Классическая школа в экономической теории. Маржинализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 01:08, контрольная работа

Краткое описание

Уяснить предмет науки – значит установить, что она постигает. Греческое слово «экономика» в буквальном переводе означает «искусство ведения хозяйства». Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя «новой» науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и пределах крупного региона, страны, всего мира.
Мир экономики очень сложен. В нем взаимодействуют миллионы людей, отраслей хозяйства, предприятий, цен на товары и услуги. Отсюда и пестрота в определении предмета науки.

Содержание

1. Введение
2. Понятие экономической теории
3. История экономической теории
4. Классическая школа в экономике
5. Маржинализм
6. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика реферат.doc.docx

— 68.02 Кб (Скачать файл)

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

университет кино и телевидения»

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине Экономика на тему:

Классическая школа в экономической теории. Маржинализм.

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

4-го курса звукорежиссуры

050-0371

Файрушина Евгения Юрьевна

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2014

Содержание

 

  1. Введение
  2. Понятие экономической теории
  3. История экономической теории
  4. Классическая школа в экономике
  5. Маржинализм
  6. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Экономика – это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.

Великий английский экономист конца XIX и первой половины XX века Альфред Маршалл образно сравнил экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика и игры актеров, то есть населения. Экономическая наука и призвана осмысливать, отражать этот сложный противоречивый процесс, находить пути к разумному использованию природных и человеческих ресурсов с наибольшей пользой для общества. В отличие от театра экономика есть то, что формирует потребность в самом театре.

Экономика сложна, многолика и подвижна. Этим объясняется и подвижность науки, изучающей ее. В разных странах экономическая наука называется по-разному. В 1619 г. французский ученый А. Монкретьен впервые употребил термин «политическая экономия» и с тех пор это название сохраняет право на свое существование. В учебных планах  учебных заведений экономическая наука именуется как «политическая экономия» или как «основы экономической теории». Одни авторы отождествляют эти две науки, другие – разграничивают. Коренного различия между предметами исследования этих наук нет. И в том, и в другом случаях рассматривается деятельность людей по обеспечению себя жизненными благами.

«Экономическая теория, – говорил выдающийся английский экономист первой половины XX в. Дж. Кейнс, – не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления».

Большинство взаимодействий в обществе направляется и координируется определенными правилами, правилами игры. В экономическом поведении обширную и важную часть правил образуют права собственности. Экономическая теория пытается объяснить социальные явления, механизм взаимодействия и позволяет предвидеть направленность в экономическом поведении людей.

Уяснить предмет науки – значит установить, что она постигает. Греческое слово «экономика» в буквальном переводе означает «искусство ведения хозяйства». Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя «новой» науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и пределах крупного региона, страны, всего мира.

Мир экономики очень сложен. В нем взаимодействуют миллионы людей, отраслей хозяйства, предприятий, цен на товары и услуги. Отсюда и пестрота в определении предмета науки.

Понятие экономической теории

Предмет экономической теории – это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей.

Экономическая теория представляет собой преимущественно фундаментальную, академическую науку. Она дает «жизнь» всем другим узкопрофессиональным экономическим дисциплинам. Именно знание экономической теории помогает понять специфику каждой конкретной экономической деятельности, увязать ее с действием объективных экономических законов.

Экономическая теория изучает все проблемы не с индивидуальной, а с общественной точки зрения. Она развивается и пополняется новыми данными со временем, поэтому её развитием в исторической перспективе занимается такое направление как история экономических учений. При изучении экономической теории ученые применяют общенаучные и частные методы.

Экономическая теория состоит из ряда разделов: методологии экономической науки, микроэкономики, макроэкономики, международной экономики, эконометрики теории игр. В современной экономической теории можно выделить ряд научных школ и направлений: неокейнсианство, монетаризм, новую институциональную экономическую теорию, нейроэкономику, австрийскую школу, новую политическую экономию, экономику и право.

Методы экономической теории:

Метод анализа и синтеза — достоверность экономического анализа во многом зависит от степени использования метода анализа и синтеза. Метод анализа предполагает расщепление экономических явлений на более простые процессы и отдельные явления. Методом анализа устанавливаются причины и следствия этих явлений. Затем подвергнутые анализу единичные процессы и явления, благодаря методу синтеза, объединяются в целое. Это позволяет выработать новые категории, тенденции, законы, принципы и т.д.

     Метод индукции и дедукции — дедукция и индукция представляют собой не противостоящие, а взаимодополняющие методы исследования. Дедуктивный, или гипотетический, метод – это движение в экономическом анализе от общего к частному, от теории к фактам. Экономисты часто решают свою задачу, начиная с уровня теории, а затем проверяют или отвергают данную теорию, обратившись к фактам. Ученые могут опереться на случайное наблюдение, умозрительное заключение, логику или интуицию, чтобы сформулировать предварительный, непроверенный принцип, называемый гипотезой. Например, они могут предположить, руководствуясь «кабинетной логикой», что потребителям целесообразно покупать большое количество продукта тогда, когда цена на него низка. Правильность этой гипотезы затем должна быть проверена систематическим и многократным изучением соответствующих фактов. Сформулированные дедуктивным методом гипотезы служат экономисту ориентирами при сборе и систематизации эмпирических данных.

В свою очередь, реальные факты являются предпосылкой для формулирования новых теорий или гипотез. В этом случае используется индуктивный метод – движение от частного к общему, или от фактов к теории. Это означает, что ученый-экономист накапливает факты с целью выведения из них теории или принципов.

Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определённого количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

Метод математического моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощённом виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

Метод научной абстракции — позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

Функции экономической теории:

  1. Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).
  2. Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг,статистика, менеджмент, ценообразование).
  3. Образовательная — позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке.
  4. Практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.
  5. Прогностическая — на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.

Экономическая теория дает ценные знания о социальной среде и поведении людей в этой среде, способствует разумному принятию фундаментальных решений, являясь преимущественно общественной дисциплиной, обеспечивает фундаментальными знаниями все профессиональные экономические дисциплины: менеджмент, маркетинг, банковское дело и т.д.

Экономические теории особенно ценны в качестве прогнозных инструментов; они служат основой для выработки экономической политики, имеющей целью преодолевать трудности и контролировать нежелательные процессы.

История экономической теории

Истоки экономической науки находятся в учениях мыслителей Древнего мира, прежде всего стран Дальнего Востока – колыбели мировой цивилизации. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430–335 гг. до н.э.), Платона (428–348 гг. до н.э.) и в меньшей степени в учении Аристотеля (384–322 гг. до н.э.).

Ксенофонт – представитель богатой афинской аристократии – в своем трактате «Домострой» восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность, как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости.

Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономических взглядов Платона. В своем проекте о государственном устройстве он отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. По мнению Платона, частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т.е. представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы. Философы, управляющие обществом, и стражи не должны иметь никакой собственности. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к «соразмерности и единообразию» несоразмерных и разнообразных товаров.

Аристотель большой вклад в развитие экономической науки внес своим анализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли. Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей.

Экономическая мысль эпохи феодализма охватывает широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений. При этом, как правило, поддерживая развитие товарно-денежных отношений, кроме ростовщических, идеологи того времени стремились сохранить феодальный строй.

Политическая экономия как самостоятельная наука возникла значительно позже – в период зарождения капиталистического строя, формирования национального рынка. Она выражала интересы буржуазии как восходящего в ту пору класса. Тогда же и появился и сам термин «политическая экономия», родившийся в результате сочетания трех древнегреческих слов: «политейя» – общественное устройство, «ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – закон.

Поскольку капиталистические отношения начали складываться прежде всего в сфере торговли, то первое, раннее течение экономической мысли в XV – XVII в.в. – меркантилизм (от итальянского «мерканте» – торговец, купец) – одна из наиболее ранних целостных экономических теорий, относящаяся к периоду раннего капитализма, которая исходит из положения, что главенствующую роль в экономике, в создании прибыли играет сфера обращения, а богатство нации заключено в деньгах. Согласно этой теории богатство общества выражается в накоплении денег, особенно золота и серебра, в результате торговли. Из всех видов деятельности приоритет отдавался труду, занятому в торговле, прежде всего международной, поскольку он способствовал накоплению богатства. Меркантилизм не являлся еще экономической наукой. Его основные положения – результат не теоретического анализа, а простого описания наблюдаемых явлений и отчасти их классификация.

По мере проникновения капитала в сферу производства изменялись и взгляды идеологов буржуазии. Родоначальником классической буржуазной политической экономии является Уильям Петти (1623–1687 гг.). Его экономические воззрения формировались в условиях быстрого роста капиталистических отношений в Англии. Его перу принадлежит целый ряд работ: «Трактат о налогах и сборах», «Слово мудрым», «Политическая арифметика», «Разное о деньгах». Как и многие другие исследователи экономических процессов, У. Петти не был «чистым» экономистом. Он был моряком, врачом, и в своем исследовании развивал идею активного торгового баланса. У. Петти утверждал, что богатство каждой страны заключается главным образом в той доле, которую она имеет во внешней торговле, а производство таких товаров и ведение такой торговли, которое способствует накоплению в стране золота, серебра, драгоценных камней и т.п., является более выгодным, чем другие виды производства и торговли. Отдавая дань меркантилизму, он заложил основы трудовой теории стоимости. Известную формулу Петти «труд – отец и активнейший принцип богатства, земля – его мать» можно считать одним из вариантов его учения об источнике стоимости.

Представителями классической буржуазной политической экономии во Франции в XVIII в. были Ф. Кенэ (1694–1774) иА. Тюрго (1727–1781). Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства. При этом ограничивали последнюю, только сельским хозяйством, считая, что богатство создается лишь в этой отрасли. Поэтому это направление в развитии экономической мысли получило название школы физиократов (термин образован от греческих слов «природа» и «власть»).

Информация о работе Классическая школа в экономической теории. Маржинализм