Классификация работников по основным признакам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – изучение сущности рынка труда и основных особенностей рынка труда России в сегодняшних условиях.
В соответствии с указанной целью, основными задачами исследования являются:
- дать определение, рассмотреть основные черты рынка труда;
- раскрыть структуру и классификацию рынка труда;
- сделать сравнительный анализ рынка труда России;
- выявить основные проблемы рынка труда в экономике современной России и рассмотреть пути их решения

Вложенные файлы: 1 файл

Рынок труда в РФ.Классификация персонала по категориям!.docx

— 162.16 Кб (Скачать файл)

  Наемные работники  - самая многочисленная часть  субъектов рынка труда. К ним  относятся люди, не имеющие средств производства, живущие за счет продажи своих способностей к труду - рабочей силы.

  Их  благосостояние, воспроизводство  зависит  от того, насколько  успешно они могут продать  свою рабочую силу - заключить  контракт, получить работу. В условиях  экономического неравенства работника  и работодателя более или менее  достойной заработной платы наёмные  работники могут добиться в  профессиональную организацию, которая  будет отстаивать их интересы.

  Работодатели. К ним  относятся люди, работающие самостоятельно  и постоянно нанимающие на  работу одного и более человек.  Доля работодателей в составе  работающего населения невелика, несколько превышает 10%, статистика  пока не дает точной величины  этого слоя среди занятых. К работодателям относятся как собственники средств производства, владельцы фирм, предприятий, так и наемные управляющие (директора) в крупных акционерных компаниях и на государственных предприятиях. Роль их в экономике велика. От их знаний, умения, предпринимательских способностей во многом зависит эффективность работы предприятий, экономическая жизнь в стране, стагнация или экономический рост, расширение воспроизводства на инновационной основе.

  Государство и органы  местного самоуправления, как субъекты  рыночных отношений выполняют  разнообразные функции. В социально-трудовой  сфере к ним можно отнести:

  • функции создания условий для развития рыночных отношений, обеспечения полной занятости  путем стимулирования сохранения и создания рабочих мест во всех секторах экономики, развития рабочей силы;
  • разработку  законов, юридических норм и правил и обеспечение правопорядка;
  • защиту  всех субъектов рынка труда;
  • регулирование рынка труда;
  • функцию работодателя на государственных и муниципальных предприятиях.

  Государство в современной  рыночной экономике  выполняет  активную роль, создавая условия  ее развития.

  Юридические нормы  и экономические программы. Их  разработка и совершенствование  осуществляется всеми государствами  с рыночной экономикой.

  Важное  значение для функционирования рынка труда имеют федеральные и региональные программы содействия занятости населения и разработанные на их основе программы и подпрограммы по отдельным направлениям деятельности государственной службы занятости.5

  Повысить  цивилизованный  характер социально-трудовых отношений  способно социальное партнерство   и его новая форма - трипартизм. Генеральные, региональные, отраслевые соглашения и коллективные договоры создают для этого определенные предпосылки. Но необязательность их выполнения снижает их ценность. Повышение ответственности всех сторон за их реализацию является актуальной задачей.

  Рыночный  механизм  – это важнейший компонент рынка труда.

  Механизм  рынка труда  представляет собой  взаимодействие  и согласование разнообразных  интересов работодателей и трудоспособного  населения, желающего работать  по найму на основе информации, получаемой в виде изменений  цены труда (функционирующей рабочей  силы). Он имеет определенную структуру,  которая включает следующие элементы: спрос на труд (рабочую силу), предложение  труда (рабочей силы), цену труда  (цену рабочей силы), конкуренцию.

  Взаимодействие  указанных  элементов получило название  механизма спроса и предложения,  или ценового механизма, т.е.  такое  же название, как и  на любом рынке ресурсов или  товаров.

  Спрос на труд (обобщенный  покупатель) выражает потребность  работодателей в  работниках, необходимых для производства  товаров и услуг. Предложение   рабочей силы (обобщенный продавец) выражает определенное количество  занятых наёмных работников, обладающих  определёнными знаниями и квалификацией,  а также ту часть трудоспособного  населения, которая желает работать  и может приступить к работе  с учетом располагаемого дохода  и возможностей проводить свое  время.

  Цена  рабочей силы - это цена жизненных средств,  которые необходимы для нормального  воспроизводства рабочей силы.

  Безработица и социальные  выплаты, связанные  с ней  - является обязательным для современного  цивилизованного рынка труда.  Действие законов рыночного хозяйства  сопровождается постоянным высвобождением  с предприятий и привлечением  на предприятия рабочей силы. При этом число принимаемых  работников не перекрывает полностью  число увольняемых. В результате  возникает и постоянно поддерживается  безработица. Значительная часть  безработных нуждается в определенной  помощи в поиске работы, переподготовке, в материальной поддержке на  период отсутствия работы и  заработка.

  Инфраструктура  рынка  труда. Хотя исследованию инфраструктуры  труда в настоящее время уделяется  большое внимание, тем не менее,  отдельные вопросы требуют пристального  изучения. Прежде всего, требует  уточнения понятие инфраструктуры  рынка труда, установление взаимосвязи  и соподчиненности элементов  инфраструктуры рынка труда, их  классификация.

  В экономической литературе  понятие инфраструктура рынка  труда трактуется следующим образом:

  1. совокупность учреждений  и организаций,  государственных  и коммерческих  предприятий и  служб, обеспечивающих  его нормальное  функционирование 

  2. инфраструктура рынка  труда включает биржи труда,  государственные системы учета  спроса на рабочую силу, переподготовки  кадров, регулирование миграции, дотаций  населения и др.

  3. совокупность институтов  содействия  занятости, профессиональной  подготовки  и переподготовки  кадров, профессиональной ориентации  трудоспособного населения. В  нее входит целая сеть фондов  занятости, бирж труда (центров  занятости), центров подготовки и  переподготовки рабочей силы  и др.

  Внимание  заслуживает  точка зрения И. Бушмарина, по мнению которого инфраструктура рынка труда включает в себя, по сути, всю экономику, многочисленные государственные, общественные и частные институты, а также систему образования, в том числе принадлежащую фирмам, учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные организации и, что очень важно, институт семьи.

  Такой подход дает  основание рассматривать  инфраструктуру  рынка труда в  широком и  узком смысле. В широком  смысле  инфраструктуру рынка труда   можно рассматривать как совокупность  отраслей экономики и правовых  институтов, которые обеспечивают  воспроизводство рабочей силы. В  узком смысле инфраструктуру  рынка труда следует рассматривать  как совокупность учреждений и организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих полную и рациональную занятость населения, а также достижение интересов, как работников, так и работодателей.

  В настоящее время  можно выделить следующие элементы  инфраструктуры рынка труда, которые  можно классифицировать по ряду  признаков. Прежде всего, элементы  инфраструктуры рынка труда делятся  на государственные и негосударственные.

  Особое  место в  системе элементов  инфраструктуры  рынка труда занимают государственные  структуры. Как  показал опыт  стран с развитой рыночной  экономикой, проблемы занятости   не могут быть успешно решены  без поддержки государства. Европейская  модель занятости, прежде всего,  связывает создание новых рабочих  мест в частном секторе экономики,  но при этом государство берет  на себя выплаты пособий по  безработице.

  Территориальные органы  и государственные учреждения  службы занятости - это специальные  организации, существующие за  счет бюджета и осуществляющие  свои посреднические функции  бесплатно как для работодателей,  так и для соискателей. Они  трудоустраивают работников любого  уровня и квалификации, в любые  организации, но в основном, в  государственные структуры.

  Органы  службы занятости  совместно с  органами власти  Российской Федерации  и органами  местного самоуправления осуществляют  разработку и реализацию государственной  политики в области  содействия  занятости населения. Услуги, связанные  с содействием занятости граждан,  предоставляются органами службы  занятости бесплатно.

  Проблемой занятости  населения на государственном  уровне занимается биржа труда. Биржа труда - это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочим и предпринимателем при совершении сделки купли-продажи рабочей силы.

  Биржа труда - наиболее  развитая организационная  форма  существования рынка рабочей   силы, занимающаяся посредничеством   при найме рабочей силы. Услуги  оказываются на бирже, как работодателям,  так и работникам, ищущим работу.

  Существующая  конкуренция  на рынке труда приводит к  тому, что на рынке, наряду с   государственными структурами, все   возрастающую роль начинает играть  негосударственная  система занятости,  которая также  занимается  трудовым посредничеством. Она  имеет ряд направлений своей  деятельности.

  Негосударственные службы  занятости, действующие на рынке   труда, могут оказывать услуги  по всем квалификационно-профессиональным  разрезам или специализироваться  на подборе персонала для предприятий  определенной отрасли и трудоустройстве  граждан на рабочие места определенной  отраслевой принадлежности.

  Все услуги негосударственных  служб  занятости подразделяются  на типовые и оригинальные. Через негосударственные службы занятости можно получить более высококвалифицированную и высокооплачиваемую работу.

  В процессе своей  деятельности негосударственные   структуры оказывают большой   спектр услуг консультационного   характера. Проводят работу, связанную   с выявлением потребностей и  возможностей конкретного человека  или работодателя.

  Эффективность работы  негосударственных служб  занятости  обусловлена развитием  конкуренции  между ними за свою нишу  на рынке труда. Поэтому они  наиболее подвижны и быстрее  откликаются  на требования  рынка труда, совершенствуя качество  и расширяя количество предоставляемых  услуг.

  Кроме рассмотренных  выше государственных  и негосударственных  структур, на рынке труда определенную  роль выполняют  общественные  организации, которые  правомерно  рассматривать в качестве элементов  инфраструктуры рынка труда. Общественные организации и объединения выражают интересы и отстаивают права субъектов отношений на рынке труда (профсоюзы - со стороны работников, ассоциации - со стороны работодателей).

  К элементам инфраструктуры  рынка  труда также следует  отнести социальные и общественные  фонды, финансирующие мероприятия  по социальному страхованию и  обеспечению занятости, а также  информационные механизмы, представленные  информационно-аналитическими системами  сбора, анализа и прогноза информации  о развитии рынка труда и  обеспечивающие обмен информацией  между его субъектами.

  Деятельность  всех  звеньев инфраструктуры рынка   труда регулируется законами, указами,  постановлениями, приказами и  другими  нормативными документами,  устанавливаемыми органами законодательной  и исполнительной власти, которые  образуют нормативно-правовую основу  функционирования инфраструктуры  рынка труда.

  Таким образом, правомерно  выделять следующие  основные  звенья инфраструктуры рынка   труда:

  • Государственные службы занятости;
  • Негосударственная система занятости;
  • Кадровые  службы предприятий и фирм;
  • Общественные  организации и объединения, социальные и общественные фонды;
  • Информационные  механизмы;
  • Нормативно-правовая база.

 

  Что касается информационных  механизмов и  нормативно-правовой  базы, то они обеспечивают условия  функционирование рынка труда,  а также взаимосвязь между  работодателями и инфраструктурой  рынка труда, с одной стороны,  и инфраструктурой рынка труда  и потенциальными работниками  - с другой стороны.

  Инфраструктура  рынка  труда, действуя в определенном  социально-экономическом и политическом  пространстве, находятся под влиянием  внешней и внутренней среды.  Причем эти факторы оказывают  не прямое, а опосредованное влияние,  меняя, прежде всего качественные  и количественные характеристики  рынка труда, факторы его формирования.

  Альтернативные  виды  деятельности. К ним можно отнести  общественные работы (оплачиваемые), надомный труд, работы по контракту  на определенный срок (выполнение  определенного заказа), работа в  фирмах временной занятости, трудоустройство  несовершеннолетних граждан на  временную работу и др.виды гибкой занятости. В отличие от традиционных систем организации труда, регулируемых коллективными договорами, гибкие виды занятости регулируются контрактами.

Информация о работе Классификация работников по основным признакам