Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 03:10, курс лекций
В основе производственной деятельности людей лежат их потребности. Потребность – это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддерживания жизнедеятельности человека. Поэтому для того, чтобы жить, удовлетворять свои потребности, человек должен производить необходимые ему продукты и услуги. Следовательно, цель любого общественного производства состоит в создании продуктов (товаров) и услуг для удовлетворения потребностей членов общества. Таким образом, потребности являются предпосылкой производства, а потребление – его конечной целью.
Век спустя после Курно, в 1939 г., был сделан еще один важный вклад в теорию олигополии. Появилась теория изгибающейся кривой спроса, которая была предложена примерно в одно и то же время английскими экономистами Р. Л. Холлом и К.И.Хитчем и американским экономистом П.Суизи. Эта теория начинается с простого предположения о том, что олигополист будет реагировать на изменение цен конкурентами. Считается, что каждая фирма исходит из того, что, если она снизит свои цены, конкуренты поддержат это понижение, но если она их повысит, ни одна фирма не последует ее примеру.
Итак, рассмотрим подробнее эту и другие модели поведения фирмы в условиях олигополии.
Твердость цен и ломаная кривая спроса. Эта модель пытается объяснить неизменность цен на отдельных олигополистических рынках. В качестве основных факторов здесь выступают предположения фирм относительно реакции конкурентов на изменение цены. Участники рынка полагают, что соперники не последуют за любым приростом их цены, но будут дублировать любое понижение цен.
Допустим цена на товар установлена на уровне P1 (рис. 7.4.). Спрос фирмы находится в точке М кривой спроса, а фирма производит объем продукции Q1. Фирма полагает, что если она даже незначительно повысит цену до Р2, то объем продаж упадет до нуля, т.е. спрос будет высоко эластичным, так как конкуренты не станут повышать цены в ответ с целью расширения рынка. Фирма также полагает, что если она понизит цену, то объем продаж увеличится незначительно, а предельный доход резко сократится. Спрос в этой ситуации будет неэластичным, так как конкуренты также снизят цену. Резкое изменение эластичности кривой спроса при установленной цене дает ломаную кривую спроса.
В связи с тем, что подобные предположения делают и другие олигополистические фирмы, цена может оставаться длительное время стабильной. Таким образом, ломаная кривая спроса дает каждому олигополисту основания предполагать, что любое изменение цен приведет к отрицательному результату.
Ценообразование, ограничивающее вход в отрасль. В этом случае на рынке устанавливается цена, при которой новым производителям будет невыгодно продавать свой товар. Ценой, ограничивающей вход в отрасль, является достаточно низкая цена на уровне минимальных долгосрочных средних общих издержек. При этом фирмы либо сговариваются, либо следуют примеру других участников рынка. Цена на уровне минимальных долгосрочных средних общих издержек обеспечивает нормальную прибыль и в то же время препятствует появлению на олигополистическом рынке новых конкурентов.
Установление цены по принципу «издержки плюс». Данный вид ценообразования применяется из-за присущей рынку неопределенности по поводу спроса на товар и предельных издержек. В этом случае фирма определяет цену на товар исходя из процентной надбавки к предполагаемым средним переменным издержкам. Надбавка обеспечивает возмещение средних постоянных издержек и получение нормальной прибыли. Цена в данном случае определяется по формуле:
Р = AVC + m(AVC) ,
где AVC — средние постоянные издержки;
m — процент надбавки:
где Еa — коэффициент эластичности спроса по цене.
Если Еa = -6, то m = 0,2 , или 20%. Чем выше эластичность спроса, тем ниже будет процент надбавки, а, следовательно, и цена.
Ценообразование, основанное на тайном сговоре. Условие олигополии — небольшое число взаимозависимых фирм — благоприятствует тайному сговору (тайному потому, что во многих странах, в частности в США, такие сговоры запрещены законом). Примером тайного сговора является картель — группа производителей, действующих совместно и согласовывающих свои действия по поводу объемов выпуска продукции и цен с целью максимизации прибыли.
;
4) установить процедуру
Лидерство в ценах. Наиболее распространенной практикой ценообразования на олигополистических рынках является лидерство в ценах. При данной модели ценообразования одна фирма, обычно крупнейшая, действует как ценовой лидер, устанавливая цену так, чтобы максимизировать собственную прибыль, в то время как другие фирмы следуют за лидером. Лидерство в ценах можно объяснить опасениями части более мелких фирм относительно ответной реакции лидера в том случае, если они не последуют за его ценой. Кроме того, многие участники рынка пассивно следуют за лидером, так как полагают, что крупные фирмы располагают большей информацией о рыночной конъюнктуре.
Очередная модель олигополии связана с теорией игр, суть которой можно объяснить на простом примере. Представим, что на рынке существуют только две компании А и В. Единица их продукции стоит 1 дол. затрат. Если каждая фирма установит цену 5 дол. и продаст 100 единиц в месяц, то, имея 4 дол. с единицы, каждая из них получит общую месячную прибыль 400 дол. Если каждая фирма установит цену 4 дол. за штуку и продаст 120 единиц, то имея 3 дол. с единицы, она получит 360 дол. прибыли в месяц. Какую цену реально установят эти фирмы? Конечно, 5 дол. — это цена, которая максимизирует их общие доходы, но в условиях олигополии она не может быть стабильной.
Доходы, которые могут получить при различной ценовой стратегии фирма А и ее конкурент - фирма В, представлены в виде матрицы:
Ценовая стратегия фирмы А |
5 дол. |
Ценовая стратегия фирмы В | |
5 дол. |
4 дол. | ||
400 дол. |
240 дол. | ||
4 дол. |
450 дол. |
360 дол. |
Если обе фирмы установят цену 5 дол., каждая получит 400 дол. прибыли, если снизят цену до 4 дол., то каждая получит по 360 дол. прибыли.
Кроме этих двух упомянутых условий фирма А может воспользоваться двумя вариантами: или снизить цену, в то время как фирма В держит ее на уровне 5 дол., и продать 150 единиц, получив при этом 450 дол. прибыли; или держать цену 5 дол., в то время как фирма В снизит цену до 4 дол. В этом случае фирма В заберет у фирмы А множество потребителей, оставив ей возможность продать лишь 60 единиц и получить прибыль 240 дол. Что же произойдет?
Один вариант поиска ответа — рассмотрение различных предположений, которые каждая фирма может сделать относительно другой. Если фирма А предположит, что фирма В будет держать цену на уровне 5 дол., лучшим для фирмы А будет цена в 4 дол. Если фирма А предположит, что фирма В будет просить 4 дол., то опять-таки лучшим для нее будет держать цену в 4 дол. Похоже, что фирме А лучше всего держать цену именно 4 дол. независимо от того, что делает фирма В. После соизмерения возможных последствий различных решений каждая фирма поймет, что рациональным будет предположить худшее. До тех пор, пока две фирмы не смогут заключить соглашение вместе держать цену 5 дол.(а такие соглашения считаются нарушением правил представленной здесь игры), цена в 4 дол. будет равновесной.
На олигополистических рынках фирмы
могут соперничать с помощью ме
Допустим, на местном рынке существует несколько продавцов однородного товара, каждая фирма стремится максимизировать прибыль и предполагает стабильность цен у конкурентов. Поскольку каждый из продавцов считает, что другой не будет реагировать на понижение им цены, то у каждого есть соблазн увеличить объем продаж, сокращая цены. Продавец полагает, что, понижая цену, он может захватить весь рынок целиком. Ценовая война продолжается до тех пор, пока ни одна фирма не сможет получить выгоды от понижения цены, а экономические прибыли упадут до нуля.
Таким образом, в состоянии равновесия продавцы назначают одну и ту же цену при Р = АTСmin = МС. Эта ситуация называется равновесием Бертрана.
Следует отметить, что в условиях олигополии концентрацию рынка можно определить с помощью индекса Харфиндела-Хиршмана (UXX). Построение этого индекса предполагает знание доли каждой фирмы в общем объеме продаж. Когда UXX<10000, то рынок с точки зрения монополизации считается безопасным.
Конкуренция есть наиболее эффективное средство достижения целей рыночной экономики. Монополизм, препятствуя конкуренции, подавляя ее, действует в обратном направлении. Чтобы избежать отрицательных последствий монополизма, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование. В него входят:
Антимонопольный контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Сюда входят финансовые санкции в случае нарушения антимонопольного законодательства. Бывают случаи, когда фирма, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.
Наиболее эффективной и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство.
Антимонопольное законодательство - это нормативные акты, определяющие организационно-правовые основы развития конкуренции, меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Такое законодательство в США называют антитрестовским законодательством. В этом плане наиболее известным являются законы Шермана (1890 г.), Клейтона (1914), закон Селлера-Кефовера (1950 г.).
Антимонопольное законодательство объявляет вне закона ценовую дискриминацию покупателей, когда такая дискриминация не оправдана разницей в издержках. Антитрестовское законодательство запрещает приобретение акций конкурирующих корпораций, если это может привести к ослаблению конкуренции. Законами запрещаются тайные сговоры, имеющие целью ограничение производства или торговли, объявляются преступными попытки монополизировать какую-нибудь часть производства или торговли.
Для защиты прав потребителей от монополистической деятельности и развития конкуренции законодательством запрещается: ограничивать или прекращать производство товаров, а также производство и поставку сырья, материалов, комплектующих изделий без предварительного согласования с основными потребителями; сокращать поставку или задерживать реализацию товаров в целях создания, поддерживания или увеличения дефицита и повышения цен. Запрещается понуждение потребителя включать в предмет договора ненужные ему товары, выставление других предварительных дискриминационных условий, запрещается прекращать или задерживать поставки товаров или выполнение услуг в ответ на претензии покупателя к качеству товаров.
В антимонопольном
В Республике Беларусь в 1992 году принят закон о противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции.
Антимонопольная деятельность - это прямая поддержка предпринимательства и развития рыночной конкуренции в экономике.
Производственная деятельность фирмы предполагает приобретение ею необходимых ресурсов (природных, трудовых, материальных, финансовых), которые реально вовлечённые в процесс производства, выступают как факторы. Поэтому, рынки, на которых происходит продажа-купля ресурсов (факторов), называются рынками ресурсов (факторов производства). Они включают рынок земли (природные ресурсы), рынок труда и рынок капитала. На этих рынках действуют те же законы, что и на потребительском рынке, но каждый рынок имеет свою специфику.
На рынках ресурсов (факторов производства) покупателями в основном выступают фирмы и государство, а продавцами — государство и домашние хозяйства (собственники ресурсов).
Важная особенность цен на ресурсы заключается в том, что, с одной стороны, от их уровня зависят расходы предприятий на приобретение факторов производства, а с другой — они выступают основным фактором, который определяет доходы собственников ресурсов в форме ренты, заработной платы, процента и прибыли. Цены на ресурсы в рыночной экономике формируются под влиянием спроса и предложения.
Главная особенность спроса на ресурсы состоит в том, что он имеет производный характер, т.е. зависит от спроса на готовые товары и услуги, которые производятся с помощью данных ресурсов. Поэтому чем выше спрос на конечную продукцию, тем выше спрос на ресурсы, необходимые для ее выпуска.
Кроме того, спрос на ресурсы со стороны отдельной фирмы определяется ценами на них. Средства, затрачиваемые на покупку ресурсов, входят в издержки производства. Поэтому фирма стремится использовать ресурсы в таком количестве и сочетании, которое позволяет ей минимизировать издержки и максимизировать прибыль.
Спрос на ресурсы также зависит от их отдачи или производительности, которая подвержена действию закона убывающей отдачи факторов производства. Поэтому фирма будет расширять применение ресурсов до тех пор, пока от каждого дополнительного ресурса доход увеличивается в большей степени, чем издержки.
Рассмотрим спрос на ресурсы отдельной фирмы на конкурентном рынке факторов производства в краткосрочном и долговременном периодах. Конкурентный рынок факторов производства — это рынок, на котором имеется такое большое количество продавцов и покупателей ресурсов, что отдельный продавец или покупатель не может влиять на их рыночную цену. Как покупатели, так и продавцы ресурсов могут свободно принимать решения о входе и выходе с этого рынка.