Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:04, реферат
Республика Беларусь – страна, расположенная в восточной части Европы. На западе она граничит с Польшей, на северо-западе – с Литвой, на севере – с Латвией, северо-востоке – Россией и на юге – с Украиной. В основном, в Беларуси равнинный рельеф без значительных природных барьеров, что способствует строительству транспортных коммуникаций и развитию экономических связей (общая протяженность страны – 2,969 км).
Общий обзор рынка Республики Беларусь………………………………….………..3
Геополитическая характеристика
Макроэкономические показатели
Анализ рынка торговой недвижимости Беларуси………………………………….12
Предложение
Спрос
Арендные ставки и уровень вакансий
Анализ рынка складской недвижимости г. Минска………………………………..26
Особенностью развития рынка торговых помещений является медленная эволюция торговых операторов. Сегодня более 30% розничного рынка занимают индивидуальные предприниматели. Они же являются основными операторами в действующих торговых центрах. Для белорусского ритейла (розничная торговля) характерна низкая доля сетевых операторов в розничном товарообороте. Размер сети среднего ритейлера составлял до недавнего времени 5-10 магазинов, крупнейших - до 20 магазинов.
Еще одним фактором, повлиявшим на рынок, стало закрепление в Беларуси российских торговых сетей. В РБ на рынке промтоваров уже работает несколько российских компаний - например, «Спортмастер», «Gloria Jeans», «Евросеть», «Sela». Большую заинтересованность у российских ритейлеров вызывает продовольственный сектор (Торговая сеть «ProStore» принадлежит российскому ритейлеру «Седьмой континент», торговая сеть «Рублевский» принадлежит российской группе «Виктория» и другие).
Согласно текущему тренду развития торговой недвижимости в Беларуси, доля «сетей» в розничном товарообороте в перспективе приблизится к 30%, а доля малого бизнеса (индивидуальные предприниматели и мелкие фирмы) уменьшится до 15-20%. Оценить временной ресурс, необходимый для достижения названных показателей, в текущих условиях не представляется возможным.
Наиболее активные группы арендаторов это:
2.3. АРЕНДНЫЕ СТАВКИ И УРОВЕНЬ ВАКАНСИЙ.
В течение последнего полугодия, как и в течение последних нескольких лет арендные ставки были достаточно стабильными и зависели от вида арендаторов и местоположения помещений. Для якорных арендаторов применялась ставка аренды 7-10 евро за кв.м., для средних арендаторов (150-300 кв.м.) 25-40 евро за 1 кв.м., для мелких арендаторов (до 150 кв.м.) 40-60 евро за кв.м. В центре города арендные ставки могут достигать 100 евро за кв.м. В торговых коридорах арендные ставки составляют около 30-80 евро за кв.м.
В 2007 году арендные ставки выросли на 12-16%. В 2008 году арендные ставки выросли еще на 10-14%.
С начала 2009 арендная ставка уменьшилась на 3-11 %, однако в 3-ем квартале был отмечен небольшой рост.
Согласно прогнозам, после прохождения «дна кризиса» арендные ставки к 2011 году вырастут на 8-12% от сегодняшнего уровня.
Таблица. Арендные ставки по типам арендаторов.
Тип арендатора |
Арендные ставки евро/кв.м. |
Прогноз на 2010-2011 |
Якорные арендаторы |
11-22 |
+12% |
Средние арендаторы (150-350 кв.м.) |
20-60 |
+9% |
Мелкие арендаторы (до 150 кв.м) |
30-120 |
+8% |
Торговые коридоры |
30-80 |
+10% |
Как и ожидалось в первой половине года, появились вакантные площади на уличных рынках и торговых центрах формата способного вместить индивидуальных предпринимателей, которые используют небольшие боксы по 6-10 кв.м. Предложение торговых площадей для больших магазинов остается несопоставимым с уровнем спроса, что объясняет почему остается значительная нехватка свободных торговых площадей.
Однако некоторые торговые помещения, расположенные вдали от центра, заполняются не очень активно. К примеру, ТЦ «Глобо» на проспекте Дзержинского за более чем год работы так и не смог заполнить вакантные торговые места, интерес к нему со стороны арендаторов не очень высок, несмотря на современный формат. Стоит отметить, что во всем мире цена квадратного метра торговой площади в трогово-развлекательном центре на 30-50 % выше, чем в обычных торговых центрах с лабиринтом мини-маркетов.
Цены на торговую недвижимость в 2009 году по сравнению с годом 2008 упали. Первая волна снижения цен наблюдалась на рынке еще в IV квартале 2008 года, но, в основном, пик снижения цен пришелся на первую половину 2009 года. Существенное влияние на средний уровень арендой ставки оказала сдача в аренду в одном из торговых центров помещений больших площадей по ставке 8,5 евро за 1 кв.м. Эта ставка, как правило, является достаточно низкой для уровня г. Минска. Второе полугодие 2009 г. – период устоявшихся и более и менее стабильных цен. Правда это касается, как уже было сказано выше, только торговых и торгово-выставочных центров. Менее «форматные» объекты, которые еще полгода назад могли быть проданы по цене 1800-4000 долларов США/кв. м, в конце года предлагаются по цене 1200-2000 долларов США за кв.м.
Статика цен второй половины 2009 г. свидетельствует о сохранении неоднородности рынка: цены реальных сделок купли-продажи в Минске, например, варьировались от 800 до 6000 долл. за 1 кв.м. Что касается аренды торговых помещений, то ставки арендной платы, которые начали снижаться еще в конце 2008 года, продолжали падать весь 2009 год. Во второй половине уровень снижения был не так заметен, но даже в самом конце года были случаи сдачи площадей по ставкам, значительно ниже среднего уровня для конкретного торгового центра. Наибольшее снижение ставок произошло в объектах, ориентированных на размещение небольших павильонов, ставки на площади для размещения универсамов или супермаркетов, а также street-retail, остаются более стабильными. Арендные ставки в незаполненных центрах старых форматов были на уровне 10-18 евро за 1 м кв., в «проходных» – 40-80, в объектах street-retail – 40-80.
В регионах также было замечено снижение арендной ставки. В Витебске, например, в 2009 году самые высокие ставки достигали уровня 17 евро, тогда как в 2008 г. они варьировались на уровне 20-25 евро за 1 кв.м.
Уровень предложения торговых помещений в настоящий момент в г. Минске остается высоким, однако в IV квартале 2009 г. он несколько снизился.
Однако, существуют объекты, которые были сданы в эксплуатацию, однако до сих пор не заполнены арендаторами, соответственно не начали функционировать.
Уровень вакантных площадей в 2009 году возрос до 6-7% (3% в 2008 г.). Такие торговые центры, как «Глобо», «Праздник», «Магнит», так и не были заполнены на 100%. В качестве удачных примеров заполнения вакантных площадей можно привести ТЦ компании «Мир-Продукт» на ул. Маяковского, МФК «Титан».
Особую роль в привлечении иностранных инвестиции в коммерческую недвижимость Беларуси аналитики и специалисты уделяют складским и логистическим центрам, так как существует ряд неоспоримых преимуществ их создания на территории Беларуси:
На сегодняшний день в
Минске нет качественных предложений
специализированных складских и
помещений, которые могли бы отвечать
всем современным требованиям
В Москве на тысячу жителей приходится около 120 квадратных метров складов класса А и класса В; в Будапеште — в 3 раза больше, в Варшаве и Праге — в 6 раз. В Беларуси же такой показатель приближается к нулю. Поэтому потенциал для развития этого рынка в республике огромный.
Лишь одна десятая часть
складских помещений, расположенных
в Минске и Минском районе, относительно
соответствует требованиям
В последние годы некоторые
компании построили небольшие
Примерами современной складской инфраструктуры могут быть склад типа "В" (14,2 тыс. кв.м) городской товарной станции "Степянка" (Минск), складские помещения грузового двора станции "Центролит" (Гомель): цех механический ангарного типа (8,5 тыс. кв. м) — склад типа "А", склад грузовой прирельсовый площадью 2,8 тыс. кв. м — типа "В"; склады типа "В" Гомельского, Гродненского и Брестского филиалов РУП "Белтаможсервис" (18,4, 3,2 и 23,2 тыс. кв. м соответственно); склад типа "В" ОАО "Брестская областная база "Бакалея" (21,9 тыс. кв.м). В Минске большинство складских помещений расположены в промзонах Шабаны, Колядичи, Курасовщина, Масюковщина, Степянка. В 30-километровой зоне цены значительно ниже среднего уровня (5-15 евро) и составляют 1-3 евро за 1 кв. м.
Cпрос на логистические центры очень велик, как со стороны местных компаний (запрашиваемые площади 2000-5000 м2), так и со стороны крупных иностранных логистических операторов и корпораций.
В ближайшее в Минске и Минском районе запланировано создание следующих логистических центров и складов:
В конце августа 2009 г. Правительство утвердило Программу развития логистической системы в Беларуси на период до 2015 г. (Постановлением №1249). Согласно данному Постановлению при Правительстве создана Межведомственная комиссия, основной задачей которой является обеспечение взаимодействия госорганов в области строительства логистических объектов. Данная Комиссия рассматривает предложения юридических лиц, подавших заявки на участие в строительстве логистических центров, бизнес-планы инвестиционных проектов и дает согласие на строительство в том или ином месте.
В перспективе в Беларуси планируется создать Национальное агентство по развитию логистической системы. Этот орган будет объединить интересы различных министерств и организовать своего рода "одно окно" для инвесторов.
Согласно Постановлению в Беларуси в зависимости от отраслевой направленности будут создаваться многофункциональные логистические комплексы, а также транспортно-логистические и оптово-логистические (торговые) центры.
Транспортно-логистические центры представляют собой помещения для обработки транзитного грузопотока, а также разработки, организации и реализации рациональных схем движения товаров по территории РБ и других государств.