Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 01:08, контрольная работа
Уяснить предмет науки – значит установить, что она постигает. Греческое слово «экономика» в буквальном переводе означает «искусство ведения хозяйства». Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя «новой» науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и пределах крупного региона, страны, всего мира.
Мир экономики очень сложен. В нем взаимодействуют миллионы людей, отраслей хозяйства, предприятий, цен на товары и услуги. Отсюда и пестрота в определении предмета науки.
1. Введение
2. Понятие экономической теории
3. История экономической теории
4. Классическая школа в экономике
5. Маржинализм
6. Заключение
Кроме того, он поясняет, что «ценность не есть нечто присущее благам, не свойство их, но, наоборот, лишь то значение, которое мы прежде всего придаем удовлетворению наших потребностей...». Чтобы подтвердить такого рода суждение, Менгер приводит пример оазиса, где вода из источника, покрывающая все потребности людей в ней, не имеет ценности и, наоборот — вода приобретает для жителей оазиса ценность, когда внезапно поступление воды из источника сократится настолько, что распоряжение определенным количеством воды станет необходимым условием для удовлетворения конкретной потребности жителей оазиса.
«Ценность — это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и их благосостояния, и поэтому вне их сознания не существует».
По мнению Менгера, «затраты труда и его количества или других благ на производство того блага, о ценности которого идет речь, не находятся в необходимой и непосредственной связи с величиной ценности». Менгер использует «доказательство», обращаясь к примеру о ценности бриллианта и давая комментарий, суть которого такова: величина ценности этого минерала не зависит от того, нашли ли его «случайно» или он «добыт из месторождений путем затраты тысячи рабочих дней», так как определяющим моментом «при обсуждении его ценности» считается то количество «услуг», которого можно лишиться, не будь его в нашем распоряжении.
Фактически по данной теории австрийской школы, получившей название «теории вменения», предполагается, что доля стоимости (ценности) блага «первого порядка» вменяется благам «последующих порядков», использованным при его изготовлении. При всех условиях ценность благ высшего порядка определяется предполагаемой ценностью благ низшего порядка, на производство которых они предназначаются или предположительно предназначаются людьми.
Блага высшего
порядка рассматриваются Менгером в качестве
неизбежной предпосылки производства
благ. Причем к их числу он предлагает
относить не только совокупность сырых
материалов, труд, используемые участки
земли, машины, инструменты и пр., но и «пользование
капиталом и деятельность предпринимателя».
Менгер считает ошибочным ставить в вину
социальному строю возникающую якобы
«возможность... отнимать у рабочих часть
продукта труда». Он пишет, что труд представляет
собой только один элемент производственного
процесса, который «является не в большей
степени экономическим благом, чем элементы
производства». Поэтому, по его мнению,
владельцы капитала и земли живут не за
счет рабочих, а «за счет пользования землей
и капиталом, которое для индивида и общества
имеет ценность так же точно, как и труд».
Менгер подвергает
серьезной критике и теорию заработной
платы классиков, по которой цена простого
труда тяготеет к минимуму, но она при
этом должна «прокормить» рабочего и его
семью. По его мнению, такой подход неправомерен,
поскольку идея о заработной плате как
источнике «для поддержания жизни» будет
всегда приводить к увеличению числа работников
и снижению цены труда до прежнего (минимального)
уровня. Поэтому во избежание регулирования
цены простого труда по принципу минимума
средств существования им рекомендуется
сведение более высокой цены остальных
видов труда на затрату капитала, на ренту
с таланта и т.д.
Сущность обмена сведена преимущественно
к индивидуальному акту партнеров, результат
которого якобы обоюдовыгоден, но не эквивалентен.
Вместе с тем обмен — это не только выгода,
но и экономическая жертва, вызванная
меновой операцией, отнимающей «часть
экономической пользы, которую можно извлечь
из существующего менового отношения»,
что нередко делает невозможной реализацию
там, где она была бы еще мыслима. Все, кто
способствует обмену, т.е. экономическим
меновым операциям являются такими же
производителями, как земледельцы и фабриканты,
ибо цель всякого хозяйства состоит не
в физическом увеличении количества благ,
а в возможно более полном удовлетворении
человеческих потребностей.
Фридрих фон Визер.
Был учеником Менгера. Развивал теорию
ценности в своих работах «О происхождении
и основных законах экономической ценности»
(1884), «Естественная ценность» (1899), «Теория
общественного хозяйства» (1914). Он ввел
в научный оборот такие термины, как «предельная
полезность», «законы Госсена», «вменение».
Визером была разработана теория альтернативных
издержек, предполагающая альтернативные
способы использования ресурсов.
Эйген фон Бем-Баверк. Также был учеником
Менгера, продолжил развитие маржиналистской
теории в книгах «Капитал и прибыль» (1884),
«Позитивная теория капитала» (1889), «Основы
теории ценности хозяйственных благ»
(1886). Он исследовал не только индивидуальный
обмен, но и целостный рынок. Рассмотрел
проблему распределения как проблему
установления цен на факторы производства.
Важное место в его работах занимает «теория
ожидания», центральной идеей которой
является возникновение прибыли (процента)
на капитал. В связи с продолжительностью
времени производительные средства превращаются
в продукт, возникает разница в ценах этих
средств и продукта, в которой скрывается
прибыль на капитал.
Английская школа маржинализма представлена
Джевонсом и Эджуортом.
Уильям Стенли Джевонс. Его работы: «Теория
политической экономии» (1871) и «Принципы
науки» (1874). Субъективизм маржинальных
идей в трудах Джевонса очевиден из следующего.
Во-первых, максимальное удовлетворение потребностей при минимуме усилий является, на его взгляд, сугубо экономической задачей, не связанной с политическими, моральными и другими факторами. При этом приоритетное значение придавалось им проблематике полезности, т.е. потребления и спроса.
Во-вторых, рассматривая полезность и ценность по функциональной зависимости, Джевонс считал, что цена товара функционально зависит от предельной полезности, а последняя, в свою очередь, зависит от товарных цен, обусловленных издержками производства. Это значит, что он не придавал самостоятельного значения издержкам и предельной полезности.
В-третьих, он разделял положение «классиков» о совершенной конкуренции, позволяющей продавцам и покупателям иметь доступ друг к другу и обладать полной взаимной информацией. Отсюда он пришел к заключению, что субъекты рынка обеспечивают получение человеком такой комбинации товаров, которая в наибольшей степени удовлетворяет его потребности. В этом свидетельство постижения им принципов предельного анализа («законов Госсена»).
Джевонс оказался в числе тех ученых, которые находились под влиянием утилитаристских идей английского философа Иеремии Бентама. Он полагал, что его (Бентама) убеждение об исчислении наслаждений и страданий возможно приложить к экономическому подходу в осмыслении человеческого поведения. Кроме того, его утверждение — «все товары в результате обмена распределяются таким образом, чтобы доставить максимум выгоды» — почти созвучно основному постулату И.Бентама: «Природа поставила человечество под управление двух верховных властителей: страдания и удовольствия. Им одним предоставлено определять, что мы можем делать, и указывать, что мы должны давать... Они управляют нами во всем, что мы делаем, что мы говорим, что мы думаем».
Джевонс сформулировал закон убывающей предельной полезности и с его помощью пришел к уравнению обмена: в состоянии равновесия отношения приращений потребляемых товаров должны равняться соответствующим соотношениям интенсивности потребностей, удовлетворяемых в последнюю очередь. По сути это условие потребительского равновесия: пропорциональность предельных полезностей относительным ценам.
Важным вкладом в науку является теория предложения труда Джевонса. Тягость труда с увеличением его предложения сначала снижается, а затем растет, тогда как предельная полезность продукта, производимого трудом, монотонно убывает. Рабочий, рационально ведущий себя, будет уравнивать предельную тягость труда и предельную полезность продукта.
Френсис Эджуорт развивал идеи Джевонса. Его основной труд «Математическая психика» (1881), в которой сосредоточено внимание на проблемах измерения полезности и математического определения равновесия. Равновесие рассматривается на основе сопоставления полезностей благ и тягостей труда.
Эджуорт установил закон роста производства фирмы: этот рост выгодно продолжать до тех пор, пока предельная выручка не сравняется с предельными издержками. Также он ввел понятие кривых безразличия.
Лозаннская школа представлена Л.Вальрасом и В.Парето.
Леон Вальрас (1834-1910) интерес к экономической теории проявил благодаря отцу, обратившему его внимание на работы А.О. Курно. В этом также причина отражения в интересовавшей его политической экономии средств математического «языка» (базовым образованием Л.Вальраса была математика). В 1874 г. вышел основной труд Вальраса «Элементы чистой политической экономии».
Л.Вальрас не ограничился характеристикой предельной полезности (считая ее основой ценности товара), формулировкой понятия «функция спроса» и других понятий. Он вошел в историю экономики как один из первых разработчиков теории предельной полезности. Вальрас определил предельную полезность как убывающую функцию от потребленного количества благ. Когда все потребители достигают максимума в удовлетворении своих потребностей, наступает экономическое равновесие.
Он впервые попытался применить математическую модель для выявления проблем существования равновесия экономической системы и придания этой системе стабильности. Но в отличие от моделей рыночного равновесия А.О. Курно, У. Джевонса, А.Маршалла, модель Л.Вальраса характеризует не частное, а общее экономическое равновесие симметричных рынков. Поэтому Вальрас по праву считается основоположником современного макроэкономического моделирования.
Разработанная Вальрасом модель общего экономического равновесия отражает взаимосвязь рынков готовой продукции и рынков факторов производства в условиях рыночного механизма хозяйствования с совершенной конкуренцией, приводящей к единственному равновесию множество рынков. Она позволяет понять, что определение цен на производимые для рынка продукты и цен факторов производства может быть только одновременным, а не поочередным в том или ином порядке, что частичное равновесие на определенном количестве рынков не гарантирует общего равновесия для всей экономики с данным количеством рынков.
Ценность всегда относительна, она определяется сопоставлением интенсивности конкретной потребности в товаре и издержками его производства. В рыночной экономике это выражается через равенство спроса и предложения по всем товарам и услугам. Главным регулирующим механизмом достижения равновесия Вальрас считал изменение структуры равновесных цен. Ценность становится известной только после установления равновесия полезностей и затрат, спроса и предложения.
В числе допущенных упрощений в уравнениях модели Вальраса имели место:
Вильфредо Парето — крупный итальянский представитель неоклассической экономической теории, продолжатель традиций лозаннской школы маржинализма. Этого ученого наряду с экономикой интересовали также политика и социология, что отразилось и в разнообразии его публикаций. К основным трудам В.Парето относят двухтомный «Курс политической экономии» (1898), «Учение политической экономии» (1906) и «Трактат по общей социологии» (1916).
В.Парето, как и Л.Вальрас, более всего сосредоточился на исследовании проблем общего экономического равновесия, исходя, так же как и он, из маржинальных идей экономического анализа. Вместе с тем, качественно новые принципы изучения предпосылок и факторов равновесности в экономике позволяют считать Парето (в отличие от Вальраса) маржиналистом «второй волны» и соответственно одним из основоположников неоклассической экономической мысли.
Опираясь не на каузальный, а на функциональный подход, Парето преодолел присущий Вальрасу субъективизм, что позволило ему отказаться от полезности (потребности) как единственной причины обмена и перейти к характеристике экономической системы в целом, где и спрос (потребление), и предложение (производство) рассматриваются как элементы равновесия в экономике.
Если в модели общего экономического равновесия Вальраса критерием ее достижения считалась максимизация полезности, которая измерению не поддается, то в модели Парето этот критерий заменен оценкой измерения соотношения предпочтений конкретного индивида, т.е. выявлением порядковых (ординальных) величин, характеризующих их очередность.
В целях исследования Парето рассматривает выбор потребителя в зависимости как от количества данного блага, так и от количества всех других ресурсов, используя «кривые безразличия», которые отражают сохранение суммарных полезностей товаров в различных комбинациях их сочетания и предпочтение одних комбинаций перед другими. В результате появились паретовские трехмерные диаграммы, на осях которых откладываются находящиеся у потребителей неодинаковые количества одного и другого блага. Применяя их, можно проследить порядок ранжирования индивидом своих предпочтений, выявить его «безразличие» в конкретный момент времени между двумя альтернативными благами (т.е. такие их комбинации, которые обеспечивают одинаковый уровень общего удовлетворения).
Информация о работе Классическая школа в экономической теории. Маржинализм