Интеграционное сотрудничество в социальной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:14, контрольная работа

Краткое описание

Опыт развития всемирного хозяйства демонстрирует его растущую целостность, которая основывается на международной специализации и кооперировании производства, упрочении экономических связей между государствами.
Социальная интеграция - процесс превращения относительно самостоятельных мало связанных между собой индивидов, групп, классов или государств в единую целостную систему, характеризующуюся согласованностью и взаимозависимостью ее частей на основе общих целей, интересов и т.д.

Содержание

Введение……………………………………………….………………………...…3

1.Интеграционное сотрудничество в социальной сфере в Беларуси……………………………………………………………………………4
Заключение………………………………………………………………….….…18

Список использованных источников…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа .Соц р.Заочное отделение..doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Выполнение формальных количественных критериев вступления в ЕС - это достаточно длительный процесс, требующий последовательного выполнения Беларусью рекомендаций международных организаций и положений рамочных документов. Построение институтов рыночной экономики, настройка механизмов интеграции Беларуси в мировое экономическое пространство, создание прозрачного, стабильного и предсказуемого инвестиционного климата и необходимой инфраструктуры, либерализация рынков и институциональные преобразования требуют системных реформ и усилий политической власти на протяжении десятилетий.

Значительную роль в  защите трудовых прав иностранных граждан  на международном уровне сыграло  Соглашение о сотрудничестве в области  трудовой миграции  и социальной защиты трудящихся - мигрантов 15 апреля 1994 года и Протокол о внесении изменений и дополнений в данное Соглашение от 25 ноября 2005 года.

Вопросы совершенствования  и развития правовых и организационных  механизмов Содружества регулирующих межгосударственное сотрудничество в  сфере миграции сохраняют свою актуальность и в современных условиях.

Как отмечается в Стратегии  экономического развития Содружества  Независимых Государств на период до 2020 года, утвержденной главами правительств СНГ 14 ноября 2008 года несмотря на ряд  позитивных результатов в сфере  экономического сотрудничества, в рамках Содружества пока не удалось сформировать общее экономическое пространство на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

В этой связи, основные усилия стран Содружества в области  рынка труда и миграционных процессов будут направлены на формирование общего рынка труда, создание правовых, экономических и организационных условий для перехода к свободному перемещению рабочей силы на пространстве СНГ, решение проблемы согласованного регулирования трудовой миграции, повышение эффективности согласованной миграционной политики на основе достижения соответствия объемов, направлений и структуры миграционных потоков интересам мигрантов и с учетом законодательства принимающего государства. Предусматриваются также обеспечение интеграции иммигрантов в общество и формирование к ним толерантного отношения, противодействие незаконной миграции и формирование у граждан государств – участников СНГ уважительного отношения к законодательству, языку и культуре страны пребывания.

Особо подчеркивается, что  решение проблемы согласованного регулирования  трудовой миграции состоит в предоставлении трудящимся-мигрантам равных с постоянным населением страны пребывания прав при  приеме на работу и расторжении трудовых соглашений, а также на социальное и медицинское обеспечение.

Тема миграции была определена в качестве ключевой сферы взаимодействия государств – участников СНГ в 2007 году. Ее заключительным аккордом явилось  одобрение 5 октября 2007 года на заседании  Совета глав государств Содружества в г. Душанбе Концепции дальнейшего развития СНГ, где вопросы миграции были включены в перечень приоритетных направлений деятельности Содружества.

В рамках реализации положений  Концепции на Душанбинском саммите  глав государств – участников СНГ была принята Декларация о согласованной миграционной политике.

В Декларации провозглашается, что государства Содружества  намерены:

проводить согласованную  миграционную политику;

содействовать обеспечению  прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств на свободу передвижения, выбора места жительства, пребывания и осуществления трудовой деятельности;

не допускать какой-либо дискриминации по признаку пола, расы, языка, религии и убеждений, политических и иных взглядов, этнического или социального происхождения, имущественного или семейного положения;

оказывать поддержку  этнической, языковой, культурной и  религиозной самобытности граждан  государств – участников Содружества  Независимых Государств;

способствовать формированию у граждан государств – участников Содружества Независимых Государств уважительного отношения к законодательству, языку и культуре страны пребывания;

развивать сотрудничество государственных и негосударственных  структур в области миграции; углублять  сотрудничество по вопросам упорядочения и регулирования процессов трудовой миграции;

развивать информационное взаимодействие в области миграции; стремиться к обеспечению благоприятных  условий для взаимных поездок  граждан государств – участников Содружества Независимых Государств;

осуществлять меры, направленные на предупреждение и предотвращение незаконной миграции, оказывать взаимную помощь в предупреждении, выявлении и  пресечении каналов незаконной миграции; стремиться к сотрудничеству в вопросах сближения законодательств в сфере миграции, разработке миграционных программ и их практической реализации.

Следующим, не менее важным документом, регулирующим межгосударственное сотрудничество в сфере трудовой миграции, является подписанная в ноябре 2008 года главами  правительств 9 государств – участников СНГ Конвенция о правовом статусе трудящихся – мигрантов и членов их семей.

Впервые в рамках СНГ был принят базовый документ, создающий правовую основу дальнейшего развития интеграционного  сотрудничества в сфере трудовой миграции, который вобрал в себя многие актуальные положения действующих универсальных и региональных правовых актов.

Конвенция состоит из преамбулы  и пяти разделов. В ее первом разделе  определена сфера применения норм Конвенции  и глоссарий; во втором, перечислены основные права трудящихся мигрантов и членов их семей; в третьем, закреплены положения, применяемые к приграничным и сезонным трудящимся и членам их семей; в четвертом отражены вопросы сотрудничества по обеспечению прав трудящихся – мигрантов и членов их семей, и, наконец, пятый содержит заключительные положения, определяющие срок действия Конвенции, порядок присоединения, выхода из нее и др.

Конвенция о правовом статусе трудящихся – мигрантов и членов их семей, как рамочный документ определяет основные принципы сотрудничества государств – участников СНГ сфере трудовой миграции. В этой связи государствам – участникам Содружества предстоит дальнейшая работа по разработке соглашений и других документов, регламентирующих механизмы сотрудничества и взаимодействия компетентных органов в конкретных направлениях указанной сферы.

В настоящее время в стадии согласования находятся проекты Концепции  согласованной миграционной политики стран Содружества и Комплексного плана первоочередных мер, направленных на практическую реализацию принципов, заложенных в Декларации о согласованной миграционной политике государств – участников СНГ.

Проект Комплексного плана содержит три раздела, включающие в себя: организационно-правовые вопросы; организационно-практические мероприятия и информационные и научные мероприятия.

Наибольший интерес представляет раздел, касающийся дальнейшего развития правовой базы интеграционного сотрудничества государств – участников СНГ в области внешней трудовой миграции. Предполагается подготовить проекты следующих документов: Соглашения о сотрудничестве по вопросам медицинского страхования трудящихся мигрантов и членов их семей; Соглашения о сотрудничестве в вопросах профессиональной подготовки и переподготовки трудящихся- мигрантов по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда; Концепцию организованного привлечения трудящихся -  мигрантов для осуществления трудовой деятельности в государствах – участниках СНГ.

Разработчиками включены также  пункты, касающиеся подготовки соответствующих Рекомендаций и разработки модельного закона

«О деятельности частных агентств занятости».

В настоящее время в рамках Содружества  в соответствии с Решением Совета глав правительств о Положении о  единой системе учета граждан  третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территории государств – участников СНГ от 3 июня 2005 года завершаются подготовительные работы по созданию Единой системы учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территории стран Содружества. Проект Решения Совета глав правительств о Плане совместных работ по созданию данной Системы рассмотрен на заседании Рабочей группы, обсужден Комиссией по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ и Советом постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества. В марте предстоит рассмотрение проекта документа Экономическим советом СНГ.

Несомненно, принятие этого документа придаст особое значение в вопросах налаживания и совершенствования информационного обмена между миграционными органами стран Содружества Независимых Государств.

При положительном решении  вопроса об утверждении Советом  глав правительств СНГ Комплексного Плана предстоит в  сравнительно сжатые сроки разработать проекты вышеперечисленных проектов документов. При их подготовке необходимо учитывать уже накопленный опыт, выявивший слабые стороны имеющихся правовых механизмов, регулирования миграционных процессов на региональном и двустороннем уровнях, а также динамику социально-экономических и политических процессов, происходящих в государствах – участниках Содружества.

Среди трех составляющих незаконной миграции – незаконный (нелегальный) въезд, незаконное пребывание и нелегальная трудовая деятельность, наиболее характерной является осуществление трудовой деятельности с нарушением действующего законодательства.

По существу, это трудовая миграция, а ее нелегальная форма  предопределена сложностью получения необходимых разрешительных документов, заинтересованностью работодателей в использовании дешевой и бесправной иностранной рабочей силы, наличием теневого сектора экономики.

В известном смысле нелегальные  трудовые мигранты представляют угрозу национальной безопасности государств – участников СНГ, поскольку они не поддаются государственному учету, исключены из системы официального трудоустройства, налогообложения и – что важно – социальной защиты государства, а значит, часто находят средства к жизни в теневом секторе экономики или путем совершения правонарушений, превращаются в маргиналов.

Присутствие этих мигрантов  способно провоцировать обострение в обществе конфликтов на этнической почве, деформирует еще не сформировавшийся национальный рынок труда, расширяет «ниши» теневой занятости, представляя тем самым реальную угрозу экономической безопасности.

Определение масштабов  незаконной миграции в силу ее скрытости  является достаточно сложной задачей. По итогам исследования, проведенного под эгидой Международной организации по миграции в период с июля 2001 года по декабрь 2002 года наиболее достоверной оценкой численности незаконных мигрантов, находящихся на территории Российской Федерации, была признана цифра приблизительно равная 5 млн. человек. На сегодняшний день, по различным экспертным оценкам, на территории Российской Федерации на нелегальном положении пребывают от 5 до 7 миллионов иностранных граждан и лиц без гражданства.

Одним из негативных факторов, влияющих на динамику нелегальной миграции в Российской Федерации, является рост количества безработных среди населения этого государства. Так, на конец января 2009г., 6,1 млн. человек, или 8,1% экономически активного населения в России, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда), то есть по сравнению с 2007 годом их количество возросло почти на 2 млн. человек.

Иммиграционная политика должна быть дифференцирована в зависимости  от целей и сроков пребывания мигрантов  и категорий иммигрантов; согласована с другими направлениями политики, в особенности с внешней политикой государств, политикой в сфере обеспечения национальной безопасности, а также с социальной политикой.

Новая внешнеполитическая политика предполагает тесное сотрудничество с ведущими международными организациями (МВФ, Мировой банк, ВТО, ЕБРР, ОЭСР и др.). Стратегия системных реформ Беларуси предполагает активное сотрудничество с Международным валютным фондом по организации технической, интеллектуальной и финансовой помощи с учетом позитивного и негативного опыта отношений переходных стран с данной финансовой организацией. Приоритетными в сотрудничестве с вышеуказанными организациями являются проекты по развитию инфраструктуры, реструктуризации энергетики, телекоммуникационного сектора, программы по нейтрализации экологических последствий аварий, промышленных и сельскохозяйственных производств, а также образовательные и медицинские программы, преследующие цель унификации стандартов в данных сферах.

Взаимодействие Министерства труда и социальной защиты с интеграционными объединениями в рамках Союзного государства, Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств в области социально-трудовой сферы является одним из приоритетов международного сотрудничества.

Министерство труда  и социальной защиты Республики Беларусь проводит активную работу по налаживанию  конструктивных отношений с профильными  ведомствами иностранных государств, в которых проживают граждане Республики Беларусь, в целях обеспечения  реализации ими гарантированного Конституцией права на защиту и покровительство государства.

Динамичное развитие миграционных процессов влечет необходимость  урегулирования вопросов, связанных  с формированием и реализацией  пенсионных прав.

С 22 по 23 февраля 2011 года в Праге (Чехия) представители Министерства приняли участие в экспертных консультациях по вопросу заключения соглашения между Республикой Беларусь и Чешской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения. В ходе встречи делегации обменялись информацией о национальных социальных системах, обсудили предметные рамки будущего документа, а также вопросы включения в соглашение конкретных направлений пенсионной сферы. Специалисты Министерства труда и социального обеспечения Чешской Республики представили белорусским представителям проект договора о социальном обеспечении для изучения и предложений.

Информация о работе Интеграционное сотрудничество в социальной сфере