Инновационная стратегия управления туристическим бизнесом в эпоху глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие при формировании инновационной стратегии управления туристическим бизнесом в эпоху глобализации, направленной на повышение эффективности инноваций и инвестиций в сфере туризма, а также эффективность инвестиций в туристический бизнес с позиций растущих рыночных потребностей и возможностей инновационных методов в период глобализации экономики.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы стратегического управления туристическим бизнесом в современной экономике 9
1.1. Основные понятия и проблемы стратегического управления предприятиями, предоставляющими услуги 9
1.2. Система стратегического управления предприятием, специализирующимся на туристических услугах 13
1.3. Инновационная составляющая система стратегического управления предприятием, предоставляющим услуги 17
Глава 2. Методология формирования концепции управления инновационной деятельностью в туристическом бизнесе в эпоху глобализации 22
Заключение 26
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационная стратегия управления туристическим бизнесом в эпоху глобализации.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Принцип рационального  сочетания унификации и эксклюзивности услуг. Разрабатывая систему управления инновационной деятельностью необходимо стремиться к тому, чтобы предлагаемые решения подходили, возможно, более  широкому спектру задач организации. Необходимо в каждом случае определять разумную степень унификации, при которой стремление к широкому охвату систем управления не приведёт к существенному усложнению типовых решений, но при этом сохраниться исключительность (эксклюзивность) предоставляемых услуг.

Исходя из выделенных принципов, в работе были определены перспективные цели и ключевые задачи реализации инновационной стратегии  управления туристическим бизнесом (табл.1).

В соответствии с выделенными принципами, перспективными целями и ключевыми задачами инновационной стратегии управления туристическим бизнесом в работе была сформирована информационно-аналитическая модель стратегического управления инновационной деятельностью туристических компаний.

Разработанная информационно-аналитическая модель стратегического управления инновационной деятельностью туристических компаний содержит три ключевых блока: исходной информации, аналитических расчетов и оценок, принимаемых инновационных решений (рис.3).

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Принципы, цели и задачи реализации инновационной стратегии управления туристическим бизнесом


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3. Информационно-аналитическая модель стратегического управления инновационной деятельностью туристической компании


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следует отметить, что по мере роста значимости инновационных составляющих стратегии возрастает значимость оценок по опционному подходу как признание перспектив развития туристической компании.

В результате анализа  оптимизационных вариантов в  качестве ключевого решения формируется комбинация рациональной совокупности инвестиционных проектов с использованием метода графа связей, который отражает направленность и силу влияния инвестиционно-инновационных проектов друг на друга. Результат этого влияния позволяет оценить силу синергетического эффекта инвестиционно-инновационная стратегии управления туристическим бизнесом в эпоху глобализации экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методология  формирования концепции управления  инновационной деятельностью в  туристическом бизнесе в эпоху  глобализации

 

 

При исследовании методов разработки инновационных  стратегических управленческих решений  в туристическом бизнесе выявлено, что положительный опыт стратегического  управления крупными туристическими компаниями и их партнерскими отношениями демонстрирует целесообразность предварительного разбиения бизнеса на проблемные комплексы. Выделение комплексов определяется направленностью реализуемых туристических услуг. С учетом динамики потребительских предпочтений, выделяемые комплексы не должны быть идентичны формальным бизнес-единицам. Они делятся по инновационной составляющей на основные (акцепторы) и обеспечивающие (доноры) с позиций инвестирования. При разработке управленческих решений необходимо совместное использование методов количественных и качественных оценок. При этом количественные методы целесообразно использовать преимущественно для оценки текущих процессов, а качественные методы (в том числе преобразуемые в количественные методом экспертных оценок) – в качестве преобладающих для оценки будущих событий. Алгоритм, определяющий состав и последовательность методов, используемых при разработке инновационных стратегических управленческих решений в туристическом бизнесе, приведен на рис.4.

 

 

 

 


 

 


 


 

 



 

 

 

 



 

 

 

Рис.4. Алгоритм, определяющий состав и последовательность методов, используемых при разработке инновационных стратегических управленческих решений в туристическом бизнесе.

Таким образом, в результате проведенных исследований были разработаны методологические основы формирования инновационной стратегии управления туристическим бизнесом в эпоху глобализации. В основе предложенного подхода предусматривается гибкая адаптация к изменяющимся запросам рынка с применением метода маршрутных карт за счет внедрения инноваций и диверсификации туристических услуг, рациональное использование внутренних ресурсов, укрупнение туристических бизнес - структур, наращивание объемов и доли туристических услуг в общем объеме товаров и услуг, предоставляемых населению.

В результате разработанная  концепция стратегического управления туристическим бизнесом, включает в качестве важнейших составляющих инновационную стратегию развития. Основными элементами этой стратегии являются:

- создание инноваций,  обеспечивающих мировую конкурентоспособность;

- поиск и  привлечение стратегических профильных инвесторов;

- поиск стратегических  партнеров, формирование механизмов  согласования стратегических интересов  и установление новых финансовых  зависимостей при взаиморасчетах  с ними;

- соблюдение  пределов стратегического равновесия между существующими и формируемыми направлениями туристических услуг компании.

При решении  задачи формирования инновационной  стратегии управления туристическим  бизнесом в эпоху глобализации на первом этапе рассматривался вопрос стратегического партнерства туристических компаний. Такое партнерство в условиях сильной насыщенности рынка туристических услуг все чаще рассматривается как основа роста потенциала туристических компаний.

Стратегическое  партнерство крупных туристических  компаний сегодня продиктовано складывающейся ситуацией на рынке, в частности, с предстоящей отменой лицензирования туристической деятельности и стремлением сократить риски за счет взаимодействия с крупными компаниями, имеющими хорошую репутацию на рынке.

Необходимость работать с надежными крупными агентскими сетями, способными реализовывать продукты крупных туристических брендов, является еще одной из объективных причины для консолидации сильных игроков на рынке.

После того как  стороны согласовали общие принципы работы, они разрабатывают тактику, определяют обязанности, порядок предоставления преференций по турам из традиционных и новых продуктовых линеек. Очевидно, что сегодняшний опыт стратегического партнерства в ближайшее время будет использован при разработке общего рыночного стандарта деятельности турагентов и туроператоров.

В работе показано, что стратегическое партнерство  туристических компаний как основа роста их потенциала, должно строиться  на принципах взаимного интереса и защиты от недружественного поглощения. При этом рациональное использование объединяемых ресурсов туристических компаний, с учетом интересов каждого из партнеров, может быть обеспечено применением метода сбалансированных показателей (Balanced Scorecard-BSC), схема которой приведена на рис.5.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

1. В процессе проведения  исследований установлено, основные  проблемы стратегического управления  предприятиями, предоставляющими  услуги туристического бизнеса  заключаются в следующем.

Во-первых, в долгосрочной перспективе туристическая компания не имеет возможность развиваться в соответствии с первоначальным планом. Неопределенность, присущая многим инновационным проектам, в случае с туристическим бизнесом особенно высока. В качестве ключевого фактора неопределенности здесь выступает сложность механизма взаимодействия туристической компании с окружающей средой. В основе успеха туристических компаний сегодня лежит не столько качество исходных планов, сколько гибкость управления в процессе реализации этих планов.

Во-вторых, анализ затрат-результатов, традиционно применяемый при оценке инвестиционных проектов, при реализации стратегических идей развития туристического бизнеса не позволяет определять социально-экономические выгоды от модернизирующего влияния туризма на развитие национальной экономики; от возможности экспериментировать с новыми моделями и механизмами управления комплексом туристических услуг, появляющимися в мировой практике; от способности туризма содействовать трансформации закрытой экономики государства в открытую по пути продвижения в единое (глобальное) мировое сообщество.

В-третьих, в условиях глобализации положительный эффект в развитии туристических компаний может быть достигнут, когда масштабы деятельности компании достигают определенной критической массы при условии  определенной стабильности национальной политики, экономики и законодательства.

В-четвертых, успех крупной  туристической компании в условиях глобализации определяется не столько  ее текущими экономическими показателями (в первую очередь рентабельностью) на внутреннем рынке, сколько ее международной конкурентоспособностью на фоне других туристических компаний.

В-пятых, каждому типу туристического бизнеса должен соответствовать  свой набор механизмов и инструментов реализации инновационных стратегий  управления туристическим бизнесом.

2. Установлено, что  основными составляющие стратегического управления предприятиями, предоставляющими услуги туристического бизнеса являются:

- благоприятное географическое  положение вблизи важнейших транспортных  магистралей и сетей,

- наличие в комплексе туристических продуктов, достопримечательностей, обладающих эксклюзивностью,

- наличие инфраструктуры, обладающей преимуществами по  сравнению с конкурентами,

- наличие благоприятной  социальной инфраструктуры, соответствующей  мировым стандартам,

- относительно дешевая,  но высококвалифицированная рабочая  сила,

- высокий уровень обеспечения  банковскими услугами и доступная  связь с международными финансовыми  центрами и рынками,

- комфортные услуги  связи и информации,

- благоприятная среда, создаваемая предоставлением комплекса различных сервисных услуг,

- минимум административно-бюрократических  препятствий,

- общая политическая  и социально-экономическая обстановка  в стране осуществления туристического  бизнеса.

3. Разработана концепция  стратегического управления туристическим бизнесом, включающая в качестве важнейших составляющих инновационную стратегию развития, основными элементами которой являются: создание инноваций, обеспечивающих мировую конкурентоспособность; поиск и привлечение стратегических профильных инвесторов; поиск стратегических партнеров, формирование механизмов согласования стратегических интересов и установление новых финансовых зависимостей при взаиморасчетах с ними; соблюдение пределов стратегического равновесия между существующими и формируемыми направлениями туристических услуг компании.

4. Разработаны методологические  основы формирования инновационной  стратегии управления туристическим  бизнесом в эпоху глобализации, предусматривающие гибкую адаптацию  к изменяющимся запросам рынка с применением метода маршрутных карт за счет внедрения инноваций и диверсификации туристических услуг, рациональное использование внутренних ресурсов, укрупнение туристических бизнес-структур, наращивание объемов и доли туристических услуг в общем объеме товаров и услуг, предоставляемых населению.

5. Выявлено, что положительный  опыт стратегического управления  крупными туристическими компаниями  и их партнерскими отношениями  демонстрирует целесообразность  разбиения бизнеса на проблемные  комплексы с использованием метода диаграммы древа. Выделяемые комплексы не идентичны формальным бизнес-единицам и делятся на по инновационной составляющей на основные (акцепторы) и обеспечивающие (доноры) с позиций инвестирования. Эффективность стратегического управления обеспечивается перетеканием инвестиционных ресурсов из высокодоходных краткосрочных комплексов в малодоходные в текущем периоде, но перспективные комплексы, способные обеспечить стратегическое развитие всей туристической компании. 

6. Разработана информационно-аналитическая модель стратегического управления инновационной деятельностью туристических компаний, позволяющая оперативно определять степень влияния каждого проблемного комплекса на текущее и перспективное финансовое состояние всей компании, что обеспечивает возможность не только выбора наиболее эффективных инвестиционных проектов, но и комбинаторного использования их рациональной совокупности с использованием метода графа связей.

Информация о работе Инновационная стратегия управления туристическим бизнесом в эпоху глобализации