Кардиналистский и ордоналистский подходы к оценке полезности. Предпочтения потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 03:10, курс лекций

Краткое описание

В основе производственной деятельности людей лежат их потребности. Потребность – это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддерживания жизнедеятельности человека. Поэтому для того, чтобы жить, удовлетворять свои потребности, человек должен производить необходимые ему продукты и услуги. Следовательно, цель любого общественного производства состоит в создании продуктов (товаров) и услуг для удовлетворения потребностей членов общества. Таким образом, потребности являются предпосылкой производства, а потребление – его конечной целью.

Вложенные файлы: 1 файл

Курс лекций.doc

— 2.61 Мб (Скачать файл)

Чтобы определить, какую прибыль (или  убытки) будет получать фирма, необходимо сопоставить валовые издержки с валовым доходом. Рассмотрим это графически (рис. 6.2.).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Валовый доход (TR) изображен прямой линией, т.к. каждая дополнительная единица продукции в условиях совершенной конкуренции добавляет одну и ту же величину (ее цену) к валовому доходу. Валовые издержки (TC) вначале возрастают с ростом производства за счет увеличения переменной части капитала. Затем падение кривой отражает действие закона убывающей отдачи факторов производства, в соответствии с которым, начиная с определенного момента, последовательное присоединение единиц переменного ресурса (труда, материалов и т.д.) к неизменному постоянному фактору дает уменьшающийся добавочный продукт. На первых порах темп роста валовых издержек становится все меньше и меньше, т.к. фирма использует свои постоянные ресурсы более эффективно. Потом, через определенное время, валовые издержки начинают увеличиваться возрастающими темпами вследствие неэффективности чрезмерного использования оборудования.

Пересечения линий валовых издержек и валового дохода (в точках К1 и К2) являются критическими точками. В интервале до точки К1 производство убыточно, т. к. валовый доход не возмещает здесь валовые издержки.

 

 

 

 

Вторым методом, позволяющим определить объем производства, при котором прибыль максимальная, а убытки минимальные, является сравнение предельных издержек и предельного дохода

При использовании данного правила  для определения оптимального объема выпуска выделяют три случая:

1) Максимизация прибыли. Допустим, что кривые предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС) конкурентной фирмы выглядят так, как показано на рис. 6.4. Фирма максимизирует прибыль в точке М, выпуская в соответствии с правилом равенства предельного дохода и предельных издержек Q1 единиц производства. Валовой доход определяется произведением цены Р1 и объема выпуска (он на рис.6.4.т равен площади фигуры OP1MQ1). Валовые издержки соответствуют площади прямоугольника OCKQ1. Разность между валовым доходом и валовыми издержками образует экономическую прибыль, равную площади заштрихованной фигуры СР1МК.

2) Минимизация убытков. При ухудшении рыночной конъюнктуры цена может понизиться с Р1 до Р2. В этом случае валовой доход станет меньше валовых издержек и фирма будет терпеть убытки (рис. 6.5.).

   



 

 

В соответствии с правилом МR = МС фирма выпускает Q2 единиц продукции, обеспечивающее минимизацию убытков. Валовой доход равен площади заштрихованной фигуры OР2СQ2 на рис. 6.5. Валовые издержки превышают валовой доход на величину убытков (Р2МКС). Фирме следует продолжать производство, так как доход позволяет возместить все переменные издержки и часть постоянных затрат.

3) Закрытие фирмы. В случае дальнейшего понижения цены может наступить момент, когда доход не позволит возместить даже переменные издержки. В этой ситуации фирма должна временно прекратить производство. При благоприятном изменении рыночной конъюнктуры производство может быть возобновлено.

Проведенный анализ показывает, что  в условиях заданной рынком неизменной цены (совершенно эластичной кривой спроса) количество продукции, которое фирма готова поставить на рынок, зависит от предельных издержек. Следовательно, кривая предложения конкурентной фирмы будет совпадать с восходящим отрезком кривой МС, расположенным выше средних переменных издержек AVC (рис. 6.5). Сумма индивидуальных предложений всех фирм в отрасли образует отраслевое рыночное предложение.

Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы

 

Долгосрочный  период позволяет фирме вносить те изменения в производство, которые невозможно сделать в краткосрочном периоде: она может ввести новые производственные мощности и технологии с учетом достигнутого уровня науки и техники. Таким образом, в долгосрочном периоде она может изменять не только переменные факторы, но и постоянные. Кроме того, в долгосрочном периоде в отрасль могут входить новые фирмы, либо покидать ее. Поэтому в долгосрочном периоде фирма более чувствительна к изменению цен.

Для того чтобы фирма на рынке  совершенной конкуренции находилась в состоянии долгосрочного равновесия, необходимо выполнение следующих трех условий:

1) фирма не должна иметь побудительных  мотивов к увеличению или снижению  объема выпуска при наличии  заданных размеров производственного предприятия, а это означает, что МС = MR, т.е. условие краткосрочного равновесия является условием долгосрочного равновесия;

2) каждая фирма должна быть  удовлетворена размерами имеющегося у нее предприятия (т.е. объемами используемых постоянных затрат всех видов);

3) не должно существовать мотивов,  побуждающих новые фирмы к  вхождению в отрасль или старые к выходу.

На рис. 6.6. представлена фирма, находящаяся  в условиях конкуренции, для которой  выполняются все три условия.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во-первых, краткосрочные предельные издержки МС равны цене MR при объеме выпуска QE. Это уровень выпуска, обеспечивающий фирме максимальную прибыль. Во-вторых, размеры фирмы как раз таковы, что краткосрочные средние полные издержки АТС равны наименьшим возможным долгосрочным средним издержкам при избранном уровне выпуска продукции. Это гарантия неизменности размера предприятия. В-третьих, как долгосрочные средние издержки, так и краткосрочные средние полные издержки равны цене при равновесном выпуске продукции. Это обстоятельство гарантирует отсутствие мотивов, побуждающих фирмы как вновь появляться на рынке, так и уходить с него.

Все три условия долгосрочного  равновесия в обобщенном виде можно  записать в виде следующего уравнения:

 

Р = MR = MC = min ATC

Цена = Предельные издержки = Краткосрочные средние полные издержки = Долгосрочные средние издержки.

 

Если не выполняется хотя бы одно из трех условий, то равновесие может быть нарушено.

Состояние долгосрочного равновесия может существовать, пока не изменятся внешние условия.

Как долго отрасль может находиться в равновесии? Для того, чтобы  ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть три ситуации, в которых может оказаться фирма данной отрасли в процессе функционирования в долгосрочном периоде.

  1. Отрасль может находиться в состоянии равновесия: она получает нормальную прибыль ( при равенстве предельных издержек и предельного дохода); ее экономическая прибыль равна нулю. Это объясняет нежелание других фирм входить в отрасль, а функционирующих - покидать ее.
  2. При наиболее благоприятных обстоятельствах фирма может получать экономическую ненулевую прибыль. Такая прибыль начнет привлекать в эту отрасль другие фирмы. Поэтому экономическая ненулевая прибыль будет существовать до тех пор, пока цена будет превышать средние издержки. Но вступление в отрасль новых фирм приведет к увеличению предложения товара на рынке и спустя некоторое время цена снизится до уровня средних издержек. В результате экономическая ненулевая прибыль исчезнет.
  3. Если фирма получает отрицательную экономическую прибыль, это будет означать, что фирма не получает даже нормальную прибыль. В этой ситуации фирма не будет в состоянии покрыть свою альтернативную стоимость (которая включает нормальную прибыль) и покинет отрасль в поисках более прибыльного приложения капитала. Начнется уход фирм из отрасли. Однако со временем отток из отрасли уменьшит предложение продукции и тогда цена повысится, приблизившись к средним издержкам. Оставшиеся фирмы и отрасль вновь придут в состояние равновесия.

Тема 6. Предприятие (фирма) в условиях  несовершенной конкуренции

 

 

Термин "несовершенная конкуренция" появился в конце XIX - начале XX вв. Выдающийся вклад в анализ рынка несовершенной конкуренции внесли такие экономисты, как О. Курно, Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Дж. Хикс, П. Самуэльсон, Дж. Гэлбрейт. Термин "несовершенная конкуренция" означал в то время экономическое несовершенство, неэффективность из-за нарушения рыночного механизма выравнивания прибылей, и "социальное несовершенство" из-за того, что монополии часть "законной прибыли" изымали у других отраслей. Английский экономист Дж.Робинсон видела в несовершенной конкуренции главную слабость западной системы хозяйства. Она отмечала, что монопольные компании устанавливают высокие цены на свои товары и получают больше прибыли, а потребитель несет убытки. Это неизбежно ведет к застойным явлениям в производстве и безработице, а в конечном итоге к нестабильности.

В настоящее время приняты следующие  понятия несовершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция - это рыночная ситуация, когда на рынке присутствует ограниченное число продавцов такого количества товаров, которое существенно влияет на его цену. Несовершенная конкуренция, в зависимости от степени нарушения свободной конкуренции, в свою очередь подразделяется на следующие основные подвиды:чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

Чистая монополия - ситуация, когда на рынке есть единственный продавец товара, у которого нет близких заменителей.

Если в условиях совершенной (или  свободной) конкуренции цена выступает как результат стихийного соотношения спроса и предложения и не зависит от сознательных усилий отдельных фирм, то в условиях несовершенной конкуренции фирмы-монополии получают возможность влиять на формирование цены. Так, фирма-монополист является единственным производителем в своей отрасли. Его продукт не имеет близких заменителей, то в условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену в соответствии с кривой спроса, в расчете получить максимальную прибыль.

Олигополией называют господство на рынке нескольких крупных фирм, чаще от 3 до 5 (автомобильные гиганты, добыча и переработка нефти и др.)

Монополистическая конкуренция - это такое состояние рынка, когда имеется достаточно большое количество производителей предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. Эта форма конкуренции близка к совершенной конкуренции. Здесь фирма становится своеобразным монополистом только своей марки товара (например, шоколад "Сникерс"), контроль фирмы над ценой небольшой, почти невозможен тайный сговор фирм в отношении объема производства и цен.

Фирма в условиях чистой монополии

 

Если монополия — это рыночная структура, при которой одна фирма является поставщиком продукта, не имеющего близких заменителей, то ситуацию с единственным продавцом товара называют чистой монополией. Кроме того, различают:

  • закрытую монополию, защищенную от конкуренции с помощью юридических ограничений, патентной защиты и т.п.;
  • естественную монополию — модель, при которой долгосрочные средние общие издержки достигают минимума лишь тогда, когда фирма обслуживает весь рынок целиком (система водоснабжения, энергоснабжения, газоснабжения). Иногда монополия обусловлена ограниченностью (уникальностью) ресурсов;

Сохранению монополии, как рыночной структуры, способствуют барьеры, ограничивающие вход в отрасль. Основными типами барьеров являются:

1) исключительные права, полученные  от правительства (лотерея, кабельное телевидение);

2) юридические соглашения, патенты  и авторские права;

3) собственность на весь объем  предложения какого-либо ресурса;

4) преимущества низких издержек  крупного производства.

В процессе монополизации проявляются  две основные тенденции:

1) появление крупных предприятий  или фирм на основе концентрации  производства и их доминирующего положения в отрасли;

2) образование монополистических союзов или достижение соглашений ряда крупных фирм.

Возможность таких союзов возрастает вслед за уменьшением числа хозяйствующих субъектов отрасли. Необходимость монополистического союза вытекает из идеи координации деятельности для уменьшения издержек конкурентной борьбы.

Выделяются низшие и высшие формы монополистических союзов. Низшие - временные союзы или соглашения, которые достигаются для реализации конкретного проекта (пулы, ринги, корнеры и т.д.).

Высшие же формы монополий или монополистических союзов - это картель, синдикат, трест и концерн.

Картель - это объединение (союз) ряда предприятий одной отрасли, участники которого сохраняют свою самостоятельность производственной и сбытовой деятельности, но договариваются об объеме производства, ценах, делят рынки сбыта продукции.

Синдикат - объединение ряда предприятий одной отрасли производства, участники которого теряют коммерческую, сбытовую самостоятельность, обеспечивая совместную реализацию продукции, закупки исходного сырья и т.д.

Трест - объединение собственности и управления ряда предприятий при полной ликвидации их самостоятельности. В этом случае формируется корпоративная собственность, что позволяет монополизировать источники сырья, перевозку производства и др.

Концерн - объединение предприятий разных отраслей экономики, включая промышленные предприятия, банки, транспортные и торговые компании. В настоящее время основной формой монополии является концерн. Концерн - это наиболее устойчивая форма организации экономической деятельности.

Для определения доминирующего  положения монополии на рынке  используют разные показатели:

  • доля фиксированного числа предприятий;
  • индекс степени монополизации А. Лернера;
  • индекс Харфиндела-Хиршмана;
  • предельная сумма приобретенных активов, принцип "разумности" и др.

В 1934 г. А. Лернер предложил способ количественного измерения монопольной власти путем определения величины, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Показатель монопольной власти или так называемый индекс степени монополизации А. Лернера (L) рассчитывается по формуле:

Информация о работе Кардиналистский и ордоналистский подходы к оценке полезности. Предпочтения потребителя