Иностранный капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Иностранные инвестиции, являются фактором экономического роста, дополнительным источником капитальных вложений в национальное производство товаров и услуг, сопровождаемых передачей технологий, ноу-хау, новейших методов менеджмента и меняющих структуру, динамику развития экономики страны-реципиента капитала. В условиях глобализации с увеличением масштабов международного перемещения капитала роль инвестиций, как важного фактора экономического развития возрастает, что обусловливает актуальность исследования влияния иностранного сектора на экономику страны-импортера капитала и обоснования инвестиционной политики России в отношении зарубежных инвесторов.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность иностранного капитала 5
1.1 Понятие иностранного капитала 5
1.2 Россия на рынке иностранного капитала 7
Глава 2. Влияние иностранного капитала на рыночную экономику 11
2.1 Влияние предприятий с иностранными инвестициями на экономику России 11
2.2. Инвестиции российских предприятий в экономику других государств 15
Глава 3. Проблемы и пути повышения привлекательности России для иностранных инвесторов 25
3.1. Причины оттока капитала из России 25
3.2. Методы (способы) привлечения инвесторов из-за рубежа 30
Заключение 34
Список используемых источников 37

Вложенные файлы: 1 файл

Вся Курсовая 2.docx

— 83.85 Кб (Скачать файл)

Инвестиционная программа «Лукойл-Нефтехим», направленная в запуск производства хлора и каустической соды на «Карпатнефтехиме» рассчитана на 2 года. Общая стоимость проекта составляет 113,5 млн. долл.

Российская торговая розничная компания «Вестер» в 2008 году инвестировала около 41 млн. долл. для открытия в Украине 13 торговых объектов общей площадью более 45 тыс. кв. м в Харькове, Мариуполе, Севастополь, Хмельницкий, а также в Львовской и Днепропетровской областях.Компания «Металлоинвест» предлагает создать совместное с украинской стороной предприятие для достройки Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд (Кировоградской область). Для завершения строительства и ввода в эксплуатацию первой очереди комбината необходимо около 200 млн. долларов. Строительная компания ЗАО «Интеко» участвует в строительстве в Киеве жилого и торгового комплексов. Стоимость проекта около 350 млн. долл. США. «Лукойл» планирует до конца 2014 года инвестировать 500 млн. долл. США в модернизацию Одесского НПЗ, 200 млн. долл. США на развитие собственных АЗС. В течение 2009 года заметно увеличились инвестиции из Российской Федерации в

финансовую деятельность, строительство, гостинично-ресторанный бизнес, оптовую торговлю.

3. Инвестиции в  Армению

Объем инвестиций из России в Армению составил 192 млн. долл., или 2,1% от всех инвестиций в страны СНГ, это составляет 53,2% от всего объема иностранных инвестиций в реальный сектор Армении и 50,4% от прямых инвестиций. По сравнению с 2008 годом инвестиции из России увеличились в 2,1 раза, а прямые инвестиции – в 1,9 раза. По совокупному объему инвестиций, а также по величине прямых инвестиций в Армению в 2008 году Россия занимает первое место. Российские инвесторы большую часть своих средств направили в сферу производства и распределения электроэнергии, газа, горячей воды и пара, в сферу связи и в металлургическую промышленность.

Инвестиции, также были произведены в такие сферы, как предоставление частных услуг, организация отдыха, развлечений, деятельность культуры и спорта, предоставление потребителям других видов услуг и др.

Общий объем иностранных инвестиций в экономику Армении за 2008 году составил 845,4 млн. долл., из которых 582,3 млн. долл. составили прямые инвестиции в реальный сектор. По состоянию на начало 2008 года

чистый объем накопленных иностранных инвестиций в Армении превысил 2,6 млрд долл., из которых более 1,4 млрд долл. пришлось на долю России (прямые инвестиции, соответственно, составили 2,1 млрд долл. и 1 млрд долл.).

 

 

 

4. Инвестиции в  Узбекистан 

Объем инвестиций из России в Узбекистан составил 87 млн долл., или 0,9% от всех инвестиций в страны СНГ. Первостепенное значение в российско-узбекских отношениях имеет взаимодействие в инвестиционной сфере, в том числе через осуществление масштабных совместных проектов в отраслях топливно-энергетического комплекса, включая совместное проведение геологоразведочных работ и освоение на территории Узбекистана месторождений углеводородного сырья и его транспортировку.

Реализуются также крупные инвестиционные проекты в рамках программы развития, модернизации, технического и технологического перевооружения основных отраслей промышленности Республики. Это энергетика, самолетостроение, сельское хозяйство и многие другие. На долю России приходится более 40 процентов всех иностранных инвестиций, приходящих в Узбекистан (свыше 3 млрд. долл.). Так, в стране успешно осуществляется инвестиционная деятельность таких российских компаний как ЗАО «Зарубежнефтегаз» (дочернее предприятие ОАО «Газпром»), ОАО «Лукойл», ОАО «Стройтрансгаз», МГНК «Союзнефтегаз» . Ярким тому подтверждением является сдача в промышленную эксплуатацию «Лукойл Оверсиз» совместно НХК «Узбекнефтегаз» газового промысла Хаузак в Бухарской области Узбекистана. На очереди - ввод участка Кандым. Инвестпроект оценивается более чем в 2 млрд. долл. Примером динамичного продвижения российских инвестиций в Республике является область информационно-коммуникационных технологий. В частности, объем инвестиций ОАО «Мобильные ТелеСистемы» в узбекскую экономику составил около 250 млн.долл., другая российская компания - «Вымпелком» - намерена вложить в развитие сотовой связи 150 млн.долл. Успешно работают на узбекском рынке российские компании «Вимм Биль Данн», «Балтимор», «Евроцемент групп» и др. Развивается опыт реализации инвестиционных проектов на трехсторонней основе.

Например, российский Западно-Уральский машиностроительный концерн и китайская госкомпания CITIC начали в нынешнем году строительство в Узбекистане завода по производству калийных удобрений (объем инвестиций 124 млн. долл.). Поступательно развивается сотрудничество в области сельского хозяйства.

Российским ОАО «Агромашхолдинг» подписано соглашение, предусматривающее участие сторон в укреплении и развитии технической базы республики путем разработки и реализации проектов по созданию новых конкурентоспособных видов сельскохозяйственной техники. Только в последние годы в Узбекистан поступили свыше двух тысяч волгоградских тракторов, другие машины и оборудование.

К настоящему времени на территории Узбекистана действуют 328 предприятий с участием российского капитала, из них 45 со 100%-ной российской инвестицией и 283 совместных предприятий. В Агентстве внешнеэкономических связей Республики Узбекистан аккредитованы представительства 51 российских фирм. Кроме того, поставлено на учет 231 предприятие, созданное при участии резидентов Республики Узбекистан на территории России. Основная доля действующих совместных предприятий с участием российского капитала приходится на Ташкент, Ташкентскую, Самаркандскую, Бухарскую области, а также регион Ферганской долины.

Среди наиболее успешно действующих предприятий с российскими инвестициями на территории Узбекистана можно отметить следующие: СП «Факел» в Ферганской области по производство оборудования для нефтегазовой промышленности; СП «Галляарал Балтимор» по переработки томата; СП «Сиб Нам» по выпуску технических трубок; СП «Шифо» по производству одноразовых шприцев; СП «Намточ» по выпуску газовых счетчиков; СП «Петроконцентрат» по выпуску томатной пасты; СП «Сладкий мир» по производству кондитерских изделий; СП «Farvar» по выпуску ликероводочных изделий; СП «КорРосмаргарин» по производству маргарина, а также СП «КорРоссельмаш» по предоставлению услуг в сфере ремонта и обслуживания сельскохозяйственной техники .Глобализация мировой экономики является определяющим явлением развития современного мира. Наиболее важным фактором глобализации, и ее двигателем являются прямые иностранные инвестиции, то есть вывоз капитала с целью приобретения, контроля и управления реальной зарубежной собственностью и получения от нее доходов. Эти инвестиции имеют долгосрочный и стратегический характер.

Российский бизнес уже достиг того уровня развития, когда, помимо инвестиций в свою страну для обеспечения конкурентоспособности на мировом уровне, для интегрирования в международное экономическое пространство ему становится необходимо вкладывать средства за рубежом, превращаться в бизнес транснациональный.

Экономическое доминирование России в странах СНГ неизбежно по трем причинам.

- Во-первых, Россия является  самым крупным и практически  самым развитым рынком региона, ее также объединяет с другими  странами язык, общая история  и общая терпимость к существованию  непрозрачных корпоративных структур и непростой политической ситуации.

- Во-вторых, найдется не  так уж много иностранных инвесторов  из других стран, годовых рискнуть  своими деньгами на непростых  рынках стран СНГ. И, в-третьих, развал  Советского Союза привел к  распаду гигантских производственных  комбинатов, которые стремятся к  восстановлению жизненно важных связей в области снабжения и сбыта.

В результате действия этих естественных причин российские инвесторы, как правило, находят радушный прием на рынках СНГ. Всегда ли российские инвестиции приносили пользу местным компаниям — вопрос более сложный. К безусловным плюсам относится то, что российские компании приносят с собой новый капитал и упрощенный доступ на российский рынок.

Но особые связи между представителями бизнес-структур СНГ могут служить препятствием конкурентоспособности на мировых рынках. Слияние с российскими компаниями может стать причиной сохранения непрозрачных методов ведения дел, авторитарного стиля руководства и слабого корпоративного управления. Это укрепит компании скорее на региональном, чем на мировом уровне, что является недостатком для амбиционных компаний, которые хотят мыслить и действовать в глобальном масштабе.

В условиях, когда интерес российского частного капитала к СНГ увеличивается, весьма важно обеспечить ему приемлемые условия для инвестирования в СНГ. Стратегически главной задачей при этом может быть создание общего рынка капиталов в рамках СНГ, где бесспорным лидером является российский капитал. Однако общий рынок капиталов является для большинства стран-участниц СНГ достаточно далекой стратегической перспективой как из-за недостаточно тесных связей в сфере вывоза капитала в настоящее время, так и различий в достигнутых уровнях рыночных отношений. Главной тактической задачей для России является использование существующих предпосылок, в том числе законодательных, для укрепления позиций российского частного капитала в странах СНГ.

Межгосударственный экономический комитет Экономического союза СНГ разработал Конвенцию о защите прав инвестора, дающую инвесторам из стран СНГ четко выраженные стандартные права. Конвенция содержит более подробную, чем Соглашение, терминологическую основу; формулирует основные принципы защиты прав инвестора; определяет гарантии от изменения законодательства, реквизиции и конфискации; закрепляет меры по компенсации за нанесенный инвестором ущерб; устанавливает порядок разрешения споров в связи с осуществлением инвестиций.

Мировая практика показывает, что соглашения о защите инвестиций (в сущности, на защиту инвестиций и нацелены типичные двусторонние инвестиционные соглашения) важнее для частного иностранного инвестора, чем соглашения о сотрудничестве в инвестиционной сфере. МЭК подготовил также Конвенцию о ТНК, однако и эти документы еще не приняты.

В целях усиления защиты российских инвесторов целесообразно заключить двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений между Россией и всеми другими странами СНГ (по принятому в России типовому проекту). Российский инвестор в любом случае должен быть уверен, что в случае выхода страны приложения его капитала из СНГ его права остаются надежно защищенными на межгосударственном уровне. Важной предпосылкой для роста российских предпринимательских инвестиций в СНГ может быть страхование российских инвестиций за рубежом. Оно должно, в первую очередь, поддерживать инвестиции в СНГ, так как именно в этих странах потенциально высокая привлекательность сосуществует с высоким политическим риском.[9]

 

Глава 3. Проблемы и пути повышения привлекательности  России  для иностранных инвесторов

3.1. Причины оттока капитала из России

 

Мотивы владельцев «убегающего» капитала очевидны: они стремятся сберечь свои накопления, получить более высокий доход, сократить налоговое бремя, оградить ресурсы от возможных экономических и политических рисков. Но мотивы и причины - не одно и то же. Мотив - более сложный элемент системы и включает в себя поведение человека, его психологию, отношение к своей стране и другие факторы. Несомненно, основные причины бегства капиталов за пределы страны лежат в экономической сфере и объясняются экономическими интересами собственников или владельцев бегущих капиталов. По вопросу причин существования этого явления высказано громадное количество авторитетных мнений. Часто в главном они сходятся, хотя наблюдаются и различия в позициях. Продемонстрирую основной спектр мнений.

Бегство капиталов определяют основные причины: 

- общие неблагоприятные  условия формирования экономического  и инвестиционного климата в  стране (падение темпов роста  и инвестиционной активности, нарастание  политической нестабильности, сокращение  емкости рынка, высокий бюджетный  дефицит, слабость национальной  валюты, неразвитость инфраструктуры финансовых рынков и др.);

- чрезмерно энергичные  меры и рецепты по либерализации  российской экономики, навязанные  нам по линии мировых финансовых  институтов, прежде всего МВФ;

- последствия проводимого  в стране хозяйственного курса, в том числе во внешнеэкономической  сфере: возрастание налогового бремени, девальвация национальной валюты, жесткая кредитная политика и др. (политика завышенного курса рубля, длительное время проводимая Центральным Банком РФ, стимулирует вложение средств в дешевый доллар и отток капитала из страны);

- чрезмерно высокий уровень  фискальных ставок и неэффективность  системы начисления и взимания  налогов, низкое качество налогового  законодательства;

- недоверие бизнеса к  правительству, а населения - к банкам  и иным финансовым институтам, деятельность которых связана  с распоряжением активами вкладчиков;

- криминализация экономической  деятельности, безопасность и высокая эффективность легализации доходов преступного происхождения посредством внешнеэкономических операций;

- высокие риски рыночного  обесценения капитальных активов;

- неопределенность российских  границ с бывшими союзными  республиками;

- отсутствие четкого регулирования  легального экспорта капитала  из России;

- активное участие в  оттоке российского капитала  за рубеж крупного сегмента  финансово-банковской системы Запада (участие в приеме российских капиталов, обучении российских банкиров умению работать в оффшорах, содействие в реализации двойных и фиктивных внешнеторговых контрактов с завышенными ценами и т.п.).

В общем, причины бегства капиталов можно объединить в несколько групп:

- кризис системы денежного  обращения и кризис рубля как  ее основы;

- кризис отношений собственности, которая в рамках акционерных  обществ практически превратилась в собственность менеджеров этих компаний, манипулирующих ею по своему усмотрению, зачастую не выплачивающих даже зарплаты работникам и не обеспечивающих простое воспроизводство;

- режим использования  иностранной валюты и контроль  за валютными операциями.[6]

Так, основными причинами утечки капиталов из России специалисты Центрального банка России называют неустойчивую экономическую и политическую ситуацию в стране, криминализацию и коррумпированность экономики, ее долларизацию, а также высокий уровень налогового бремени и неплатежей в экономике. Например, в 1996 г. анонимный опрос 22 российских компаний самого различного профиля и размера, обладающих 80 фирмами за рубежом показал, что в России даже в экспорте прямых инвестиций, то есть одной из наиболее классических форм вывоза капитала, весьма сильны такие мотивы, как стремление уйти от высокого налогообложения, политической и законодательной нестабильности, а также стремление создать за рубежом "запасную площадку", страхующую от потрясений в России.

Отрицательные последствия бегства капитала очевидны. Во-первых, сокращается предложение валюты на ММВБ, что не позволяет устанавливать реальный курс рубля по отношению к иностранным валютам, уменьшается совокупная денежная масса. Валютное поле резко сужается и курс рубля становится неустойчивым. Во-вторых, сокращаются валютные резервы страны, что также бьет по курсу рубля. Расчеты показывают: если бы часть сбежавших за границу капиталов осталась в стране, то валютные резервы государства могли бы увеличиться в 3-4 раза по сравнению с нынешним запасом. В-третьих, сокращаются инвестиционные ресурсы и создается искусственный спрос на зарубежные кредиты. В-четвертых, уменьшается налогооблагаемая база. При государственном регулировании вывоза капитала сделки регистрируются, поэтому выплачиваются налоги. В-пятых, в страну не инвестируется прибыль, полученная от сбежавшего за границу капитала. Наконец, снижается устойчивость всех сегментов денежного рынка, возникает асимметрия между его сегментами и даже внутри этих сегментов. В общем, убежавшие капиталы представляют собой своего рода упущенную государством экономическую выгоду, поскольку вместо того, чтобы быть инвестированными, размещенными в легальной экономике России, они служат, в основном, зарубежному банковскому капиталу. Экономический вред, причиняемый государству бегством капиталов, выражается, таким образом, не в прямом положительном ущербе, поскольку государству такой капитал не принадлежит, и его судьба определяется собственником или законным владельцем, а в упущенной выгоде.

Информация о работе Иностранный капитал