Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 23:49, курсовая работа
Цель исследования – рассмотрение сущности категории «интеллектуальный капитал». Задачи настоящей работы: дать определение понятию «интеллектуальный капитал»; уточнить содержание и структуру интеллектуального капитала предприятия; определить методы оценки; изучить эволюцию развития интеллектуального капитала. Данное исследование имеет теоретическую и научную ценность при рассмотрении интеллектуального капитала предприятий.
Введение 3
Глава 1.Интеллектуальный капитал, его формы и развитие 5
1.1. Понятие интеллектуального капитала 5
1.2. Формы и виды интеллектуального капитала 7
Глава 2. Методы оценки интеллектуального капитала организации 11
2.1.Основные методы оценки интеллектуального капитала 11
2.2. Методы стратегического управления интеллектуальным капиталом предприятия 15
Глава 3. Эволюция развития интеллектуального капитала 20
3.1. История развития интеллектуального капитала 20
3.2. Перспективы развития интеллектуального капитала 23
Заключение 25
Список литературы 28
В условиях рыночной экономики основным инструментом, который регулирует развитие предприятия, является конкурентная стратегия. Формирование стратегии компании основывается на новых функциях управления, которые включают аккумулирование интеллектуального капитала, выявление и распространение имеющейся информации и опыта, создание предпосылок для передачи и усвоения знаний. Процесс управления знаниями означает специфическую деятельность по выявлению, отбору, синтезу, хранению и распространению реальных знаний в организации. 11
Принципиальное значение
Изучение вопросов управления интеллектуальным капиталом и разработка стратегических направлений развития интеллектуального капитала позволяет ускорить передачу результатов научно-технической деятельности в производство, создает условия для расширенного воспроизводства в научно-технической сфере, которая, в свою очередь, будет способствовать повышению эффективности деятельности предприятий и переходу экономики страны на инновационный путь развития. Система менеджмента является одной из подсистем управления предприятия, решающая следующие задачи:
Можно выделить следующие три основных компонента управления интеллектуальным капиталом на предприятии: люди, процессы и технологии. Их функции в системе менеджмента знаний представлены в Таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Основные компоненты управления интеллектуальным капиталом
Компонент |
Функции в системе управления интеллектуальным капиталом |
Люди (персонал организации) |
Создают, передают и перенимают опыт для реализации инноваций |
Процессы |
Нужны для совместного использования и распространения информации |
Технологии |
Необходимы для быстрой и эффективной работы людей и процессов |
Различают системы вертикального и горизонтального управления знаниями. Вертикальные системы управления знаниями преследуют тактические цели и разрабатываются для конкретных ситуаций, встречающихся в процессе функционирования организаций. Системы горизонтального управления интеллектуальным капиталом являются системами, которые могут быть применены ко многим управленческим ситуациям. Фактически они представляют собой технологии, которые позволяют решать весь комплекс задач управления интеллектуальным капиталом. 14
Для достижения стратегических целей на предприятии разрабатывается стратегия управления интеллектуальным капиталом. Под стратегией управления имеются в виду направления и способы использования средств для достижения поставленной цели. Каждому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия лучшего решения. Стратегия помогает сконцентрировать усилия на различных вариантах решения, не противоречащих генеральной линии стратегии и отбросить все остальные варианты. После достижения поставленной цели данная стратегия прекращает свое существование, поскольку новые цели выдвигают задачу разработки новой стратегии. Стратегия базируется на долговременных целях и оценках неопределенности хозяйственной ситуации, на эффективных методах достижения этих целей в течение продолжительного периода времени. В современной практике наиболее часто используются следующие стратегии управления знаниями:
Построение эффективной системы управления знаниями на предприятии требует значительных финансовых и временных затрат, а потому может рассматриваться как инвестиционный проект. Оценить эффективность такого проекта достаточно сложно, так как не все выгоды (положительные эффекты в виде денежных потоков) можно выявить в течение планируемого горизонта времени. Для оценки эффективности управления знаниями существует различные системы, которые используются организациями в зависимости от видения данной проблемы и своих целей. Показатели эффективности в них варьируются от количества полученных организацией патентов до оценки человеческого капитала организации. 16
Модели управления интеллектуальным капиталом делятся на три класса:
В дескриптивных моделях описана
природа явления, называемого управлением
знаниями, в то время как в прескриптивных моделях
Реализация логической модели управления знаниями оказывается различной для разных типов предприятий и организаций. Наиболее ярко проявляется такое различие между крупными и малыми и средними предприятиями. Система менеджмента знаний в крупных концернах с их традицией дифференциации производства и распределения знаний и соответствующими структурами нереальна для малых и средних компаний, где обычно распределение функций является нечетким, а ключевые фигуры управления являются и основными носителями организационных знаний.
Содержание понятий «интеллектуальный капитал» изучались учеными на протяжении длительного времени. В настоящее время исследование процесса создания, сохранения, представления и преобразования знаний с целью извлечения прибыли от их использования привлекают внимание ученых и экономистов-практиков. Исторически первым понятием, связанным с интеллектуальным капиталом и интеллектуальными ресурсами, стало определение человеческого (интеллектуального, гуманитарного) капитала, введенное основоположниками классической экономической теории Адамом Смитом и Джоном Стюартом Миллем. Таким «предшественником» понятия интеллектуального капитала в их трудах стало собирательное понятие количества и качества человеческой способности к труду. Всегда наибольший интерес ученых вызывали факторы, определяющие качество человеческого капитала и, соответственно, возможности роста эффективности труда. В этом аспекте проблемами человеческого капитала занимались представители неоклассического направления, рассматривавшие влияние образования на человеческий капитал.
Понятие интеллектуального капитала ввел в научный оборот Дж. Гэлбрейт. Подробно обосновал этот термин Т.Стюарт. В статье: «Сила интеллекта: как интеллектуальный капитал становится наиболее ценным активом Америки» 18он определил интеллектуальный капитал как сумму всего того, что знают работники компании и что дает конкурентное преимущество на рынке. В дальнейшем понятие интеллектуального капитала дополняли и уточняли другие авторы.
В современном виде определение интеллектуального капитала было сформулировано в конце 50-х — начале 60-х годов XX века в рамках чикагской школы Теодором В. Шульцем, который опубликовал в 1961 г. работу «Инвестиции в человеческий капитал», а также в труде Г.Беккера, посвященной тем же самым проблемам. В рамках концепции человеческого капитала человек в экономическом смысле сравнивался с вещественным капиталом, используемым в производстве, а образование рассматривалось как форма инвестиций в человеческий капитал. Эта точка зрения до сих пор широко представлена в научной литературе. Успех этой концепции во многом определился тем, что на человеческий капитал легко переносится целый ряд положений, справедливых для вещественного потенциала. 19
Значительное влияние на формирование современного понимания интеллектуального капитала оказали работы Й. Шумпетера, написанные еще в начале ХХ века. Согласно Шумпетеру, в основе экономического развития лежат инновационные процессы, которые осуществляют новые комбинации факторов и условий хозяйственной деятельности. Функция инноваций оказывается возложенной на предпринимателя. Важным фактором экономического развития Шумпетер считал есть распространение уже освоенной и использованной инновации в новых условиях.
Современные концепции экономического развития сходятся в том, что качество интеллектуальных ресурсов и степень их вовлеченности в общественное производство оказывают непосредственное воздействие на темпы экономического роста и уровень национального богатства в отдельных странах. Это также подтверждает возможность рассмотрения прогресса интеллектуального капитала общества через динамику интеллектуальных ресурсов, и, соответственно, человеческого капитала. Развитие экономической мысли в этом направлении привело к новому пониманию национального богатства, в состав которого включается уже не только материальное богатство общества, созданное трудом многих поколений, и природные ресурсы, но и интеллектуальные ресурсы, человеческий капитал.
В целом, историю развития основных направлений в исследовании интеллектуального капитала можно представить в виде схемы (см. Приложение 2). В современных теориях интеллектуальных ресурсов можно выделить два направления. Наиболее широко и теоретически полно представлено направление, связанное с рассмотрением интеллектуального капитала индивида и отдельного предприятия. Во втором направлении можно объединить «интеллектуальные» концепции национального богатства и экономического роста, а также методологии оценки интеллектуального капитала общества.20
Задачу разработки сценария перевода экономики России на инновационный путь развития с эффективным использованием интеллектуального капитала поставил Президент России 3 декабря 2001 г.; в ноябре 2008 г. принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г. Министерство экономического развития РФ в декабре 2010 г. представило на суд общественности проект Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020г. 21
Переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели роста экономики призван повысить спрос на интеллектуальный капитал. Спрос на интеллектуальный капитал определяется реальностью его коммерческого использования для получения дополнительной прибыли, посредством использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности при выпуске и реализации продукции, а также продажи прав на использование объектов интеллектуальной собственности на основании лицензионного договора. Спрос на интеллектуальные продукты считается малоэластичным, так как на рынок выходит продукция, которая, как правило, не имеет аналогов: она или независима, или практически незаменима. Следовательно, ценовая политика оказывает на объем сбыта ограниченное влияние.22
Инновационные компании выступают в качестве организаций, генерирующих новые знания, применяя их в области дизайна, производства, торговли и предоставления услуг. Практически все виды продукции включают в себя овеществленные знания от сложного производственного оборудования до бытовой техники.
Сегодня фирмы, в отличие от периода индустриализации, отслеживают появление новых научных знаний еще на этапе проведения фундаментальных исследований и стремятся первыми получить позитивные результаты в свое распоряжение.23
В итоге такого соперничества научно-технический прогресс постепенно трансформировался в научно-техническую гонку. Доля капитализации знаний в суммарном показателе капитализации среднего современного высокотехнологичного предприятия достигла 85%. При этом самыми ценными знаниями являются те, что могут обрести форму охраняемой интеллектуальной собственности в виде изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, товарных знаков, программ для персональных компьютеров, баз данных и т.д. В основе инновационной деятельности лежат новые знания.
Долгое время производство знаний как инновационный процесс рассматривалось в основном как феномен, имеющий отношение лишь к тем отраслям, для которых характерны так называемые высокие технологии, изготовление новых образцов продукции непосредственно на базе конкретных научных исследований и технических разработок, технологические новации. Однако практика опровергла такой узкий подход к эффективному управлению, доказав, что не может быть отраслей, производств и компаний, не использующих новые знания в изготовлении продукции, оказании услуг и самих методах управления. Инновационные процессы — это непременное условие революций развития всех сфер деятельности в эпоху технологической и информационной.24
Информация о работе Интеллектуальный капитал, его формы и развитие