Инновационная деятельность и экономическое развитие государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 22:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: анализ инновационной деятельности предприятий на современном этапе.
Методы исследования: анализ и синтез, сравнение, индукция.
Задачи курсовой работы: изучить теоретические аспекты организации инновационной деятельности, рассмотреть и проанализировать ее основные направления, прогнозы дальнейшего развития инноваций в РБ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..5
Общая характеристика инновационной деятельности как фактора, стимулирующего экономическое развитие государства…………….7
Инновационная деятельность: сущность, виды и основные характеристики……………………………………………………….7
влияние инновационной деятельности на экономический рост…10
Анализ развития инновационной деятельности в Республике Беларусь…………………………………………………………………14
Особенности инновационного пути развития Беларуси…………14
Нормативно-правовой аспект инновационной деятельности и Республике Беларусь…………………………………………………17
Анализ инновационной деятельности предприятий………………22
Пути решения проблем и перспективы развития инновационной деятельности в Республике Беларусь…………………………………25
Проблемы инновационного развития……………………………….25
Перспективы инновационного развития в Республике Беларусь…26
Инновационное развитие Беларуси глазами международных экспертов………………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованных источников…………………………………………35
Приложения……………………………………………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

1ккууррссаачч.docx

— 111.20 Кб (Скачать файл)

Низкий  уровень наукоемкости в республике можно объяснить тем, что основным субъектом финансирования научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ (НИОКР) является государство, на его долю приходится примерно 53 % средств от общего объема. В развитых странах наблюдается обратная тенденция. Так, в Германии всего лишь 33 % средств финансируется правительственными структурами, а 67 % приходится на частный сектор, представленный крупными транснациональными компаниями (ТНК). Компаниями-чемпионами по расходам на исследования и разработки являются Daimler Chrysler, Siemens, Volkswagen и др. ТНК заинтересованы в дальнейшей коммерциализации результатов проведенных исследований, так как за счет этого они повышают свой уровень конкурентоспособности.

Основные  проблемы, препятствующие развитию инновационной  экономики в стране.

1. Малая  заинтересованность частных инвесторов  в финансировании НИ ОКР, а  в частности, в республике отсутствуют  механизмы венчурного финансирования. В странах ЕС, например, в Германии  для этих целей действуют гарантийные  программы развития венчурной  деятельности. Также развитые страны  осуществляют практику не прямого,  а косвенного государственного  воздействия на деятельность  инновационно активных субъектов  хозяйствования.

2. Немногочисленность  инновационных субъектов хозяйствования. В первую очередь это связано  с проблемами практической реализации  разработок, созданных в рамках  академической и вузовской науки.  В Республике Беларусь, согласно  Указу Президента Республики  Беларусь № 123, пока только  Белорусский государственный университет  имеет право учреждать унитарные  предприятия с целью коммерциализации  научных идей и выпуска высокотехнологичной  продукции за счет привлечения  внебюджетных средств.

3. Малочисленность  субъектов инновационной инфраструктуры. Согласно Государственной программе  инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг., предусмотрено увеличение количества технопарков с 10 до 20 единиц. Однако на сегодняшний день такой статус получен только тремя организациями: УП «Технопарк БНТУ » «Метолит», КУП «Минский областной инновационный центр», БОКУП «Брестский центр внедрения научно-технических разработок».

Эти проблемы приводят к снижению эффективности  использования существующего научного и технологического потенциала страны и противодействуют решению основных социально экономических задач  республики [10, c. 12].

 

3.2 Перспективы инновационного развития  в Республике Беларусь

 

С целью  определения программы инновационного развития Республики Беларусь Советом  Министров Республики Беларусь было выдано постановление от 26 мая 2011 года «О государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы».

Основная  цель данного постановления –  создание конкурентоспособной, инновационной, высокотехнологичной, ресурсо- и энергосберегающей, энергобезопасной экономики.

Основные задачи:

–создание принципиально новых высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики (биотехнологии, нанотехнологии, микроэлектроника, технологии тонкой химии, информационные технологии, производство новых материалов, лазерно-оптические технологии, коммуникационные технологии, атомная и возобновляемая энергетика, генная инженерия);

–достижение максимального роста добавленной стоимости в производстве на основе его технологического обновления, образования многопрофильных холдингов, кластерных структур;

–снижение материало-, энерго- и импортоемкости производства, повышение его экологобезопасности;

–формирование благоприятных правовых, экономических и социальных условий для технологического развития национальной экономики и привлечения инвестиций (в том числе прямых иностранных инвестиций и венчурного капитала);

–развитие рынка научно-технической и инновационной продукции, повышение эффективности охраны интеллектуальной собственности, совершенствование механизмов коммерциализации результатов инновационной деятельности;

–ускорение инновационного развития регионов;

–формирование инновационного общества, создание эффективной системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, специалистов и руководителей для инновационной экономики.

Основные планируемые мероприятия:

–создание новых высокотехнологичных наукоемких предприятий и производств;

–модернизация действующих предприятий и производств на основе внедрения новых или усовершенствованных технологий, технологического переоснащения производств для освоения и выпуска новой или усовершенствованной продукции, в том числе инновационной, высокотехнологичной;

–реализация проектов, включенных в перечень важнейших проектов по созданию новых предприятий и производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь;

-реализация проектов по созданию новых и модернизации действующих предприятий и производств на основе внедрения новых или усовершенствованных технологий, технологическому переоснащению производств в целях освоения и выпуска новой или усовершенствованной продукции, в том числе инновационной, высокотехнологичной, включенных в планы (программы) развития видов экономической деятельности, закрепленных за республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, НАН Беларуси, планы (программы) развития областей и г. Минска;

-реализация проектов по созданию новых и модернизации действующих производств для освоения и выпуска новой продукции, созданной по заданиям государственных научно-технических программ.

Главным направлением преобразований производственного  потенциала Республики Беларусь в 2011–2015 годах должно стать внедрение  новых и высоких технологий, обладающих наибольшей добавленной стоимостью, низкой энерго- и материалоемкостью, способствующих созданию новых видов  товаров и услуг, новейших экологически безопасных (чистых) материалов и продуктов, а также обеспечивающих производство традиционных товаров и услуг  с новыми свойствами и параметрами, недостижимыми в рамках предыдущих технологических укладов.

За счет создания новых и модернизации действующих  производств в 2015 году вклад секторов, производящих наукоемкую продукцию, в  экономику Республики Беларусь должен стать сопоставимым со вкладом традиционных секторов.

К 2015 году в стране получат развитие следующие  высокотехнологичные направления, базирующиеся на технологиях V и VI технологических  укладов:

  • индустрия информационных технологий;
  • авиакосмическая промышленность;
  • фармацевтическая промышленность;
  • микробиологическая промышленность и индустрия биотехнологий;
  • приборостроение и электронная промышленность;
  • наноиндустрия;
  • ядерная энергетика.

Предстоит ускорить построение эффективной Национальной инновационной системы (далее –  НИС), максимально использовать имеющиеся  условия для интеграции науки, образования, производства, формирования рыночных стимулов повышения инновационной  активности субъектов предпринимательской  деятельности и рынка инноваций [9].

Основными задачами государственной  инновационной политики являются:

обеспечение правового регулирования, стимулирующего инновационное развитие экономики  Республики Беларусь;

повышение эффективности  инновационной деятельности;

обеспечение экономического и социального развития за счет эффективного использования  интеллектуальных ресурсов общества;

содействие  созданию и развитию рынка инновационной  продукции;

содействие  созданию инновационной инфраструктуры;

перспективное прогнозирование технологического развития;

обеспечение государственных интересов в  сфере инновационной деятельности;

формирование  благоприятной среды для развития научно-технической деятельности и  инновационного бизнеса.

Развитие  инновационной инфраструктуры в  Республике Беларусь представлен в приложении В.

Объемы  экспорта наукоемкой и высокотехнологичной  продукции (товаров, работ, услуг) представлены в приложении Г.

Финансирование  важнейших проектов по созданию новых  предприятий и производств, имеющих  определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь представлено в приложении Д.

 

    1. Инновационное развитие Беларуси глазами международных экспертов

 

С приятием Концепции национальной инновационной системы и Государственной программы инновационного развития, на повестку дня был поставлен вопрос об инновационном развитии Беларуси. Несмотря на своё западное происхождение, стратегия инновационного развития была приемлема для властей, прежде всего, потому, что позволяла встраиваться в глобальный контекст модернизации экономики, образования и науки без каких бы то ни было идеологических потерь: предполагалось, что прагматика инновативной экономики не потребует никаких ценностных издержек. Однако, как оказалось, ценностное измерение имеет определяющее значение и в этой сфере [5, c. 317].

Показателен в этом плане Обзор инновационного развития Беларуси, составленный в 2010 году Европейской экономической  комиссий ООН по просьбе Правительства  Республики Беларусь. Стоит отметить, что кейс Беларуси открыл новое направление  деятельности ООН – проведение страновых  инновационных обзоров инновационного развития. Результаты проекта были представлены в Женеве 12-13 мая 2011 года, а презентация в Беларуси состоялась после публикации «Обзора инновационного развития Беларуси» на русском языке  – 25 октября 2011 года в Минске. Это самый масштабный, систематичный и компетентный анализ состояния, проблем и перспектив инновационного развития Беларуси. Обзор стал своеобразной вехой в инновационном развитии Беларуси: профессиональные и далёкие от политики замечания и рекомендации экспертов неожиданным образом сконцентрировались вокруг тех ценностных императивов, которые лежат в основании инновационной политики Беларуси и создают серьёзные препятствия для успешного инновационного развития страны.

Первый  такой ценностный императив –  самобытность. Эксперты отмечают, что  принятые в Беларуси методология  и практика статистического учёта инновационной деятельности, отражающиеся, например, в ежегодном статистическом сборнике «Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь», не гармонизированы с международными стандартами, что существенно затрудняет прямые международные сопоставления на микро- и макроуровнях а, следовательно, снижает эффективность бенчмаркинга (эталонных сравнений сильных и слабых сторон инновационной деятельности). В частности, речь идёт о двух матрично-аналитических бенчмаркинговых инструментах инновационной политики ЕС – Европейском инновационном табло и Базе данных по мерам европейской инновационной политики, которые с 2012 года стали частью масштабного инновационного проекта PRO INNO EUROPE и теперь носят название INNO Policy Trend Chart. Его членами являются 48 стран Европы (включая все страны ЕС), а также 10 новых стран, среди которых есть два наших соседа: РФ и Украина. Членство в этом проекте позволяет проводить межстрановые сравнения тенденций инновационной политики на основании сопоставимых показателей стран-членов PRO INNO EUROPE. И наоборот, отсутствие такового делает невозможными релевантные измерения уровня развития инновационной деятельности. Беларусь пошла по второму – самобытному – пути. Результаты такой самобытности налицо: если в международной практике выделяются четыре типа инноваций (товарные, технологические, маркетинговые и организационные), то у нас инновациями считаются простое обновление технологий и прикладные научные исследования (т.е. то, что в строгом смысле инновациями не является). Примечательно, что европейский проект PRO INNO EUROPE вызван к жизни Лиссабонской стратегией (2000) и напрямую связан с реформированием высшего образования Европы (Болонским процессом).

Второй  ценностный императив – вертикальное административное управление. Так, эксперты отмечают, что в инновационной  системе Беларуси «основное внимание уделяется, прежде всего, административным и институциональным аспектам деятельности НИС, а не укреплению взаимосвязей между ее различными подсистемами (предпринимательство, наука, образование, инфраструктура)». В результате т.н. «вертикального подхода» инновационная система оказалась перегруженной институтами, программами и законами по вертикали и нежизнеспособной по горизонтали. Между тем, успешность инновационного развития зависит в первую очередь от эффективности и динамичности горизонтальных связей между субъектами науки, образования и производства. Рассмотрим это на самобытном белорусском примере. Научные исследования (как фундаментальные, так и прикладные) у нас в основном выполняются институтами Национальной академии наук (90% и 70% соответственно). Научно-конструкторские разработки выполняются организациями системы министерства промышленности. В качестве заказчиков инновационного продукта в основном выступают крупные государственные предприятия. Однако координация работ и коммуникация осуществляется не между самими этими субъектом (по горизонтали), а по линии отраслей и ведомств (по вертикали). Аналогичная ситуация с финансированием: отбор заинтересованных сторон и выделение ресурсов осуществляется не по ключевым проблемам инновационной деятельности и наиболее эффективным направлениям их решения, а по принципу ведомственной принадлежности.

Информация о работе Инновационная деятельность и экономическое развитие государства