Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 01:22, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть особенности классификации частей деталей и принадлежностей готовых изделий.
Задачи:
1. Изучить основы классификации частей, деталей и принадлежностей готовых изделий в Таможенном союзе.
2. Провести анализ отечественной и иностранной практики классификации частей, деталей и принадлежностей готовых изделий различных товаров.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Основы классификации частей, деталей и принадлежностей готовых изделий в Таможенном союзе……………………………………………………4
1.1 Нормативно-правовая база классификации частей, деталей и принадлежностей готовых изделий в Таможенном союзе…………………….4
1.2 Основные правила классификации частей, деталей и принадлежностей готовых изделий………………………………………………………………....7
2 Анализ отечественной и иностранной практики классификации частей, деталей и принадлежностей готовых изделий различных товаров………..11
2.1 Применение правил классификации частей, деталей и принадлежностей готовых изделий к различным товарам……………………………………….11
2.2 Проблемы классификации частей технологического оборудования...14
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы………………………………………….37
Национальными законодательствами на эту тему предусмотрено следующее:
В России льготы при ввозе имущества в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал фактически существуют с 1996 года, с принятием Постановления Правительства №883 в развитие соответствующей нормы Закона о таможенном тарифе 1993 года. Долгое время, примерно на протяжении 10 лет, ввоз технологического оборудования в уставный капитал являлся весьма популярной формой инвестиционной деятельности для получения освобождения от уплаты таможенных платежей. Условием предоставления льгот являлось целевое использование оборудования. Его запрещалось отчуждать в течение неопределенного периода времени. Льготы предоставлялись по уплате ввозной таможенной пошлины, а также по НДС, но по НДС с 2001 года только в отношении технологического оборудования, включенного в перечень, утвержденный тогда еще Государственным таможенным комитетом приказом №131. Перечень этот был достаточно широким. Однако в 2003 году появилось распоряжение ГТК РФ № 375-Р, и для получения освобождения от НДС при ввозе дорогостоящего оборудования стало необходимо сначала получить положительное заключение ГТК России по этому вопросу. Это было, наверное, первым серьезным шагом, направленным на усложнение процедуры ввоза в уставный капитал для получения льгот. Дальше – больше. В 2005 - 2006 годах в таможенных органах была объявлена буквально война льготам в уставный капитал. Подоплекой этой войны явились результаты проверок целевого использования ранее ввезенного оборудования, которые, по сведениям Федеральной таможенной службы, были весьма неутешительные. ФТС настойчиво рекомендовала подчиненным таможенным органов взимать обеспечение таможенных платежей при предоставлении льгот, а кроме того, ввела новую процедуру подтверждения таких льгот, заключавшуюся в направлении документов таможней в ФТС уже после таможенного оформления. Сроки этого подтверждения и, соответственно, возврата обеспечения были, конечно, весьма затянутыми. При всем при этом были неожиданно изменены требования к содержанию учредительных документов, и те формулировки в учредительных документах, которые признавались правильными раньше, при неизменности Гражданского законодательства в данной области, стали трактоваться совершенно иначе, и поэтому появилось большое количество отказов в предоставлении льгот и возврате обеспечения. Результатом всех этих мероприятий явилось то, что импортеры льготами по уплате таможенных платежей при ввозе в уставный капитал практически перестали пользоваться. Кроме того, в связи с внесением изменений в Налоговый кодекс и принятием постановления № 372, о котором речь шла выше, льготы по НДС при ввозе оборудования в уставный капитал с 1 июля 2009 были упразднены. Учитывая также тот факт, что ставка ввозной таможенной пошлины по большинству видов технологического оборудования уже давно составляет 0%, а в остальных случаях обеспечение уплаты таможенных платежей и прочие сложности никто не отменял (наоборот, буквально на днях вступает в силу приказ ФТС №1315 от 12.07.2010, обязывающий взимать обеспечение), интерес у инвесторов в производство к данной льготе сегодня отсутствует и практического применения она почти не имеет. Однако есть одно любопытное обстоятельство. Дело в том, что в таможенном кодексе ТС появилась новелла, которая представляет определенный интерес для предприятий, ранее воспользовавшихся льготами при ввозе в уставный капитал. Пришла она, кстати, из таможенного кодекса Беларуси. Так вот, если раньше ограничения по пользованию и распоряжению товарами, ввезенными в уставный капитал, были бессрочными, то согласно союзному таможенному кодексу, обязанность по уплате таможенных платежей в отношении товаров, ввезенных с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, теперь прекращается по истечении пяти лет со дня их выпуска, если национальным законодательством не предусмотрен иной срок. Поскольку иной срок нашим законодательством не предусмотрен, по логике получается, что все оборудование, ввезенное ранее в уставный капитал, с момента выпуска которого прошло 5 лет, с 1 июля уже не является условно выпущенным и его собственник может теперь им распоряжаться по своему усмотрению. Однако, когда мы попытались уточнить порядок реализации данной нормы, мы выяснили, что позиция Федеральной таможенной службы на сегодняшний день заключается в том, что по отношению к ранее ввезенному оборудованию эта норма начнет действовать лишь через 5 лет после вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (письмо ФТС России от 12.08.2010 № 05-13/39454). С нашей точки зрения, эта позиция противоречит переходным положениям, предусмотренным кодексом, и мы сожалеем, что норма, облегчающая положение участников ВЭД и прямо предусмотренная законодательством, останется, по всей видимости, еще 5 лет только на бумаге, если не будут приняты соответствующие судебные решения по данному вопросу6.
Что касается наших партнеров по Таможенному союзу, льгота по уплате таможенных платежей при ввозе технологического оборудования в уставный капитал существует в Беларуси, причем в последнее время законодательство Беларуси в этом отношении, в отличие от российского, активно совершенствуется. Например, освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины и НДС с недавнего времени предоставляется не только коммерческим организациям с иностранными инвестициями, но и без таковых. Кстати, именно Беларусь явилась инициатором принятия аналогичной нормы Комиссией Таможенного союза в решении «О едином таможенно-тарифном регулировании». Кроме того, упрощен порядок отнесения товаров к технологическому оборудованию. Если до 01.01.2010 эта работа была возложена на исполнительные комитеты, то сейчас применение льгот осуществляется просто на основании кода ТН ВЭД. Важной отличительной чертой предоставления льгот при ввозе в уставный фонд в Беларуси является то, что льготы эти предоставляются только при условии осуществления предприятием производственной деятельности в сельской местности или в населенных пунктах численностью до 50 тысяч человек. Еще одной особенностью является то, что ограничения по распоряжению и пользованию товарами, ввезенными с предоставлением льгот в качестве вклада в уставный фонд, действуют всего в течение 3-х лет с момента таможенного оформления.
В Казахстане льгота, которой могут, а точнее могли до 1 июля 2010 г., воспользоваться инвесторы при ввозе технологического оборудования, существует в законодательстве в несколько ином формате. Льгота может предоставляться только по ввозной таможенной пошлине в соответствии с Законом об инвестициях, принятым в 2003 году, в отношении ввозимого технологического оборудования и комплектующих к нему, предназначенных для реализации инвестиционного проекта. Условием предоставления льготы является соответствие инвестиционного проекта приоритетным видам деятельности согласно перечню, утвержденному Правительством Казахстана. Перечень на сегодняшний день включает 245 таких видов деятельности, и предпочтение в нем отдается перерабатывающим отраслям промышленности. Льгота предоставляется при осуществлении инвестиций не только в качестве вклада в уставный капитал, но и в фиксированные активы для модернизации и создания новых производств, причем льготой могут в равной степени воспользоваться как иностранные, так и национальные инвесторы. Для получения льготы инвестор должен заключить инвестиционный контракт с Инвестиционным комитетом Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан. Надо сказать, что с вступлением в Таможенный союз действие данного закона в части предоставления льгот по уплате ввозной таможенной пошлины, по всей видимости, должно быть приостановлено до приведения его в соответствии с положениями союзного законодательства в области тарифных льгот.
Дело в том, что в уже упоминавшемся решении Комиссии Таможенного союза №130 «О едином таможенно-тарифном регулировании» есть пункт 7.1.11, предусматривающий освобождение от ввозной таможенной пошлины технологического оборудования, комплектующих и запасных частей, а также сырья и материалов, ввозимых в целях реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности государства-участника Таможенного союза. Вместе с тем, данным пунктом предусмотрено, что перечень инвестиционных проектов и всех освобождаемых по ним товарам должна вести Комиссия Таможенного союза. Кроме того, Комиссия определяет порядок контроля за целевым использованием таких товаров. Что касается предусмотренной льготы в отношении сырья и материалов, а также запасных частей – это своего рода новелла, которая, безусловно, выглядит для инвесторов весьма привлекательно. Правда здесь же есть уточнение, что льгота предоставляется только в том случае, если это сырье и материалы не производятся в Таможенном союзе или не соответствуют реализуемому инвестиционному проекту по техническим характеристикам.
Какова будет процедура получения освобождения от ввозной пошлины по приоритетным инвестиционным проектам на сегодняшний день непонятно, никаких актов Комиссии Таможенного союза в развитие данного положения пока не опубликовано. Однако то обстоятельство, что у Казахстана уже есть достаточно проработанное инвестиционное законодательство, существует перечень приоритетных видов деятельности, говорит о том, что Казахстан будет в числе первых, у кого эта льгота заработает. У Беларуси, в свою очередь, имеется целый Инвестиционный кодекс, а также разработан порядок предоставления льгот по инвестиционным проектам, в том числе по уплате таможенных ввозной таможенной пошлины и НДС в отношении технологического оборудования. Порядок этот предусматривает, так же, как и в Казахстане, заключение инвестиционного договора между инвестором и уполномоченным государственным органом. В России же нормы законодательства об инвестиционной деятельности до сих пор разрозненны и бессистемны. Свидетельством этого является, например тот факт, что в ст. 16 закона РФ «Об иностранных инвестициях», принятом еще в 1999 году, говорится о том, что льгота по уплате таможенных платежей предоставляется иностранному инвестору при реализации им приоритетного инвестиционного проекта согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ. В законе также предусмотрены и другие меры поддержки приоритетных инвестиционных проектов. Однако, за прошедшее с момента принятия закона время, а это уже почти 12 лет, правительство так и не утвердило порядок определения и регистрации приоритетных инвестиционных проектов. Более того, во времена активизации противодействия льготам при ввозе в уставный капитал, некоторые таможенные органы даже пытались отказывать в льготе, предоставляемой в соответствии с законом о Таможенном тарифе и Налоговым кодексом, на основании того, что указанной статьей предусмотрена льгота только в отношении приоритетных инвестиционных проектов, к каковым ввозимое оборудование не относится. Вот такой парадокс.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что в отношении льгот по уплате таможенных платежей как способа стимулирования инвестиционной деятельности в целях развития производства, наиболее привлекательным для инвестора и актуальным на сегодняшний день является законодательство Беларуси7.
Вместе с тем, напрашивается также вывод о том, что поскольку ставки ввозной таможенной пошлины по большинству товарных позиций промышленного оборудования сейчас составляют 0%, а НДС даже в случае отсутствия возможности получить освобождение при импорте, будет рано или поздно предъявлен к вычету, вопрос льгот при ввозе промышленного оборудования не стоит сейчас остро для многих импортеров. Более важна для них (особенно, если речь идет о ввозе крупных промышленных объектов, и поставка осуществляется в течение длительного времени) возможность оформить все компоненты оборудования по ставке пошлины 0%, а также отсутствие сложностей и задержек при таможенном оформлении. Учитывая то, что компоненты любого сложного технологического оборудования имеют различные сроки изготовления, причем часто производятся в разных странах, наиболее оптимальной, а зачастую единственно возможной для отгрузки, а также монтажа является поэтапная поставка компонентов оборудования в течение достаточно продолжительного периода времени, иногда в течение года и более. Однако, в этом случае, если руководствоваться общим порядком классификации в соответствии с ТН ВЭД, возникает необходимость декларирования отдельных компонентов оборудования в соответствующих им товарных позициях ТН ВЭД, что для многих компонентов влечет за собой необходимость уплаты ввозных пошлин, предоставлений сертификатов соответствия и прочих документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений. Например, часто в состав технологической линии входят различные соединительные металлоконструкции: мостки, переходы, лестницы, ограждения. По объему таких компонентов может быть несколько фур. Если рассматривать эти компоненты отдельно от основного оборудования, то они должны классифицироваться в 73 группе ТН ВЭД, ставка пошлины по которой составляет 15%. Или например, если поставляется какое-то печное оборудование, в его состав всегда входит огнеупорная футеровка, а это могут быть десятки фур с огнеупорным бетоном и прочими материалами, которые в общем случае подлежат обложению по ставке пошлины в размере до 20%. Кроме того, в состав любой комплектной линии, как правило, входит значительное количество коммутационного электрооборудования, кабелей, контрольно-измерительных приборов, и если оформлять их отдельно, потребуется помимо уплаты ввозной пошлины, еще и представление отдельных сертификатов или деклараций о соответствии на эти компоненты. И подобных примеров можно привести множество.
Возможность классификации одним кодом ТН ВЭД оборудования крупных промышленных объектов, поставляемого поэтапно в течение установленного периода времени, и особый порядок декларирования такого оборудования в России существует с 2001 года, с вступлением в силу приказа ГТК России от 23.04.2001 № 388. Решение о классификации данного оборудования принимает Федеральная таможенная служба в течение 90 дней со дня обращения со всем необходимым комплектом документов. На основании классификационного решения и разрешения таможни на особый порядок декларирования оборудование декларируется путем подачи заявления на условный выпуск на каждую партию оборудования с обеспечением уплаты таможенных платежей по данной партии, а итоговая таможенная декларация оформляется, и таможенные платежи уплачиваются после завершения поставок. Необходимо отметить, что ввоз технологического оборудования в соответствии с данной процедурой, помимо оптимизации таможенных платежей, еще и значительно упрощает таможенное оформление крупных промышленных объектов, так как в этом случае нет необходимости представлять подробное техническое описание всех компонентов, определять их коды ТН ВЭД, оформлять множество сертификатов, заключений ЭксКонт и прочих документов. Поэтому за без малого десять лет существования приказа №388, данный порядок стал весьма популярным у импортеров оборудования. Вместе с тем, в качестве отрицательных моментов существующего порядка можно отметить то, что за десять лет так и не было установлено четких критериев отнесения оборудования к одному коду ТН ВЭД, а также не были выработаны детальные правила заполнения списка товаров, который является основой классификационного решения. Позиция ФТС в этом отношении весьма нестабильна. Например, одни и те же компоненты могут быть в одних случаях признаны вспомогательными и исключены из списка товаров, а в других - войти в классификационное решение. Постоянно меняется мнение по поводу необходимости указания веса, стоимости, единиц измерения, кодов ТН ВЭД в списке товаров. Кроме того, проблемой является невозможность включения в решение технической документации и запасных частей, которые необходимы для запуска и опытной эксплуатации и практически всегда поставляются вместе с оборудованием. Однако, несмотря на отдельные сложности, существующий порядок, без сомнения, способствует сокращению затрат импортеров и является важным положительным фактором в деле переоснащения производства.
В Таможенном кодексе ТС возможность сохранения вышеуказанных особенностей ввоза технологического оборудования, к счастью, предусмотрена. Причем, вопрос этот может регламентироваться национальным законодательством. В настоящее время в России пока продолжает действовать приказ №388, однако после принятия Закона о таможенном регулировании этот приказ будет отменен. Исходя из принятом в первом чтении законопроекта, особенности классификации и декларирования оборудования теперь будут установлены непосредственно Законом о таможенном регулировании, хотя несколько отсылочных норм к ведомственному законодательству все же предусмотрено. Что касается планируемых изменений, во-первых, увеличен срок действия классификационного решения. Если раньше все компоненты должны были быть ввезены в течение 6 месяцев с даты оформления первой партии, то теперь этот срок планируется увеличить до одного года, правда с учетом срока подачи итоговой декларации. Это разумный шаг, поскольку при реализации крупных проектов, за полгода мало кто успевал завершить поставку. Конечно, всегда была возможность продления решения, но надо было вовремя подать заявление, и в любом случае это лишняя волокита. Кроме того, законопроектом предусмотрена возможность внесения изменений в классификационное решение, а также оставления решения в силе, если не были ввезены какие-то компоненты, не влияющие в целом на классификацию. Сейчас это крайне проблематично. Законопроектом предусмотрено также упрощение процедуры начала таможенного оформления в соответствии с классификационным решением. Если раньше данная процедура носила разрешительный характер, то теперь предполагается просто уведомление таможни декларантом. В качестве интересной новеллы можно отметить также расширение группы товаров, на которое может быть получено классификационное решение. Теперь, помимо машин и оборудования групп 84,85,90 данный порядок будет распространяться также на металлоконструкции и резервуары 73 группы, сборные строительные конструкции 94-й группы, а также транспортные средства с 86 по 89 группу ТН ВЭД ТС. Сожаление вызывает тот факт, что срок принятия классификационного решения планируется оставить без изменений - в течение 90 дней со дня подачи заявления8.