Интеллектуальный капитал, его формы и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 23:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотрение сущности категории «интеллектуальный капитал». Задачи настоящей работы: дать определение понятию «интеллектуальный капитал»; уточнить содержание и структуру интеллектуального капитала предприятия; определить методы оценки; изучить эволюцию развития интеллектуального капитала. Данное исследование имеет теоретическую и научную ценность при рассмотрении интеллектуального капитала предприятий.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Интеллектуальный капитал, его формы и развитие 5
1.1. Понятие интеллектуального капитала 5
1.2. Формы и виды интеллектуального капитала 7
Глава 2. Методы оценки интеллектуального капитала организации 11
2.1.Основные методы оценки интеллектуального капитала 11
2.2. Методы стратегического управления интеллектуальным капиталом предприятия 15
Глава 3. Эволюция развития интеллектуального капитала 20
3.1. История развития интеллектуального капитала 20
3.2. Перспективы развития интеллектуального капитала 23
Заключение 25
Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая-Интеллектуальный капитал. Самойленко Е.В. у1-8с.docx

— 137.90 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

 

Кафедра «Микроэкономика»

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

на тему:

 

 

«Интеллектуальный капитал, его формы и развитие»

 

 

 

 

 

Выполнила: 

студентка группы У1-8С

Самойленко Елена Васильевна

 

 

Научный руководитель:

к.э.н., профессор

Соловых Н.Н.  

 

 

 

 

Москва 2014

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конец XX века был ознаменован информационной революцией и заложением основ информационного общества, в котором информация и знания становятся главными средствами и предметом общественного производства. Интеллектуальный капитал все больше определяет конкурентоспособность как отдельных предприятий, так и национальных экономик. Способность к созданию, использованию и увеличению интеллектуального капитала – это фундамент, на который опираются экономическая мощь страны, благосостояние и качество жизни ее народа.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что роль интеллектуального капитала в обеспечении экономического прогресса велика, и она оказывает воздействие на поиск путей эффективного применения информации. Раскрытию сущности данной категории посвящены труды Э. Брукинга, В. Гейца, Дж. Гэлбрейта, М. Кастельса, Э. Тоффлера, В. Иноземцева, Б. Леонтьева, Л. Мельника и других выдающихся экономистов. Ими разработана категориальная база интеллектуального капитала, определена структура, раскрыта его роль в целом и отдельных составляющих. Названные труды отличаются теоретико-методологической направленностью и имеют отношение большей частью к макроэкономике, проблемы же, связанные с отдельным предприятием, еще ожидают своего освещения. Большое значение в исследовании интеллектуального капитала придается его экономической оценке с привлечением совокупности показателей, в большинстве случаев не имеющих финансового эквивалента, что затрудняет, а часто исключает возможность принятия обоснованных управленческих решений по использованию нематериальных активов для достижения конкурентных преимуществ предприятия.

 Между тем, неоднозначное толкование понятия интеллектуального капитала, его структуры и подходов к оценке усложняет управление, приводит к выбору стратегий, неадекватных существующим условиям. Решение этих проблем даст возможность формировать интеллектуальный капитал предприятия как фактор его развития, оптимизировать менеджмент, снизить степень риска, повысить обоснованность и оперативность управленческих решений, направленных на обеспечение конкурентоспособности и устойчивого развития фирмы. Отмеченное указывает на необходимость дальнейшего развития теории интеллектуального капитала предприятия, основанного на новых знаниях.

Цель исследования – рассмотрение сущности категории «интеллектуальный капитал». Задачи настоящей работы: дать определение понятию «интеллектуальный капитал»; уточнить содержание и структуру интеллектуального капитала предприятия; определить методы оценки; изучить эволюцию развития интеллектуального капитала. Данное исследование имеет теоретическую и научную ценность при рассмотрении интеллектуального капитала предприятий.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования:

- сравнительный метод;

- изучение нормативно-правовой базы;

- изучение монографических публикаций и статей;

- эмпирический метод;

- аналитический метод.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит две таблицы и два приложения.  В курсовой работе рассмотрена структура и состав интеллектуальных элементов капитала предприятия; отражен подход к элементной оценке составляющих интеллектуального капитала предприятия, что позволяет оценивать отдельно их части, определены подразделы, ответственные за состояние и развитие элементов интеллектуального капитала предприятия.

 

Глава 1.Интеллектуальный капитал, его формы и развитие

1.1. Понятие интеллектуального капитала

Экономический успех любого государства и предприятия в XXI веке будут определять новые наукоемкие технологии и информатизация общества, инновационные процессы в условиях глобализации мировой экономики. Важнейшим фактором экономического развития выступает инновационная деятельность - неотъемлемый атрибут рыночных экономических отношений.

Термин «интеллектуальный капитал» впервые был использован в 1969 г. Широкое распространение этого термина относится к первой половине 1990-х гг. В 1993 г. шведская страховая компания «Scandia» опубликовала в годовом отчете данные о принадлежащем ей интеллектуальном капитале, а решающую роль в популяризации этого термина сыграла статья Т. Стюарта «Интеллектуальный капитал — главное богатство Вашей компании», опубликованная в журнале «Форчун». 1

Существуют различные характеристики понятия «интеллектуальный капитал предприятия». Так, В. Иноземцев полагает, что интеллектуальный капитал – это информация и знания, которые играют роль «коллективного мозга», аккумулирующего знания работников, интеллектуальную собственность, накопленный опыт, организационную структуру, информационные сети, имидж компании. Э. Брукинг отождествляет понятие «интеллектуальный капитал» с нематериальными активами, которые служат базой и опорой существования и конкурентных преимуществ фирмы. По его мнению ключевыми составляющими являются человеческие активы (знания, опыт, творческие способности и др.), интеллектуальная собственность, инфраструктурные и рыночные активы. Б. Леонтьев под рассматриваемым понятием понимает стоимость всех имеющихся интеллектуальных активов, включая интеллектуальную собственность, естественные и приобретенные умственные способности и навыки, а также накопленные базы знаний и полезные отношения с другими субъектами; то есть речь идет о брэндах, клиентуре, фирменном наименовании, каналах сбыта, лицензионных и других соглашениях и т.д. 2

Большинство подходов к определению интеллектуального капитала объединяет понимание сути управления знаниями как превращения индивидуального знания в организационное знание, и дальнейшее извлечения экономической выгоды из знания как стратегического актива. 3

В соответствии с современными концепциями экономического развития качество интеллектуальных ресурсов и степень их вовлеченности в общественное производство непосредственно воздействует на темпы экономического роста. Это подтверждает возможность рассмотрения прогресса интеллектуального капитала через динамику интеллектуальных ресурсов, соответственно, и через динамику человеческого капитала в общем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Формы и виды интеллектуального капитала

Модель интеллектуального капитала развивалась благодаря усилиям Л. Эдвинсона из компании «Scandia», Х. Сент Онжа из «Clarica», Г. Петраша из «PriceWaterhouseCoopers» и Ч. Армстронга  из «Armstrong Industries». Структуру интеллектуального капитала в соответствии с их признанной концепцией можно представить в виде схемы. (см. Приложение 1) 

В структуре интеллектуального капитала можно выделить три составляющие:

– человеческий капитал (знания, навыки, опыт, ноу-хау, творческие способности, креативный способ мышления, нравственные ценности, культура труда и пр.);

– организационный капитал (патенты, лицензии, ноу-хау, программы, товарные знаки, промышленные образцы, техническое и программное обеспечение, организационная структура, корпоративная культура и пр.);

– потребительский капитал. Также, его сущность можно трактовать шире – как интерфейсный капитал, включающий связи с экономическими контрагентами (поставщиками, потребителями), информацию об экономических контрагентах, историю отношений с ними, торговую марку (брэнд). 4

С учетом вышеизложенного построена разветвленная структура интеллектуального капитала предприятия. Далее приведена четкая графическая организация материала, которая достаточно полно отражает характер элементов выделенных частей интеллектуального капитала и их экономический потенциал для предприятия (см. Таблица 1.1).

 

 

Таблица 1.1.

Структура интеллектуального капитала предприятия

Человеческий (личностный) капитал

Организационный (структурный) капитал

Потребительский (интерфейсный) капитал

Ресурсы

Потенциал

Ресурсы

Потенциал

Ресурсы

Потенциал

Знания

Способность выйти за пределы имеющихся знаний и опыта

Патенты

Свобода творчества от любых ограничений

Связи с экономическими контрагентами (далее ЭК)

Налаженная система коммуникаций с ЭК

Навыки

Стремление к самореализации и признанию

Лицензии

Востребованность инноваций и инноваторов

 

 

Опыт

Нацеленность на результат

Ноу-хау

Правовая защищенность авторских прав

 

Мотивированность ЭК

Ноу-хау

Результативность труда

Программы

Развитая инфраструктура рынка интеллектуального капитала

Информация об ЭК

 
         

 

 

Творческие способности

Способность к продолжительной мобилизации и сосредоточенности

Товарные знаки

Высокая оплата результатов труда

 

Учет интересов ЭК

Креативный

способ

мышления

Непрерывное самообучение

Промышленные образцы

Участие инноваторов в прибыли

 

 

Критическое отношение к авторитетам

Способность к прогнозированию в условиях неопределенности

Информационное обеспечение

Толерантное отношение коллег и общества

История отношений с ЭК

Ориентированность на долгосрочное партнерство с ЭК

Моральные ценности

Ощущение востребованности знаний, опыта и пр.

Техническое обеспечение

Признательность коллег и руководства

 

 

Культура

Творчески активный возраст большинства персонала (в среднем 25 лет)

Программное обеспечение

Восприимчивость к неожиданным, нетривиальным решениям

 

 

Высокий имидж торговой марки

 

Желание и

способность передать знания, навыки, опыт и др. ученикам и коллегам

Организационная структура

Благоприятные условия труда и отдыха

Торговая

марка

(брэнд)

 

 

 

Корпоративная культура

 

 

Управление торговой маркой

 

 

Система мотивации творческого труда

 

 

Брэндинг


 

Интеллектуальный капитал коммерческого предприятия в основном реализуется путем продвижения на рынок новых или усовершенствованных товаров, работ и услуг, которые отвечают интересам потребителей и других экономических контрагентов более в полном объеме, чем товары конкурентов; внедрения более эффективных технологий производства продукции; введения более рациональных методов управления на всех стадиях производства и сбыта продукции. В конечном счете все сводится к товарам, которые удовлетворяют новым, наиболее эффективным способом существующие или же потенциальные потребности, то есть речь идет об инновационных товарах.5

Человеческий капитал – это знания, навыки, опыт персонала, которые можно оценить количественными показателями уровня образования, квалификации, производственного стажа и т.д.

Наличие высокого уровня организационного капитала фирмы характеризуется добротной конструкторской, технологической, эксплуатационной, ремонтной и другой документацией, которой располагает предприятие, особенно если это касается современной конкурентоспособной продукции, имеющей спрос на рынке.6

Интерфейсный (потребительский) капитал является относительно новым понятием, однако никто не станет отрицать утверждение, что налаженная система взаимосвязей и взаимодействий предприятия с экономическими контрагентами высоко повышает шансы на успех в конкуренции, и наоборот. Чем полнее совпадут интересы всех сторон экономической деятельности, тем будут успешнее проходить процессы формирования и укрепления системы взаимосвязей, т.е., необходимо регулярно отслеживать степень соответствия этих интересов и оперативно устранять проблемы, возникающие при их расхождении.

Человеческий, организационный и потребительский капиталы следует рассматривать как подсистемы интеллектуального капитала, постоянно взаимодействующие друг с другом.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методы оценки интеллектуального капитала организации

2.1.Основные методы оценки интеллектуального капитала

На протяжении последних 20 лет были выделены различные методы оценки интеллектуального капитала, на сегодняшний день их насчитывается несколько десятков.

Иметь представление об этих методах полезно не только  компаниям, которые  выходят на мировой рынок и выставляют свои ценные бумаги на торги, но и тем собственникам и руководителям организаций,  для которых актуальна оценка эффективности внедряемых нововведений или обучения персонала, для тех, кто работает в сфере информационных технологий,  а также на других высококонкурентных рынках, так как основной функцией интеллектуального капитала является, прежде всего, обеспечение разного рода технологических и организационных преимуществ над конкурентами. От того, как проходит управление интеллектуальным капиталом зависит инновационный потенциал и долголетие бизнеса.8

Следует отметить то, что, несмотря на значительные успехи ученых в развитии методологии оценки и учета интеллектуальных активов, идеального метода пока не существует. Такая ситуация обусловлена сложностью задачи, которая лежит на стыке нескольких дисциплин, таких как менеджмент, экономика и финансы, и нуждается в синтезе методов ряда наук и информации, накопленной в различных областях знаний.9

Приведенные далее методы, следует рассматривать как методические подходы к решению отдельных актуальных задач, учитывая преимущества и недостатки каждого.

Существующие в мировой практике модели и методы оценки интеллектуального капитала можно объединить в 5 групп:

  • методы прямого измерения интеллектуального капитала (идентификация и оценка в денежном выражении отдельных активов или компонентов интеллектуального капитала с обобщением в виде интегральной оценки путем суммирования);
  • методы рыночной капитализации, в которых стоимость интеллектуального капитала определяется как разность между рыночной стоимостью организации и стоимостью ее чистых активов. Рыночная стоимость организации исчисляется либо путем прямой капитализации, либо путем дисконтирования получаемого денежного потока;
  • методы отдачи на активы, в основе которых лежит бухгалтерский подход. Уровень интеллектуального капитала организации рассчитывается как отношение ее среднего дохода до вычета налогов за период к материальным активам, при сравнении с аналогичным показателем для отрасли в целом. Чтобы вычислить средний дополнительный доход от интеллектуального капитала, полученную разность умножают на материальные активы организации;
  • SC-методы (методы подсчета очков). В данном случае идентифицируются различные компоненты интеллектуального капитала. Определяются индикаторы и индексы путем подсчета очков или строятся соответствующие графы. Применение SC-методов не предполагает получение денежной оценки интеллектуального капитала. Эти методы подобны методам диагностической информационной системы. В эту группу методов относится широко известная система сбалансированных показателей;
  • методы оценки нематериальных активов, применяемые в условиях эффективного рынка. Все вышеперечисленные методы представлены в Таблице 2.1. 10

 

 

Таблица 2.1. 

Методы оценки интеллектуального капитала

Группа

Метод

Содержание метода

1

2

3

Прямое измерение интеллектуального капитала 

Подход на основе расширенного балансового отчета

Сущность подхода заключается в том, что НМА, произведенный или приобретенный организацией, отражается в балансовом отчете по его стоимости (цене) при определенных условиях.

Затратный подход

Определяются стоимости (суммы) затрат организации, необходимых на создание (метод стоимости создания или метод исходных затрат), восстановление (метод учета затрат на восстановление стоимости) или замещение (метод учета стоимости затрат на замещение) оцениваемого НМА.

Метод оценки гудвилла (деловой репутации) с помощью показателя деловой активности

Используется мультипликативная модель зависимости данного элемента стоимости бизнеса от показателя деловой активности.

Рыночная  капитализация

Подход на основе комбинированной информации балансового отчета (мarket-to-вook ratio (MB))

Стоимость интеллектуального капитала определяется как разность между рыночной и балансовой стоимостью акционерного капитала организации.

Мультипликатор Тобина

Сравнение рыночной стоимости актива со стоимостью его замещения. Сравнение рыночной стоимости организации с ее балансовой стоимостью.

Отдача на активы

Метод оценки интеллектуального капитала с использованием ROA

В основе метода лежит сопоставление среднегодового дохода на активы (ROA) организации с нормализованным среднеотраслевым ROA.

Оценка стоимости интеллектуального капитала на основе информационной производительности

Основа метода – определение той части чистого дохода организации, которая может быть отнесена на искусство и интеллект управления.

SC-методы (подсчет очков)

Сбалансированная таблица показателей

Формируется таблица ключевых показателей организации, проводится их индикативная обработка с целью получения результативного интегрального показателя.

Монитор НМА

Определяет три основных направления анализа НМА организации: внешнюю структуру, внутреннюю структуру, а также компетентность персонала.

Система сбалансированных показателей

Формируется система ключевых показателей организации, проводится их индикативная обработка с целью получения интегрального показателя.

Метод IC-индекса

Объединяется несколько методов оценки в организационный индекс интеллектуального капитала на основе определения весов для всех методов (индикаторов) и расчета интегрального индикативного показателя.

Целостный стоимостной  подход (HVA)

В основе метода лежит оценка и объединение вкладов стоимости финансовых и НМА в полную стоимость организации. Кроме того, учитывается акционерная стоимость организации (стоимость для каждой группы акционеров).

Метод бизнес-навигатора компании

Scandia

Система, классифицирующая основные категории процессов: финансовую, клиентскую, процессную, перспективы возобновления знания и развития, перспективы человеческого капитала.

Методы оценки НМА, применяемые в условиях эффективного рынка

Сравнительный (рыночный) подход

Стоимость определяется по цене сделок купли-продажи аналогичных НМА с учетом поправок на различие характеристик активов-аналогов и оцениваемого актива (метод прямого сравнения продаж) или на основе ставок роялти (метод роялти).

Доходный подход

Стоимость определяется путем вычисления текущей стоимости будущих денежных потоков в течение оставшейся экономической жизни НМА. Выгода определяется методами преимущества в прибыли, преимущества в расходах, одновременного учета преимуществ в прибыли и в расходах.

Калькулированная стоимость НМА (CIV)

Интеллектуальный капитал оценивается как дисконтированная (текущая) стоимость избыточной доходности (прибыльности) организации по сравнению с ее конкурентами.

Модели оценки стоимости человеческих ресурсов (HRA)

Модели стоимости (затратные модели)

Определяется историческая стоимость, стоимость приобретения, замещения или альтернативная стоимость человеческих активов (ресурсов).

HR-модели

Объединяются поведенческие модели с моделями экономической стоимости.

Денежные (монетарные) модели

Определяется текущая стоимость будущей заработной платы (или иных доходов) сотрудников организации.

 

 

   

Информация о работе Интеллектуальный капитал, его формы и развитие