Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 22:03, курсовая работа
Цель курсовой работы: анализ инновационной деятельности предприятий на современном этапе.
Методы исследования: анализ и синтез, сравнение, индукция.
Задачи курсовой работы: изучить теоретические аспекты организации инновационной деятельности, рассмотреть и проанализировать ее основные направления, прогнозы дальнейшего развития инноваций в РБ.
Введение………………………………………………………………………..5
Общая характеристика инновационной деятельности как фактора, стимулирующего экономическое развитие государства…………….7
Инновационная деятельность: сущность, виды и основные характеристики……………………………………………………….7
влияние инновационной деятельности на экономический рост…10
Анализ развития инновационной деятельности в Республике Беларусь…………………………………………………………………14
Особенности инновационного пути развития Беларуси…………14
Нормативно-правовой аспект инновационной деятельности и Республике Беларусь…………………………………………………17
Анализ инновационной деятельности предприятий………………22
Пути решения проблем и перспективы развития инновационной деятельности в Республике Беларусь…………………………………25
Проблемы инновационного развития……………………………….25
Перспективы инновационного развития в Республике Беларусь…26
Инновационное развитие Беларуси глазами международных экспертов………………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованных источников…………………………………………35
Приложения……………………………………………………………………..36
Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется в форме:
принятия (издания) нормативных правовых актов в сфере инновационной деятельности;
подготовки и реализации программ инновационного развития;
организации
прогнозирования
осуществления технического нормирования и стандартизации;
в иных формах,
предусмотренных
определяет основные направления государственной инновационной политики;
утверждает государственную программу инновационного развития Республики Беларусь;
определяет уполномоченный республиканский орган государственного управления в сфере государственного регулирования инновационной деятельности;
осуществляет
иные полномочия в соответствии с
Конституцией Республики Беларусь, настоящим
Законом и иными
Формирование, финансирование государственной программы инновационного развития Республики Беларусь и контроль за ее выполнением осуществляются в соответствии с законодательством. Инновационная политика по видам экономической деятельности формируется республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, на срок до пяти лет и может формироваться в виде программ инновационного развития, которые утверждаются этими органами и организациями. По решению Совета Министров Республики Беларусь инновационная политика по видам экономической деятельности может формироваться в виде мероприятий, направленных на решение задач государственной инновационной политики.
Инновационная деятельность может включать в себя:
выполнение научно-исследовательских работ, необходимых для преобразования новшества в инновацию;
разработку
новой или усовершенствованной
продукции, новой или усовершенствованной
технологии, создание новых услуг, новых
организационно-технических
выполнение
работ по подготовке и освоению
производства новой или усовершенствованной
продукции, освоению новой или
усовершенствованной технологии,
подготовке применения новых
организационнотехнических
производство новой или усовершенствованной продукции, производство продукции на основе новой или усовершенствованной технологии;
введение
в гражданский оборот или использование
для собственных нужд новой или
усовершенствованной продукции, новой
или усовершенствованной
иную деятельность, направленную на преобразование новшества в инновацию.
Стимулирование инновационной деятельности может осуществляться в форме:
финансирования инновационных проектов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;
резервирования для субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся исполнителями (соисполнителями) инновационных проектов, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, доли финансирования в общем объеме финансирования этих проектов;
финансирования расходов на организацию деятельности и развитие материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры, включая капитальные расходы;
предоставления
права пользования государственным
имуществом, права использования
объектов интеллектуальной собственности
для осуществления
передачи
субъектам инновационной деятельности
имущественных прав на результаты
интеллектуальной деятельности,
полученные за счет средств республиканского
и (или) местных бюджетов и необходимые
для осуществления
осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг) в сфере инновационной деятельности;
предоставления
налоговых льгот субъектам инновационной
деятельности, производящим и
реализующим инновационные товары,
и субъектам инновационной
установления и выплаты вознаграждения автору (соавторам) инновации;
таможенного регулирования экспорта продукции и технологий, созданных на основе новшеств, а также импорта сырья, оборудования, комплектующих, необходимых для их производства (создания);
возмещения расходов субъектам инновационной деятельности по патентованию объектов интеллектуальной собственности за рубежом;
содействия
в подготовке, переподготовке
и повышении квалификации кадров
в сфере инновационной
финансирования участия субъектов инновационной деятельности и субъектов инновационной инфраструктуры в международных выставках, ярмарках, конференциях, семинарах и иных подобных мероприятиях;
в иных формах,
предусмотренных
Формирование
инновационной экономики
Представленная в 2011 г. Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь оценка факторов, препятствующих развитию инноваций в организациях промышленности, показала, что наиболее очевидными преградами на пути инновационной деятельности являются:
-недостаток собственных денежных средств (48,93% промышленных организаций Республики Беларусь, принимавших участие в опросе 2010 г., охарактеризовали этот фактор как основной или решающий; 34,68% – как значительный);
-высокая стоимость нововведений (32,08% опрошенных определяют фактор как решающий; 51,75% рассматривают его как довольно существенный);
-значительный экономический риск (21,63% организаций промышленности считают принципиально невозможным коммерциализацию инноваций в условиях нестабильности функционирования производственно-хозяйственной системы; 46,84% отмечают существование значительных угроз и барьеров для получения потенциальной прибыли);
-длительные сроки окупаемости нововведений (20,07 и 49,63% опрошенных организаций полагают, что указанная причина играет решающую и значительную роль в препятствовании инновациям соответственно);
-недостаток поддержки со стороны государства (в большинстве случаев основным источником финансирования нововведений в промышленности остаются собственные средства в виде чистой прибыли и амортизационного фонда; 18,58% опрошенных организаций отмечают решающее значение господдержки; 46,02% – что она может оказать значительную помощь в реализации инновационных проектов);
-низкий инновационный потенциал организаций, нехватка квалифицированного персонала, невысокий платежеспособный спрос на новые виды продукции, неразвитость рынка технологий [11].
Мне кажется, несмотря на существующие ограничения, Беларусь обладает достаточными возможностями для преодоления негативных явлений и становления инновационной экономики. Однако для построения грамотной и экономически обоснованной инновационной политики, выбора приоритетов инновационного развития и механизмов их реализации в первую очередь необходимо провести анализ инновационной деятельности предприятий республики и ее отдельных регионов на современном этапе хозяйствования.
В 2010 г., согласно статистическим данным, показатели инновационной активности достигли и даже превысили уровень 2005 г., что, несомненно, является положительным моментом на пути продвижения к инновационной экономике. Это обусловлено тем, что прогресс и человечество не стоит на месте, оно развивается и стремиться выйти на новый и более современный уровень [11].
Показательно соотношение темпов роста количества инновационно активных организаций и наукоемкости ВВП. В Беларуси мы наблюдаем противоречащие друг другу тенденции: в 2006–2007 гг., несмотря на значительный прирост последнего индекса, инновационная активность промышленных организаций снижалась. Лишь к 2010 г. рассматриваемые показатели выходят на сопоставимый уровень, что может свидетельствовать о недостаточной проработке системы целевого финансирования проектов.
Так, на протяжении 2005–2010 гг. темпы снижения затрат на технологические инновации по отношению к ВВП периодически увеличивались, достигнув своего максимума в 2008 г. (20,91%). К 2009 г. этот показатель составил 13,66%, в 2010 г. – 12,76% [2].
Перенимая
опыт передовых стран, можно сказать,
что высокая степень
Вместе с тем нельзя оставить без внимания вопрос регионального инновационного развития экономики страны. Центром инновационного развития является Минск, где количество инновационно активных предприятий к 2010 г. достигло 65 единиц. Кроме того, в столице сосредоточена основная доля инфраструктурных звеньев НИС (Национальной инновационной системы) – Парк высоких технологий, научно-исследовательские центры и лаборатории, бизнес-центры, технопарки и т.д. Однако необходимо помнить о том, что развитие только центрального звена может привести к дисбалансу во всей цепочке инновационного пути, поэтому внимание также должно уделяться стимулированию инновационной активности областей [11].
Темпы увеличения затрат на инновации только в 2007 г. достигли 132,24% по отношению к 2006 г. Экономическая ситуация 2007–2009 гг., характеризующаяся уменьшением финансовых потоков по всем направлениям производственно-хозяйственной деятельности, также сказалась и на затратах на новшества и нововведения. В 2009 г. финансирование мероприятий, связанных с внедрением технологических инноваций в промышленный сектор Могилевской области, достигло своей наименьшей отметки – 44 882 млн руб., что по отношению к 2005 г. составило 28,62%, а к уровню 2007 г. – 18,56%. Однако уже в 2010 г. показатель затрат на инновационные разработки достиг показателя 2005 г., превысив его на 4,56%. Во многом это произошло благодаря деятельности свободной экономической зоны «Могилев» и реализации региональной научно-технической программы «Развитие Могилевской области» [2].
Эффективность
инновационной деятельности должна
оцениваться не столько количеством
инновационно активных организаций, затратами
на осуществление инноваций и
объемами отгруженной инновационной
продукции, сколько их соотношением
и выявлением результативности самой
инновационной деятельности. Ведь в
любом экономическом процессе главным
показателем эффективности
Глава 3
Пути решения проблем и
3.1
Проблемы инновационного
Инновационный характер развития мировой экономики становится сегодня доминирующей тенденцией. Для того чтобы успешно развиваться, белорусским предприятиям необходимо создавать продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках. Инновационную направленность экономики необходимо кропотливо и тщательно создавать, для ее развития требуется ряд условий.
Выделяются сущностные аспекты инновационной деятельности:
-необходимость масштабного финансирования;
-чрезвычайно высокие риски;
-наличие институциональной инфраструктуры [4, c. 123-124].
Современные инновационные разработки требуют значительных финансовых вложений. Инвестиции в инновации, кроме того, отличаются рисками, значительно превышающими средние – вероятность потерять финансовые вложения в случае, если они окажутся не в русле тенденций развития научно-технического прогресса, здесь очень высока. Поэтому инновационная деятельность во всем мире характеризуется определенным институциональным сопровождением. Ресурсы аккумулируются при посредничестве фондовых рынков и сосредотачиваются в специализированных финансовых учреждениях – венчурных фондах, инвестиционных банках и т. п. Риски хеджируются специализированными финансовыми учреждениями.
Для стран с рыночной экономикой развитие инноваций – это во многом естественный процесс развития частного бизнеса: инновации позволяют осуществить прорыв в уровне качества и конкурентоспособности продукции (услуг), завоевать на какой-то период времени (до нового технологического прорыва) определенный сегмент рынка. Поэтому в экономически развитых странах более 60 % совокупных затрат на исследования и разработки финансируется частным бизнесом.
Из 6 тысяч определяющих технологий, используемых в настоящее время в экономике Беларуси, 79 % относятся к традиционным, 15,8 % – к новым и только 5,2 % – к высоким. Согласно статистическим данным, в настоящее время в промышленности Республики Беларусь инновационно активные предприятия составляют менее 12 %. В странах ЕС среди инновационных предприятий также выделяют: стратегических инноваторов – на их долю приходится 20 % всех инновационно активных предприятий; неустойчивых инноваторов – примерно 30 % предприятий; модификаторов технологий – 25 %; предприятия, использующие чужие технологии, – около 20 % [2].
Информация о работе Инновационная деятельность и экономическое развитие государства