Интенсификация производства и стратегия сбыта продукции овощеводства открытого грунта на основе инноваций (на примере Саратовской облас

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 17:04, автореферат

Краткое описание

Целью исследования определен перечень решаемых в диссер-тационном исследовании задач:
• обобщить теоретические подходы к определению категории интенсификации сельскохозяйственного производства, обосновать необходимость и выявить содержание процесса интенсификации овощеводства открытого грунта, а также особенности ее осуществления;
• изучить основные факторы и выделить приоритетные для внедрения направления интенсификации производственной и реализационной деятельности овощеводческих предприятий с учетом инноваций;
• сформулировать основные тенденции развития овощеводства открытого грунта, а также национального и регионального рынков овощей открытого грунта в рыночных условиях;
• изучить современное состояние и выявить тенденции внед-рения инновационных технологий в овощеводство открытого грунта, а также экономическую эффективность их реализации;
• проанализировать динамику уровня интенсификации и ре-зультативных показателей овощеводства открытого грунта;
• разработать методические подходы к выбору технологий производства и реализации продукции овощеводства открытого грунта с учетом имеющихся слабых сторон;
• обосновать необходимость и содержание оптимального со-четания мероприятий по интенсификации производственной и реализационной деятельности предприятий, специализирующихся на выращивании овощей открытого грун-та;
• разработать модель оптимизации производства и реализации продукции овощеводства открытого грунта с учетом инноваций.

Вложенные файлы: 1 файл

Автореферат.doc

— 429.50 Кб (Скачать файл)

 

*Источник: рассчитано по данным  Росстата по Саратовской области.

 

Анализ экономической эффективности производства овощей открытого грунта в регионе свидетельствует о том, что валовая продукция увеличилась на 195 %, затраты на производство – на 204,7 %, производственная себестоимость – на 196,2 %, а реализационные цены – лишь на 169,7 %. Все это предопределило сокращение ассортимента, поскольку выращивать большое разнообразие культур стало невыгодно даже крупным предприятиям.

В диссертационном исследовании выявлены основные тенденции развития регионального рынка овощей открытого грунта, которые аналогичны общероссийским:

  • сокращение на внутреннем рынке объемов высококачественной продукции местного производства при одновременном увеличении импортных поставок, объемы которых за 1999–2008 гг. выросли в 1,85 раза;
  • увеличение производственного потребления (в 4,3 раза), потерь продукции (в 5,6 раза), экспорта (в 3,4 раза) и переходящих запасов на начало года (на 50,1 %), вызванное расширением объемов производства. При этом личное потребление выросло лишь на 8,4 %. Данные факты свидетельствуют о наличии у региональных производителей проблем в области реализации выращенной продукции;
  • рост удельного веса сельскохозяйственных организаций в структуре реализованной продукции с 52,4 % в 2001 г. до 56,4 % в 2008 г.;
  • использование ЛПХ большей части выращенных овощей для собственных нужд, а не для реализации. Средний уровень товарности данной категории хозяйств на протяжении последних десяти лет не превышал 8 %;
  • снижение степени влияния производителей овощей на конъюнктуру рынка, связанное с сокращением их доли в прибыли от реализации продукции.

Наличие взаимосвязи между уровнем интенсификации и экономической эффективностью применяемых технологий, а также необходимость и целесообразность внедрения различных направлений интенсификации производственной и реализационной деятельности овощеводческих предприятий. На основе анализа уровня интенсификации сельского хозяйства выявлено, что в Саратовской области, как и в целом по России, наблюдается ухудшение динамики уровня интенсификации сельского хозяйства в целом и овощеводства открытого грунта в частности (табл. 4).

Сокращение количества тракторов и энергетических мощностей, приходящихся на 1 га посевов овощных, составило 59,6 и 60,5 % соответственно, внесение органических удобрений – 80 % под посев и 83,3 % под урожай.

Таблица 4

 

Уровень интенсификации овощеводства открытого грунта

в Саратовской области*

 

Показатели

Годы

2008 г. в % к 1999 г.

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Уровень технической оснащенности

Приходится тракторов на 1000 га пашни, шт.

4,9

4,9

4,7

4,4

4,0

4,3

4,1

4,0

4,0

3,1

63,8

Нагрузка пашни на один трактор, га

204,6

203,6

210,6

228,1

247,7

232,4

245,6

248,3

249,8

320,5

156,6

Приходится тракторов на 1 га посевов овощей, шт.

5,7

6,0

7,0

6,6

4,1

4,8

4,3

3,5

3,1

2,3

41,5

Нагрузка посевов овощных культур на один трактор, га

0,18

0,17

0,14

0,15

0,25

0,21

0,23

0,29

0,32

0,43

240,9

Энергетические мощности

Всего, тыс. л. с.

6927

6359

5711

4968

4483

4194

3786

3429

3206

2370

34,2

В расчете

                     

на 100 га посевной площади, л. с.

195,3

198,8

198,2

185,5

190,8

188,3

181,1

172,2

169,4

121,4

62,2

на 100 га пашни, л. с.

150,5

153,1

149,8

139,6

141,4

139,9

135,2

130,3

127,1

91,3

60,7

на 1 га посевов овощей открытого грунта, тыс. л. с.

1,7

1,9

2,2

2,1

1,4

1,5

1,4

1,1

1,0

0,7

39,5

Внесение удобрений

Внесено минеральных удобрений, кг/га:

под посев

под урожай

54

97

59

97

25

37

48

74

67

89

61

85

75

92

46

58

40

47

142

152

263,0

156,7

Внесено органических удобрений, т/га:

под посев

под урожай

3,5

4,2

2,5

4,1

5,6

8,7

3,1

4,8

3,5

4,3

1,7

2,3

0,6

0,7

1,8

2,3

0,4

0,4

0,7

0,7

20,0

16,7


 

*Источник: рассчитано по данным  Росстата по Саратовской области.

 

Экономическая эффективность технологий выращивания овощей открытого грунта в современных условиях зависит не только от уровня интенсивности производства, но и от активной деятельности по реализации выращенной продукции. Причинами низкой активности хозяйств на рынке являются:

  • недостаточно развитая материально-техническая база долгосрочного хранения. Необходимость реализовать выращенную продукцию в сжатые сроки приводит к тому, что доля производителей в конечной цене на овощи колеблется в пределах 24,9–66,5 %;
  • диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, не позволяющий своевременно обновлять материально-техническую базу на основе достижений НТП. Если в 1999 г. для приобретения трактора требовалось реализовать 270,4 ц овощей, то в 2008 г. уже 718,4 ц;
  • сложившаяся система сбыта, при которой большая часть овощей реализуется посредством рынка, удельный вес которого в 2008 г. достиг 70,9 %. Отсутствие обоснованной маркетинговой стратегии и гибкой ценовой политики лишает предприятия возможности влиять на конъюнктуру рынка.

Снижение уровня интенсивности производства и низкие результаты реализационной деятельности отражаются на экономической эффективности применяемых технологий, поскольку последние рассматривают не только в тесной взаимосвязи с комплексом технических средств, но и как единую технологическую систему производства овощей: от выращивания урожая до реализации продукции (табл. 5).

Таблица 5

 

Показатели экономической эффективности технологий производства

овощей открытого грунта региона

 

Показатели

Годы

2008 г. в % к 1999 г.

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Урожайность, ц/га

99,5

70,1

72,5

95,0

139,8

190,2

185,5

211,1

199,4

272,1

273,5

Посевная площадь, га

3 390

2 887

2 112

1 601

1 684

1 436

1 124

1 221

1 313

1 356

40,0

Валовой сбор, тыс. ц

337,3

202,3

153,1

152,0

235,5

273,1

208,5

257,8

261,8

369,0

109,4

Затраты на 1 га посева, тыс. руб.

13,4

13,2

13,7

17,3

18,6

27,1

32,8

46,0

68,3

107,2

8,0 раз

Валовая продукция, тыс. руб. на 1 га

22,0

13,5

15,0

26,5

30,2

44,1

52,5

88,9

106,7

162,2

7,4 раз

Чистый доход, тыс. руб. на 1 га

8,6

0,3

1,3

9,2

11,6

17,0

19,7

42,9

38,4

60,4

7,0 раз

Прибыль, тыс. руб. на 1 га

0,4

–1,7

-0,4

4,5

4,7

6,3

11,5

20,2

19,4

25,5

60,2 раз

Уровень рентабельности (+), убыточности (–), %

43,2

–13,2

2,0

30,0

41,3

26,2

36,7

50,3

31,1

24,4

56,5


 

*Источник: рассчитано по данным  Росстата по Саратовской области.

Несмотря на увеличение урожайности на 173,5 %, валовой продукции и прибыли на 1 га – в 7,4 и 60,2 раза, анализ расчетных данных экономической эффективности применяемых технологий свидетельствует о ее снижении. Уровень рентабельности за 1999–2008 гг. снизился на 18,8 процентных пункта.

Соотношение базисных темпов роста затрат на 1 га посевов и урожайности, равное 2,93, позволяет утверждать, что за последние десять лет процесс производства на предприятиях Саратовской области не стал более интенсивным. Именно это обусловливает неустойчивое развитие отрасли. В сложившихся условиях необходимым и целесообразным является внедрение различных направлений интенсификации производства и реализации продукции овощеводства открытого грунта.

Приоритетные направления интенсификации производства и реализации овощей открытого грунта. В ходе исследования автором предложена усовершенствованная технологическая схема возделывания отдельных овощных культур, основанная на интегрированном использовании агротехнических приемов с учетом взаимного влияния разнообразных факторов (рис. 4).

 

 

Рис. 4. Перспективная технология производства овощей

открытого грунта*

 

*Источник авторский.

Более подробно вопросы интенсификации производства и реализации продукции овощеводства открытого грунта рассмотрены на примере типичного хозяйства – ЗАО «Энгельсское» Энгельсского района Саратовской области.

На основе выявленных узких мест в системе технологий, применяемых в ЗАО «Энгельсское», автором предложены и экономически обоснованы методические подходы к использованию инновационных технологий возделывания овощей с учетом сложившихся природно-климатических и социально-экономических условий.

Интенсификация производства овощей открытого грунта на основе применения таких направлений, как внедрение перспективной системы технологий, комплексная механизация производственных процессов, оптимизация норм внесения минеральных и органических удобрений, применение высокоурожайных сортов и гибридов, позволяет в несколько раз сократить не только материальные затраты, но и затраты труда (табл. 6).

 

Таблица 6

 

Экономическая эффективность внедрения различных направлений

интенсификации производства овощных культур в ЗАО «Энгельсское»

 

Показатели

Затраты труда, чел.-ч./га

Трудоемкость, чел.-ч./ц

Годовая экономия эксплуатационных затрат, тыс. руб.

Сокращение эксплуатационных затрат, %

Себестоимость продукции, руб./ц

Дополнительная прибыль,

тыс. руб.

Базовая технология выращивания на ровной поверхности

 с  применением ручного труда

Капуста поздняя

417,9

1,39

249,0

Лук на репку

171,9

1,01

547,1

Перспективная технология возделывания на ровной поверхности

Капуста поздняя:

частичная механизация уборки

полная механизация уборки

246,4

 

259,7

0,64

 

0,67

1 602,0

 

1 059,5

31,8

 

21,0

195,3

 

212,8

2 067,5

 

1 393,7

Лук на репку

91,1

0,37

3 102,1

59,9

338,3

5 115,6

Перспективная технология возделывания на гребневой поверхности

Капуста поздняя:

частичная механизация уборки

полная механизация уборки

 

234,0

 

253,2

 

0,62

 

0,66

 

1 702,4

 

1 159,9

 

33,8

 

23,0

 

192,2

 

209,7

 

2 186,8

 

1 513,1

Лук на репку

89,2

0,36

3 189,0

61,5

334,0

5 221,0


 

*Источник авторский.

Расчеты результатов использования различных направлений интенсификации производства овощей открытого грунта на примере типичного предприятия позволяют говорить об их экономической обоснованности и целесообразности. Суммарная дополнительная прибыль хозяйства при осуществлении интенсификации производства овощных культур составит 7 407,8 тыс. руб. или 6 734,1 тыс. руб. при использовании средств частичной и полной механизации уборочного процесса выращивания капусты соответственно.

Диалектическое единство процессов производства и реализации предопределило выбор направлений интенсификации сбыта овощей открытого грунта. В работе представлены результаты проведенного автором SWOT-анализа внешней и внутренней среды типичного предприятия, на основе которого разработана маркетинговая стратегия развития, включающая в себя деятельность в следующих направлениях:

  • полная механизация производственного процесса и обновление имеющейся материально-технической базы;
  • переход на более перспективную технологию возделывания овощных культур на гребневой поверхности;
  • комплексная интенсификация производства;
  • контроль качества производимой продукции;
  • расширение ассортимента;
  • приобретение современных технологических линий по сортировке, очистке и упаковыванию свежих овощей;
  • использование имеющихся мощностей для долгосрочного хранения;
  • рекламирование произведенной продукции;
  • применение современных видов упаковки с обязательным размещением на ней логотипа предприятия;
  • создание собственной торговой сети;
  • участие в сельскохозяйственных ярмарках и выставках;
  • налаживание прямых связей с предприятиями торговли и общественного питания, а также интеграционных связей с предприятиями перерабатывающей промышленности и торгово-закупочными базами;
  • заключение фьючерсных, форвардных и маркетинговых контрактов на поставку выращенных овощей.

Многовариантная модель оптимизации производства и реализации продукции овощеводства открытого грунта с учетом внедрения инноваций. Предлагаемая модель совершенствования процессов производства и реализации позволяет обосновать дальнейшие перспективы развития овощеводства открытого грунта на примере ЗАО «Энгельсское» Энгельсского района Саратовской области и доказать целесообразность внедрения инноваций в процесс производства и реализации. В качестве критерия оптимальности была выбрана максимальная совокупная прибыль.

Информация о работе Интенсификация производства и стратегия сбыта продукции овощеводства открытого грунта на основе инноваций (на примере Саратовской облас