Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 15:58, курсовая работа
Краткое описание
Иностранные инвестиции, являются фактором экономического роста, дополнительным источником капитальных вложений в национальное производство товаров и услуг, сопровождаемых передачей технологий, ноу-хау, новейших методов менеджмента и меняющих структуру, динамику развития экономики страны-реципиента капитала. В условиях глобализации с увеличением масштабов международного перемещения капитала роль инвестиций, как важного фактора экономического развития возрастает, что обусловливает актуальность исследования влияния иностранного сектора на экономику страны-импортера капитала и обоснования инвестиционной политики России в отношении зарубежных инвесторов.
Содержание
Введение 3 Глава 1. Сущность иностранного капитала 5 1.1 Понятие иностранного капитала 5 1.2 Россия на рынке иностранного капитала 7 Глава 2. Влияние иностранного капитала на рыночную экономику 11 2.1 Влияние предприятий с иностранными инвестициями на экономику России 11 2.2. Инвестиции российских предприятий в экономику других государств 15 Глава 3. Проблемы и пути повышения привлекательности России для иностранных инвесторов 25 3.1. Причины оттока капитала из России 25 3.2. Методы (способы) привлечения инвесторов из-за рубежа 30 Заключение 34 Список используемых источников 37
Приоритетный инвестиционный
проект — это проект, суммарный объем
иностранных инвестиций , или инвестиционный
проект, в котором минимальная доля (вклад)
иностранных инвесторов в уставном (складочном)
капитале коммерческой организации с
иностранными инвестициями, включенные
в перечень, утверждаемый Правительством
Российской Федерации.
В соответствии с Законом иностранный
инвестор имеет право осуществлять инвестиции
на территории Российской Федерации в
любых формах, не запрещенных законодательством.
Иностранный инвестор может участвовать
в приватизации объектов государственной
и муниципальной собственности путем
приобретения прав или доли собственности
в уставном капитале приватизируемой
организации.
Законодательством РФ установлены
и гарантируются равные права в осуществлении
инвестиционной деятельности и использовании
се результатов для иностранных и российских
инвесторов. При этом ограничения для
иностранных инвесторов могут быть установлены
только в той мере, в какой это необходимо
в целях защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав
и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства.
В целях стимулирования роста
инвестиций и ускорения социально-экономического
развития РФ для иностранных инвесторов
могут предоставляться различные льготы.
Виды и порядок предоставления таких льгот
устанавливаются законодательством РФ.
В частности, льготы предоставляются иностранным
инвесторам, имеющим долю или вклад в уставном
капитале организации и осуществляющим
реинвестирование в полном объеме полученных
доходов на территории РФ.
Важнейшими положениями Закона
являются статьи, гарантирующие права
собственности и денежную компенсацию
в случае ее принудительного изъятия.
Согласно ст. 8 «имущество иностранного
инвестора или коммерческой организации
с иностранными инвестициями не подлежит
принудительному изъятию, в том числе
национализации, реквизиции, за исключением
случаев и по основаниям, которые установлены
федеральным законом или международным
договором Российской Федерации».
В случае реквизиции иностранному
инвестору или коммерческой организации
с иностранными инвестициями выплачивается
стоимость реквизируемого имущества.
При прекращении действия обстоятельств,
в связи с которыми произведена реквизиция,
иностранный инвестор или коммерческая
организация с иностранными инвестициями
вправе требовать в судебном порядке возврата
сохранившегося имущества, но при этом
обязаны возвратить полученную ими сумму
компенсации с учетом потерь от снижения
стоимости имущества.
Иностранный инвестор имеет
также право на возмещение убытков, причиненных
ему в результате незаконных действий
(бездействия) государственных органов,
органов местного самоуправления или
должностных лиц этих органов, в соответствии
с гражданским законодательством Российской
Федерации.
Таблица 1 - Объем иностранных
инвестиций в нефинансовый сектор экономики
(млрд. долл. США)
Год
Всего
Прямые
Портфельные
Прочие
2009
11,7
3,3
0,191
8,2
2010
9,5
4,2
0,031
5,3
2011
10,9
4,4
0,145
6,3
2012
14,2
4,0
0,451
9,8
2013
19,8
4,0
0,472
15,3
2014
29,7
6,9
0,401
22,5
На основе данной таблицы можно
сделать выводы о том, что объем инвестиций
в сектор экономики быстро возрастёт.
Так, например в 2013 году объем инвестиций
составил в целом 19,8 млрд. долл. США, а в
2014 он составил 29,7 млрд. долл. США и это
далеко не предел.
Иностранный инвестор после
уплаты предусмотренных законодательством
РФ налогов и сборов имеет право на свободное
использование доходов и прибыли на территории
РФ для реинвестирования и на беспрепятственный
перевод за ее пределы доходов, прибыли
и других правомерно полученных денежных
сумм в иностранной валюте в связи с ранее
осуществлёнными им инвестициями (в том
числе: доходов от инвестиций, полученных
в виде прибыли, дивидендов, процентов
и других доходов; денежных сумм во исполнение
обязательств коммерческой организации
с иностранными инвестициями или иностранного
юридического лица, открывшего свой филиал
на территории РФ, по договорам и иным
сделкам; денежных сумм, полученных в связи
с ликвидацией коммерческой организации
с иностранными инвестициями или филиала
иностранного юридического лица либо
отчуждением инвестированного имущества,
имущественных прав и исключительных
прав на результаты интеллектуальной
деятельности; компенсаций и т.п.), а также
вывоз ввезенных ранее для инвестиционных
целей имущества и информации в документальной
форме или в форме записи на электронных
носителях.
В соответствии с законодательством
разработку и реализацию государственной
политики в сфере международного инвестиционного
сотрудничества осуществляет Правительство
Российской Федерации, которое:
определяет целесообразность
введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций
на территории РФ, разрабатывает законопроекты о перечнях указанных
запретов и ограничений;
определяет меры по контролю
за деятельностью иностранных инвесторов в РФ;
разрабатывает и обеспечивает
реализацию федеральных программ привлечения
иностранных инвестиций;
привлекает инвестиционные
кредиты международных финансовых организаций
и иностранных государств на финансирование
бюджета развития РФ и инвестиционных проектов
федерального значения;
осуществляет взаимодействие
с субъектами РФ по вопросам международного инвестиционного
сотрудничества;
осуществляет контроль за подготовкой
и заключением инвестиционных соглашений с иностранными
инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных
проектов;
осуществляет контроль за подготовкой
и заключением международных договоров РФ о поощрении
и взаимной защите инвестиций. Координация деятельности федеральных
органов исполнительной власти по привлечению в экономику прямых иностранных
инвестиций и аккредитация филиалов иностранных
юридических лиц возложены
На основе таблицы 1 можно сделать
выводы о том, что объем инвестиций в сектор
экономики быстро возрастет. Так, например
в 2006 году объем инвестиций составил в
целом 55 109 млн. долл. США, а в 2008 он составил
103 800 млн. долл. США и это далеко не предел.[7]
2.2. Инвестиции российских
предприятий в экономику других государств
До недавнего времени основная
часть внешних российских зарубежных
инвестиций приходилась на страны СНГ,
так как компании были озабочены расширением
своего присутствия на рынке и получением
доступа к природным ресурсам. В результате
российские компании являются сегодня
явно доминирующими иностранными инвесторами
на этих сложных рынках; на их долю приходится
около трети всех прямых иностранных инвестиций
в страны СНГ. Особенно заметно их присутствие
на рынках Украины, Беларуси, Узбекистана
и Казахстана. Российские компании не
имеют конкурентов в нефтегазовой области
и секторе телекоммуникаций и постепенно
проникают на рынки металлургии, недвижимости,
розничной торговли, страхования и пищевой
промышленности.
Это особенно ярко проявляется
на Украине, где нефтяная промышленность,
как нефтедобыча, так и нефтепереработка,
находятся в руках четырех российских
компаний. Не последнюю роль в этом сыграли
политические факторы, однако они не имеют
отношения к приходу российских компаний
в сферу телекоммуникаций. Гигант газовой
отрасли «Газпром» буквально захватил
все страны СНГ, используя как экономические,
так и политические средства влияния.
«Газпром» успешно установил контроль
над инфраструктурой экспортирующих газ
стран, таких как Узбекистан и Туркменистан,
и теперь фактически руководит экспортом
всего газа из Центральной Азии.
Таблица 2 - Инвестиции из России
в государства-участники СНГ (тыс. долларов)
Накоплено
по состоянию
на 1 января 2010г.
Из общего объема накопленных
инвестиций - прямые и портфельные тыс.
долл. США
Направлено в
2009г.
Из общего объема направленных
инвестиций прямые и портфельные тыс.
долл. США
Тыс.
Долларов
США
%
Тыс. долл.
США
%
Всего
5501516
100
4029439
9213953
100
816414
Азербайджан
71743
1,3
65784
91974
1,0
74252
Армения
794980
14,4
725029
192205
2,1
49316
Беларусь
2272824
41,3
1977292
6542488
71,0
657944
Казахстан
233967
4,3
62643
388741
4,2
5731
Киргизия
42707
0,8
94
200535
2,2
21
Республика Молдова
171103
3,1
151875
26773
0,3
1874
Таджикистан
134469
2,4
97388
111954
1,2
767
Туркмения
152
0,0
2
6205
0,1
2
Узбекистан
581222
10,6
333368
87118
0,9
129
Украина
1198349
21,8
615964
1565960
17,0
26378
1. Инвестиции в
Белоруссию
Объем инвестиций из
России в Белоруссию составляет
более 6,5 млрд. долл. США или 71% от
инвестиций в страны СНГ. Объем
прямых российских инвестиций составил
45,6 млн. долл. США.
Основными формами привлечения
прямых инвестиций из России были взносы
в уставный фонд - 14,4 млн. долл., а также
кредиты и займы от прямых инвесторов
- 19,7 млн. долл. В структуре прочих инвестиций
73,4 млн. долл. США приходилось на торговые
кредиты и 194,6 млн. долл. США - на иностранные
кредиты (российские). Как видим, в основном
инвестиционные средства из России поступают
в Белоруссию в виде кредитов. Наибольшее
количество совместных и иностранных
предприятий на территории Белоруссии
создано с участием российского капитала
(более тысячи), две трети из которых совместные
организации.
ОАО "Газпром" и ОАО "Белтрансгаз"
на паритетных началах создали совместное
предприятие. ОАО "Газпром" внесло
625 млн. долл. США в качестве первой части
своего вклада и стало владельцем 12,5 процента
акций созданного предприятия. Российская
нефтяная компания ОАО "Лукойл" с
мая 2006 года переориентировала свои внутренние
потребности в присадках для масел на
продукцию, производимую учрежденным
ею в Белоруссии совместно с ОАО "Нафтан"
предприятием СООО "ЛЛК-Нафтан".
Российско-белорусское совместное
общество с ограниченной ответственностью
"Мобильные ТелеСистемы" (СООО "МТС")
с начала своей работы в Белоруссии (2002
год) инвестировало в создание и развитие
инфраструктуры сети более 377 млн. долл.
США
2. Инвестиции в
Украину
Российская Федерация инвестировала
в экономику Украины более 1,5 млрд. долл.
США, или 17% от всех инвестиций в страны
СНГ.
По состоянию на начало 2009 г.
в сферу финансовой деятельности поступило
290 млн. долл., в промышленность 228 млн. долл.,
российских инвестиций, в том числе в обрабатывающую
218 млн. долл., в сферу операций с недвижимостью
138 млн. долл., в здравоохранение и предоставление
социальной помощи 114 млн. долл., в строительство
114 млн. долл., в сферу оптовой торговли
106 млн. долл.
Украина является важнейшей
страной в системе вложений капитала российским
бизнесом в связи со значительным экономическим
потенциалом и местом, занимаемым его
в системе разделения труда в СНГ. Российские
компании в основном отдают предпочтение
инвестициям и приватизации объектов
в базовых отраслях украинской экономики:
топливно–энергетическом комплексе,
химической промышленности, металлургии,
машиностроении и металлообработке, а
также банковско-финансовом секторе. Из
крупных перспективных инвестиционных
проектов можно отметить строительство
газопровода Богородчаны-Ужгород, являющегося
частью магистрального газопровода Новопсков-Ужгород.
Стоимость проекта около 560 млн. долл. США.
Российско-британская компания ТНК-ВР
намерена вложить в развитие Лисичанского
нефтеперерабатывающего завода около
150 млн. долл. Эти средства будут вложены
в модернизацию производства дизельного
топлива со сниженным содержанием серы
по самым высоким европейским стандартам.