Инновационная стратегия управления туристическим бизнесом в эпоху глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие при формировании инновационной стратегии управления туристическим бизнесом в эпоху глобализации, направленной на повышение эффективности инноваций и инвестиций в сфере туризма, а также эффективность инвестиций в туристический бизнес с позиций растущих рыночных потребностей и возможностей инновационных методов в период глобализации экономики.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы стратегического управления туристическим бизнесом в современной экономике 9
1.1. Основные понятия и проблемы стратегического управления предприятиями, предоставляющими услуги 9
1.2. Система стратегического управления предприятием, специализирующимся на туристических услугах 13
1.3. Инновационная составляющая система стратегического управления предприятием, предоставляющим услуги 17
Глава 2. Методология формирования концепции управления инновационной деятельностью в туристическом бизнесе в эпоху глобализации 22
Заключение 26
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационная стратегия управления туристическим бизнесом в эпоху глобализации.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Современная экономика  формируется под активным влиянием информационных технологий, поскольку производительность и конкурентоспособность все больше зависят от способности участников рыночного процесса генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях. Информатизация экономика повлекла за собой явление глобализации, когда основные виды экономической деятельности, включая производство, потребление и циркуляция товаров и услуг, а также их составляющие (капитал, труд, сырье, организация, управление, информация, технология, рынки) организуются на основе информации о приоритетах этих составляющих в глобальных пространственных масштабах. Таким образом, информатизация экономики привела к тому, что в новых исторических условиях достижение определенного уровня производительности и существенных  конкурентных преимуществ возможно лишь в масштабах глобальной взаимосвязанной сети.

Новые информационные технологии интегрируют мир в  глобальных сетях инструментализма. Компьютерные коммуникации способствуют как развитию обширного множества  виртуальных сообществ, так и  стремлению человека воочию соприкоснуться с земными ценностями, заложенными в истории и географии, в поисках смысла жизни и духовности.

Глобализация  коммерческих интересов стала ещё  более разветвлённой, конкретной, адресной и высокодоходной. Из всех самых  доходных сфер мирового бизнеса, только туристический бизнес остаётся относительно разнородным, и до сих пор не был сконцентрирован в руках ограниченного количества национальных и международных компаний. Но сегодня эта тенденция все больше начинает затрагивать и туристический бизнес. Пришло время глобализации туризма, как сферы бизнеса. Наступает этап концентрации туристических структур, услуг и сервиса, а также концентрации очень высоких и сравнительно стабильных доходов, которые он ежегодно приносит многим государствам и множеству участников этого огромного международного рынка услуг. Велика вероятность того, что в скором времени туризм станет таким же замкнутым и корпоративным бизнесом, как, например, игровой бизнес.

В начале ХХI в. туризм приобрел по-настоящему глобальные масштабы. Туристские услуги стали самым «продаваемым» в мире продуктом, оставив позади себя важнейшие товары, определявшие до последнего времени структуру международной торговли. Туристская деятельность получила распространение практически во всех странах мира, за исключением лишь тех, которые охвачены военными конфликтами. Индустрия туризма и смежные отрасли (так называемый туристский сектор) дают работу все большему количеству людей, и для все большего числа жителей планеты туристские поездки и путешествия становятся основным видом проведения отдыха. Для многих государств, в том числе тех, которые входят в категорию мировых лидеров, туризм является важнейшим направлением экономического развития и главным источником финансовых доходов.

Мировая тенденция глобализации туризма пока ещё в меньшей степени коснулась России, но необходимость отстаивания российских коммерческих интересов на мировом рынке туризма диктует нам необходимость выработки стратегии интеграции в этот огромный и очень доходный сегмент мирового рынка услуг. Таким образом, российский туризм стоит на пороге коренных преобразований и те туристические компании, которые не только осознают одними из первых, но и своевременно подготовятся к стратегической интеграции в глобальную туристическую систему, получат возможность максимально выгодно использовать сложившуюся ситуацию в своих коммерческих интересах.

Таким образом, туризм должен стать одной из опорных  отраслей национального экономического развития, отвечая, таким образом, вызовам  глобализации. Это объективная необходимость, обусловленная особенностями экономического мироустройства и проблемами адаптации к ним хозяйственной системы России, а, значит, — соответствующей трансформации национальной экономики.

Безусловно, конкурентоспособность  на мировом рынке туристических услуг может быть обеспечена только при наличии внедрения отечественными компаниями инноваций, которые в большинстве случаев сопряжены с крупными инвестиционными вложениями. В этой связи тема исследования, направленная на формирование инновационной стратегии управления туристическим бизнесом в эпоху глобализации представляется весьма актуальной.

Объектом  исследования  являются крупные туристические компании как субъекты экономического рынка, реализующие инновации и взаимодействующие в эпоху глобализации со множеством рыночных экономических элементов и социальных субъектов, объединенных потоками инвестиций.

Предметом исследования являются организационно - экономические отношения, возникающие при формировании инновационной стратегии управления туристическим бизнесом в эпоху глобализации, направленной на повышение эффективности инноваций и инвестиций в сфере туризма, а также эффективность инвестиций в туристический бизнес с позиций растущих рыночных потребностей и возможностей инновационных методов в период глобализации экономики.

Цель  исследования  состоит в решении крупной народно-хозяйственной проблемы – разработка теоретико-методологических и методических основ стратегического управления инновационной деятельностью в туристическом бизнесе в эпоху глобализации.

Для достижения поставленной цели была сформулирована следующая совокупность научных  задач:

1) исследование  теоретико - методологические основ стратегического управления туристическим бизнесом в современной экономике, включая:

- выявление  основных проблем стратегического  управления предприятиями, предоставляющими  услуги,

- исследование  систем стратегического управления  туристическими компаниями,

- выделение  инновационной составляющей системы  стратегического управления предприятием, предоставляющим услуги;

2) разработка  методологии формирования концепции  управления инновационной деятельностью  в туристическом бизнесе в  эпоху глобализации, включая:

- определение  перспективных целей и стратегических  задач инновационной стратегии управления туристическим бизнесом,

- осуществление  информационно-аналитического моделирования  стратегического управления инновационной  деятельностью туристических компаний,

- исследование  методов разработки инновационных  стратегических управленческих  решений;

3) формирование  инновационных стратегий управления  туристическим бизнесом в эпоху  глобализации, включая:

- исследование  вопросов стратегического партнерство  туристических компаний как основа  роста их потенциала,

- формирование  стратегии развития инновационных ресурсов, повышающих инвестиционную привлекательность объектов туристического бизнеса,

- выявление  эффективных способов привлечения  стратегических инвестиций для  внедрения инноваций в объекты  туристического бизнеса;

4) разработка  механизмов реализации инновационных стратегий управления туристическим бизнесом, включая:

- формирование  механизма стратегического планирования  инновационной деятельности туристических  компаний,

- создание механизма  организации инновационной деятельности  туристических компаний,

- разработку  механизма контроля и корректировки  планов инновационного развития  туристических компаний;

5) разработка  системы стратегического управления  инвестиционными ресурсами туристической  компании при внедрении инноваций,  включая:

- оценку собственных ресурсов туристической компании при внедрении инноваций;

- выделение  специализированных методов стратегического  управления ресурсами туристической  компании при внедрении инноваций,

- разработку  стратегии ресурсного обмена  при внедрении инноваций в туристической компании в условиях глобализации.

Гипотеза  исследования предполагает, что в условиях жесткой конкурентной борьбы, насыщенности рынка и тенденций глобализации в мировой экономике, с учетом динамики концентрации туристических структур, услуг и сервиса, для российских туристических компаний, стремящихся не только достойно конкурировать с зарубежными компаниями, но и интегрироваться в глобальную туристическую систему необходимо формирование инновационной стратегии управления туристическим бизнесом.

Методы  исследования. Исследование вопросов методологии формирования инновационной стратегии управления туристическим бизнесом в эпоху глобализации осуществлялось в рамках диалектико-материалистического подхода, с применением структурно-функционального анализа, экономического анализа и экономико-математического моделирования, включая: общенаучные методы (системный анализ, комплексный анализ, дифференциацию и интеграцию (индукцию и дедукцию), программно-целевое планирование); статистические методы (корреляционного и регрессионного анализа); методы детерминированного и стохастического факторного анализа; методы оптимизации систем (линейного и динамического программирования, теории массового обслуживания, теории игр, теории исследования операций, управления запасами ресурсов, распознавания образов); анализа схем стратегического развития (методов GAP-анализа («продукт-рынок»), матрицы BCG, модели Томпсона и Стрикланда, портфельной матрицы Мак-Кинси DPM, модели ситуационного "SWOT-анализа", PEST-анализа и др.); методы, основанные на инструментах управления качеством; методы теории квалиметрии; методы комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности организации. Обработка информации осуществлялась с использованием оригинальных и стандартных программных продуктов, поддерживающих процедуры сбора, первичной обработки экспертных данных, их многомерного статистического анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретико-методологические  основы стратегического управления  туристическим бизнесом в современной  экономике

1.1. Основные понятия и проблемы стратегического управления предприятиями, предоставляющими услуги

 

 

 

В последние  десятилетия развитие информационно-технологической  революции способствовало формированию инновационной среды, где открытия и практические применения взаимодействовали и испытывались в повторяющемся процессе проб и ошибок и обучения на практике. Эта среда требует, невзирая на сетевую связь on-line пространственной концентрации не только исследовательских центров, институтов высшего образования, передовых технологических компаний, сети поставщиков товаров, но и существенной трансформации в сфере услуг, в том числе в туристическом бизнесе, который все более нуждается в венчурных инвестициях для осуществления инноваций.

Исходя из тенденций  глобализации экономики, в работе были рассмотрены теоретико-методологические основы стратегического управления туристическим бизнесом в современной экономике.

На первом этапе  рассмотрения этого вопроса в  работе были изучены основные проблемы стратегического управления предприятиями, предоставляющими услуги туристического бизнеса. При этом показано, что эффективное выявление основных проблем стратегического управления туристическим бизнесом может строиться на совместном использовании инструментов стратификации – расслоения проблемы на части и диаграммы Исикавы, предусматривающей выделение проблем по пяти направлениям: люди, оборудование, материалы, технологии и окружающая среда на микро и макроуровне.

В процессе проведенных  исследований в работе были выделены основные проблемы стратегического развития туристического бизнеса. В частности, показано, что последние два десятилетия в мире появилась экономика нового типа, именуемая информационной и глобальной, что определило ее отличительные черты и взаимосвязь между ними.

Во-первых, производительность и конкурентоспособность субъектов  экономики зависят в первую очередь  от их способности генерировать идеи, способные удовлетворить качественно  новые запросы потребителей на основе обработки и эффективного использования  информации, основанной на знаниях.

Во-вторых, сами инновации, основанные на создании новых  продуктов, использовании нового сырья, применении более совершенных технологий, освоении новых рынков и формировании более эффективных организационных  структур привели к созданию транснациональных корпораций (ТНК).  Благодаря консолидации ресурсов ТНК практически сразу превратились в огромную экономическую силу, формирующую на сегодня тенденции развития мировой экономики во многих областях. В результате основные виды экономической деятельности, включая производство, потребление и циркуляцию товаров и услуг, а также их составляющие (капитал, труд, сырье, управление, информация, технология, рынки) организовались в глобальном масштабе.

Таким образом, в новых исторических условиях сложились объективные условия, при которых достижение определенного уровня производительности и существование конкуренции возможно лишь внутри глобальной взаимосвязанной сети. Глобализация экономики предоставила необходимую материальную базу для формирования взаимосвязь между знаниями информации и их распространением (диффузией) в пространстве, сформировавшей новую, отличную от ранее существовавшей мировую экономическую систему.

Информация о работе Инновационная стратегия управления туристическим бизнесом в эпоху глобализации