Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 14:48, курсовая работа
Целью исследования является изучение экономического механизма формирования консюмеризма в условиях переходной экономики России на основе комплексного изучения его теоретических и методологических основ, сущности и проблематики.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
– Изучить теоретические и методологические основы консюмеризма в России с учетом национальных особенностей.
– Теоретически обосновать социально-экономические предпосылки возникновения консюмеризма, проанализировать экстернальные и интервальные факторы, оказывающие влияние на его развитие.
– Провести анализ консюмеризма и на этой основе сформулировать основные его функции.
– Определить место и роль потребительского движения в системе радикальных экономических реформ, проводимых в России.
Введение 3
Глава I. История консюмеризма, государственное регулирование и бизнес.
1.1. История появления консюмеризма в США
1.2. Российская действительность и консюмеризм
1.3. Понимание потребителя в маркетинге 6
Глава II Разработка рекламного продукта «Байкалфарм» и права потребителей
2.1. Общая характеристика предприятия ОАО «Байкалфарм»
2.2. Расчет рекламной кампании «Байкалфарм»
2.3. Оценка эффективности рекламной кампании «Байкалфарм» 19
Глава III. Рекомендации и предложения по продвижению Рекламной кампании «Байкалфарм» 28
3.1. Определение направлений совершенствования маркетинговой программы 28
3.2. Организация рекламной кампании ОАО «Байкалфарм» 31
Заключение 36
Список используемой литературы 39
Введение |
3 |
Глава I. История консюмеризма, государственное регулирование и бизнес.
|
6
6 1013 |
Глава II Разработка рекламного продукта «Байкалфарм» и права потребителей2.1. Общая характеристика предприятия ОАО «Байкалфарм» 2.2. Расчет рекламной кампании «Байкалфарм» 2.3. Оценка эффективности рекламной кампании «Байкалфарм» |
19
19 22 24 |
Глава III. Рекомендации и предложения по продвижению Рекламной кампании «Байкалфарм» |
28 |
3.1. Определение направлений совершенствования маркетинговой программы |
28 |
3.2. Организация рекламной кампании ОАО «Байкалфарм» |
31 |
Заключение |
36 |
Список используемой литературы |
39 |
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики большое внимание уделяется изучению потребительского поведения, так как, покупая или не покупая те или иные товары, потребитель тем самым оказывает влияние на размер получаемой производителями и продавцами прибыли. А прибыль – это есть главный движущий мотив, лежащий в основе любого предпринимательства.
Однако в конечном итоге основной целью функционирования любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества и индивидов.
С достижением этой цели связаны две фундаментальные аксиомы: первая – потребности общества и индивидов безграничны, вторая – материальные ресурсы, необходимые для их удовлетворения, ограничены.
Значительная часть решений, связанных с данной проблемой, может быть найдена в консюмеризме, среди основных функций которого являются обеспечение свободы выбора, регулирование макроэкономических процессов, защита интересов потребителей, их информирование и просвещение. Однако в России эта проблема стала предметом научных исследований сравнительно недавно, а сам термин «консюмеризм» появился в отечественных словарях лишь в начале 90-х годов.
С тех пор, когда наиболее развитая часть мира перешла в постиндустриальную эру, доминирующей экономической доктриной, вне всякого сомнения, стал консюмеризм.
Консюмеризм – движение граждан или государственных организаций за расширение прав потребителей и усиление их воздействия на продавцов и производителей, обеспечение качества потребительских товаров (услуг) и честной рекламы.
В середине 60-х гг. в США президент Джон Кеннеди ввел «Билль о правах потребителя». Этот документ установил, что потребительская общественность имеет право на защиту, информацию, выбор и, кроме того, она имеет право на то, чтобы быть выслушанной. Постепенно соответствующие законы о защите прав потребителей были приняты в большинстве стран.
В настоящее время термин приобретает второе значение – перепотребление. Потребление становится своего рода пагубной зависимостью. Для человека, страдающего такой зависимостью, товары теряют собственную значимость и становятся лишь символом причастности к некой общественной группе. Идея о возможности достижения социального превосходства через потребление порождает в сознании покупателя веру в то, что сам акт покупки способен доставить большее удовлетворение, нежели собственно продукт, который приобретается.
Принятие в 1992 году Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» можно рассматривать как факт вступления России в мировую систему консюмеризма, а, следовательно, и признания ею «Руководящих принципов для защиты интересов потребителей», принятых ООН. Поэтому необходимо изучение теоретического и практического опыта развития консюмеризма в различных странах.
Объектом исследования в данной работе является предприятие ОАО «Байкалфарм», которое является одним из самых известных производственно-торговых предприятий алкогольной продукции Республики Бурятия и Российской федерации в целом, занимающих лидирующее положение на рынке производства и сбыта алкогольной продукции в республике.
Предметом исследования является маркетинговая деятельность и ее влияние на эффективность коммерческой деятельности предприятия ОАО «Байкалфарм».
Целью исследования является изучение экономического механизма формирования консюмеризма в условиях переходной экономики России на основе комплексного изучения его теоретических и методологических основ, сущности и проблематики.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
– Изучить теоретические и методологические основы консюмеризма в России с учетом национальных особенностей.
– Теоретически обосновать социально-экономические предпосылки возникновения консюмеризма, проанализировать экстернальные и интервальные факторы, оказывающие влияние на его развитие.
– Провести анализ консюмеризма и на этой основе сформулировать основные его функции.
– Определить место и роль потребительского движения в системе радикальных экономических реформ, проводимых в России.
– Охарактеризовать особенности развития консюмеризма в России.
Предметом данного курсового проекта является совокупность теоретических и практических вопросов, связанных с возникновением и развитием консюмеризма в условиях переходной экономики.
Объектом исследования служит практика развития потребительского движения.
Структура курсовой работы:
Во второй главе – «Разработка рекламного продукта «Байкалфарм» и права потребителей» дана характеристика предприятия - производителя алкогольной продукции РБ – ОАО «Байкалфарм». Произведен расчет эффективности баннерной рекламной кампании. А также роли маркетинговой деятельности на данном предприятии.
В главе три представлены предложения по усовершенствованию рекламной кампании ОАО «Байкалфарм».
Консюмеризм (consumerism) — это общественное движение, направленное на обеспечение прав потребителей. Одной из целей консюмеризма является регулирование деятельности производителей и продавцов товаров, а также других участников инфраструктуры бизнеса, в частности рекламных агентств. Поэтому консюмеризм связан с ограничением влияния маркетеров (всех, кто ведет маркетинговую деятельность) на потребительское поведение.
Консюмеризм как общественное движение составляют три основные группы:
Консюмеризм берет свое начало в США, откуда позднее произошло его распространение в другие страны. Американские аналитики потребительского поведения делят историю американского консюмеризма на этапы, демонстрирующие эволюционный характер его развития. Консюмеризм в США начался с борьбы с недоброкачественной продукцией, затем перешел к антимонопольной борьбе и контролю за продуктами питания и лекарствами, потом — к борьбе с нечестной торговой практикой, недостоверной рекламой и маркировкой, затем — к проблемам защиты окружающей среды, к борьбе с недостоверной информацией о воздействии продуктов на здоровье и к регулированию рекламы для детей.
Первый протест потребителей, закрепленный документально, произошел в США в 1775 г. в штате Массачусетс. Здесь продавцы испорченной пищи были приговорены к позорному столбу. Массовое потребительское движение началось в стране на рубеже XIX и XX столетий. В это время проблема защиты потребителей приобрела в США общенациональный масштаб и определенные правовые основы.
К концу XIX столетия огромные американские корпорации, такие как Standard Oil, обрели мощное влияние на экономику страны. К этому времени относят начало первого этапа консюмеристского движения в США. В 1890 г. был принят антитрастовский закон Шермана (Scherman Antitrust Act), ограничивающий влияние большого бизнеса на сдерживание конкуренции. Стали обретать известность национальные марки, и потребители концентрировали свое внимание на их качестве. В 1906 г. была учреждена Администрация по продуктам питания и лекарствам (Food and Drug Administration) для регулирования этих марок. В 1914 г. был принят Федеральный закон о Торговой Комиссии, учредивший одноименную комиссию (Federal Trade Commission) для ограничения монополий и нечестной торговой практики.
В период Великой депрессии в 1933 г. в США вышло несколько книг, посвященных опасным для потребления лекарствам и продуктам питания. Это активизировало общественное мнение в направлении защиты прав потребителей, и в 1936 г. в стране был создан Союз потребителей (Consumers Union). Этот Союз хорошо известен в США благодаря своему ежемесячному журналу Consumer Reports, в котором проводится сравнение конкурирующих продуктов и услуг. Союз потребителей независим как от государства, так и от бизнеса; он финансируется своими участниками. В 1938 г. принимается поправка к Закону о Федеральной Торговой Комиссии, усилившая власть этой Комиссии в судебном преследовании нечестной и обманной торговой практики, особенно рекламы.
В 1962 г. началось современное консюмеристское движение, когда президент Кеннеди в своем послании к Конгрессу США, названном «Специальное сообщение по защите интересов потребителя» перечислил четыре основных права потребителя. Это право на безопасность, право быть информированным, право выбирать и право быть услышанным. В 1960-х гг. в США поднимаются проблемы опасности пестицидов и других химикатов в пищевых и прочих продуктах. Законодательно устанавливаются стандарты безопасности для автомобилей. В 1967 г. учреждается Федерация потребителей Америки Consumer Federation of America — ассоциация групп потребителей национального, регионального уровня, уровня штатов и местного уровня со штаб-квартирой в Вашингтоне (округ Колумбия). Федерация включает 240 членов, в том числе муниципальные предприятия, профсоюзные организации, государственные и местные агентства зашиты потребителей; занимается поддержкой деятельности своих членов; собирает и распространяет потребительскую информацию; лоббирует потребительскую политику в Конгрессе; представляет три ежегодные награды для своих членов и издает печатное издание Consumer Federation of America News («Новости Федерации Потребителей Америки»).
В 1970-х гг. внимание общественности и законодателей США занимают проблемы охраны природной среды. Принимаются законы, ограничивающие загрязнение воздуха, усиливающие контроль над токсичными веществами, поддерживающие консервацию ресурсов и защиту питьевой воды. Создается Комиссия Безопасности Потребительских Продуктов (Consumer Product Safety Commission), уполномоченная устанавливать стандарты безопасности продуктов для защиты потребителей от риска или повреждений. Агентство Защиты Окружающей Среды (Environmental Protection Agency) устанавливает контроль над промышленными выбросами, токсичными отходами и автомобильными выхлопами. Администрация по Продуктам Питания и Лекарствам (FDA) устанавливает требования по дополнительной информации на продуктовых этикетках. Федеральная Торговая Комиссия (FTC) устанавливает четкие правила для определения недостоверной рекламы, заставляет сигаретные компании раскрывать содержание вредной смолы на упаковках и энергично расследует воздействие телерекламы на детей. С начала 1970-х гг. к концу декады бюджет Федеральной торговой комиссии увеличился на 500%. Однако далее, в результате интенсивного лоббирования бизнеса госрегулирование в сфере потребительских интересов в 1980-е гг. снижается и происходит спад активности консюмеризма.
В 1990-х гг. растет осознание потребителями проблем защиты окружающей среды. В развитых странах проблемы экологии приобретают значимость борьбы с наркотиками и вирусом иммунодефицита. После разлива нефти компанией Exxon на Аляске 14% прежних потребителей перестали покупать продукты компании в знак протеста. Одной из мишеней защитников окружающей среды стала компания Procter&Gamble, производившая 3 млрд фунтов выбрасываемых одноразовых пеленок ежегодно. В ответ на критику компания снизила вес упаковок и вложила 20 млн долл. в переработку своих продуктов. В это время в США сформировались общественные организаций, информирующие общественность о деятельности, опасной для окружающей среды. Так, например, Фонд Защиты Среды (Environmental Defence Fund) распространял информацию о проблемах переработки отбросов и оказал конструктивное влияние на переход компании McDonald's от пластиковой упаковки к бумажной.
В начале 1990-х гг. в
США усиливается
Информация о работе История консюмеризма, государственное регулирование и бизнес