Содержание
Введение
Иностранные инвестиции, являются
фактором экономического роста, дополнительным
источником капитальных вложений в национальное
производство товаров и услуг, сопровождаемых
передачей технологий, ноу-хау, новейших
методов менеджмента и меняющих структуру,
динамику развития экономики страны-реципиента
капитала. В условиях глобализации с увеличением
масштабов международного перемещения
капитала роль инвестиций, как важного
фактора экономического развития возрастает,
что обусловливает актуальность исследования
влияния иностранного сектора на экономику
страны-импортера капитала и обоснования
инвестиционной политики России в отношении
зарубежных инвесторов.
Проблема привлечения иностранных
инвестиций в российскую экономику существует,
многие десятилетия и продолжает сохранять
свою значимость до настоящего времени.
Несмотря на активизацию деятельности
иностранных инвесторов в экономике России
в трансформационный период, страна проигрывает
многим государствам по объёмам привлекаемого
зарубежного капитала. В современных условиях
глобализации повышается влияние иностранного
сектора на важнейшие макроэкономические
показатели и разработки методических
подходов к оценке вклада зарубежных капиталовложений
в экономическое развитие и усиление конкурентных
позиций страны на мировых рынках. Также
возрастает потребность в обосновании
эффективной государственной инвестиционной
политики, которая позволит увеличить
отдачу иностранных инвестиций, прежде
всего, выражаемую в темпах прироста ВВП
России, улучшить качество управления
инвестиционными процессами, создать
дополнительные экономические стимулы
для развития предпринимательства.
Перспективным направлением
развития международного инвестиционного
сотрудничества России является возрастание
роли и, вместе с тем, экономической компетенции
регионов. Выработка мероприятий по улучшению
инвестиционного климата регионов позволяет
местным правительствам привлечь иностранный
капитал в целях повышения конкурентоспособности
региональных хозяйственных комплексов
и увеличения темпов экономического роста.
Объект исследования: влияние
иностранного капитала на развитие рыночной
экономики;
Предмет исследования: иностранный капитал,
в формировании рыночной экономики;
Цель: определить роль иностранного капитала
в формировании и развитии рыночной экономики;
Задачи:
- выявить сущность иностранного
капитала;
- показать влияние иностранного
капитала на рыночную экономику;
- обозначить проблемы и пути
повышения привлекательности России для
иностранных инвесторов.
Методы исследования: сравнение, экономический
анализ.
Источники информации: книги, журналы, интернет-источники
,
нормативно-правовые акты.
Глава 1. Сущность иностранного
капитала
1.1 Понятие иностранного
капитала
Международное движение капитала – многосторонний
процесс. Одной из составляющих этого
движения являются международные инвестиции,
к которым относятся долгосрочные вложения
капитала в различные отрасли мирового
хозяйства с целью получения прибыли.
Однако, необходимо учитывать, что осуществление
инвестиций должно быть взаимовыгодным
процессом, то есть приносить прибыль
как получателю, которому направляются
инвестиции, так и корпорации - инвестору.
Экономический смысл привлечения иностранного
капитала в Россию заключается в том, что
вместе с ним в национальную экономику
приносятся новые технологии и формы организации
производства и бизнеса, и именно они обеспечивают
принципиально иной и более значительный
экономический эффект по сравнению с возможностями
отечественного предпринимательства.
Это главный факт, который служит основанием
при принятии решения об открытии национальных
границ для массового притока зарубежных
капиталов.
В экономической теории выделяются
следующие основные функции инвестиций:
1. Регулирующая. Инвестиции
способны корректировать процессы воспроизводства
капитала и поддержание темпов их роста,
развитие наиболее важных ключевых отраслей
хозяйства, структурную перестройку экономики,
ускорение научно-технического прогресса
и улучшать социальное благосостояние.
Их регулирующая функция, фактически,
распространяется не только на процессы
производства, накопления и потребления,
но и на естественно-технические и социальные
явления, на развитие инфраструктуры,
то есть пронизывать все уровни и сферы
жизнедеятельности общества.
2. Распределительная. Посредством
инвестирования, в сущности, осуществляется
распределение созданного общественного
продукта в его денежной форме между отдельными
собственниками, уровнями и сферами общественного
производства, видами деятельности. Характер
распределительных процессов непосредственно
зависит от целевых ориентиров, приоритетов,
поставленных государством задач. При
этом инвестирование, как реализация отношений
распределения, соответствует целям жизнедеятельности
общества, выражает форму присвоения экономических
благ, а также используется как способ
разрешения общественных противоречий.
3. Стимулирующая. Инвестирование
ориентировано на обновление средств
производства, на активизацию самых подвижных
и быстроизменяющихся его элементов, на
развитие науки и техники. В этой своей
роли инвестиции, по сути, обслуживают
развитие как таковое, определяют его
темпы роста и качественные характеристики.
4. Индикативная. Реализация
этой функции инвестиций позволяет контролировать
движение к цели, то есть вырабатывать
такие регулирующие механизмы, которые
обеспечивают, как минимум, равновесное
состояние экономической системы.
Инвестиции связаны с формами
собственности и их преобразованием. Вложение
средств в определенный объект дает лицу,
осуществившему вложение, именуемому
инвестором, основание для получения прав
собственности на этот объект, возможность
распоряжаться объектом.
В мировой практике выделяют
три основные формы зарубежного инвестирования:
Прямые, или реальные, инвестиции
(помещение капитала в промышленность,
торговлю, сферу услуг, непосредственно
в предприятия). Эта форма вложений дает
инвестору непосредственное право собственности
на ценные бумаги или имущество и контроль
над ними
Портфельные, или финансовые,
инвестиции (инвестиции в иностранные
акции, облигации и иные ценные бумаги).
Портфельные инвестиции – основной источник
средств, для финансирования акций, выпускаемых
предприятиями, крупными корпорациями
и частными банками. Посредниками же при
зарубежных портфельных инвестициях в
основном выступают инвестиционные банки
(посреднические организации на рынке
ценных бумаг, занимающиеся финансированием
долгосрочных вложений).
Прочие инвестиции (среднесрочные
и долгосрочные международные кредиты
и займы ссудного капитала промышленным
и торговым корпорациям, банкам и другим
финансовым учреждениям).
Таким образом, инвестиции являются
неотъемлемой частью современных экономических
отношений, которые постоянно развиваются
и требуют своего дальнейшего изучения.
При этом, важной особенностью инвестиционной
деятельности можно считать возможность
обеспечения с ее помощью устойчивого
развития различных отраслей хозяйства,
и в конечном счете, всей жизнедеятельности
общества – как для стран-доноров, так
и стран-реципиентов.[1][10].
1.2 Россия на рынке
иностранного капитала
России, как и для многих других государств,
жизненно необходимо участвовать в международном
движении капитала. Для развития экономики
страны необходим приток денежных средств
извне, а потому Россия и оказывается вовлеченной
в процесс мирового перелива капиталов.
Так как Россия является страной с переходной
экономикой, она неизбежно будет нуждаться
в иностранных инвестициях, так , как они:
1) ускоряют структурную перестройку
экономики;
2) дают возможность для создания
дополнительных рабочих мест;
3) ускоряют научно технический
прогресс;
4) добавляют конкурентные преимущества
по сравнению с другими государствами,
находящимися на этой же стадии развития;
5) способствуют интеграции экономики
в мировую систему;
6) положительно влияют на международный
престиж страны.
Опыт ныне развитых стран свидетельствует
о необходимости последовательной, партнёрской
политики защиты отечественного частного
капитала от поглощения капиталом иностранным.
Критериями успешности всегда выступают
увеличение рабочих мест, создаваемых
в значительной части средними и малыми
предпринимателями, и, что не менее важно,
достижение конкурентоспособности на
мировом рынке широкого слоя отечественных
производителей.
Российская специфика состоит
именно в том, что эта бизнес-прослойка
политически не оформлена, и потому её
интересы отражаются в государственной
политике скорее на уровне деклараций.
С другой стороны, вполне объяснимы
ностальгические мечты об огосударствлении
внешнеэкономической деятельности: в
стране возникли серьёзные трудности
из-за лавинного расширения круга деловых
людей, вовлечённых в международный бизнес.
Проблема, по существу, вышла за рамки
регулирования иностранного предпринимательства
на уровень государственной идеологии.
На ранних стадиях трансформации
постсоветское государство фактически
упустило возможность привести в промышленность
значительные иностранные прямые инвестиции.
Действующие в России иностранные корпорации
предпочитают пока краткосрочные финансовые
вложения и преимущественно в добывающие
и металлургические отрасли. Помимо этого
в настоящий период в нашу страну поступают:
- средний и мелкий иностранный
капитал, привлекаемый высокой рентабельностью
и быстрой окупаемостью отдельных проектов
в торговле, строительстве и сфере услуг.
Прибыльность перекрывает риски инвесторов
, пока ещё присущие инвестиционному климату
России;
- инвестиции от представителей
российской диаспоры в зарубежных
странах, а также оффшорных компаний,
вкладывающих в Россию незаконно
вывезенный и легализованный
за рубежом капитал. Для таких
инвесторов риски существенно
снижены за счёт знания местной
специфики и обширных деловых
и статусных контактов.
Подобные инвестиции не служат
насущной потребности технического обновления
экономики за некоторым исключением -
например, массовой "мобильной" телефонизации
населения; но и здесь в основном присутствует
так называемый серый капитал мирового
капитализма. Вне отраслей ВПК в России
почти отсутствуют бизнес-структуры, способные
на коммерческой основе принять иностранные
высокие технологии. А для национальных
военно-промышленных компаний коммерция
на технологическом поприще не главная
задача.
Стратегические ограничения
иностранного капитала в оборонной промышленности
России, вплоть до запретительных мер,
вполне логичны из соображений национальной
безопасности: государственный сектор
отечественной тяжёлой промышленности
требует защиты от недружественного поглощения.
Таким образом, сложилось, что за отраслями
российского ВПК зафиксированы основные
патенты и ноу-хау в сфере высоких технологий.
Поэтому наряду с ограничением "внешнего"
влияния транснациональных корпораций
желательно избежать "внутреннего"
давления государственных предприятий
ВПК, в сторону расширительного понимания
"стратегических ограничений", имея
в виду облегчить продвижение на мировой
рынок отечественных технологий гражданского
и двойного назначения.
Сейчас методы давления ВПК
на все ветви и уровни российской власти
поистине безграничны. Между тем имеется
мировой опыт регулирования правил и условий
лоббирования интересов в инвестиционной
деятельности - в основном это законодательно
закреплённая подотчётность заинтересованных
фирм и физических лиц в денежных и материальных
ресурсах, затраченных ими на сопровождение
инвестиционных проектов и получение
государственных ресурсов.
К несомненно закрытым для иностранного
капитала стратегическим сферам можно
отнести лишь чисто военные технологии,
что и делается во всём мире, однако с разной
степенью. В стране накоплен значительный
невостребованный потенциал инженерно
образованных специалистов, который неэффективно
используется в рамках государственных
компаний, но может влиться в формирующиеся
структуры малого и среднего инновационного
бизнеса. Желательно направить прямые
иностранные инвестиции на техническую
помощь в подготовке кадров и на привлечение
новых технологий (в форме технопарков,
экономических зон).[5]
Глава 2. Влияние иностранного
капитала на рыночную экономику
2.1 Влияние предприятий
с иностранными инвестициями
на экономику России
Иностранные инвестиции играют
важную роль в развитии экономики любой
страны, включая Россию.
Правовое регулирование
иностранных инвестиций на территории РФ осуществляется
Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 106-ФЗ
«Об иностранных инвестициях в Российской
Федерации» с последующими изменениями
и дополнениями, другими законами и правовыми
актами, а также международными договорами.
Согласно ст. 2 настоящего Закона иностранная инвестиция
— это вложение иностранного капитала
в объект предпринимательской деятельности
на территории РФ в виде объектов гражданских
прав, принадлежащих иностранному инвестору,
если такие объекты гражданских прав не
изъяты из оборота или не ограничены в
обороте в РФ в соответствии с федеральными
законами, в том числе денег, ценных бумаг
(в иностранной и местной валюте), иного
имущества, имущественных прав, имеющих
денежную оценку, исключительных прав
на результаты интеллектуальной деятельности
(интеллектуальную собственность), а также
услуг и информации.[4]
Под прямыми иностранными инвестициями
понимается:
вложение капитала в основные
фонды филиала иностранного юридического липа, создаваемого
на территории РФ;
осуществление на территории
РФ иностранным инвестором как арендодателем
финансовой аренды (лизинга) оборудования,
указанного в разделах XVI и XVII Товарной
номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых
Государств (ТН ВЭД СНГ).