Интеллектуальный капитал, его формы и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 23:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотрение сущности категории «интеллектуальный капитал». Задачи настоящей работы: дать определение понятию «интеллектуальный капитал»; уточнить содержание и структуру интеллектуального капитала предприятия; определить методы оценки; изучить эволюцию развития интеллектуального капитала. Данное исследование имеет теоретическую и научную ценность при рассмотрении интеллектуального капитала предприятий.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Интеллектуальный капитал, его формы и развитие 5
1.1. Понятие интеллектуального капитала 5
1.2. Формы и виды интеллектуального капитала 7
Глава 2. Методы оценки интеллектуального капитала организации 11
2.1.Основные методы оценки интеллектуального капитала 11
2.2. Методы стратегического управления интеллектуальным капиталом предприятия 15
Глава 3. Эволюция развития интеллектуального капитала 20
3.1. История развития интеллектуального капитала 20
3.2. Перспективы развития интеллектуального капитала 23
Заключение 25
Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая-Интеллектуальный капитал. Самойленко Е.В. у1-8с.docx

— 137.90 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Заключение

В курсовой работе рассмотрена структура и состав интеллектуальных элементов капитала предприятия; отражен подход к элементной оценке составляющих интеллектуального капитала предприятия (человеческого, организационного, потребительского капиталов), что позволяет оценивать отдельно их части, определены подразделы, ответственные за состояние и развитие элементов интеллектуального капитала предприятия.

Важнейшим фактором экономического развития выступает инновационная деятельность - неотъемлемый атрибут рыночных экономических отношений.

Существуют различные характеристики понятия «интеллектуальный капитал предприятия». Большинство подходов к определению интеллектуального капитала объединяет понимание сути управления знаниями как превращения индивидуального знания в организационное знание, и дальнейшее извлечения экономической выгоды из знания как стратегического актива.

Интеллектуальный капитал коммерческого предприятия в основном реализуется путем продвижения на рынок новых или усовершенствованных товаров, работ и услуг, которые более в полном объеме отвечают интересам потребителей и других экономических контрагентов, чем товары конкурентов; внедрения более эффективных технологий производства продукции; введения более рациональных методов управления на всех стадиях производства и сбыта продукции. В соответствии с этим в структуре интеллектуального капитала можно выделить три составляющие

– человеческий капитал (знания, навыки, опыт, ноу-хау, творческие способности, креативный способ мышления, нравственные ценности, культура труда и пр.);

– организационный капитал (патенты, лицензии, ноу-хау, программы, товарные знаки, промышленные образцы, техническое и программное обеспечение, организационная структура, корпоративная культура и пр.);

– потребительский капитал, включающий связи с экономическими контрагентами, информацию об экономических контрагентах, историю отношений с ними, торговую марку.

Важно отметить то, что, несмотря на значительные успехи ученых в развитии методологии оценки и учета интеллектуальных активов, идеального метода пока не существует. Такая ситуация обусловлена сложностью задачи, которая лежит на стыке нескольких дисциплин, таких как менеджмент, экономика и финансы, и нуждается в синтезе методов ряда наук и информации, накопленной в различных областях знаний.

Изучение вопросов управления интеллектуальным капиталом и разработка стратегических направлений развития интеллектуального капитала позволяет ускорить передачу результатов научно-технической деятельности в производство, создает условия для расширенного воспроизводства в научно-технической сфере, которая, в свою очередь, будет способствовать повышению эффективности деятельности предприятий и переходу экономики страны на инновационный путь развития.

В современных теориях интеллектуальных ресурсов можно выделить два направления. Наиболее широко и теоретически полно представлено направление, связанное с рассмотрением интеллектуального капитала индивида и отдельного предприятия. Во втором направлении можно объединить «интеллектуальные» концепции национального богатства и экономического роста, а также методологии оценки интеллектуального капитала общества.

Долгое время производство знаний как инновационный процесс рассматривалось в основном как феномен, имеющий отношение лишь к тем отраслям, для которых характерны так называемые высокие технологии, изготовление новых образцов продукции непосредственно на базе конкретных научных исследований и технических разработок, технологические новации. Однако практика опровергла такой узкий подход к эффективному управлению, доказав, что не может быть отраслей, производств и компаний, не использующих новые знания в изготовлении продукции, оказании услуг и самих методах управления. Инновационные процессы — это непременное условие революций развития всех сфер деятельности в эпоху технологической и информационной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

I. Официальные документы:

  1. Конституция Российской Федерации (ст. 44, п.1)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 №230 ФЗ

II. Монографии, коллективные  работы, сборники научных трудов:

  1. Гапоненко А.Л, Орлова Т.М. Управление знаниями: Как превратить знания в капитал. – М.: ЭКСМО, 2008. – 400 с.
  2. Конов Ю.П., Гончаренко Л.П. Экономика интеллектуальной собственности: учебник для вузов. – М.: Экономика, 2011. – 503 с.
  3. Леонтьев Б.Б., Мамаджанов Х.А. От интеллектуальной собственности к нематериальным активам. – М.: РИНФО, 2011. – 130 с.
  4. Леонтьев Б. Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. – М.: Акционер, 2007. - 200 с.
  5. Лукичева Л.И., Еленева Ю.А., Егорычева Е.В. Менеджмент интеллектуального капитала: теория и практика: учебник для магистров – М.: Издательство «Омега-Л», 2014. – 323 с.
  6. Махаматова, С.Т. Особенности интеллектуального капитала в условиях глобализации :дис. . канд. экономич. наук ; спец.08.00.01; защищена 14.06.2012г. / ; ФГОБУ ВПО "Финансовый ун-т при Правительстве РФ" .— М., 2012 .— 188 с.
  7. Мильнер Б.З. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями : Монография— М. : Инфра-М, 2013 .— 624 с.
  8. Орлова Т.М. Интеллектуальный капитал: состояние, проблемы, перспективы. / Сборник материалов Научной конференции «Интеллектуальный капитал организации - ключ к развитию и росту экономики». Сост. и научный редактор Т.М. Орлова. - М.: ЦЭМИ РАН, 2004.-144 с.
  9. Салихов Б. В. Интеллектуальный капитал организации. Сущность, структура и основы управления. – М.: Дашков и Ко, 2008. -156 с.
  10. Супрун В. А. Интеллектуальный капитал. Главный фактор конкурентоспособности экономики в XXI веке. – М.: Либроком, 2010. - 192 с.
  11. Томас А. Стюарт. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций. – М.: Поколение, 2007. - 368 с.
  12. Чернолес Г.В. Интеллектуальный капитал предприятия, основанного на новых знаниях: формирование, управление и стоимостная оценка. Монография. СПб.: Изд. «Центр стратегических исследований», 2008. - 192 с.
  13. Шатраков А.Ю., Мерсиянов А.А. Управление интеллектуальной собственностью и исключительными правами промышленных предприятий –М.: Экономика , 2007.- 271 с.
  14. Эдвинссон Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях / пер. с англ. М.: Инфра – М, 2005. 248 с.

 

 

III. Статьи из  периодических изданий:

  1. Дресвянников В.А. Организационное развитие и элементы структуры интеллектуального капитала / Дресвянников В.А., Гаврина С.С. // Общество: политика, экономика, право. – 2013. №2. – С. 27-31
  2. Инновационное развитие экономики России: институциональная среда: Четвертая международная конференция; Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, Экономический факультет, 20-22 апреля 2011 г. Сборник статей, Том 1. М.: Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова: ТЕИС, 2011.    
  3. Карпов С.В. Современный взгляд на бренд как интеллектуальный капитал // Вестник российского философского общества. – 2013. - №4. –С.115-117
  4. Лескина О.Н. Интеллектуальный капитал среднего класса как необходимое условие устойчивого инновационного развития России // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — 2013 .— № 6. - С.48-49
  5. Макаров П.Ю. Механизм управления интеллектуальным капиталом региона как фактором экономического роста // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2013 .— Т.171.-С.299-315
  6. Молодчик М.А. Обоснование структурного содержания интеллектуального капитала компании в рамках ценностно ориентированного подхода / Молодчик М.А., Теплых Г.В. // Финансы и кредит .— 2013 .— № 4.-С.73-84.
  7. Томчук Д. А. Интеллектуальный капитал и рентабельность предприятия: характеристика и оценка / Д. А. Томчук, Ю. К. Перский, В. М. Севодина // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. № 2. С. 330–334.
  8. Тугускина Г.Н. Интеллектуальный капитал как конкурентное преимущество наукоемких предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. — 2013 .— № 4.-С.112-119
  9. Фасхиев, Х. А. Принятие маркетинговых решений на основе количественной оценки объектов / Х.А. Фасхиев // Маркетинг в России и за рубежом. — 2010. — № 5.
  10. A Special Report on Business and Climate Change // Economist. June, 2. 2007
  11. Stewart T.   Brainpower // Fortune/ 1991. June 3. P 42-60

 

IV. Интернет-ресурсы:

  1. Выступление Владимира Путина на VII ежегодном бизнес-форуме Деловой России «Несырьевая модель социального государства», 27 мая 2011 г. Режим доступа: http://www.forum.deloros.ru/forum 2011/551.htm
  2. m-economy.ru
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Интеллектуальный_капитал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

 

Приложение 2

 

1 Конов Ю.П., Гончаренко Л.П. Экономика интеллектуальной собственности: учебник для вузов. – М.: Экономика, 2011. – 256-257 с.

 

 

2 Леонтьев Б.Б., Мамаджанов Х.А. От интеллектуальной собственности к нематериальным активам. – М.: РИНФО, 2011. – 98-100 с.

3 Салихов Б. В. Интеллектуальный капитал организации. Сущность, структура и основы управления. – М.: Дашков и Ко, 2008. -122-123 с.

 

4 Орлова Т.М. Интеллектуальный капитал: состояние, проблемы, перспективы. / Сборник материалов Научной конференции «Интеллектуальный капитал организации - ключ к развитию и росту экономики». Сост. и научный редактор Т.М. Орлова. - М.: ЦЭМИ РАН, 2004.-68-71 с.

 

5 Молодчик М.А. Обоснование структурного содержания интеллектуального капитала компании в рамках ценностно ориентированного подхода / Молодчик М.А., Теплых Г.В. // Финансы и кредит .— 2013 .— № 4.-С.73-84.

 

6 Лескина О.Н. Интеллектуальный капитал среднего класса как необходимое условие устойчивого инновационного развития России // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — 2013 .— № 6. - С.48-49

7 Мильнер Б.З. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями : Монография— М. : Инфра-М, 2013 .— 624 с.

 

8 Тугускина Г.Н. Интеллектуальный капитал как конкурентное преимущество наукоемких предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. — 2013 .— № 4.-С.112-119

9 Чернолес Г.В. Интеллектуальный капитал предприятия, основанного на новых знаниях: формирование, управление и стоимостная оценка. Монография. СПб.: Изд. «Центр стратегических исследований», 2008. - 192 с.

10 Гапоненко А.Л, Орлова Т.М. Управление знаниями: Как превратить знания в капитал. – М.: ЭКСМО, 2008. – 400 с

11 Инновационное развитие экономики России: институциональная среда: Четвертая международная конференция; Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, Экономический факультет, 20-22 апреля 2011 г. Сборник статей, Том 1. М.: Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова: ТЕИС, 2011.    

12 Лукичева Л.И., Еленева Ю.А., Егорычева Е.В. Менеджмент интеллектуального капитала: теория и практика: учебник для магистров – М.: Издательство «Омега-Л», 2014. – 323 с.

 

13 Томчук Д. А. Интеллектуальный капитал и рентабельность предприятия: характеристика и оценка / Д. А. Томчук, Ю. К. Перский, В. М. Севодина // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. № 2. С. 330–334.

 

14 Фасхиев, Х. А. Принятие маркетинговых решений на основе количественной оценки объектов / Х.А. Фасхиев // Маркетинг в России и за рубежом. — 2010. — № 5.

 

15 Карпов С.В. Современный взгляд на бренд как интеллектуальный капитал // Вестник российского философского общества. – 2013. - №4. –С.115-117

16 Супрун В. А. Интеллектуальный капитал. Главный фактор конкурентоспособности экономики в XXI веке. – М.: Либроком, 2010. - 192 с.

17 Леонтьев Б. Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. – М.: Акционер, 2007. - 200 с.

 

18 Stewart T.   Brainpower // Fortune/ 1991. June 3. P 42-60

19 Томас А. Стюарт. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций. – М.: Поколение, 2007. - 368 с.

20 Махаматова, С.Т. Особенности интеллектуального капитала в условиях глобализации :дис. . канд. экономич. наук ; спец.08.00.01; защищена 14.06.2012г. / ; ФГОБУ ВПО "Финансовый ун-т при Правительстве РФ" .— М., 2012 .— 188 с.

 

21 Выступление Владимира Путина на VII ежегодном бизнес-форуме Деловой России «Несырьевая модель социального государства», 27 мая 2011 г. Режим доступа: http://www.forum.deloros.ru/forum2011/551.htm

 

22 Макаров П.Ю. Механизм управления интеллектуальным капиталом региона как фактором экономического роста // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2013 .— Т.171.-С.299-315

 

23 Дресвянников В.А. Организационное развитие и элементы структуры интеллектуального капитала / Дресвянников В.А., Гаврина С.С. // Общество: политика, экономика, право. – 2013. №2. – С. 27-31

24 A Special Report on Business and Climate Change // Economist. June, 2. 2007

 

 

 


Информация о работе Интеллектуальный капитал, его формы и развитие