Инновационная деятельность и экономическое развитие государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 22:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: анализ инновационной деятельности предприятий на современном этапе.
Методы исследования: анализ и синтез, сравнение, индукция.
Задачи курсовой работы: изучить теоретические аспекты организации инновационной деятельности, рассмотреть и проанализировать ее основные направления, прогнозы дальнейшего развития инноваций в РБ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..5
Общая характеристика инновационной деятельности как фактора, стимулирующего экономическое развитие государства…………….7
Инновационная деятельность: сущность, виды и основные характеристики……………………………………………………….7
влияние инновационной деятельности на экономический рост…10
Анализ развития инновационной деятельности в Республике Беларусь…………………………………………………………………14
Особенности инновационного пути развития Беларуси…………14
Нормативно-правовой аспект инновационной деятельности и Республике Беларусь…………………………………………………17
Анализ инновационной деятельности предприятий………………22
Пути решения проблем и перспективы развития инновационной деятельности в Республике Беларусь…………………………………25
Проблемы инновационного развития……………………………….25
Перспективы инновационного развития в Республике Беларусь…26
Инновационное развитие Беларуси глазами международных экспертов………………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованных источников…………………………………………35
Приложения……………………………………………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

1ккууррссаачч.docx

— 111.20 Кб (Скачать файл)

Государственное  регулирование  инновационной  деятельности осуществляется в форме:

принятия (издания)  нормативных  правовых  актов  в  сфере  инновационной деятельности;

подготовки  и реализации программ инновационного развития;

организации прогнозирования технологического развития; 

осуществления технического нормирования и стандартизации;

в иных формах, предусмотренных законодательством. Президент  Республики  Беларусь  в  сфере  государственного  регулирования  инновационной деятельности:

определяет  основные  направления  государственной  инновационной политики;

утверждает  государственную  программу  инновационного  развития Республики Беларусь;

определяет  уполномоченный  республиканский  орган  государственного  управления  в  сфере  государственного  регулирования  инновационной деятельности;

осуществляет  иные полномочия в соответствии с  Конституцией Республики Беларусь, настоящим  Законом и иными законодательными актами. Государственная  программа  инновационного  развития  Республики Беларусь  формируется  сроком  на  пять  лет  и  после  утверждения  Президентом  Республики  Беларусь  является  основным  документом,  обеспечивающим  реализацию  основных  направлений  государственной  инновационной  политики.

Формирование, финансирование  государственной  программы  инновационного развития Республики Беларусь и контроль за ее выполнением осуществляются в  соответствии с законодательством. Инновационная  политика  по  видам  экономической  деятельности формируется  республиканскими  органами  государственного  управления, иными  государственными  организациями,  подчиненными  Совету  Министров Республики Беларусь, на срок до пяти лет и может формироваться в виде программ инновационного развития, которые утверждаются этими органами  и  организациями. По  решению Совета Министров  Республики Беларусь инновационная политика по видам экономической деятельности может  формироваться  в  виде  мероприятий,  направленных  на  решение задач государственной инновационной политики.

Инновационная деятельность может  включать в себя:

выполнение  научно-исследовательских  работ,  необходимых  для преобразования новшества в инновацию;

разработку  новой  или  усовершенствованной  продукции,  новой  или усовершенствованной  технологии, создание новых услуг, новых  организационно-технических решений;

выполнение  работ  по  подготовке  и  освоению  производства  новой или  усовершенствованной  продукции,  освоению  новой  или  усовершенствованной  технологии,  подготовке  применения  новых  организационнотехнических решений;

производство  новой  или  усовершенствованной  продукции,  производство  продукции  на  основе  новой  или  усовершенствованной  технологии;

введение  в гражданский оборот или использование  для собственных нужд новой или  усовершенствованной продукции, новой  или усовершенствованной технологии, новых услуг, новых организационно-технических  решений;

иную  деятельность,  направленную  на  преобразование  новшества в инновацию.

Стимулирование  инновационной  деятельности  может  осуществляться в форме:

финансирования  инновационных  проектов  за  счет  средств республиканского и (или) местных  бюджетов;

резервирования  для  субъектов  малого  и  среднего  предпринимательства,  являющихся  исполнителями (соисполнителями)  инновационных  проектов,  финансируемых  за  счет  средств  республиканского и (или)  местных  бюджетов,  доли  финансирования  в  общем  объеме финансирования этих проектов;

финансирования  расходов на организацию деятельности и развитие материально-технической  базы  субъектов  инновационной  инфраструктуры, включая капитальные  расходы;

предоставления  права  пользования  государственным  имуществом, права  использования  объектов  интеллектуальной  собственности  для осуществления инновационной  деятельности;

передачи  субъектам  инновационной  деятельности  имущественных прав  на  результаты  интеллектуальной  деятельности,  полученные  за  счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и необходимые  для осуществления инновационной  деятельности;

осуществления  государственных  закупок  товаров (работ,  услуг) в сфере инновационной  деятельности;

предоставления  налоговых  льгот  субъектам  инновационной  деятельности,  производящим  и  реализующим  инновационные  товары, и субъектам инновационной инфраструктуры;

установления  и  выплаты  вознаграждения  автору (соавторам) инновации;

таможенного  регулирования  экспорта  продукции  и  технологий, созданных  на  основе  новшеств,  а  также  импорта  сырья,  оборудования, комплектующих, необходимых для их производства (создания);

возмещения  расходов  субъектам  инновационной  деятельности  по патентованию объектов интеллектуальной собственности за рубежом;

содействия  в  подготовке,  переподготовке  и  повышении  квалификации кадров в сфере инновационной деятельности;

финансирования  участия  субъектов  инновационной  деятельности и субъектов  инновационной  инфраструктуры  в  международных  выставках, ярмарках, конференциях, семинарах  и иных подобных мероприятиях;

в иных формах, предусмотренных законодательством [13].

 

    1. Анализ инновационной деятельности предприятий.

 

Формирование  инновационной экономики является приоритетным направлением развития для  Беларуси, при этом главной задачей становится преодоление факторов, сдерживающих разработку и внедрение инновационных проектов, создание благоприятного инвестиционного климата.

Представленная  в 2011 г. Национальным статистическим комитетом  Республики Беларусь оценка факторов, препятствующих развитию инноваций  в организациях промышленности, показала, что наиболее очевидными преградами на пути инновационной деятельности являются:

-недостаток собственных денежных средств (48,93% промышленных организаций Республики Беларусь, принимавших участие в опросе 2010 г., охарактеризовали этот фактор как основной или решающий; 34,68% – как значительный);

-высокая стоимость нововведений (32,08% опрошенных определяют фактор как решающий; 51,75% рассматривают его как довольно существенный);

-значительный экономический риск (21,63% организаций промышленности считают принципиально невозможным коммерциализацию инноваций в условиях нестабильности функционирования производственно-хозяйственной системы; 46,84% отмечают существование значительных угроз и барьеров для получения потенциальной прибыли);

-длительные сроки окупаемости нововведений (20,07 и 49,63% опрошенных организаций полагают, что указанная причина играет решающую и значительную роль в препятствовании инновациям соответственно);

-недостаток поддержки со стороны государства (в большинстве случаев основным источником финансирования нововведений в промышленности остаются собственные средства в виде чистой прибыли и амортизационного фонда; 18,58% опрошенных организаций отмечают решающее значение господдержки; 46,02% – что она может оказать значительную помощь в реализации инновационных проектов);

-низкий инновационный потенциал организаций, нехватка квалифицированного персонала, невысокий платежеспособный спрос на новые виды продукции, неразвитость рынка технологий [11].

Мне кажется, несмотря на существующие ограничения, Беларусь обладает достаточными возможностями для преодоления негативных явлений и становления инновационной экономики. Однако для построения грамотной и экономически обоснованной инновационной политики, выбора приоритетов инновационного развития и механизмов их реализации в первую очередь необходимо провести анализ инновационной деятельности предприятий республики и ее отдельных регионов на современном этапе хозяйствования.

В 2010 г., согласно статистическим данным, показатели инновационной активности достигли и даже превысили уровень 2005 г., что, несомненно, является положительным  моментом на пути продвижения к инновационной  экономике. Это обусловлено тем, что прогресс и человечество не стоит на месте, оно развивается и стремиться выйти на новый и более современный уровень [11].

Показательно  соотношение темпов роста количества инновационно активных организаций и наукоемкости ВВП. В Беларуси мы наблюдаем противоречащие друг другу тенденции: в 2006–2007 гг., несмотря на значительный прирост последнего индекса, инновационная активность промышленных организаций снижалась. Лишь к 2010 г. рассматриваемые показатели выходят на сопоставимый уровень, что может свидетельствовать о недостаточной проработке системы целевого финансирования проектов.

Так, на протяжении 2005–2010 гг. темпы снижения затрат на технологические инновации  по отношению к ВВП периодически увеличивались, достигнув своего максимума  в 2008 г. (20,91%). К 2009 г. этот показатель составил 13,66%, в 2010 г. – 12,76% [2].

Перенимая опыт передовых стран, можно сказать, что высокая степень коммерциализации инновационных проектов является следствием государственного экономического стимулирования нововведений (например, внедрение  систем льготного кредитования и  налогообложения, гарантий возврата капиталовложений, грантовой поддержки в виде стартовых инвестиций и т.п.).

Вместе  с тем нельзя оставить без внимания вопрос регионального инновационного развития экономики страны. Центром  инновационного развития является Минск, где количество инновационно активных предприятий к 2010 г. достигло 65 единиц. Кроме того, в столице сосредоточена  основная доля инфраструктурных звеньев  НИС (Национальной инновационной системы) – Парк высоких технологий, научно-исследовательские  центры и лаборатории, бизнес-центры, технопарки и т.д. Однако необходимо помнить о том, что развитие только центрального звена может привести к дисбалансу во всей цепочке инновационного пути, поэтому внимание также должно уделяться стимулированию инновационной активности областей [11].

Темпы увеличения затрат на инновации только в 2007 г. достигли 132,24% по отношению к 2006 г. Экономическая ситуация 2007–2009 гг., характеризующаяся уменьшением финансовых потоков по всем направлениям производственно-хозяйственной деятельности, также сказалась и на затратах на новшества и нововведения. В 2009 г. финансирование мероприятий, связанных с внедрением технологических инноваций в промышленный сектор Могилевской области, достигло своей наименьшей отметки – 44 882 млн руб., что по отношению к 2005 г. составило 28,62%, а к уровню 2007 г. – 18,56%. Однако уже в 2010 г. показатель затрат на инновационные разработки достиг показателя 2005 г., превысив его на 4,56%. Во многом это произошло благодаря деятельности свободной экономической зоны «Могилев» и реализации региональной научно-технической программы «Развитие Могилевской области» [2].

Эффективность инновационной деятельности должна оцениваться не столько количеством  инновационно активных организаций, затратами  на осуществление инноваций и  объемами отгруженной инновационной  продукции, сколько их соотношением и выявлением результативности самой  инновационной деятельности. Ведь в  любом экономическом процессе главным  показателем эффективности является окупаемость капиталовложений, и  он может сыграть решающую роль при  определении направлений финансирования и развития регионов.

 

 

Глава 3

Пути решения проблем и перспективы  развития инновационной деятельности в Республике Беларусь.

 

3.1 Проблемы инновационного развития

 

Инновационный характер развития мировой экономики  становится сегодня доминирующей тенденцией. Для того чтобы успешно развиваться, белорусским предприятиям необходимо создавать продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках. Инновационную направленность экономики необходимо кропотливо и тщательно создавать, для ее развития требуется ряд условий.

Выделяются сущностные аспекты инновационной деятельности:

-необходимость  масштабного финансирования;

-чрезвычайно  высокие риски;

-наличие институциональной инфраструктуры [4, c. 123-124].

Современные инновационные разработки требуют  значительных финансовых вложений. Инвестиции в инновации, кроме того, отличаются рисками, значительно превышающими средние – вероятность потерять финансовые вложения в случае, если они окажутся не в русле тенденций развития научно-технического прогресса, здесь очень высока. Поэтому инновационная деятельность во всем мире характеризуется определенным институциональным сопровождением. Ресурсы аккумулируются при посредничестве фондовых рынков и сосредотачиваются в специализированных финансовых учреждениях – венчурных фондах, инвестиционных банках и т. п. Риски хеджируются специализированными финансовыми учреждениями.

Для стран  с рыночной экономикой развитие инноваций  – это во многом естественный процесс развития частного бизнеса: инновации позволяют осуществить прорыв в уровне качества и конкурентоспособности продукции (услуг), завоевать на какой-то период времени (до нового технологического прорыва) определенный сегмент рынка. Поэтому в экономически развитых странах более 60 % совокупных затрат на исследования и разработки финансируется частным бизнесом.

Из 6 тысяч  определяющих технологий, используемых в настоящее время в экономике  Беларуси, 79 % относятся к традиционным, 15,8 % – к новым и только 5,2 % –  к высоким. Согласно статистическим данным, в настоящее время в  промышленности Республики Беларусь инновационно активные предприятия составляют менее 12 %. В странах ЕС среди инновационных  предприятий также выделяют: стратегических инноваторов – на их долю приходится 20 % всех инновационно активных предприятий; неустойчивых инноваторов – примерно 30 % предприятий; модификаторов технологий – 25 %; предприятия, использующие чужие  технологии, – около 20 % [2].

Информация о работе Инновационная деятельность и экономическое развитие государства