Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 13:22, доклад
Повседневная деятельность практически любого предприятия протекает в условиях взаимодействия с множеством рыночных и институциональных социально-экономических агентов, от действий которых в значительной степени зависит успех работы предприятия. К таким агентам относятся (см. также п. 1.1.):
- предприятия – поставщики сырья и материалов;
- предприятия – поставщики оборудования;
Целевая пролонгация – достижение интеграции за счет целенаправленного сознательного продления срока договоров о поставке (порой в ущерб рыночной конъюнктуре) с целью формирования долговременных устойчивых интеграционных связей.
В последнее время в мире распространился такой способ трансформации бизнеса, как слияние (см. п. 2.3). Его также можно рассматривать как предельный случай интеграции.
Каждая из форм и методов интеграции имеет свои достоинства и недостатки. Однако та или иная интеграционная стратегия является неотъемлемым элементом стратегии развития предприятия в современной экономике.
Под горизонтальной интеграцией понимается установление интеграционных связей с предприятиями, производящими аналогичную продукцию.
Назовем формы горизонтальной интеграции:
делегирование функций интегратору – передача права решения ряда вопросов, связанных с интегрируемой деятельностью, основному (интегрирующему) предприятию;
создание ассоциаций, т.е. надзаводских (или межзаводских) органов управления;
создание консультативных
органов при ограничении
создание общих финансовых органов (банков, холдингов);
создание органов управления имуществом (трастов);
группировка, т.е. взаимный обмен акциями или иная форма участия в прибылях друг друга.
Одной из форм горизонтальной интеграции может стать формирование финансово-промышленных групп (ФПГ).
Представляется, что в наших условиях имеет смысл выделять еще один вид интеграции – диагональную. Под диагональной интеграцией понимается установление интеграционных связей с таким предприятием, которое не является смежным или однородным для данного, но включено в технологическую цепочку, содержащую однородные или (потенциально) смежные предприятия.
Цель диагональной интеграции
– воздействие на интересующее нас
предприятие косвенным образом,
через завязанные с ним предприятия.
Те же цели могут, конечно, достигаться
и с помощью лоббистских
В отечественных условиях бартерной и регрессирующей экономики поддержание функционирования технологических цепочек на доступном ценовом уровне становится все более трудным делом, взаимная зависимость участников цепочки усиливается. При полной свободе принятия любых номенклатурно-рыночных и ценовых решений и присущей многим нашим людям, выросшим в условиях административно-командной системы, реактивной тяге к спонтанным, нерациональным и импульсивным решениям, жизненно необходимы экономико-юридические ограничения, обеспечивающие выживание технологических цепочек и их взаимосвязей. Пример диагональной интеграции приведен в п. 7.5.
Отношение ученых-экономистов
и практиков к вертикальной интеграции
в целом неоднозначно (см., например,
Коно, 1987; Уильянсон, 1995). По мнению некоторых
экономистов, замена рыночных отношений
с разнонаправленными «векторами интересов»
партнеров на долгосрочные полудоговорные
или договорные, основанные на сближении
интересов создает для
По мнению же большинства
экономистов, существование «особых»
отношений между данным предприятием
и ближайшим его рыночным окружением
способно принести положительные результаты,
особенно в тех случаях, когда
контроль интегратора над ключевым
видом ресурсов усиливает его
конкурентоспособность. Лучшее информационное
обеспечение предприятия в
В некотором смысле проблема вертикальной интеграции сходна с проблемой человека в окружающей среде. Было бы нелепо оставить человека без одежды и жилища на том основании, что создание искусственной внешней среды снижает жизнестойкость организма. Вместе с тем человек не может жить и без непосредственного общения с внешней средой. Очевидно, существует какой-то оптимальный пространственный и временной уровень изоляции от внешней среды как для отдельного человека, так и для предприятия. Этот уровень носит индивидуальный характер и зависит от врожденных и приобретенных качеств человека, а в случае предприятия – от его типа, размеров, положения на рынке и т.д.
Нет полного единства у
экономистов и по отношению к
горизонтальной интеграции. Существовавшие
в доперестроечный период структуры
мезоэкономического (т.е. среднеэкономического)
уровня – отраслевые министерства,
всесоюзные промышленные объединения,
подвергавшиеся резкой критике в
период борьбы с «управленческими излишествами»,
как чисто административные образования
исчерпали свои функции при переходе
к рыночной экономике. Вместе с тем
распад этих структур парализовал не
только внутриотраслевую кооперацию,
но и распространение научно-
Чтобы конкретно говорить
об оптимальном для данного
На рис. 4.5.1 показано соотношение между добавленной и общей стоимостью продукта в технологической цепочке из четырех предприятий, последовательно обрабатывающих данный вид продукции (предполагается, что каждое предыдущее предприятие продает свою продукцию только следующему), и в условиях консолидированного производства.
Для определения степени
вертикальной интеграции предлагается
сравнить среднюю долю добавленной
стоимости в объеме выручки (на рис.
4.5.1 А – около 30%) с долей добавленной
стоимости в полностью
Рис. 4.5.1. Сотношение затрат и добавленной стоимости при неконсолидированном (А) и консолидированном (Б) производстве:
ВЗ – внутренние затраты;
ДС – добавленная стоимость; 1, 2,
3, 4 – предприятия в цикле
Интеграционная стратегия предприятия, помимо установления тех или иных видов связей с интересующими его предприятиями, должна, как это ни парадоксально, включать меры по разрыву нежелательных для себя связей. Иными словами, частью интеграционной стратегии предприятия, направленной на сближение предприятий, должна стать дезинтеграционная стратегия, направленная на возведение границ между предприятиями. Речь идет о противодействии конкуренции.
«Новые конкуренты», т.е.
предприятия, не являющиеся, но потенциально
могущие стать конкурентами, –
это работающие или создаваемые
вне рамок данной отрасли предприятия,
которые при определенных условиях
после относительно небольших затрат
могли бы войти в отрасль и
стать конкурентами ее нынешних членов.
Обычно таких предприятий немного,
они принадлежат к смежным
«сверху» или «снизу», а иногда и
«сбоку» отраслям и внимательно
наблюдают за ситуацией в данной
отрасли. При появлении признаков
активизации производства в данной
отрасли, росте платежеспособного
спроса на ее продукцию, увеличении цен
и в особенности рентабельности
продукции «новые конкуренты», принявшие
стратегию «гонки за лидером», врываются
в отрасль и, пользуясь связями
в смежных отраслях, накопленными
активами, опытом давних членов отрасли,
быстро завоевывают лидирующие позиции.
Так произошло с отраслью по производству
персональных ЭВМ после того, как
туда буквально «вломилась»
Для предотвращения вторжения
«новых конкурентов» необходимо построение
надежных отраслевых барьеров. М. Портер
(Porter, 1985) выделяет пять основных факторов,
определяющих «высоту» отраслевого
барьера:
1) достигнутый объем выпуска продукта
и связанная с этим объемом экономия на
масштабах производства у сегодняшнего
производителя;
2) право собственности на отличительные
признаки продукта, закрепленное патентами,
лицензиями и т.п.;
3) репутация продукта, обусловленная сложившейся
репутацией предприятия;
4) необходимые для «новых конкурентов»
и излишние для участников отрасли затраты
на перемещение капитала в новый рынок;
5) доступ к каналам распределения и снабжения.
По нашему мнению, все эти факторы, даже взятые вместе, не ограждает предприятие от «новых конкурентов». Однако если предприятию удалось создать вокруг себя интеграционными мерами зону, свободную от рыночной конкуренции, проникновение в нее «новых конкурентов» затруднено (вопросы создания интеграционной зоны вокруг крупных предприятий изложены также в п.4.9.).
В этом смысле вложения средств
в интеграционную стратегию можно
рассматривать как плату за снижение
риска в деятельности предприятия
или, еще точнее, предотвращение возможных
в будущем более крупных
В целом, формирование интеграционной
стратегии предприятия
Этап 1. Определение перечня
наиболее желательных объектов вертикальной
интеграции из числа предприятий-поставщиков;
предприятий, снабжающих предприятия-поставщики;
предприятий-потребителей; предприятий,
использующих продукцию предприятий-
Этап 2. Определение перечня наиболее желательных объектов горизонтальной интеграции из числа предприятий, производящих сходную (аналогичную) по функциям, технологии или применяемым ресурсам продукцию.
Этап 3. Определение перечня
наиболее желательных объектов диагональной
интеграции из числа предприятий, технологически
связанных с поставщиками, потребителями
или инвесторами данного
Этап 4. Упорядочение объектов интеграции по степени приоритетности (важности) создания интеграционных взаимоотношений.
Этап 5. Формирование возможных вариантов интеграционных отношений с каждым объектом.
Этап 6. Организационно-экономический анализ процесса, затрат и возможных результатов каждого варианта интеграции с учетом как риска проведения, так и риска отказа от проведения каждого из мероприятий.
Этап 7. Определение суммы возможных затрат на реализацию интеграционной стратегии.
Этап 8. Выбор с учетом
приоритетов, ограничений и организационно-
При разработке интеграционной
стратегии предприятия, формировании
промышленных и финансово-промышленных
групп чрезвычайно важен вопрос
о выборе интегрируемого предприятия.
Обычно современное производство базируется
на деятельности многих предприятий. Среди
них, как правило, можно выделить
несколько ключевых и произвольное
количество второстепенных. Конечно, производство
может остановиться и из-за отсутствия
второстепенной детали, но в стратегическом
плане основное значение имеют производители
ключевых видов сырья или комплектующих
изделий (а для предприятий
Здесь интересно отметить кардинальное различие между интеграционными стратегиями крупных японских и американских компаний: первые стремятся к интеграции и даже консолидации ключевых производственных процессов, в то время как вторые предпочитают покупать на стороне эти продукты, интегрируя второстепенные производства. Это связано, по-видимому, с традицией разделения труда, точности выполнения оговоренных сделок, динамичностью функциональной структуры американской промышленности. В Японии же сильна приверженность к «дому», т.е. к своей компании, вера в то, что только в этом доме можно обеспечить реализацию нужных процессов на достойном уровне и в собственных интересах. Если согласиться с известным мнением, что из двух домашних животных – собаки и кошки – собака привержена человеку (хозяину), а кошка – дому (зданию, квартире), то японская промышленность напоминает кошку, а американская – собаку.
Приведем несколько
«Тойота мотор компани».
Вопреки распространенному
- детали, от которых в решающей степени
зависит качество изделия (двигатели,
кузова);
- детали, влияющие на качество автомобиля
и требующие для производства близкой
к основной технологии (коленчатые валы,
рессоры, коробка передач);
- детали, влияющие на качество основного
изделия и требующие специфической технологии,
реализуемой в другой отрасли (стекло,
аккумуляторы);
- стандартные детали, не требующие технологической
спецификации (гайки, болты).
Детали первой группы производятся
на самой «Тойоте». Детали второго
типа – на так называемых ассоциированных
фирмах, тесно связанных с основной.
Детали третьей и четвертой группы
– в независимых или