Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 22:28, курсовая работа
Актуальность темы настоящей курсовой работы объясняется тем, что в большинстве стран мира уровень инфляции является одним из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни. От умеренного уровня инфляции напрямую зависит возможность поддержания перспектив устойчивого экономического роста в стране.
Введение 3
1 Экономическое содержание и последствия инфляции 4
1.1 Сущность, причины и виды инфляции 4
1.2 Влияние на уровень жизни людей 10
1.3 Методы регулирования инфляции 12
2 Особенности инфляции в России и её влияние на уровень жизни 16
2.1 Особенности и динамика инфляции в России 16
2.2 Причины инфляции в России…………………………………………17
2.3 Прогноз параметров инфляции ………………………………………26
2.4 Характеристика антиинфляционной политики России в современных условиях……………………………………………………………………..33
Заключение 37
Список использованной литературы 38
Средства на капитальные вложения будут обеспечиваться за счет амортизационных отчислений, увеличение которых предусмотрено в меру их прогнозируемого роста в экономике в 2011-2013 гг. и из прибыли теплоснабжающих организаций.
Способствовать обеспечению необходимым инвестициям в сфере теплоснабжения будет переход к установлению тарифов с применением долгосрочных методов регулирования, в том числе метода доходности инвестированного капитала (RAB) с 2012 года. В 2011 году в отдельных регионах предполагается реализация пилотных проектов по переходу компаний на метод доходности инвестированного капитала (RAB), а также оснащение потребителей тепловой энергии приборами учета в рамках реализации норм Федерального закона от 26.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Рост регулируемых тарифов на тепловую энергию (производство, передача и распределение) в 2011-2013 гг. будет дифференцирован по регионам в виду их климатических и территориальных особенностей и в отдельных регионах может превышать указанный средний темп роста тарифов по Российской Федерации в целом. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов могут утверждать тарифы на тепловую энергию на уровне выше установленных ФСТ России предельных уровней, в случае предварительного согласования таких решений с ФСТ России, исходя из необходимости реализации инвестиционных программ регулируемых организаций в сфере теплоснабжения.
Ограничение роста цен (тарифов) на тепловую энергию будет стимулировать теплоснабжающие организации сдерживать необоснованный рост издержек и стимулировать рост их эффективности.
С вступлением в силу Федерального закона № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» полномочия по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод переданы субъектам Российской Федерации от органов местного самоуправления. Принятие данных изменений вызвано, прежде всего, необходимостью совершенствования системы тарифного регулирования в соответствии с принципами разграничения компетенций между уровнями власти, исходя из возможности их эффективной реализации.
По предварительной оценке, в 2011 году рост регулируемых тарифов на услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в среднем по России в связи с высокими затратами на ремонт по восстановлению систем коммунальной инфраструктуры из-за летних пожаров в 2010 году может составить 18-20 процентов. По предложениям же регионов, тарифы могут вырасти до 30 процентов. Поэтому во избежание резкого роста тарифов и, учитывая социальную значимость тарифного регулирования в данной сфере, целесообразно на 2011 год принять решение об установлении предельных параметров роста тарифов на водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод на федеральном уровне в среднем по субъектам Российской Федерации. При этих условиях рост платы граждан за коммунальные услуги в 2011 году с учетом предоставляемых гражданам субсидий (льгот) из бюджетов различных уровней не превысит 15% по регионам (с исключением дополнительного прироста платы за счет увеличения объемов потребления услуг по индивидуальным приборам учета, а также изменение набора коммунальных услуг (введения новых услуг).
Учитывая, что доля стоимости тепла, электроэнергии и газа (включая затраты коммунальных организаций) в корзине услуг организаций ЖКХ для населения составляет почти две трети, то ограничение повышения тарифов на теплоэнергию, а также электроэнергию и газ, отпускаемые для населения, будет сдерживать рост стоимости услуг ЖКХ, хотя он будет превышать инфляцию. Расширение применения индивидуальных приборов учета потребляемых услуг позволит сузить возможности систематического увеличения нормативов потребления услуг на местах и за счет этого постепенно ограничить рост оплаты населения за услуги ЖКХ до параметров роста тарифов, что положительно скажется на динамике доли расходов населения на оплату услуг ЖКХ.
Прогноз роста тарифов и цен на услуги организаций ЖКХ и изменения
Прирост цен, % | |||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | |
Тепловая энергия, регулируемые цены, в среднем за год к предыдущему году |
18 |
10-14 |
12-14 |
10-12 |
10-11 |
Услуги организаций ЖКХ, за годовой период |
20,6 |
13,3 |
12,8 |
12,3 |
11,4 |
Доля оплаты
услуг ЖКХ в расходах |
8,3 |
8,9 |
9,2 |
9,4 |
9,4 |
Справочно: вклад роста цен на услуги организаций ЖКХ в ИПЦ, п.п. |
1,52 |
1,08 |
1,14 |
1,13 |
1,07 |
2.3 Прогноз параметров инфляции
Потери трети урожая из-за беспрецедентной засухи в России и других мировых экспортеров зерна привели к полуторному росту мировых цен на зерновые культуры, подтолкнули вверх цены на мясо и другие продовольственные товары. В связи с этим в начале второго полугодия 2010 г. начал быстро набирать темпы рост внутренних цен на сельскохозяйственные и продовольственные товары. При этом в наибольшей мере дорожают основные наиболее дешевые социально значимые продукты (хлебопродукты, молочные продукты, сахар, яйца, картофель, овощи и др.), спрос на которые не эластичен.
На фоне возросших инфляционных ожиданий в связи с сокращением предложения ряда товаров с опережением растут цены поставщиков сырья, и у переработчиков. Рост потребительских цен на продукты более сдержанный, за исключением товаров с длительным сроком хранения. Для сдерживания роста цен на продукты в первую очередь будут приниматься другие меры по росту предложения и сокращению возникших дисбалансов на товарных рынках, в частности за счет стимулирования продовольственного импорта. В необходимых случаях будут проводиться зерновые интервенции, а для ослабления спекулятивных тенденций и предотвращения ценовых сговоров усилены антимонопольные меры. В отдельных случаях всплеска цен в соответствии с действующим законодательством возможно использование мер по их временному замораживанию, однако такая мера может привести к сокращению предложения этих товаров, а также дальнейшему росту цен на другие виды продовольствия в связи с переносом на них торговой наценки и за счет этого усиления инфляции.
Удорожание продовольственного сырья также будет оказывать давление на цены и других продовольственных товаров, однако рост цен будет более умеренным по сравнению с социально значимыми товарами, сдерживаемым сохранением спросовых ограничений, а также расширением объемов импорта в связи с растущей эффективностью вследствие укрепления рубля.
Динамику цен на непродовольственные товары и рыночные услуги по-прежнему будут определять растущая конкуренция импорта на фоне укрепления рубля, а также сохраняющиеся спросовые ограничения у групп населения с низким уровнем доходов, особенно на товары не первой необходимости, поэтому в прогнозируемый период рост цен будет умеренный.
В этих условиях оценка инфляции за годовой период 2010 года повышается до 7-8% ( в 2009 г. – 8,8 процента).
Структура роста потребительских цен
Прирост цен, (дек./дек. предыдущего года), % | |||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | |
Инфляция (ИПЦ) |
8,8 |
7-8 |
6-7 |
5-6 |
4,5-5,5 |
Продовольственные товары |
6,1 |
12-12,5 |
7,7-8,2 |
5,4-5,6 |
4,5-4,7 |
из них, без учета плодоовощной продукции |
6,9 |
9-9,2 |
7,8-8,2 |
5,4-5,6 |
4,8-5 |
Непродовольственные товары |
9,7 |
4,2-4,4 |
4,1-4,3 |
4,2-4,4 |
4,2-4,5 |
Платные услуги населению |
11,6 |
7,9-8 |
7,7-7,9 |
7,6-7,8 |
7,3-7,5 |
услуги организаций ЖКХ |
20,6 |
13 -13,2 |
12,8-13 |
12-12,5 |
11,2-11,5 |
прочие услуги |
7,8 |
5,3-5,2 |
5,1-5,3 |
5,1-5,3 |
5-5,2 |
В 2011 году инфляция снизится до 6-7 процентов. Основное влияние окажет прогнозируемая стабилизация или небольшое снижение мировых цен на зерно урожая 2011 года и другие виды продовольствия, что будет сдерживать внутренние цены сельхозпроизводителей и приведет к замедлению роста потребительских цен на продукты. На остальные товары и рыночные услуги темпы роста цен будут постепенно снижаться в результате увеличения предложения при продолжении консервативной денежной и бюджетной политики. В 2012-2013 гг. возможно незначительное понижение инфляции до 4,5-5,5 процента. При этом в варианте 1а инфляция будет выше в связи с ослаблением курса рубля.
Инфляция в 2010-2013 гг. темпы прироста (%)
В 2011 году для создания относительно благоприятных условий для отечественных производителей и сдерживания роста тарифов на услуги организаций ЖКХ ужесточаются параметры роста регулируемых тарифов естественных монополий. Повышение тарифов на услуги грузового железнодорожного транспорта не превысит 8% (в 2010 г. – 9,4 процента). Планируется рост оптовых цен на газ в среднем за год на 15% против 26,7% в 2010 году и переход на ценообразование по формуле цены. Более сдержанным будет рост регулируемых тарифов на газ для населения. По отношению к 2010 году цена увеличится на 17,2% против роста на 26,6% в 2010 году.
В связи с полной либерализацией рынка электроэнергии и электрической мощности для всех категорий потребителей, кроме населения, и в неценовых зонах во избежание всплеска цен на электроэнергию рост регулируемых тарифов на сетевую составляющую и сбыт электроэнергии будет сдерживаться в размерах, обеспечивающих минимальную прибыль на инвестированный капитал. Рост тарифов на электроэнергию для населения составит 10 процентов. Также ограничивается рост регулируемых тарифов на теплоэнергию до 12-14%, что позволит удержать рост тарифов на услуги организаций ЖКХ для населения в размерах, не превышающих параметры их рост в 2010 году. Сдержанный рост тарифов в условиях постепенного роста доходов населения будет способствовать росту спроса на товары и поддерживать экономический рост.
О росте цен в реальном секторе в 2011-2013 гг.
Рост цен производителей в промышленности в 2011 году будет усиливаться в связи с расширением спроса и в отличие от 2009-2010 гг. опередит потребительскую инфляцию. При этом внутренние цены на товары, торгуемые на внешних рынках, будут находиться под влиянием конъюнктуры мировых рынков, характеризующейся относительной стабильностью с весьма умеренными темпами роста цен.
На товары, потребляемые преимущественно внутри страны, в 2011 году рост цен в среднем будет выше инфляции в связи с постепенным расширением внутреннего спроса. В результате в ряде производств траектория динамики цен может выйти из депрессивной, принявшей такой характер в 2009-2010 гг. с началом экономического кризиса. В 2012-2013 гг. эта тенденция сохранится.
Прогноз динамики цен в основных секторах экономики в 2010-2013 гг. (оценка на 2.07.10)
(прирост цен, %)
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | ||
Промышленность- (ИЦП на внутреннем рынке) |
дек/дек прошлого года |
13,9 |
5,7-6,7 |
8,5-9,5 |
6-7 |
4-5 |
год/к пред. году |
-5,1 |
12,8 |
7,0 |
6,6 |
5,2 | |
товары, торгуемые на внешних рынках |
год/к пред. году |
-13,4 |
21-21,5 |
2-3 |
4,5-5,5 |
3-4 |
товары, потребляемые преимущественно внутри страны (кроме энергетики) |
год/к пред. году |
2,6 |
7-7,3 |
9-9,5 |
6-6,5 |
5-6,0 |
Промышленность- дефлятор |
год/к пред. году |
0,9 |
12,6 |
8,8 |
6,9 |
5,2 |
Сельское хозяйство (дефлятор) |
год/к пред. году |
2,4 |
14,4 |
10,5 |
5,2 |
5,0 |
Капитальное строительство (дефлятор) |
год/к пред. году |
7,8 |
8,4 |
8,2 |
8,0 |
7,9 |
Справочно: ИПЦ |
дек/дек. пр.года |
8,8 |
7-8 |
6-7 |
5-6 |
4,5-5,5 |
год к предыдущему году |
11,7 |
6,6 |
7,9 |
5,7 |
5,4 |
Товары, торгуемые на внешних рынках
Индексы цен производителей (2008 год = 100%)
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | |
Товары, торгуемые на внешних рынках | |||||
Производство нефтепродуктов |
83,5 |
94,5-95,5 |
96,6-97 |
100-101 |
102,5-103,5 |
Производство черных металлов |
81,5 |
96-97 |
98-99 |
104,5-105,5 |
109-110 |
Производство цветных металлов |
106,3 |
142-144 |
152-157 |
162-166 |
170-175 |
Химическое пр-во и производство резиновых и пластмассовых изделий |
92,7 |
102,5-104 |
106,5-109 |
111-114 |
114,5-117 |
Производство целлюлозы, древесной массы и др. |
99,2 |
111,6-112,5 |
120-122 |
125,5-128 |
129-132 |
Информация о работе Инфляция в России: сущность, причины, методы борьбы