Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 22:28, курсовая работа
Актуальность темы настоящей курсовой работы объясняется тем, что в большинстве стран мира уровень инфляции является одним из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни. От умеренного уровня инфляции напрямую зависит возможность поддержания перспектив устойчивого экономического роста в стране.
Введение 3
1 Экономическое содержание и последствия инфляции 4
1.1 Сущность, причины и виды инфляции 4
1.2 Влияние на уровень жизни людей 10
1.3 Методы регулирования инфляции 12
2 Особенности инфляции в России и её влияние на уровень жизни 16
2.1 Особенности и динамика инфляции в России 16
2.2 Причины инфляции в России…………………………………………17
2.3 Прогноз параметров инфляции ………………………………………26
2.4 Характеристика антиинфляционной политики России в современных условиях……………………………………………………………………..33
Заключение 37
Список использованной литературы 38
Составным элементом данной ФЭС и мощным инструментом кредитно-денежной политики особенно в условиях высокой инфляции является изменение резервной нормы отчислений в Фонд обязательного резервирования (ФОР).
В мировой практике изменение норм обязательных резервов не относится к гибким и оперативным инструментам денежно-кредитного регулирования. В современной экономике ФОР как инструмент кредитно-денежной политики выполняет следующие функции:
- создание структурного недостатка ликвидности в банковской системе;
- повышение предсказуемости спроса на денежные ресурсы со стороны банков;
- определение верхнего предела роста денежной массы;
- ограничение волатильности ставок денежного рынка.
Как показывает международный опыт, даже незначительные колебания этой нормы ведут к существенным изменениям в размерах предложения денег. Поэтому для простой корректировки предложения денег резервную норму, как правило, не меняют, а используют лишь в крайних случаях.
Необходимо обратить внимание на зависимость между нормами обязательного резервирования и инфляционным потенциалом экономики, которая носит характер обратной пропорциональности, то есть, чем выше нормы резервов, тем меньше средств находится в обороте, тем соответственно ниже темпы роста цен.
Однако чрезмерное повышение резервных отчислений чревато снижением деловой активности, невозможностью для банков эффективно использовать привлеченные ресурсы, что в свою очередь является тормозом развития банковской системы и одной из предпосылок к кризису всей банковской системы.
Введение обязательной нормы резерва в России в начале 90-х годов было обусловлено необходимостью сокращения высокого уровня инфляции, обеспечения достаточного уровня ликвидности коммерческих банков, унификации и обеспечения надежного контроля за их деятельностью.
В качестве одного из главных антиинфляционных механизмов в мировой практике используются операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке воздействуют на объем денежной массы прежде всего посредством изменений в денежной базе. Покупая или продавая государственные облигации, Центральный банк либо привлекает резервы в банковскую систему, либо изымает их оттуда. Если Центральный банк считает необходимым ограничить размеры денежной массы он продает коммерческим банкам либо их клиентам ценные бумаги или иностранную валюту Для расширения предложения денег, выпускаемых в обращение, Центральный банк покупает ценные бумаги или валюту. Суть скупки бумаг в том, что процентные активы банков обмениваются на беспроцентные абсолютно ликвидные обязательства Центрального банка. Таким образом, возникает своеобразный «излишек», который затем коммерческими банками конвертируется в процентные активы. - ссуды или ценные бумаги. В свою очередь это способствует понижению процентных ставок и расширению предложения денег через механизм мультипликатора. Как правило, операции на открытом рынке проводятся либо прямой скупкой-продажей ценных бумаг, либо заключением сделок об обратном их выкупе. В мировой практике можно выделить два типа операций на открытом рынке - защитные и динамические. Защитные операции направлены на компенсацию нежелательных изменений в структуре банковских резервов. В частности, при снижении физического объема и доли золотого запаса в общем объеме официальных резервов.
Динамичные операции проводятся для обеспечения экономической стабильности или стимулирования экономического роста. В арсенале Центрального банка России операции на открытом рынке, позволяющие эффективно управлять объемом денежной массы из единого центра и, соответственно, влиять на динамику роста цен занимают незначительное место. В отличие от ведущих промышленно развитых стран с развитыми финансовыми рынками и цивилизованными формами государственного долга, у России до сих пор не сформировался эффективный инструмент контроля за предложением денег в экономике.
Важным составным элементом функциональной системы поддерживающей определенный уровень инфляции является практика рефинансирования коммерческих банков, которая поддерживает ликвидность банковской системы. Как показывает мировой опыт, даже в самой стабильной экономике у коммерческих банков могут возникнуть временные трудности и проблемы с ликвидностью. Поэтому Центральные банки, как правило, используют систему специальных кредитов (вспомогательный кредит, ломбардный кредит и др.) для решения проблемы временной неплатежеспособности коммерческих банков. По мнению большинства специалистов, современная система рефинансирования коммерческих банков является одним из самых слабых звеньев в банковской системе России, что сдерживает коммерческие банки в увеличении объемов кредитования. Рефинансирование коммерческих банков В России производится в очень ограниченных объемах В частности, объем ломбардных кредитов, выданных ЦБ коммерческим банкам в 2005 г. составил всего 1,4 млрд. руб., что составляет десятые доли процентов от активов ЦБ. Рефинансирование осуществляется под залог ценных бумаг. В качестве залога могут служить облигации самого ЦБ, валютные облигации по суверенному долгу, субфедеральные, корпоративные облигации, векселя и кредитные требования, заемщика высокого рейтинга, поручительства. Такого рода обеспечение могут позволить только достаточно крупные банки.
Кредиты выдаются на разные сроки и под разные проценты. Внутридневной (беспроцентный), «овернайт», то есть на один рабочий день (12%), ломбардный на 7 или 14 дней (7,1%), под залог и поручительство от 90 до 180 дней (7,2- 10%).
Поскольку в последние годы Банк России проводит политику привязки ставки рефинансирования к уровню инфляции, а он остается достаточно высоким, то и ставки кредитов высоки.
Также проводятся и другие меры по борьбе с инфляцией:
1. Сокращение дефицита бюджета;
2. Ограничение прироста денежной
3. Гашение инфляционных ожиданий;
4. Замораживание цен и доходов, краткосрочная мера;
5. Проведение денежных реформ;
6. Борьба с монополизмом и
монополистическим повышением
Политика регулирования цен и доходов означает, что правительство или замораживает цены и номинальные доходы, или ограничивает увеличение денежной заработной платы увеличением средней (по стране) производительности труда, а повышение цен ограничивает повышением затрат на заработную плату.
Изменение структуры налогов, сокращение доли прямых налогов и увеличение доли косвенных налогов, отказ от прогрессивных ставок налогообложения, уменьшение расходов государственного бюджета также являются средствами борьбы с инфляционными процессами в экономике.
Для предотвращения высокой инфляции правительство должно обеспечить:
Социальная политика государства — деятельность государства по управлению развитием социальной сферы общества, нацеленная на удовлетворение интересов и потребностей граждан.
При инфляции существуют следующие меры по защите уровня жизни населения:
Данные меры используются для укрепления экономики и стабилизации уровня жизни населения.
2 . Особенности инфляции и её влияние на уровень жизни населения в России
2.1 Особенности и динамика инфляции в России
Экономика современной России реально столкнулась с инфляционными проблемами в начале 90-х годы в период экономической трансформации от централизованно планируемой к рыночной экономикеНепродуманные экономические реформы в России, после развала Советского Союза в начале 90-х годов прошлого столетия начались с резкой либерализации цен. Отсутствие антиинфляционной программы, ориентация преимущественно на монетаристские методы регулирования экономических процессов, привели к галопирующей инфляции. Пик инфляции в России пришелся на 1992 г., когда цены за год выросли в среднем на 2508%. В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 844%, и по этому показателю в то время Россия среди других стран мира уступала лишь Бразилии (2830%). Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен необходимой денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые банкноты достоинством 5, 10, и 50 тыс. рублей. В 1994 и 1995 годах продолжался стремительный рост потребительских цен, который в годовом исчислении составил соответственно 215,0% и 131,3%. Фактически в этот период Россия переживала стагфляцию - сочетание экономического спада (стагнации) с высоким уровне инфляции.
Динамика Инфляции в России 2000-2013 год
рис.2 – Инфляция в России
В соответствии с уточненным прогнозом социально-экономического развития РФ, подготовленным Минэкономразвития, инфляция в 2012 г. составит 7% против ранее прогнозировавшегося роста потребительских цен на 5-6%. Минэкономразвития видит риски того, что инфляция в России в 2013 году может оказаться выше заложенной в официальный прогноз - 5-6%.
Благодаря введению валютного коридора и других мер по укреплению национальной валюты в 1996 г. правительству удалось снизить уровень инфляции до 21,9% и в 1997 г. до 11%.В дальнейшим правительство планировало уменьшить уровень инфляции до 9,1% к 1998 г., до 7,2% к 1999 г. и до 6,6% к 2000 г. Однако, этим планам помешал финансового кризиса, который разразился в августе 1998 г. и привел к новому витку роста потребительских цен. Уровень инфляции в этом году составил 84,4%. В бюджете Российской Федерации на 1999 г. рост потребительских цен прогнозировалась уже на уровне 30%. В свою очередь, специалисты Международного валютного фонда оценивали рост потребительских цен в России в 1999 г. не менее чем на 56%. В реальности по официальным данным уровень инфляции в России в 1999 г. составил 36,5%. В период с 2000 по 2004 г. в результате проведения последовательной политики по сдерживанию роста цен вновь наметилась устойчивая тенденция к снижению данного показателя, который уменьшился за указанный период с 20,2% до 10,0%. После снижения инфляции в Российская экономика давно и серьезно больна инфляцией. Эта рыночная болезнь обычно проявляется в повышении общего уровня цен, что служит своего рода дополнительным налогом на экономику и население. Основные показатели инфляции - уровень и динамика потребительских цен; все другие цены влияют на них через издержки производства. Сокращая номинальные и реальные доходы, инфляция тормозит экономический рост и отрицательно сказывается на уровне жизни населения. Все попытки избавиться от этой болезни или хотя бы заглушить ее пока оказываются тщетными.
2.2 Причины инфляции в России
Главным фактором инфляции издержек выступают избыточные издержки естественных монополий и сверхвысокая рентабельность на естественно монопольных рынках. Наиболее высока доля естественных монополий на рынке коммунальных услуг как ресурсо-снабжающих организаций. Специфика инфляции издержек на естественно монопольных рынках заключается в том, что она не приводит к сокращению предложения. Это происходит по двум причинам. Во-первых, спрос на продукцию естественных монополий низко эластичен по цене. Если цена на услуги канализации вырастет, то это ни приведет ни к отказу от ее использования, ни к сокращению потребления этой услуги. Во-вторых, многие виды услуг естественные монополии навязывают не только по цене, но и по объемам. Например, при централизованном снабжении невозможно ни отказатся ни сократить объем потребления услуг отопления.
Основным фактором инфляции в России выступает рост тарифов ЖКХ.
Прогноз роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и организаций ЖКХ в 2011-2013 гг.
В целом темп роста тарифов и цен на товары и услуги инфраструктурных секторов (электроэнергия, газ, железнодорожный транспорт) в 2011-2013 годах превысит темп инфляции и рост цен производителей. Это связано с необходимостью финансирования масштабных инвестиционных программ в инфраструктурных секторах, уменьшения накопившихся дисбалансов между разными видами энергии и инфраструктурных услуг и стимулирования энергосбережения. В то же время предполагается принятие комплекса мер по настройке регулирования как монопольных, так и либерализованных конкурентных видов деятельности таким образом, чтобы ограничить рост издержек потребителей и сблизить в перспективе динамику цен в инфраструктурных и в конечных секторах экономики.
В 2011 году для создания относительно благоприятных условий для отечественных производителей и сдерживания роста тарифов на услуги организаций ЖКХ ужесточаются параметры роста регулируемых тарифов естественных монополий. Повышение тарифов на услуги грузового железнодорожного транспорта не превысит 8% (в 2010 г. – 9,4 процента). Планируется рост оптовых цен на газ в среднем за год на 15% против 26,7% в 2010 году и переход на ценообразование по формуле цены. Более сдержанным будет рост регулируемых тарифов на газ для населения. По отношению к 2010 году цена увеличится на 17,1% против роста на 26,6% в 2010 году. В связи с полной либерализацией рынка электроэнергии и электрической мощности для всех категорий потребителей, кроме населения, и в неценовых зонах во избежание всплеска цен рост регулируемых тарифов на сетевую составляющую и сбыт электроэнергии будет в размерах, обеспечивающих минимальную прибыль на инвестированный капитал. Рост тарифов для населения составит 10 процентов. Также ограничивается рост регулируемых тарифов на теплоэнергию до 12-14%, что позволит удержать рост тарифов на услуги организаций ЖКХ для населения в размерах, не превышающих параметры их роста в 2010 году.
Прирост цен и тарифов, в %, (2007 г. = 100%)
Цены на природный газ (рост цен, %)
2009 отчет |
2010 оценка |
прогноз | ||||
2011 |
2012 |
2013 | ||||
Газ природный | ||||||
Регулируемые оптовые цены, в среднем для всех категорий потребителей |
в среднем за год к пред. году |
115,7 |
126,7 |
115,3 |
115,6 |
115 |
в том числе: население |
в среднем за год к пред. году |
115 |
126,6 |
117,1 |
119,2 |
115 |
декабрь к дек. пред года |
127,7 |
120,8 |
115 |
115 |
115 | |
кроме населения |
в среднем за год к пред. году |
115,9 |
126,7 |
115 |
115 |
115 |
декабрь к дек. пред года |
127,7 |
115 |
115 |
115 |
115 |
Информация о работе Инфляция в России: сущность, причины, методы борьбы