Кардиналистский и ордоналистский подходы к оценке полезности. Предпочтения потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 03:10, курс лекций

Краткое описание

В основе производственной деятельности людей лежат их потребности. Потребность – это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддерживания жизнедеятельности человека. Поэтому для того, чтобы жить, удовлетворять свои потребности, человек должен производить необходимые ему продукты и услуги. Следовательно, цель любого общественного производства состоит в создании продуктов (товаров) и услуг для удовлетворения потребностей членов общества. Таким образом, потребности являются предпосылкой производства, а потребление – его конечной целью.

Вложенные файлы: 1 файл

Курс лекций.doc

— 2.61 Мб (Скачать файл)

Таким образом, издержки производства - это совокупность расходов, которые несут предприятия в процессе производства и реализации продукции.

Издержки  производства можно классифицировать по многим признакам. С позиции фирмы выделяются индивидуальные издержки производства. В них непосредственно учитываются расходы самого хозяйствующего субъекта. У предпринимательских фирм складываются различные индивидуальные издержки производства. В отдельных случаях учитывают среднеотраслевые и общественные издержки. Под общественными издержками понимаются издержки на производство определенного вида и объема продукции с позиций всей национальной экономики. Общество обязано помимо затрат в микроэкономике учитывать все "внешние затраты", связанные, например, с компенсацией ущерба, наносимого природе, здоровью населения по линии промышленных выбросов и т.д., а также некоторые расходы, связанные с подготовкой рабочей силы, проведением НИР. В национальной экономике Республики Беларусь тяжелейшим бременем ныне являются финансовые затраты, связанные с локализацией и преодолением последствий Чернобыльской катастрофы.

Различают также издержки производства и издержки обращения, которые связываются  с фазами движения капитала. К издержкам производства относятся только те издержки, которые непосредственно связаны с материальным созданием, с производством продукта. К издержкам обращения относятся все издержки, вызванные реализацией произведенной продукции. Они включают дополнительные и чистые издержки обращения.

Дополнительные издержки обращения образуют расходы, связанные с транспортировкой, складированием и хранением продукции, ее упаковкой и расфасовкой, с доведением продукции до непосредственного потребителя. Они увеличивают конечную стоимость товара.

Расходы на рекламу, аренду торговых помещений, расходы  по содержанию продавцов и торговых агентов, счетных работников образуют чистые издержки обращения, которые не образуют новой стоимости.

В условиях рыночных отношений экономическое  понимание издержек базируется на проблеме ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования. Применение ресурсов в данном производственном процессе исключает возможность их использования по другому назначению. Например, дровяная древесина, используемая на дрова, не может быть применена, скажем, в производстве мебели, спичек и иных товаров. Выбор определенных ресурсов для производства какого-либо товара означает невозможность производства какого-то альтернативного товара. По существу все издержки представляют собой альтернативные издержки. Задача экономиста состоит в том, чтобы выбрать наиболее оптимальный вариант использования ресурсов. Поэтому экономические, или вмененные издержки любого ресурса, выбранного для применения в производственном процессе, равны его ценности при наилучшем из всех возможных вариантов использования.

С позиций  отдельной фирмы экономические  издержки — это затраты, которые должна нести фирма в пользу поставщика ресурсов, чтобы отвлечь их от применения в альтернативных производствах. Такие затраты могут быть как внешними, так и внутренними. Затраты в денежной форме, которые фирма осуществляет в пользу поставщиков трудовых услуг, топлива, сырья, вспомогательных материалов, транспортных и иных услуг, называются внешними, или явными (фактическими), издержками. В этом случае поставщики ресурсов не являются владельцами данной фирмы. Явные издержки полностью отражаются в бухгалтерском учете предприятий, а поэтому их называют бухгалтерскими издержками.

В то же время  фирма может использовать и свои собственные ресурсы. В этом случае тоже неизбежны издержки. Издержки на собственный и самостоятельно используемый фактор есть неоплачиваемые, или внутренние, неявные (или имплицитные) издержки. Фирма рассматривает их как эквивалент тех денежных выплат, которые бы были получены за самостоятельно используемый фактор производства при самом оптимальном его применении.

Деление издержек на явные (фактические) и неявные (имплицитные) есть, по существу, выражение двух подходов к пониманию природы издержек и определению их величины - бухгалтерского и экономического. С позиций бухгалтера к производственным (бухгалтерским) издержкам следует относить все реальные, фактические расходы, осуществляемые в денежной форме. Таковыми могут быть заработная плата рабочих, плата за аренду зданий, сооружений, станков, оборудования, оплата транспортных расходов, оплата услуг банков, страховых компаний и т.д.

С позиций экономиста к издержкам  производства следует относить не только фактические затраты, осуществляемые в денежной форме, но и неоплачиваемые фирмой издержки, издержки, связанные с упущенной возможностью самого оптимального применения своих ресурсов. Согласно данному подходу в экономических издержках производства следует учитывать все затраты — и внешние, и внутренние, включая в последние и нормальную прибыль.

Неявные издержки нельзя отождествлять с так называемыми  безвозвратными издержками. Безвозвратные издержки — это издержки, которые осуществляются фирмой один раз и не могут быть возвращены ни при каких обстоятельствах. Если, например, владельцем предприятия понесены определенные денежные расходы на то, чтобы на стене этого предприятия была сделана надпись с его названием и родом деятельности, то, продавая такое предприятие, его владелец заранее готов понести определенные потери, связанные со стоимостью произведенной надписи. Безвозвратные издержки не относятся к разряду альтернативных, они не учитываются в текущих издержках фирмы, связанных с ее производственной деятельностью.

.

Постоянные издержки (ТFC) - те фактические издержки, которые не зависят от объема выпускаемой продукции. Постоянные издержки имеют место даже тогда, когда продукция вообще не выпускается. Они связаны с самим существованием фирмы, т.е. с расходами по общему содержанию фабрики или завода (оплата аренды за землю, оборудование, амортизационные отчисления на здания и оборудование, страховые взносы, налог на имущество, жалование высшему административно-управленческому персоналу, платежи по облигациям и др.). В дальнейшем объемы производства могут поменяться, а постоянные издержки будут неизменными. В совокупности постоянные издержки - это так называемые накладные расходы.

Переменные издержки (ТVC) - те издержки, которые изменяются вместе с изменением количества производимой продукции. К переменным издержкам относят расходы на сырье, материалы, топливо, электроэнергию, оплата транспортных услуг, оплата большей части трудовых ресурсов (зарплата).

Еще выделяют совокупные (общие), средние и предельные издержки.

Совокупные  или общие издержки производства состоят из суммы всех постоянных и переменных издержек: ТС =ТFC +ТVC

 

 Краткосрочный период — это временной интервал, недостаточный для ввода в действие новых производственных мощностей предприятия. Однако в этот период фирма может увеличить объем выпуска продукции, повысив степень интенсивности использования уже имеющихся производственных мощностей (например, нанять дополнительных рабочих, закупить большее количество сырья, увеличить коэффициент сменности обслуживания оборудования и т.п.). Отсюда следует, что в краткосрочном периоде затраты могут быть либо постоянными (TFC), либо переменными (TVC). Сумма всех постоянных и переменных издержек, связанных с производством определенного количества продукции, как уже известно, называется совокупными или общими издержками (ТС). Динамика этих видов издержек в краткосрочном периоде представлена на рис. 4.1.

 


 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Кривая TVC показывает, как изменяются переменные издержки по мере увеличения объема выпуска продукции. Сначала  они увеличиваются невысокими темпами, затем их рост ускоряется в расчете на каждую последующую единицу продукции. Такая динамика TVC объясняется действием закона убывающей отдачи факторов производства, согласно которому увеличение предельного продукта на первых порах требует все меньших переменных затрат, поскольку растет предельная производительность факторов. Но как только она начнет снижаться, для производства каждой последующей единицы продукции потребуется все больше и больше переменных ресурсов.

Кривая ТС, отражающая сумму постоянных и переменных издержек, расположена выше последних на величину, равную постоянным издержкам, т.е. она параллельна кривой TVC. Кривая TFC показывает динамику постоянных издержек, величина которых неизменна при любом уровне производства.

Кроме общих издержек, предпринимателя  интересуют средние издержки, величина которых всегда указывается в расчете на единицу продукции. Различают средние совокупные (АТС), средние переменные (AVC) и средние постоянные (AFC) издержки.

Средние совокупные издержки (АТС) — это совокупные затраты в расчете на единицу продукции, которые обычно используются для сравнения с ценой. Они определяются как частное от деления совокупных издержек на количество единиц произведенной продукции:

 

 

Средние переменные издержки (AVC) — это показатель затрат переменного фактора в расчете на единицу продукции. Они определяются как частное от деления валовых переменных издержек на количество единиц продукции.

Средние постоянные издержки (AFC) — показатель постоянных затрат на единицу выпуска продукции. Они рассчитываются по формуле:

 

 

 

Динамика средних издержек представлена в табл. 4.1. и на рис. 4.2.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Средние постоянные издержки (АFС) понижаются по мере того, как их сумма распределяется на все большее количество производимой продукции. Обе кривые – AVC и AFC в силу закона убывающей отдачи факторов производства загибаются вверх при достаточно высоких объемах производства. При увеличении числа занятых работников, когда постоянные факторы неизменны, производительность труда  начинает падать, вызывая рост средних издержек.

Средние общие (совокупные) издержки (АТС) сначала снижаются, а потом начинают расти. Причем кривые АТС и AVC сближаются. Это происходит потому, что средние постоянные издержки в течение краткосрочного периода уменьшаются по мере увеличения выпуска. Следовательно, разница в высоте кривых АТС и AVC при определенном объеме производства зависит от величины AFC. Это следует из равенства:

 

АТС = AFC + AVC

 

В теории издержек фирмы важная роль принадлежит предельным издержкам (МС) — затратам на выпуск дополнительной единицы продукции сверх уже произведенного количества. МС можно определить для каждой дополнительной единицы продукции путем отнесения изменений в сумме общих издержек к тому количеству единиц продукции, которые вызвали эти изменения:

 

 

Предельные издержки показывают изменения  в издержках, связанные с увеличением или уменьшением объема производства Q. Поэтому сравнение МС с предельной выручкой (выручкой от реализации дополнительно произведенной единицы продукции) имеет весьма важное значение для определения поведения фирмы в рыночных условиях.

Между предельными издержками и  предельной производительностью (предельным продуктом МР) существует определенная взаимосвязь.

Из рис. 4.3. видно, что между динамикой изменения предельного продукта (предельной производительности) и предельных издержек (равно как и среднего продукта(AV) и средних переменных издержек (AVC)) существует обратная связь. До тех пор пока предельный (средний) продукт будет расти, предельные (средние переменные) издержки будут снижаться и наоборот. В точках максимального значения предельного и среднего продуктов величина предельных МС и средних переменных AVC издержек будет минимальной.

Существует зависимость между  МС, AVC и АТС. Кривая МС (рис. 4.2.) пересекает кривые AVC и АТС в точках их минимального значения. В этом суть правила предельных и средних издержек, которое объясняет зависимость между МС и AVC. Если МС <АVС уже произведенной единицы продукции, то AVC будут снижаться при производстве и следующей единицы. Если же МС > АVС, то АVС, соответственно, будут увеличиваться.

Следует подчеркнуть, что знание предельных издержек позволяет нам уяснить  суть выигрыша производителя (излишка  для производителя). Такой излишек фирма получает из каждой продаваемой единицы товара по цене, превышающей предельные издержки производства данной единицы. Это значит, что минимальная цена, по которой фирма может, не неся потерь, продавать единицу произведенной продукции, не должна быть ниже предельных издержек ее производства. Всякое превышение продажной цены единицы продукции над ее предельными издержками МС будет означать рост прибыли фирмы. В равновесном состоянии выигрыш производителя от реализации последней единицы товара равен нулю, так как равновесное состояние фирмы достигается тогда, когда достигается равенство между ценой Р и предельными издержками МС. Выигрыш производителя (экономическая рента) равняется суммарной величине превышения цены реализации над предельными издержками производства.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба

 

Долгосрочный  период в деятельности фирмы характеризуется тем, что она в состоянии изменить количество всех используемых производственных факторов, которые являются переменными.

Если существует множество комбинаций применения производственных факторов для достижения определенного объема производства, то неизбежно возникает вопрос: какая комбинация из их множества будет самой оптимальной, т.е. позволяющей достичь заданного объема выпуска с минимальными издержками? Так как используемые факторы предприниматель покупает на рынке, то при выборе варианта их сочетания он должен учитывать их рыночные цены.

Информация о работе Кардиналистский и ордоналистский подходы к оценке полезности. Предпочтения потребителя