18

3,31

3,29

3,29

3,06

3,00

3,18

3,94

Стандартное отклонение

0,12

0,19

0,17

0,32

0,20

0,33

0,16

0,14

0,28

0,31


Примечание: оценка влияния  каждого барьера производилась  компаниями по 5-балльной шкале, где 1 —  незначимо, 5 — крайне значимо. В  таблице представлены средние ранги  для соответствующих групп компаний.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Барьеры для роста инновационной  активности в стране

Влияние каждого из следующих  аспектов на инновационную активность в стране

Все компании

Российская компания, работающая только в России

Российская компания, часть  бизнеса которой приходится на зарубежные рынки

Международная компания, часть  бизнеса которой приходится на Россию

Выручка

от 100 млн

ДО

500 млн долл.

Выручка

от 500 млн

ДО 1 млрд долл.

Выручка свыше 1 млрд долл.

Полностью частная

До 25% государственного участия

Полностью государственная

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Нехватка в стране «мозгов» (идей и специалистов, способных их разрабатывать)

Среднее

3,68

3,35

3,95

4,08

3,38

3,71

3,88

3,55

3,71

4,19

Стандартное отклонение

0,12

0,20

0,14

0,32

0,21

0,34

0,16

0,16

0,23

0,10

Недоступность финансирования для стартапов и инновационных проектов

Среднее

3,90

3,98

3,90

3,62

3,91

3,94

3,88

3,93

3,65

4,06

Стандартное отклонение

0,08

0,11

0,12

0,32

0,12

0,29

0,10

0,10

0,18

0,18

Избыточная бюрократизированность

Среднее

4,14

4,23

4,00

4,23

4,26

4,35

3,98

4,15

3,88

4,38

Стандартное отклонение

0,08

0,10

0,14

0,21

0,12

0,15

0,12

0,10

0,17

0,13

«Сырьевая» структура российской экономики

Среднее

3,48

3,23

3,74

3,62

3,26

3,06

3,78

3,39

3,41

3,94

Стандартное отклонение

0,10

0,17

0,12

0,30

0,20

0,26

0,12

0,14

0,22

0,06

Существенное присутствие государства  в экономике

Среднее

3,60

3,29

3,87

3,92

3,41

3,47

3,78

3,48

3,47

4,25

Стандартное отклонение

0,10

0,16

0,14

0,30

0,20

0,28

0,13

0,13

0,22

0,18

Условия жизни и работы, малопривлекательные  для предпринимателей и творческих людей

Среднее

3,96

3,71

4,18

4,23

3,82

3,94

4,06

3,91

3,88

4,25

Стандартное отклонение

0,09

0,14

0,12

0,21

0,18

0,19

0,12

0,11

0,20

0,20

Несовершенная законодательная среда, в том числе недостаточная  защита прав инвесторов

Среднее

3,96

3,85

4,03

4,15

3,82

4,00

4,04

4,01

3,65

4,06

Стандартное отклонение

0,07

0,11

0,11

0,16

0,12

0,05

0,11

0,09

0,18

0,15

Недостаточная поддержка инноваций  со стороны государства

Среднее

3,90

3,83

3,90

4,15

3,74

3,94

4,00

3,88

3,82

4,06

Стандартное отклонение

0,09

0,13

0,14

0,23

0,16

0,21

0,13

0,11

0,18

0,26

Макроэкономическая нестабильность

Среднее

3,85

3,69

3,95

4,15

3,91

3,41

3,96

3,87

3,65

4,00

Стандартное отклонение

0,09

0,13

0,13

0,26

0,15

0,18

0,13

0,12

0,15

0,19


Примечание: оценка влияния  каждого барьера производилась  компаниями по 5-балльной шкале, где 1 —  незначимо, 5 — крайне значимо. В  таблице представлены средние ранги  для соответствующих групп компаний.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Меры со стороны государства, которые могли бы в наибольшей степени способствовать инновационной  активности компаний-респондентов

 

Все компании

Российская компания, работающая только в России

Российская компания, часть бизнеса  которой приходится на зарубежные рынки

Международная компания, часть бизнеса  которой приходится на Россию

Выручка

от 100 млн

ДО

500 млн долл.

Выручка

от 500 млн

ДО 1 млрд долл.

Выручка свыше 1 млрд долл.

Полностью частная

До 25% государственного участия

Полностью государственная

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Налоговые стимулы (налоговые льготы для НИОКР, налоговые каникулы для  инновационных проектов и т.д.)

Среднее

4,37

4,25

4,54

4,31

4,32

3,88

4,57

4,22

4,47

4,88

Стандартное отклонение

0,08

0,13

0,12

0,27

0,15

0,23

0,10

0,11

0,20

0,09

Увеличение государственного финансирования НИОКР в университетах, НИИ и  других исследовательских организациях

Среднее

4,07

4,15

4,10

3,69

4,15

4,06

4,02

4,00

4,18

4,25

Стандартное отклонение

0,07

0,11

0,10

0,25

0,13

0,22

0,10

0,10

0,16

0,15

Привлечение в Россию иностранных  высококвалифицированных специалистов (облегчение миграционного законодательства, специальные рекрутинговые программы)

Среднее

4,02

3,98

3,95

4,38

4,15

4,06

3,92

3,87

4,06

4,63

Стандартное отклонение

0,10

0,15

0,17

0,22

0,19

0,27

0,13

0,13

0,22

0,21

Повышение качества высшего образования

Среднее

4,10

4,19

4,08

3,85

4,24

4,00

4,04

4,13

3,94

4,13

Стандартное отклонение

0,08

0,12

0,13

0,20

0,11

0,27

0,11

0,10

0,21

0,13

Инвестиции в создание инфраструктура (технопарки, бизнес-инкубаторы)

Среднее

3,96

4,00

4,03

3,62

3,85

4,24

3,94

3,97

3,76

4,13

Стандартное отклонение

0,10

0,13

0,14

0,36

0,18

0,21

0,13

0,11

0,23

0,31

Инвестиции в венчурные ФОНДЫ

 

Среднее

3,62

3,50

3,82

3,46

3,56

3,29

3,78

3,54

3,82

3,75

Стандартное отклонение

0,08

0,11

0,14

0,28

0,12

0,21

0,11

0,10

0,18

0,15

Политическая и организационная  поддержка продвижения российской продукции на международный рынок

Среднее

3,78

3,94

3,90

2,85

3,88

3,59

3,78

3,58

3,82

4,56

Стандартное отклонение

0,10

0,13

0,14

0,31

0,18

0,15

0,15

0,12

0,18

0,19

Защита российского рынка от иностранных конкурентов

Среднее

3,82

3,90

4,08

2,77

4,06

3,35

3,82

3,58

3,82

4,81

Стандартное отклонение

0,12

0,15

0,19

0,34

0,19

0,23

0,16

0,14

0,32

0,14

Усовершенствование законодательства (корпоративное, налоговое, экспортно-импортное, миграционное и т.д.)

Среднее

4,22

4,19

4,36

3,92

4,24

4,18

4,22

4,04

4,24

4,94

Стандартное отклонение

0,08

0,11

0,13

0,25

0,14

0,18

0,12

0,10

0,19

0,06

Вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО)

Среднее

3,83

3,67

4,10

3,62

3,74

3,59

3,98

3,69

3,76

4,50

Стандартное отклонение

0,10

0,16

0,16

0,15

0,22

0,22

0,12

0,12

0,27

0,28


Примечание: оценка воздействия  каждой меры производилась компаниями по 5-балльной шкале, где 1 — незначимо, 5 — крайне значимо. В таблице  представлены средние ранги для  соответствующих групп компаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Согласно результатам регрессионного анализа.
  2. См.: Oslo Manual — Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data. 2005. OECD:
  3. В нашей выборке у 49% компаний выручка превышает 1 млрд долл. в год; в генеральной совокупности таких компаний лишь 10%. Лишь у 34% наших компаний выручка меньше 500 млн долл. в год; в генеральной совокупности таких компаний 80%.
  4. См.: Innovations in Firms. Microeconomic Perspec tive. 2009. OECD. Приведены данные для компаний с занятостью свыше 250 человек; страновые опросы проводились в 2002–2004 гг.
  5. См.: Innovations in Firms. Microeconomic Perspective. 2009. OECD.
  6. Внутреннее финансирование может также объясняться и периодом исследования — 2008-2010 гг. В кризисное время (осень 2008 — конец 2009 г.) российские компании не имели доступа к внешнему финансированию.
  7. См.: Innovation 2009. Making Hard Decisions in the Downturn. A BCG Senior Management Survey. BCG, April 2009.
  8. См.: Innovation 2010. A Return to Prominence — and the Emergence of a New World Order. BCG, April 2010.

Информация о работе Инновационная активность крупного бизнеса в России