Качество и уровень жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 21:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы сопоставить (сравнить) уровни жизни и их показателей в Российской Федерации и Республике Саха (Якутия).
На основе намеченной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятий «качество жизни» и «уровень жизни».
2. Охарактеризовать основные показатели качества жизни.
3. Провести анализ уровня жизни в РФ и РС (Я).
4. На основе анализа определить современное состояние уровня жизни населения РФ и РС (Я).
5. Обозначить основные направления повышения уровня жизни РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Рассмотрение сущности качества жизни 5
1.1. Что такое «качество жизни»? 5
1.2. Показатели качества жизни. 9
1.3. Измерение качества и уровня жизни 14
2. Современные реалии состояния уровня и качества жизни на примере РФ и РС (Я) 17
2.1. Сравнительный анализ уровня и качества жизни в Республике Саха (Якутия) и Российской Федерации в целом. 17
2.2. Современное социально – экономическое положение России 25
2.3. Основные направления повышения качества жизни в России. 27
Заключение 30
Список использованных ресурсов: 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Хаакова33.docx

— 92.56 Кб (Скачать файл)

    Показатели  могут измеряться в натуральных  единицах, текущих или сопоставимых ценах, в процентах или рангах (по месту расположения в ряду однородных показателей). По методам измерения они делятся на статистические, основанные на отчетности; нормативные, разработанные на базе нормативных отчетов; аналитические, получаемые расчетным путем с помощью статистических и нормативных показателей. Также используют данные, полученные в результате опросов населения, и экспертные оценки специалистов [6, 158 c.]. Показатели уровня жизни дифференцированно определяются для всего населения, для различных социальных групп, домохозяйств с различной величиной дохода. Денежная оценка материальных благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домохозяйстве в течение определенного промежутка времени и соответствующих определенному уровню удовлетворения потребностей, является стоимостной оценкой уровня жизни.

    Определены 4 уровня жизни населения:

  1. Достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);
  2. Нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивает ч восстановление его физических и интеллектуальных сил);
  3. Бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы);
  4. Нищета (минимальный допустимый по биологическим  критериям набор материальных благ и услуг, который позволяет поддерживать лишь жизнедеятельность человека) [13, 281c.].

    Уровень и качество жизни являются характеристиками одного объекта – «жизни», но под  разными углами зрения: качество –  в аспекте ее разнообразия; уровень  – в аспекте приведения «отличного от другого» к обобщенному денежному  выражению. Экономические оценки в  такой же мере являются характеристикой  качества жизни,                  в какой  разнообразие является характеристикой уровня жизни.

    Различия  в текущем потреблении людей  с доходами, соответствующими прожиточному минимуму, восстановительному потребительскому бюджету и бюджету высокого достатка, а также огромное неравенство  в размерах других активов – недвижимого  и движимого имущества – свидетельствует  о разном качестве жизни. Они подтверждают, что уровень жизни не только важная характеристика ее качества, но сам  характеризует разное качество жизни  со стороны его экономической  определенности [8, 382 c.].

    1.   Показатели качества жизни.

    Разноплановость понятия «качество» жизни обусловлена многообразием показателей. Эти показатели делятся на количественные и качественные. Последние могут характеризовать отдельный элемент качества жизни или всю совокупность. Соответствующие показатели включают:

    1) Здоровье

      - Возможность вести здоровый  образ жизни на всех ступенях  жизненного цикла;

      - Влияние нарушения здоровья  на отдельных лиц;

    2) Индивидуальное  развитие путём обучения

     - Усвоение детьми основных знаний  и навыков, а так же ценностей,  необходимых               для их индивидуального развития  и успешной деятельности как  члена общества;

    - Возможность  продолжения самообразования и  умение использовать эти умения;

     - Использование и развитие индивидуумами  своих знаний, навыков и мобильности,  требующихся для реализации их  экономического потенциала и  при желании дающих возможность  для их интеграции с экономическим  процессом;

    - Сохранение и развитие культурного  развития индивидуумом для того, чтобы внести свой вклад в  благополучие членов различных  социальных групп;

    3) Занятость  и качество трудовой жизни

    - Наличие  выгодной работы для тех, кто  стремится её получить;

    - Характер  трудовой деятельности;

    - Удовлетворенность  индивидуума своей трудовой жизнью;

    4) Время  и досуг

    - Возможность выбора своего времяпрепровождения

    5) Возможность  приобретения товаров и пользования  услугами

    - Личная  возможность приобретения товаров  и пользования услугами;

    - Количество  людей, испытывающих материальные  лишения;

    - Степень  равенства в распределении товаров  и услуг;

    - Качество, возможности выбора и  доступность товаров и услуг,  производимых в частном и общественных  секторах;

    - Защита  индивидуумов и их семей при  возникновении экономических трудностей;

    6) Личная безопасность и правовые  органы

    - Насилие,  преследование, и беспокойства, причиненные индивиду;

    - Справедливость  и гуманность правовых органов;

    - Степень  доверия, оказываемого индивидуумом  правовым органам;

    7) Социальные  возможности и социальная активность

    -Степень  возможного участия в общественной  жизни, в тех или иных общественных  институтах и принятии решений.

    8) Демографические показатели - коэффициент младенческой смертности, ожидаемая продолжительность жизни при рождении [2, 19 c.].

    К количественным показателям  относятся  ВНП, или национальный доход на душу населения, уровень дохода и его распределение в обществе, уровень потребления различных материальных благ и услуг по классам товаров, уровень занятости и т. п.[2, 21 c.].

    В России минимальные размеры заработной платы и социальных выплат государства  ориентируются на величину прожиточного минимума (стоимостная оценка суммарного потребления человека или семьи, определяемая на основе минимальной  потребительской корзины). Прожиточный  минимум является потребительским  бюджетом минимума материальной обеспеченности и позволяет удовлетворять лишь самые насущные потребности людей. Прожиточный минимум определяет границу абсолютной бедности человека и является важным социальным нормативом, достижение которого лежит в основе государственной политики борьбы с  абсолютной бедностью [12, 271 c.].

      Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по РФ определяется не реже одного раза в 5 лет (ФЗ “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации” от 20.11.1999 г) [12, 274 c.].

    Стоимость минимальной потребительской корзины, то есть её содержание в денежном выражении  представляет собой минимальный  потребительский бюджет. В настоящее  время более правильно называть его восстановительным потребительским  бюджетом (ВПБ). ВПБ формируется исходя из набора потребительских товаров  и услуг, удовлетворяющих основные материальные и духовные потребности  людей.  Он включает группы расходов: продукты питания: хлебные продукты, картофель, овощи, фрукты свежие, сахар и кондитерские изделия, мясопродукты, рыбопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, масло растительное, маргарин, прочие продукты (соль, чай, специи). Пример: минимальный объем потребления хлебопродуктов в год для трудоспособного населения – 152 кг., для пенсионеров -119 кг., для детей -96 кг.; непродовольственные товары: верхняя пальтовая группа, верхняя костюмно-платьевая группа, белье, чулочно-носочные изделия, головные уборы и галантерейные изделия, обувь, школьно-письменные товары, постельное белье, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения, предметы первой необходимости, лекарства. Нормативы устанавливаются с учетом сроков износа. Пример: объем потребления обуви на 1 человека трудоспособного возраста – 6 пар на 3,2 года; для пенсионеров – 6 пар на 3,5 года; для детей – 7 пар на 1,8 года.; платные услуги: жилье, центральное отопление, холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, газоснабжение, электроэнергия, транспортные услуги, другие; обязательные платежи [8, 386 c.].

    Наиболее  рациональный восстановительный потребительский  бюджет должен выдерживать примерно следующие пропорции: питание должно составлять - 41,1, непродовольственные  товары - 39, услуги - 13,2, налоги и сборы - 2,7. ВПБ определяет нижнюю границу  средней обеспеченности населения. А  ее верхнюю границу определяет бюджет высокого достатка (БВД), подразумевающий  наличие рационального набора благ и услуг, обеспечивающего удовлетворение физиологических и социальных потребностей человека, а также расходы на обязательные платежи и формирования сбережений. Он, в свою очередь, определяет нижнюю границу высокого уровня жизни  [9, 91c.].

    В качестве обобщающего показателя используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), в котором сочетаются относительные оценки развития личности и степени удовлетворения ее многообразных потребностей.

    Под развитием человеческого потенциала понимается приумножение не только дохода людей, но и их здоровья, образования, сохранение окружающей среды, а также  формирование иных условий социально-экономического развития.

    За  истекшее время ИЧРП применялся и  для измерения низкого качества жизни. Для развивающихся стран  индекс нищеты населения (ИНН-1) рассчитывается на основе трех индикаторов: доли населения, не доживающего до 40 лет; доли неграмотных  среди взрослых; среднего арифметического  долей населения без доступа  к услугам здравоохранения, к  питьевой воде и доли детей до 5 лет  с отставанием весе. Для экономически развитых стран рассчитывается ИНН-2 на основе четырех индикаторов: доли населения, не доживающего до 60 лет; доли функционально неграмотных  среди взрослых; доли населения с  доходами ниже 50% среднего дохода; уровня застойной безработицы [6, 234 c.].

    ИРЧП  состоит из трех компонентов: ожидаемой  продолжительности жизни при  рождении (I1), уровня образования (I2) и реальный объем ВВП в расчете на душу населения в долларах США на основе паритета покупательной способности (ППС) (I3).

    Каждый  из этих трех компонентов представляет собой результат множества взаимодействующих  показателей социально-экономического развития и обладает собственной  качественной характеристикой. Индекс валового продукта показывает экономическую  результативность деятельности людей, индекс продолжительности жизни - состояние  физического, социального и психического здоровья населения, индекс образования - социокультурный и профессиональный потенциал населения [6, 235 c.].

    Общий ИРЧП рассчитывается как среднеарифметическая величина всех этих трех индексов:                                                           

     ИЧРП = (I1 + I2 + I3)/ 3 
 

1) Индекс ожидаемой  продолжительности  жизни при рождении (I1):

2) Индекс достигнутого  уровня образования  (I2):

где i21 – индекс грамотности взрослого населения (в возрасте 15 лет и старше);

i22 – индекс коэффициента поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения. Рассчитывается для лиц моложе 24 лет.

3) Индекс реального  объема ВВП в  расчете на душу  населения (I3):

    [5, 216 c.].

    1. Измерение качества и уровня жизни

    Эффективность управления социально-экономическим  развитием во многом зависит от возможностей измерения качества и уровня жизни.

    В настоящее время наиболее распространенным способом измерения уровня и качества жизни является его выражение  в относительных величинах, приведенных  к шкале [0;1]. Этот способ позволяет  количественно выразить степень  удовлетворения потребностей людей, дать оценку развития личности, отдельных  социальных групп и всего общества и является приемлемым для объективной  и субъективной оценки качества жизни [4, 327c.].

    Более глубокой характеристикой уровня и  качества жизни населения считаются  коэффициенты дифференциации доходов, устанавливающие размер превышения денежных доходов высокодоходных групп  по сравнению с низкодоходными группами населения. В целях наглядности распределение доходов по группам населения изображают в виде графика, получившего название кривой Лоренца, который демонстрирует величину отклонения кривой реальных доходов от прямой абсолютного равенства (см. рис.1) 
 
 
 
 
 
 

     100

       80

       60

        40                                                              

Информация о работе Качество и уровень жизни населения