Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 13:22, доклад
Повседневная деятельность практически любого предприятия протекает в условиях взаимодействия с множеством рыночных и институциональных социально-экономических агентов, от действий которых в значительной степени зависит успех работы предприятия. К таким агентам относятся (см. также п. 1.1.):
- предприятия – поставщики сырья и материалов;
- предприятия – поставщики оборудования;
Интеграционная стратегия предприятия
Повседневная деятельность
практически любого предприятия
протекает в условиях взаимодействия
с множеством рыночных и институциональных
социально-экономических
- предприятия – поставщики сырья и материалов;
- предприятия – поставщики оборудования;
- посреднические фирмы (включая биржи)
по торговле сырьем, материалами, оборудованием;
- предприятия – потребители продукции;
- предприятия, заинтересованные в приобретении
или аренде движимого и недвижимого имущества
данного предприятия;
- предприятия (организации, лица)–инвесторы;
- предприятия (организации, лица), заинтересованные
в кредитовании со стороны данного предприятия;
- индивидуальные потребители ТНП, производимых
на предприятии;
- организации (предприятия), предлагающие
новые технологии или новые виды продукции
для организации производства;
- предприятия – конкуренты, производящие
аналогичную продукцию;
- потенциальные конкуренты, способные
организовать у себя производство аналогичной
продукции;
- другие физические и юридические лица,
а также их группы.
Все множество экономических объектов, оказывающих существенное влияние на деятельность предприятия, можно разделить на две группы. В первую входят те из них, для которых результат их влияния зависит главным образом от принимаемых данным агентом решений. Например, потребитель продукции может самостоятельно принять решение об отказе от закупок продукции данного предприятия (такое решение может быть вызвано желанием перейти на другую продукцию или сменить поставщика из-за слишком высоких цен и т.п.).
Во вторую группу входят «агенты влияния», решения которых не имеют адресного характера, т.е. не относятся впрямую к данному предприятию, хотя и оказывают на него влияние. Так, если некоторое предприятие, изготавливающее оборудование предприятию, которое является поставщиком для данного, подняло цены на свою продукцию, это вызовет повышение цен по всей восходящей цепочке и в конечном счете серьезно изменит ситуацию на нашем предприятии. К таким же случаям относятся и разработка новых технологических процессов, форм и методов организации труда и т.д., а также формирование потребительских предпочтений на рынке производимых предприятием товаров широкого потребления.
В общем выражении задача любого предприятия в данной области состоит в том, чтобы оказывать эффективное влияние на процессы принятия решений всеми указанными экономическими агентами в своих интересах.
Чтобы описать и классифицировать имеющиеся здесь возможности, перечислим составные части ситуаций принятия решений.
Условия принятия решения
включают следующие составляющие:
- совокупность исходных данных, описывающих
текущее состояние проблемы;
- множество альтернатив, среди которых
нужно выбрать одну или несколько;
- критерии сравнения альтернатив по степени
реализации целей предприятия, где принимаются
решения;
- индивидуальные качества, склонности
и цели конкретных лиц, принимающих решение;
- ресурсы, выделяемые для принятия решений
(средства на сбор дополнительных данных,
проведение анализа, прогнозирование
последствий принятия решений и т.д.).
Теперь видно, что для
достижения своих целей, т.е. для
принятия нужного решения, предприятие
может выполнить одно (или сразу
несколько) из следующих действий:
- создать такие условия продажи продукции,
получение кредитов (низкие цены, высокие
проценты за кредит и др.) и т.п., которые,
будучи учтены в качестве исходной информации
для принятия решений, делали бы преимущества
решения в пользу данного предприятия
самоочевидными;
- повлиять на критерии сравнения альтернатив
таким образом, чтобы цели лица, принимающего
решения, были сближены с целями данного
предприятия;
- оказать влияние на оценку исходной информации
и выбор решения путем воздействия на
индивидуальные склонности и качества
лиц, принимающих решения.
Иными словами, можно либо влиять на объективные исходные данные, либо на субъективные предпочтения лиц, принимающих решения, либо на процесс их принятия.
В этом контексте следующим
образом классифицируются направления
деятельности предприятия по установлению
связей с другими юридическими или
физическими лицами:
- коммуникация – влияние на общественное
мнение с помощью рекламной и другой информационной
деятельности («паблик рилейшнз»);
- лоббирование – использование активов,
ресурсов и связей предприятия для воздействия
на процесс принятия решений в других
предприятиях, организациях и органах;
- интеграция – создание условий взаимодействия
предприятий, при которых их интересы
и цели из разнонаправленных становятся
однонаправленными.
Мы не будем рассматривать
особенности и методы организации
первых двух направлений деятельности
предприятия в области
Практически любому достаточно крупному предприятию приходится вести проработку вопросов коммуникации и лоббирования (даже если само предприятие и не осознает этот вид деятельности как самостоятельный), определять первоочередные точки, где принимаются важные для деятельности предприятия решения, составлять программу (и смету) влияния на исходные данные и процессы подготовки и принятия решений в этих точках.
Если объект почти не зависит от данного предприятия (например, если речь идет об индивидуальных предпочтениях покупателя), причем для предприятия имеет значение лишь массовое или групповое поведение объектов, то наилучшим средством влияния является коммуникация. Если объект незначительно зависит от предприятия, но его индивидуальное решение существенно влияет на деятельность некоторого другого, интересующего нас объекта, следует применять лоббирование. Если зависимость объекта и завода носит пусть не симметричный, но обоюдный характер, то наилучшую форму взаимодействия следует искать в рамках интеграционных процессов.
Сформулируем общее
Иными словами, отношения чистой конкуренции при интеграции заменяются одним из вариантов сотрудничества; при этом спектр возможностей такого сотрудничества распространяется от слабого взаимодействия до прямого управления, при котором рыночные отношения заменяются внутрифирменными поставками.
Особое значение имеет
интеграция для предприятий
В настоящее время движение
более половины мирового валового продукта
по цепочке добавленной стоимости
и его реализация происходят не в
структуре рыночных, а в структуре
интеграционных связей. Роль интеграционных
связей особенно велика в нашей стране,
где процессы распада являются по-прежнему
преобладающими. К сожалению, процессы
разрушительного плана в
В практике функционирования фирм развитых стран индустриального и постиндустриального уровня процессы формирования и динамики организационно-функциональных структур носили естественный характер и диктовались потребностями наиболее эффективного достижения экономических результатов. Целесообразно проанализировать основные черты этих процессов, чтобы сформировать представление о возможных направлениях усилий.
Наименьшей организационной
единицей в экономике является предприятие
(фирма). Взаимоотношения между
Практика становления
современного производства в течение
200–300 лет доказала необходимость
организации производства именно в
форме предприятий. Поиск оптимального
пути организации экономики в
условиях естественного развития индустриального
общества привел к понятию интеграции
как обобщающего процесса установления
наиболее эффективной организационно-
Целями и преимуществами
интеграции являются:
- снижение уровня неопределенности в
снабжении и сбыте (заметим, что это относится
не только к предприятию, осуществляющему
интеграцию (интегратору), но и к интегрируемому
предприятию);
- ограничение конкуренции (такую возможность
предоставляет не только горизонтальная,
но и вертикальная интеграция: влияние
фирмы-интегратора на фирму-потребителя
может воспрепятствовать ее контактам
с другими возможными поставщиками для
этой фирмы);
- облегчение диффузии технологических
новшеств;
- снижение издержек (в частности, могут
сокращаться транспортные расходы, расширяться
масштабы производства при уменьшении
удельных условно-постоянных расходов).
В литературе по организации бизнеса обычно выделяются два типа интеграции – вертикальная и горизонтальная.
Под вертикальной интеграцией понимается установление интеграционных связей с предприятием-поставщиком (интеграция вниз) или предприятием – потребителем (интеграция вверх) продукции (услуг) данного предприятия. К вертикальной интеграции относится также интеграция производства и сети сбытовых предприятий (точек).
Речь идет, таким образом,
об укреплении связей между смежными
звеньями технологической и
Классическим примером вертикальной интеграции являются действия американской компании «Зингер», которая в один из периодов своей деятельности осуществляла весь цикл производства – от добычи и обработки первичных сырьевых ресурсов (леса и железной руды) до выпуска готовых швейных машин.
В бывшей ГДР основной формой организации промышленности были так называемые комбинаты – конгломераты предприятий, связанных технологическим циклом переработки.
Известными примерами
вертикальной интеграции являются также
действия швейцарских и японских
компаний по производству часов в 70-е
годы. Высокоинтегрированные
В качестве методов вертикальной интеграции выступают консолидация, группировка, франчайзинг и целевая пролонгация. Кратко их смысл можно охарактеризовать следующим образом.
Консолидация – включение интегрируемой фирмы в основную в качестве подразделения либо в качестве дочернего предприятия (филиала). Консолидированной в этой связи называется компания, осуществляющая самостоятельное производство более 50% выпуска.
Группировка – создание
из интегрируемых предприятий и
основной компании группы, связанной
либо взаимными отношениями
Франчайзинг – предоставление интегрируемой компании права пользования торговой маркой, ноу-хау, материально-техническими ресурсами, принадлежащими интегратору. Примеры франчайзингового способа организации и расширения бизнеса в России и за рубежом приведены в п. 2.3.