Инновационная деятельность и экономическое развитие государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 22:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: анализ инновационной деятельности предприятий на современном этапе.
Методы исследования: анализ и синтез, сравнение, индукция.
Задачи курсовой работы: изучить теоретические аспекты организации инновационной деятельности, рассмотреть и проанализировать ее основные направления, прогнозы дальнейшего развития инноваций в РБ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..5
Общая характеристика инновационной деятельности как фактора, стимулирующего экономическое развитие государства…………….7
Инновационная деятельность: сущность, виды и основные характеристики……………………………………………………….7
влияние инновационной деятельности на экономический рост…10
Анализ развития инновационной деятельности в Республике Беларусь…………………………………………………………………14
Особенности инновационного пути развития Беларуси…………14
Нормативно-правовой аспект инновационной деятельности и Республике Беларусь…………………………………………………17
Анализ инновационной деятельности предприятий………………22
Пути решения проблем и перспективы развития инновационной деятельности в Республике Беларусь…………………………………25
Проблемы инновационного развития……………………………….25
Перспективы инновационного развития в Республике Беларусь…26
Инновационное развитие Беларуси глазами международных экспертов………………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованных источников…………………………………………35
Приложения……………………………………………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

1ккууррссаачч.docx

— 111.20 Кб (Скачать файл)

В новых  экономических условиях научно-техническая  сфера не застыла на старых позициях, она существенно изменилась как  по ориентации ученых и специалистов на рыночные механизмы, так и по организации  самой научно-технической деятельности. Участие исследовательских коллективов  и отдельных ученых в различных  конкурсах на выполнение научных  и научно-технических программ и  проектов дало новые возможности  для проявления инициативы, качественного  обновления тематики, поисков потенциальных  пользователей научной продукции  в стране и за рубежом, формирования новых программ и проектов, что  свидетельствует о новом качестве в организации исследований.

Подтверждением  этому стал переход с 2006 г. на выполнение нового типа программ – государственных комплексных целевых научно-технических программ. Каждая из 11 таких программ направлялась на обеспечение полного инновационного цикла, начиная от фундаментальных научных исследований и заканчивая внедрением научной и научно-технической продукции в производство, и реализацию приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь [11].

Республика  Беларусь избрала инновационный  путь развития, в основе которого –  опора на широкое освоение результатов  исследований и разработок в производстве. Активизация инновационной деятельности определена одним из приоритетов  государства.

Практическим  воплощением этих подходов и масштабных целей стало создание в 2005 г. республиканского Парка высоких технологий. В марте 2007 г. Президентом Республики Беларусь была утверждена и реализована Государственная  программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы. В  октябре 2009 г. Правительством была утверждена Государственная программа «Инновационные биотехнологии» на 2010–2012 годы и на период до 2015 года. В ее рамках планировалось  создать биотехнологический сектор экономики, включающий ряд новых  и модернизированных предприятий. Ожидаемый общий объем реализации продукции и услуг в результате выполнения программы в 2015 году составит 500 млрд рублей, импортозамещение – 150 млн долл. США, экспорт – 60 млн  долл. США. Постановлением Правительства  Республики Беларусь от 2 декабря 2009 г. № 1566 утверждена Государственная программа  по развитию импортозамещающих производств  фармацевтических субстанций, готовых  лекарственных и диагностических  средств в Республике Беларусь на 2010–2014 годы и на период до 2020 года. Ее реализация обеспечит концентрацию усилий на создании по отечественным  технологиям производств дорогостоящих  фармсубстанций (около 1000 долл. США  за единицу продукции) и уникальных лекарственных препаратов, производство которых в Республике Беларусь, странах  СНГ и ближнего зарубежья в  настоящее время отсутствует. Кроме  того, НАН Беларуси совместно с  Министерством энергетики и Министерством  по чрезвычайным ситуациям разработана  и постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 28 августа 2009 г. № 1116 утверждена Государственная программа  «Научное сопровождение развития атомной  энергетики в Республике Беларусь на 2009–2010 годы и на период до 2020 года» [11].

Целенаправленная  государственная политика по поддержке  инновационной деятельности обеспечила преобладание в структуре экономики  Беларуси высокотехнологичных и  экспортоориентированных производств.

Одной из важнейших социально-экономических  задач, стоящих перед научно-производственной сферой страны в настоящее время, является обеспечение дальнейшего  роста эффективности использования  научных разработок с целью расширения объемов создания на их основе продукции  и производств, отвечающих мировому уровню.

Дальнейшее  устойчивое развитие может быть обеспечено лишь при условии укрепления научно-технического потенциала, объединения усилий науки  и производства. В настоящих условиях и в будущем критериями оценки эффективности научно-технической  продукции следует считать то, насколько она способна привести к коммерческому результату, создать  рынки сбыта, оказать влияние  на рост конкурентоспособности соответствующих  отраслей экономики. Поэтому развитие научно-технического и образовательного потенциалов рассматривается как  главное направление государственной  инновационной политики.

Для активизации  инновационной деятельности обеспечено развитие новых форм инновационной  инфраструктуры, таких как научно-внедренческие  и научно-технические центры, технопарки и технополисы, других форм развития научного потенциала крупных предприятий  и объединений с целью превращения  их в саморазвивающиеся и конкурентоспособные. Большое внимание уделено развитию Парка высоких технологий, основным направлением деятельности которого - разработка технологий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности  национальной экономики.

Согласно  Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. основными принципами инновационной  политики Республики Беларусь стали: государственное  регулирование инновационных процессов  преимущественно экономическими методами, стимулирование деловой активности в сфере научной, научно-технической  и инновационной деятельности через  совершенствование политики заработной платы, системы налоговых, кредитных  и других экономических льгот; ориентация инновационной деятельности на социально-экономические  и научно-технические приоритеты в целях насыщения внутреннего  рынка отечественными конкурентоспособными товарами и выхода наукоемкой продукции  на мировые рынки и др [11].

В прогнозируемом периоде (2011-2015 гг.) важнейшими задачами политики сохранения и развития кадрового потенциала научно-технического комплекса страны будут: повышение уровня оплаты научного труда, экономической и социальной защищенности ученых и престижа научной деятельности; создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере науки и технологий.

Программой  предусматривается расширение международного научно-технического сотрудничества, и в первую очередь Беларуси и  России, в рамках межгосударственных научно-технических программ, а также  в рамках двусторонних белорусско-российских научно-технических проектов. Большое  внимание будет также уделено  созданию рыночных механизмов и инфраструктуры международного сотрудничества, условий  для привлечения в науку зарубежных инвестиций с учетом последующего использования  результатов, укреплению информационно-коммуникационного  потенциала страны как условия повышения  эффективности функционирования экономики, государственного управления, обеспечения  прав на свободный поиск, передачу, распространение информации о состоянии  экономического и социального развития общества.

В качестве одной из приоритетных задач в  сфере государственного управления наукой и инновациями в Республике Беларусь рассматривается развитие национальной инновационной системы  как механизма взаимодействия между  наукой и производством, организуемой и направляемой государством в интересах  распространения инноваций как  главного фактора обеспечения конкурентоспособности  национальной экономики [9].

В 2009 г. в  соответствии с планом реализации Государственной  программой инновационного развития осуществлялось выполнение 715 проектов, из них с  вводом в эксплуатацию 213 объектов. В этот период создано на основе современных технологий 31 новое  производство и важнейшее предприятие, 83 новых производства на действующих  предприятиях, модернизировано 99 производств. Обеспечено освоение и выпуск новой  продукции по 87 заданиям государственных  научно-технических программ. В результате в 2009 г. объем производства инновационной  продукции составил более 5 трлн рублей, при этом создано и модернизировано 2407 рабочих мест (всего за время  реализации ГПИР – около 10000). Результаты выполнения программы подтверждают, что в Республике Беларусь на основе программно-целевых подходов обеспечено наращивание инновационной составляющей национальной экономики.

 

    1. Нормативно-правовой аспект инновационной деятельности и Республике Беларусь.

 

Для регулирования  инновационной деятельности в Республике Беларусь используется нормативно-правовой аспект. Представлен он Законом Республики Беларусь от 10 июля 2012 года «О государственной  инновационной политике и инновационной  деятельности в Республике Беларусь». Настоящий Закон направлен на определение правовых и организационных основ государственной инновационной политики и инновационной деятельности в Республике Беларусь.

Государственная  инновационная  политика – составная часть государственной социально-экономической политики,  представляющая собой комплекс  осуществляемых  государством  организационных, экономических и правовых  мер,  направленных  на  регулирование инновационной деятельности [1].

Действие  настоящего  Закона  распространяется  на  отношения, связанные  с  осуществлением  инновационной  деятельности,  за  исключением  отношений  в  области  оценки  соответствия  требованиям  технических  нормативных  правовых  актов  в  области  технического нормирования и стандартизации.

Законодательство  о  государственной  инновационной  политике и инновационной деятельности основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства. 

Целью  государственной  инновационной  политики  в  Республике Беларусь  является  создание  благоприятных  социально-экономических, организационных  и  правовых  условий  для  инновационного  развития и повышения конкурентоспособности  национальной экономики.

Задачи  государственной  инновационной  политики:

  • обеспечение  экономического  и  социального  развития  Республики Беларусь за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;
  • обеспечение  правового  регулирования,  стимулирующего  инновационное развитие национальной экономики;
  • формирование  и  комплексное  развитие  национальной  инновационной  системы,  обеспечение  ее  интеграции  в  мировую  инновационную систему с учетом национальных интересов;
  • создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности, в том числе для вложения инвестиций в данную сферу;
  • стимулирование авторов (соавторов) инновации; 
  • стимулирование  создания  и  развития  юридических  лиц, осуществляющих инновационную деятельность,  а  также  стимулирование деятельности  индивидуальных  предпринимателей  в  инновационной сфере;
  • содействие созданию и развитию рынка инноваций;
  • создание  благоприятных  условий  для  доступа  субъектов  инновационной деятельности к материальным, финансовым и интеллектуальным ресурсам, необходимым для осуществления инновационной деятельности;
  • содействие созданию и развитию инновационной инфраструктуры;
  • развитие  государственно-частного  партнерства  в  сфере  инновационной деятельности;
  • прогнозирование технологического развития;
  • организация  подготовки,  переподготовки  и  повышения  квалификации  кадров в сфере инновационной деятельности;
  • развитие  международного  сотрудничества  в  сфере  инновационной деятельности;
  • обеспечение  государственных  интересов в сфере инновационной деятельности.

Основные принципы:

  • свободы научного и технического творчества;
  • защиты интеллектуальной собственности;
  • направленности  инновационной  деятельности  на  достижение приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь;
  • обеспечения эффективного взаимодействия компонентов национальной инновационной системы;
  • оптимального  сочетания  форм  и  методов  государственного регулирования  с  использованием  рыночных  механизмов  развития инновационной деятельности;
  • стимулирования инновационной деятельности;
  • экономической эффективности и результативности государственной поддержки  субъектов  инновационной  деятельности,  субъектов  инновационной инфраструктуры;
  • выделения  бюджетных  средств  на  конкурсной  основе  для реализации инновационных проектов.

Компонентами  национальной инновационной системы  являются:

  • республиканские  органы  государственного  управления,  иные  государственные  организации,  подчиненные  Совету  Министров  Республики Беларусь,  Национальная  академия  наук  Беларуси,  органы  местного управления  и  самоуправления  областного  территориального  уровня регулирующие  в  пределах  своей  компетенции  отношения  в  сфере инновационной деятельности; 
  • субъекты инновационной деятельности;
  • субъекты инновационной инфраструктуры;
  • учреждения  образования,  обеспечивающие  подготовку,  переподготовку  и  повышение  квалификации  кадров  в  сфере  инновационной деятельности;
  • иные юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели,  осуществляющие  и (или)  обеспечивающие  инновационную деятельность.

Государственное  регулирование  инновационной  деятельности в Республике  Беларусь  осуществляется  Президентом  Республики Беларусь,  Советом Министров  Республики  Беларусь,  республиканскими органами  государственного  управления,  иными  государственными организациями,  подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, Национальной  академией  наук  Беларуси,  органами местного  управления и самоуправления  областного  территориального  уровня  в  пределах  их компетенции  в  соответствии  с  настоящим  Законом  и  иными  актами законодательства.

Информация о работе Инновационная деятельность и экономическое развитие государства