Качество и уровень жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 21:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы сопоставить (сравнить) уровни жизни и их показателей в Российской Федерации и Республике Саха (Якутия).
На основе намеченной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятий «качество жизни» и «уровень жизни».
2. Охарактеризовать основные показатели качества жизни.
3. Провести анализ уровня жизни в РФ и РС (Я).
4. На основе анализа определить современное состояние уровня жизни населения РФ и РС (Я).
5. Обозначить основные направления повышения уровня жизни РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Рассмотрение сущности качества жизни 5
1.1. Что такое «качество жизни»? 5
1.2. Показатели качества жизни. 9
1.3. Измерение качества и уровня жизни 14
2. Современные реалии состояния уровня и качества жизни на примере РФ и РС (Я) 17
2.1. Сравнительный анализ уровня и качества жизни в Республике Саха (Якутия) и Российской Федерации в целом. 17
2.2. Современное социально – экономическое положение России 25
2.3. Основные направления повышения качества жизни в России. 27
Заключение 30
Список использованных ресурсов: 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Хаакова33.docx

— 92.56 Кб (Скачать файл)

Таблица 5 – Прожиточный  минимум [18]

Показатель Республика  Саха (Якутия) Российская  Федерация
2009 год
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, млн. человек 0,182 13,2
Величина  прожиточного минимума по социально-демографическим 
группам населения (руб.):
   
трудоспособное 
население
7 104 6 367
пенсионеры 5 733 4 683
дети 5 264 5 709
2011 год 
Величина  прожиточного минимума 9 207 6 473
Трудоспособное  население 9 973 6 986
пенсионеры 7 469 5 122
дети 8 522 6 265

 

    Сильное различие в величине прожиточного минимума наблюдается не только между Якутией  и Россией, но и по годам. Если в России в целом за 2 года величина прожиточного минимума не сильно изменилась, то в Якутии это изменение весьма заметно. Это связано с тем же повышением цен на товары и услуги.

    По  сравнению с 2010г. величина прожиточного минимума возросла на 3,4%. При этом стоимость продуктов питания потребительской корзины увеличилась на 6,1%, непродовольственных товаров и услуг возросла на 2,7% и 0,9% соответственно.

Таблица 6  - Обеспеченность населения жильем [17, 18] 

Показатели Республика  Саха (Якутия) Российская  Федерация 
2008год
Общая пл. жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя - всего, м2 19,9 22,0
В том  числе     
в городской  местности 19,4 21,7
в сельской местности 20,9 22,7
Число квартир - всего, млн. 0,334 59,0
Удельный  вес числа семей, состоявших на учете  на получение жилья, в общем числе  семей, процентов 6,8 6
Общая площадь капитально отремонтированных  жилых домов, тыс. м2 1090,6 12381
Число приватизированных жилых помещений, единиц    
в процентах  от общего числа жилых помещений, подлежащих приватизации 63,5 70

 

    В среднем на одного жителя республики приходится 19,9 метров площади жилищ  – это на 2,1 кв.м. меньше среднего российского уровня и один из самых  низких показателей в Дальневосточном  Федеральном  Округе. По всем параметрам Якутия уступает России в целом [1].

2.2. Современное социально – экономическое положение России

    Мировой финансовый кризис оказал достаточно сильное влияние на социально-экономическое  развитие Российской Федерации. Резкое ухудшение внешнеэкономических  условий стало серьезным испытанием для российской экономики, вызвало  падение экспорта, отток капитала, что привело к значительному  спаду в промышленном производстве, торговле и инвестиционной сфере.

    По  итогам 2009 года можно констатировать, что российская экономика вышла  из острой фазы кризиса. Об этом свидетельствует  возобновление роста российской экономики во второй половине 2009 года.

    Принимаемые меры позволили улучшить ситуацию на рынке труда, уменьшить масштабы безработицы.

    Проводимая  Правительством Российской Федерации  антикризисная политика не только позволила  предотвратить более глубокий спад, но и привела к сравнительно быстрому выходу экономики на положительные  темпы роста. При этом положительные  тенденции сопровождаются резким замедлением  инфляции, что позволяет предположить, что рост является. Стабильной остается ситуация в социальной сфере –  в результате проводимой антикризисной  политики

удалось предотвратить рост социальной напряженности, под контролем находится уровень  безработицы.

    В то же время, положительные тенденции  пока носят неустойчивый характер. Экономический рост и увеличение объема промышленного производства в одних секторах сочетается с  падением в других. Продолжается стагнация  основных локомотивов устойчивого  роста – инвестиционной и кредитной  активности.

    В экономике продолжают доминировать факторы, обусловившие быстроту и глубину  спада: зависимость от конъюнктуры  мировых цен на товары сырьевого  экспорта, низкий внутренний спрос  и неспособность российской промышленности его обеспечить, слабая финансовая система и т.д.

    По  данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы по оценке, в декабре 2010 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года снизились на 5,5%. Номинальная зарплата выросла за прошлый год на 0,9%, реальная – сократилась на 0,6%. Среднедушевые доходы россиян в январе 2011 г составляли 14014 руб., что ниже на 48,7 % по сравнению с декабрем 2010 г. Реальная зарплата в январе 2011 г. снизилась на 23,8 % по сравнению с уровнем декабря 2010 г. [17].

    "Продовольственные  товары продолжают дорожать. Индекс  цен на продукты питания, которые  рассчитывает Всемирный банк, увеличился  с октября 2010 года по январь 2011 года на 15 %", - отмечается в  опубликованном коммюнике ВБ. Согласно  данным Банка, в прошлом году  цены на продовольствие в мире  увеличились на 29%. По итогам первого  месяца 2011 года, был зафиксирован  новый рекорд индекса цены  на продовольственные товары.

    Общая безработица в 2009 году выросла на треть – с 4,8 млн. до 6,4 млн. человек, ее уровень в декабре составил 8,2% от экономически активного населения.

    Практически мы видим, что навстречу мировому процессу роста цен на продовольствие идет снижения доходов населения  непосредственно в России.

    В России в течение января-ноября 2010 г. родилось 1 млн. 636,2 тыс. человек, а  умерло 1 млн. 826,9 тыс. человек. Естественная убыль, рассчитываемая как разница  между числом умерших и родившихся, увеличилась до 226,7 тыс. человек против 224,3 тыс. человек годом ранее [16].

    По  данным рейтинга 2010 года Российская Федерация  заняла по общим показателям 69 место, хотя в 2009 году Россия занимала 57 позицию. По экономическим показателям Россия опустилась с 34 места на 39, по уровню коррупции – 85 место, по уровню образования заняла 28 место .

    Эти цифры говорят, что уровень и  качество жизни в России, мягко  говоря, падают.  

2.3. Основные направления повышения качества жизни в России.

    Говоря  об уровне и качестве жизни населения, нельзя забывать, что это важнейшая  составляющая развития экономики. От уровня жизни населения зависит качество его жизни и наоборот. Качество жизни можно описать, исходя из набора определенных показателей качества и уровня жизни населения. Проводя  определенную экономическую политику, государство изменяет эти показатели, следовательно, уровень жизни улучшается или ухудшается [14, 87 c.].

    Эти показатели можно разделить в  широком смысле на четыре блока. Во-первых, финансово-экономические показатели. Например, национальное богатство, доходы и расходы населения, уровень  инфляции. Во-вторых, показатели материального благосостояния населения, которые включают в себя занятость, труд, жилье, коммунальное хозяйство и др. В-третьих, медико-экологические показатели, включающие здоровье населения, уровень медицины, состояние окружающей среды и т. д. И, наконец, показатели духовного состояния населения. Это уровень образования, культуры, а также политика и общая занятость населения.

    Основываясь на этих показателях, можно разрабатывать  меры по улучшению качества и уровня жизни. Нельзя не заметить, что эти  показатели связаны, и изменение  одного повлечет за собой изменение  другого. Высокий уровень жизни  можно обеспечить, повышая доходы населения, особенно работникам, занятым  в социальной сфере. Повышение доходов  повлечет повышение расходов, следовательно, уровень жизни повысится. Каждый год происходит увеличение реальных доходов населения, но судя по этому, говорить, что каждый из нас начинает жить лучше нецелесообразно. И если учитывать, что основным доходом  большинства населения является заработная плата, то при повышении  заработной платы надо учитывать  и то, что цены на товары и услуги не остаются неизменными, каждый год  они повышаются на определенный процент. Следовательно, чтобы повысить покупательную способность населения, надо повышать заработную плату на более высокий процент, чем дорожают товары и услуги [7, 103 c. ].

    Необходимо  повышать уровень здоровья населения  путем финансирования области здравоохранения. Мягко говоря, не все  муниципальные  сети здравоохранения в стране находятся  в должном состоянии. Необходимо оснастить новым диагностическим  оборудованием n – ое количество муниципальных поликлиник, значительное число районных больниц и фельдшерских пунктов; повысить заработную плату медицинским работникам; обеспечить подготовку участковых врачей и врачей общей практики; обновить автопарк “скорой помощи”, включая приобретение реанимационных автомобилей, медицинского оборудования и современных систем связи [1].

    Государство должно выделять достаточно средств  на повышение уровня медицинского обслуживания. Необходимо заботится об обеспечении  сферы здравоохранения достойными квалифицированными кадрами, о постоянном повышении квалификации и о переподготовке кадров.

    Все преобразования в сфере здравоохранения, в социальной сфере должны быть связаны  с проведением мер по повышению  рождаемости и уменьшению уровня смертности. Говоря о здоровье населения, нельзя забывать об экологии и состоянии  окружающей среды, особенно в наши дни [14, 89 c.].

    Показатели  материального благосостояния, такие, как труд и занятость, оказывают  значительное влияние на экономику  страны, поэтому государство, в первую очередь, должно быть заинтересовано в  их улучшении. Это могут быть меры по снижению безработицы, повышению  уровня занятости населения путем  создания благоприятных условий  труда, сохранения длительной трудоспособности (снижение смертности, повышение уровня здоровья населения). Обязательны поддержка  профессионально-технического обучения и повышения квалификации, особенно работников социально значимых сфер, обеспечение социальной защиты в  области занятости, проведение специальных  мероприятий, способствующих обеспечению  занятости [8, 384 c.].

    Достойный уровень жизни населения государство  сможет обеспечить, решив квартирный вопрос, который так остро стоит  сегодня. От качества жилья во многом зависит здоровье людей, их семейное благополучие. Однако более комфортная квартира или дом, по сути, пока остаются лишь мечтой для миллионов российских семей. Добиться решения квартирного  вопроса можно, усовершенствовав систему  ипотечного кредитования.

    Размеры тарифов на общественный транспорт, ЖКХ и связь должны быть не выше пределов, установленных федеральным  правительством [1].

    Если  уделять достаточно внимания образованию  и культуре населения, можно значительно  повысить уровень жизни. Многие родители просто не могут оплатить дорогостоящее  в наши дни высшее образование, которое  постепенно переходит на коммерческую основу, а государство на это закрывает  глаза. Необходимо сократить количество ВУЗов, обеспечивающих некачественное коммерческое образование, и сделать  доступным для простых ребят  бюджетную форму обучения. Для  получения качественного образования  нужно выделить значительные суммы  на приобретение ВУЗами и школами  инновационных образовательных  программ, лабораторного оборудования, программного обеспечения. Эти деньги должны пойти также на модернизацию учебных классов и подготовку преподавателей.

    Правильно проводимая экономическая и социальная политика, снижение уровня коррумпированности современных чиновников поможет  России повысить уровень и качество жизни населения [14, 91 c.].

    Повышение качества жизни граждан Российской Федерации, восстановление на этой основе численности населения страны становится главным государственным приоритетом. По-прежнему главной задачей является определение стратегии формирования социального государства с учетом исторических, этнических, региональных особенностей России.

    Государство должно обратить пристальное внимание на малообеспеченные слои общества, прежде всего на работников бюджетной сферы. Нужно сосредоточиться на приоритетных национальных проектах, которые определяют социальное самочувствие общества и создают необходимые стартовые условия для развития «человеческого капитала» [1].

    Для того чтобы повысить уровень жизни  населения наше правительство должно работать именно в этих направлениях, так как именно эти компоненты являются важнейшими составляющими  уровня жизни.

Информация о работе Качество и уровень жизни населения