Интеграционное сотрудничество в социальной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:14, контрольная работа

Краткое описание

Опыт развития всемирного хозяйства демонстрирует его растущую целостность, которая основывается на международной специализации и кооперировании производства, упрочении экономических связей между государствами.
Социальная интеграция - процесс превращения относительно самостоятельных мало связанных между собой индивидов, групп, классов или государств в единую целостную систему, характеризующуюся согласованностью и взаимозависимостью ее частей на основе общих целей, интересов и т.д.

Содержание

Введение……………………………………………….………………………...…3

1.Интеграционное сотрудничество в социальной сфере в Беларуси……………………………………………………………………………4
Заключение………………………………………………………………….….…18

Список использованных источников…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа .Соц р.Заочное отделение..doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)


 

Белорусский государственный  университет

Гуманитарный факультет

 

           

 

 

 

 

 

 

 

                                 Контрольная работа по курсу:

Экономика менеджмента  и маркетинга

 На тему: Интеграционное сотрудничество

в социальной сфере.

 

 

                                                                                 Выполнила:

                   

 

 

 

 

 

                                        Минск 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Введение……………………………………………….………………………...…3

 

1.Интеграционное сотрудничество в социальной сфере в Беларуси……………………………………………………………………………4

Заключение………………………………………………………………….….…18

 

Список использованных источников……………………………………….…19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Опыт развития всемирного хозяйства демонстрирует его  растущую целостность, которая основывается на международной специализации и кооперировании производства, упрочении экономических связей между государствами.

Социальная интеграция - процесс превращения относительно самостоятельных мало связанных  между собой индивидов, групп, классов или государств в единую целостную систему, характеризующуюся согласованностью и взаимозависимостью ее частей на основе общих целей, интересов и т.д.

Главной отличительной  особенностью развития экономики в XXI в. станет завершение формирования единого мирового рынка товаров, капиталов, технологий, информации и рабочей силы.

Статистический анализ доказывает, что включение в мировую экономику в нынешних условиях - основа роста национального благосостояния. Вместе с тем одних природных ресурсов для этого недостаточно; необходимо достижение мировых стандартов в области технологии, качества продукции, экологии, образования (а это немыслимо без взаимного признания), безусловного согласования правил хозяйствования, создания региональных наднациональных организаций. Формирование интеграционных объединений происходит в разных условиях, но подчинено общим принципам и целям, что обусловливает прохождение интеграционными объединениями схожих этапов и форм деятельности. Экономическую интеграцию можно определить и как процесс, и как совокупность отношений. Как процесс она представляет собой меры по стиранию различий между экономическими субъектами, как совокупность отношений — отсутствие той или иной формы дискриминации иностранных партнеров в каждой из национальных экономик.

Таким  образом,  цель и  задачи написания  данной контрольной  работы - изучение и анализ  интеграционного сотрудничества в социальной сфере в Беларуси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Интеграционное сотрудничество в социальной сфере в Беларуси

 

Со второй половины XX в. вследствие быстрого экономического развития ведущих индустриальных стран и усовершенствования средств международного транспорта и коммуникаций произошло бурное развитие международной торговли. Международная торговля стала все более дополняться различными формами движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), в результате которого за границу стали перемещаться не только готовый товар, но и все факторы производства. Закономерным результатом развития международной торговли и международного движения факторов производства стала экономическая интеграция — она является особым этапом интернационализации хозяйственной жизни.

Объективная необходимость  в интеграционном сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в миграционной политике обусловлена рядом системообразующих факторов.

Во – первых, общностью  стран Содружества, основанной на существовавших длительное время и сохранившихся  в современный период исторических, экономических, культурных, социальных др. связях между  постсоветскими государствами.

Во – вторых, это  сотрудничество стран СНГ, основу которого составляют единые цели экономического развития и проблемы демографии и  занятости населения.

В – третьих, это создание и совершенствование правовых и институциональных механизмов межгосударственного сотрудничества в данной сфере.

Эти факторы в целом  определяют движение миграционных потоков  на постсоветском пространстве, где  основная доля иммигрантов являются выходцами из государств СНГ и только около 10% прибывают в регион из стран так называемого «дальнего зарубежья». Количественные показатели  в отношении эмигрантов составляют соответственно 72% и 28 %.

Базовой движущей силой  миграции на территориях государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – СНГ) является социально экономическая мотивация, носящая многоплановый характер.

Именно трудовая миграции, имеющая широкомасштабный характер, оказывает заметное влияние на социально-экономическое  и политическое развитие государств – участников СНГ и затрагивает практически все слои общества.

В настоящее время  ситуация такова, что основные потоки мигрантов на территории Содружества  устремлены в Российскую Федерацию. В докладе ООН "Мониторинг населения  мира" отмечается, что Россия, в которой сейчас проживает 12,1 млн. иммигрантов, находится по этому показателю на втором месте после США.

Экономическая интеграция — это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к  сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных  соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.

Социальная интеграция характеризуется некоторыми существенными признаками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:

•взаимопроникновением и переплетением национальных производственных процессов;

•широким развитием  международной специализации и  кооперации в производстве, науке  и технике на основе наиболее прогрессивных  и глубоких их форм;

• глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц;

•необходимостью в целенаправленном регулировании интеграционного процесса, разработке скоординированной экономической стратегии и политики;

•региональностью пространственных масштабов интеграции, т. к. необходимые предпосылки первостепенно складываются между странами, где установились тесные хозяйственные связи.

По содержанию интеграция представляет собой переплетение, взаимопроникновение и сращивание воспроизводственных процессов стран региона.

С 1947 по 1995 гг. в мире было создано более 60 интеграционных группировок. Объединение последних определялось целым рядом предпосылок:

• близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран. За редким исключением (НАФТА) межгосударственная интеграция развивается либо между промышленно развитыми, либо между развивающимися странами;

•географическая близость интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей;

•общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т. д. Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами;

• демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны. Демонстрационный эффект проявился, например, в желании стран бывшего СССР как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого макроэкономических предпосылок;

• «эффект домино». После  того, как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оставшихся за пределами интеграции. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение. Например, после вступления Мексики в НАФТА, многие латиноамериканские страны поспешили заключить с ней соглашения о торговле.

В целом, опираясь на указанные  предпосылки, страны образуют интеграционные объединения, которые, несмотря на многочисленность в современной мировой экономике и разные уровни развития, преследуют примерно одинаковые цели. Основными целями интеграции могут быть следующие.

1.Использование преимуществ  экономики масштабов, которое обеспечивает расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек, прилив прямых иностранных инвестиций. Цели увеличения национальных масштабов особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки.

2.Создание благоприятной  внешнеполитической среды. Такая цель особенно характерна для стран ЮВА и Ближнего Востока. Здесь важно укрепление взаимопонимания и сотрудничества в политической, военной, социальной и других неэкономических областях.

3.Решение задач торговой политики. Региональная интеграция рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних переговоров в ВТО. Кроме того, региональные объединения позволяют создать более стабильную основу для взаимной торговли, о чем уже говорилось ранее.

4. Содействие структурной  перестройке экономики. Подключение стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных емких рынков.

5. Поддержка молодых  отраслей национальной промышленности, так как для них возникает более широкий региональный рынок. Эта цель была ведущей для интеграционных объединений стран Латинской Америки и Африки, расположенных к югу от Сахары.[3,с.104]

Объективное содержание интеграции составляет переплетение, взаимопроникновение и сращивание воспроизводственных процессов, что обеспечивает более эффективное взаимодействие между странами. Таким образом, экономическая интеграция имеет ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон.

1.Интеграционное сотрудничество  дает хозяйствующим субъектам  (товаропроизводителям) более широкий  доступ к разного рода ресурсам: финансовым, трудовым, материальным, к новейшим технологиям, а также позволяет производить продукцию в расчете на более емкий рынок.

2.Экономическое сближение  стран в региональных рамках  создает привилегированные условия  для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран.

3. Интеграционное взаимодействие  позволяет решать наиболее острые проблемы социального характера.

Иначе говоря, в результате интеграции отдельные группы стран создают между собой более благоприятные условия для торговли и для межрегионального передвижения факторов производства, чем для всех других стран. Подобные региональные образования оцениваются положительным фактором мировой экономики, но при условии, что группа интегрирующихся стран, либерализуя взаимные экономические связи, не устанавливает менее благоприятные, чем до начала интеграции, условия для торговли с третьими государствами.

Приоритетными направлениями  развития экономической интеграции Беларуси и России являются: согласованный выбор модели, обеспечивающей устойчивый экономический рост; обеспечение устойчивости интегрируемых экономик; согласование структурной политики; унификация хозяйственного законодательства; создание единой системы управления теми сферами, решение об объединении которых принято;  поэтапное создание платежного и денежного союза; совместное решение проблем конкурентоспособности продукции;  сближение систем регулирования социально-экономических процессов, общих принципов предоставления социальных гарантий.                          

 Осуществлению структурной  перестройки в Беларуси и России  способствовала бы разработка  в обеих странах концепции  структурного преобразования народного  хозяйства с последующим ее  согласованием. В концепции должны  быть определены меры по созданию, реконструкции или расширению действующих мощностей и укреплению производственной кооперации. В дальнейшем концепция должна стать основой для принятия ряда многосторонних и двусторонних соглашений о развитии кооперации на микроуровне.

Главными условиями  успешной структурной перестройки следует выделить: государственную поддержку «очагов» и «точек» экономического роста; удовлетворение внутреннего спроса; усиление экспертного потенциала; увеличение финансовых активов коммерческих банков и торговых фирм; восстановление управляемости экономикой; проведение согласованной государственной промышленной и финансовой политики; всемерную поддержку частной инициативы.

Сегодня Европейское  сообщество - крупнейший в современном  мире торгово-экономический блок из 15 государств с единым внутренним рынком в 380 миллионов человек, с ВВП, равным американскому, и порядка 40% мировой торговли - является основным политическим и экономическим партнером Беларуси.

Беларусь является малой  открытой экономикой с высокой степенью зависимости от внешнеторговой конъюнктуры. Объем внешней торговли составляет до 130% ВВП. Выгодное географическое положение создает предпосылки для развития торговли товарами и услуги. Однако протекционистская политика правительства во многом блокирует потенциал страны. Средняя таможенная пошлина составляет около 14%, что намного превышает размеры, оптимальные для обеспечения стабильного быстрого экономического роста (0 - 4%).

Информация о работе Интеграционное сотрудничество в социальной сфере