Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 17:23, курсовая работа
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие при формировании инновационной стратегии управления туристическим бизнесом в эпоху глобализации, направленной на повышение эффективности инноваций и инвестиций в сфере туризма, а также эффективность инвестиций в туристический бизнес с позиций растущих рыночных потребностей и возможностей инновационных методов в период глобализации экономики.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы стратегического управления туристическим бизнесом в современной экономике 9
1.1. Основные понятия и проблемы стратегического управления предприятиями, предоставляющими услуги 9
1.2. Система стратегического управления предприятием, специализирующимся на туристических услугах 13
1.3. Инновационная составляющая система стратегического управления предприятием, предоставляющим услуги 17
Глава 2. Методология формирования концепции управления инновационной деятельностью в туристическом бизнесе в эпоху глобализации 22
Заключение 26
Список используемой литературы 31
Одновременно центр тяжести формирования ВНП развитых государств перешел из сферы материального производства в сферу услуг, предопределив значимость этого вида экономической деятельности для мировой экономики. При этом темп роста уровня производительности в сфере услуг в последние десятилетия, по крайней мере, не уступает аналогичным показателям в сфере материального производства.
Тенденции укрупнения
бизнеса с одновременным
Особое значение
вопрос о решении проблем
В процессе проведенных исследований были установлены следующие основные проблемы стратегического управления предприятиями, предоставляющими услуги туристического бизнеса.
Во-первых, в долгосрочной перспективе туристическая компания не имеет возможность развиваться в соответствии с первоначальным планом. Неопределенность, присущая многим инновационным проектам, в случае с туристическим бизнесом особенно высока. В качестве ключевого фактора неопределенности здесь выступает сложность механизма взаимодействия туристической компании с окружающей средой. В основе успеха туристических компаний сегодня лежит не столько качество исходных планов, сколько гибкость управления в процессе реализации этих планов.
Во-вторых, анализ затрат-результатов, традиционно применяемый при оценке инвестиционных проектов, при реализации стратегических идей развития туристического бизнеса не позволяет определять социально-экономические выгоды от модернизирующего влияния туризма на развитие национальной экономики; от возможности экспериментировать с новыми моделями и механизмами управления комплексом туристических услуг, появляющимися в мировой практике; от способности туризма содействовать трансформации закрытой экономики государства в открытую по пути продвижения в единое (глобальное) мировое сообщество.
В-третьих, в условиях глобализации положительный эффект в развитии туристических компаний может быть достигнут, когда масштабы деятельности компании достигают определенной критической массы при условии определенной стабильности национальной политики, экономики и законодательства.
В-четвертых, успех крупной туристической компании в условиях глобализации определяется не столько ее текущими экономическими показателями (в первую очередь рентабельностью) на внутреннем рынке, сколько ее международной конкурентоспособностью на фоне других туристических компаний. В-пятых, каждому типу туристического бизнеса должен соответствовать свой набор механизмов и инструментов реализации инновационных стратегий управления туристическим бизнесом.
1.2. Система
стратегического управления
С позиций основных
проблем стратегического
1. Благоприятное географическое положение вблизи важнейших транспортных магистралей и сетей.
Любая благоприятная
и даже уникальная природно-климатическая
зона в туристическом бизнесе
существенно теряет не столько в
цене услуг, сколько в их обороте
в связи с недостаточным
2. Наличие в
комплексе туристических
Наличие не только
природных
3. Наличие инфраструктуры, обладающей преимуществами по сравнению с конкурентами.
Мотив удобства и комфорта как поддерживающая составляющая при принятии решения по основному мотиву, обеспечивает конкурентное преимущество в случае равенства последних.
4. Наличие благоприятной социальной инфраструктуры, соответствующей мировым стандартам.
Мотивы обеспеченности социальной инфраструктурой лучшей, чем у конкурентов, формирует у клиентов не только уверенность в защищенности, но и обеспечивает потребителям возможность оценить свой высокий статус.
5. Относительно
дешевая, но
С одной стороны, высококвалифицированная рабочая сила формирует не только внутреннюю конкуренцию, но и обеспечивает рост квалификации персонала за счет соревновательности, наставничества и обмена опытом со специалистами, мигрирующими из регионов с более дешевой рабочей силой. С другой стороны, в сфере услуг удешевление рабочей силы без потери качества обслуживания ведет к существенному росту рентабельности деятельности.
6. Высокий уровень
обеспечения банковскими
Современный «синдром менеджера» требует обязательного учета этой составляющей современной жизни многих клиентов в деятельности туристических компаний. Обеспечение инновационных рабочих мест удаленного доступа к мировым финансовым институтам становится обязательной составляющей конкурентоспособной деятельности туристических компаний.
7. Комфортные услуги связи и информации.
В современном информационном обществе все большее значение приобретает не только и не столько количество (ассортимент) предоставляемых клиентам туристических компаний услуг связи и информации, сколько качество этих услуг, включая комфорт.
8. Благоприятная
среда, создаваемая
Расширение спектра услуг не только в рамках непосредственно туристической деятельности, но в сфере дополнительных сопутствующих и не сопутствующих услуг улучшает условия туристического отдыха и повышает инвестиционную привлекательность туристического бизнеса в целом.
9. Минимум административно-
Наличие существенных административных барьеров, начиная от оформления виз и заканчивая заселением в места проживания, может стать серьезным препятствием для развития туристического бизнеса.
10. Общая политическая и социально-экономическая обстановка в стране осуществления туристического бизнеса.
Не смотря на процессы глобализации, потребитель при принятии решения о выборе объекта туристического бизнеса первостепенное значение придает общей политической и социально-экономической обстановке в стране. Поэтому туристические компании при расширении своего бизнеса в рамках ТНК, а также при установлении партнерских отношений вынуждены отталкиваться от макро факторов политического и социально-экономического характера.
Опираясь на перечисленные факторы, систему стратегического управления предприятием, специализирующимся на туристических услугах представим в виде схемы комплексов рис.1.
Выделяя в общей
системе стратегического
В результате исследования теоретико-методологических основ стратегического управления туристическим бизнесом в современной экономике в работе была обоснована необходимость развития методологии формирования концепции управления инновационной деятельностью в туристическом бизнесе в эпоху глобализации.
Рис.1. Система стратегического управления предприятием, специализирующимся на туристических услугах
Рис.2. Инновационная составляющая система стратегического управления предприятием , предоставляющим услуги туристического бизнеса
Исследования показали, что в прогнозируемом стратегическом периоде (10 лет) инновационный комплекс стратегического управления предприятием, предоставляющим услуги туристического бизнеса, будет развиваться в соответствии с аутсайдерской концепцией. Это означает привлечение в туристический бизнес инноваций различной направленности (в том числе, использование новых интеллектуальных материалов и знаний для предоставления туристических услуг, создание и использование новых технологий туристического бизнеса, создание и внедрение новых туристических продуктов), способных создать по возможности глубокие и продолжительные конкурентные преимущества и обеспечить максимальную прибыль. При этом в туристический бизнес на временной основе целесообразно вовлечь и владельцев инноваций на условиях выплаты роялти.
Финансово-инвестиционный комплекс в прогнозируемом стратегическом периоде инновационного развития при стратегическом управлении предприятием, предоставляющим услуги туристического бизнеса, будет развиваться в соответствии с инсайдерской концепцией. Это означает, что основной задачей управления будет формирование и управление новыми финансовыми зависимостями при работе с контрагентами с целью расширения бизнеса через слияния и поглощения и наращивания рыночной стоимости туристической компании как участника мирового рынка.
1.3. Инновационная
составляющая система
При рассмотрении вопросов формирования концепции управления инновационной деятельностью в туристическом бизнесе в эпоху глобализации в работе на первом этапе решался вопрос определения перспективных целей и ключевых задач инновационной стратегии управления туристическим бизнесом. Для определения стратегических целей и задач управления туристическим бизнесом в работе были выявлены основные принципы управления, отражающие общие закономерности для туристических компаний различных компаний. К этим принципам в современных условиях глобализации экономики относятся.
Принцип международной
Принцип новых
задач означает, что в условиях
ускорения отраслевых производственных
циклов стратегически система
Принцип системного подхода и комплексности задач. Проектирование систем стратегического управления инновационной деятельностью в туристическом бизнесе должно основываться на системном анализе как объектов инноваций, так и процессов инвестирования при управлении ими. Это означает необходимость определения целей и критериев эффективности функционирования системы стратегического управления, анализа структуры процесса управления, вскрывающего весь комплекс вопросов, которые необходимо решить для того, чтобы проектируемая система наилучшим образом соответствовала установленным целям и критериям. При этом большинство процессов управления инновационной деятельностью взаимосвязаны и поэтому не могут быть сведены к простому независимому набору отдельных задач.
Принцип реинжиниринга. Этот принцип означает непрерывное развитие туристической компании как системы. При этом основные идеи построения, структура и конкретные решения системы управления должны позволять относительно просто настраивать туристическую компанию на решение задач, возникающих уже в процессе предоставления комплекса услуг, в результате подключения новых направлений деятельности, расширения и модернизации уже предоставляемых услуг, их информационного обеспечения и т.д.
Принцип единства и актуализации информационной базы означает, что в системе стратегического управления должна накапливаться и постоянно обновляться информация о спросе и предложении туристических услуг, необходимая для решения не какой-то одной или нескольких задач, а всей совокупности задач управления туристической компанией.
Принцип согласования пропускной способности различных звеньев системы. Скорость предоставления услуг в различных звеньях туристической компании должна быть согласована таким образом, чтобы избежать «узких мест»: перегрузок звеньев системы или существенных простоев звеньев, приводящих к неэффективному их использованию в туристическом комплексе.
Информация о работе Инновационная стратегия управления туристическим бизнесом в эпоху глобализации