Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 21:01, курсовая работа
Целью данной курсовой работы сопоставить (сравнить) уровни жизни и их показателей в Российской Федерации и Республике Саха (Якутия).
На основе намеченной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятий «качество жизни» и «уровень жизни».
2. Охарактеризовать основные показатели качества жизни.
3. Провести анализ уровня жизни в РФ и РС (Я).
4. На основе анализа определить современное состояние уровня жизни населения РФ и РС (Я).
5. Обозначить основные направления повышения уровня жизни РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Рассмотрение сущности качества жизни 5
1.1. Что такое «качество жизни»? 5
1.2. Показатели качества жизни. 9
1.3. Измерение качества и уровня жизни 14
2. Современные реалии состояния уровня и качества жизни на примере РФ и РС (Я) 17
2.1. Сравнительный анализ уровня и качества жизни в Республике Саха (Якутия) и Российской Федерации в целом. 17
2.2. Современное социально – экономическое положение России 25
2.3. Основные направления повышения качества жизни в России. 27
Заключение 30
Список использованных ресурсов: 33
Министерство образования и науки РФ
ФИЛИАЛ ГОУ ВПО «БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» в г. ЯКУТСКЕ
Кафедра
экономики и финансов
Специальность:
080502 «Экономика и управление на предприятии
(нефти и газа)»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: экономическая теория
по теме:
КАЧЕСТВО
И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
НАСЕЛЕНИЯ
Исполнитель, студентка
гр. МНГ-10_______________________
Руководитель, ______________________________
ЯКУТСК 2011
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Рассмотрение сущности качества жизни 5
1.1. Что такое «качество жизни»? 5
1.2. Показатели качества жизни. 9
1.3. Измерение качества и уровня жизни 14
2. Современные реалии состояния уровня и качества жизни на примере РФ и РС (Я) 17
2.1. Сравнительный анализ уровня и качества жизни в Республике Саха (Якутия) и Российской Федерации в целом. 17
2.2. Современное социально – экономическое положение России 25
2.3. Основные направления повышения качества жизни в России. 27
Заключение 30
Список
использованных
ресурсов: 33
В
современных условиях формирования
рыночной экономики в России одним
из приоритетных направлений осуществления
социально-экономической
Это
свидетельствует о том, что наше
общество озабочено вопросами
Вопросы о том, как объяснить феномены качества и уровня жизни и реально их изменить – сократить бедность, умножить средние и состоятельные социальные группы в обществе, решить другие проблемы – продолжают будоражить умы ученых и практиков. Вышеназванные феномены чаще всего рассматриваются отдельно. Но между тем их комплексное изучение позволяет принять важные теоретические и практические решения. Наименее изученной остается категория «качество жизни», но именно ее анализ побуждает исследователей к комплексному рассмотрению всех выше обозначенных явлений [8, 371 c.].
Данная курсовая работа содержит, в качестве основы, подробную характеристику понятий «уровень жизни» и «качество жизни», связанных с важнейшими человеческими потребностями. Базируясь на определениях качества и уровня жизни, необходимо рассмотреть и охарактеризовать их показатели.
Существующие
разногласия в методологии
Изучению вопросов повышения жизненного уровня были посвящены работы многих экономистов. Значительную роль в разработке их методологических основ сыграли труды К. Маркса. Исследованиями в этой области занимались С.Л.Брю, Дж. М. Кейнс, Ф.Котлер, А.Маслоу, С.Фишер и др. Зарубежными авторами разработаны национальные модели уровня жизни, показатели их оценки, механизмы регулирования [10, 364 c.].
Немалый вклад в изучение уровня жизни населения с учетом особенностей российской экономики внесли отечественные экономисты: Бузляков Н.И., Капустин Е.И., Майер В.Ф., Римашевская Н.М. и др. Отдельно следует отметить исследования Всероссийского центра уровня жизни, проведенные под руководством Бобкова В. Н. В трудах отечественных авторов нашли отражение проблемы повышения уровня жизни, разработка и классификация индикаторов уровня жизни [10, 365 c.].
В ходе исследования мы встретимся с такими понятиями как количественные и качественные показатели, индикаторы и индексы. Анализ уровня жизни страны или региона определяется такими величинами как средняя продолжительность жизни населения, величина безработицы, личные потребительские расходы и потребление и т.д.
Уровень
жизни необходимо рассматривать
во взаимосвязи с
Необходимо
выделить компоненты уровня жизни - определенные
виды человеческих потребностей, удовлетворение
которых является основной частью уровня
жизни в целом (например, питание,
здоровье, образование и т. д.). Совокупность
компонентов охватывает всю сферу
человеческих потребностей. Из них
формируется система
Целью данной курсовой работы сопоставить (сравнить) уровни жизни и их показателей в Российской Федерации и Республике Саха (Якутия).
На основе намеченной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть
сущность понятий «качество
2. Охарактеризовать основные показатели качества жизни.
3. Провести анализ уровня жизни в РФ и РС (Я).
4. На
основе анализа определить
5. Обозначить
основные направления
Предмет исследования определяется как совокупность экономических отношений, обусловливающих уровень жизни населения. Объектом исследования является уровень жизни населения и влияющие на него условия.
Курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения, списка использованных ресурсов.
Категория
«качество жизни» характеризует
сущность развитости личности, социальных
групп и всего общества страны
в увязке со степенью удовлетворения
ими своих потребностей. Низкое качество
жизни предопределяет преобладание
у населения забот о выживании,
слабо проявляющиеся
Высокое
качество жизни характеризует
Особое место в создании условий для повышения качества жизни принадлежит государству. Деятельность государства должна быть направлена на реализацию интересов всего общества, т.е. на повышение качества жизни каждой личности и поддержку институтов, способствующих достижению данной цели. Однако в силу объективных и субъективных причин государство не всегда действует в общих интересах [7, 83 c.].
Качество
жизни имеет объективную и
субъективную стороны. Оно не может
быть определено только на базе количественных
данных. Столь же необходимы его
оценки на основе социологических опросов
населения и нормативных
Сейчас мы опишем только
Категория
качества жизни раскрывает сущность
в отдельных личностях (здоровье,
образование и т.д.), населении (рождаемость,
смертность, объем рабочей силы и
др.), семейной жизни (защита прав и воспитание
детей и др.), отдельных социальных
группах – в группах риска,
группах с ограниченными
Качество
трудовой и предпринимательской
деятельности является фундаментальной
для обеспечения качества жизни.
Она характеризуется качеством
труда, которое, в свою очередь, характеризуется
уровнем квалифицированности
Качество
социальной инфраструктуры – характеристика
сферы услуг населению. Она имеет
дело с организацией распределения,
обмена и потребления. В этой сфере
качество жизни характеризуется
качеством произведенных
Удовлетворенность людей
Уровень жизни – характеристика ее качества. Эта категория, несмотря на попытки интегрировать ее в характеристики качества жизни, не утрачивает своей самостоятельности. В современно интерпретации категорией «уровень жизни» характеризуются не как таковые денежные доходы населения, а выражается в денежной и условно денежной форме потребление ими разнообразных потребительских комплексов. Также показатель уровня жизни выступает общим показателем материального благосостояния различных социальных групп, отражающий обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения рациональных (разумных) потребностей [8, 374 c.].
Система показателей уровня жизни населения строится на основе классификации ООН, что позволяет использовать ее при международных сопоставлениях. Сюда включаются следующие группы показателей: