Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 08:22, курсовая работа
В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.
В этой связи значительный интерес представляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене, факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей развития мировой торговли. Особую значимость эти проблемы имеют для Казахстана и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………4-5
1.ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ …………………6-4
1.1 Классическая тория международной торговли Адама Смита.6-8
1.2 Теория сравнительных преимуществ Давида Риккардо …...8-11
1.3 Теория Хекшера-Олина и парадокс Леонтьева ……………11-14
2.РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ…...15-20
3.ОРГАНИЗАЦИИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ МЕЖДУНАРОД-
НУЮ ТОРГОВЛЮ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КЛАС-
СИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ…21-32
3.1 Международные торговые организации и интеграционные объединения …………………………………..21-27
3.2 Тенденции в мировой торговле ………………………….…27-32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….32-33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………….33-34
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………4-5
1.1 Классическая тория международной торговли Адама Смита.6-8
1.2 Теория сравнительных преимуществ Давида Риккардо …...8-11
1.3 Теория Хекшера-Олина и парадокс Леонтьева ……………11-14
НУЮ ТОРГОВЛЮ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КЛАС-
СИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ…21-32
3.1 Международные торговые организации и интеграционные объединения …………………………………..21-27
3.2 Тенденции в мировой торговле ………………………….…27-32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….32-33
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………….33-34
ВВЕДЕНИЕ
Почему государства торгуют? Что составляет основу торговли между странами? В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.
Изложенное выше вполне справедливо в отношении мировой торговли, и в определенном смысле этот вопрос можно считать исчерпанным. В основе более углубленного исследования вопроса "Почему страны торгуют?" лежат два обстоятельства. Во-первых, экономические ресурсы — природные, человеческие, инвестиционные товары — распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно различаются своей обеспеченностью экономическими ресурсами. Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов.
Характер и взаимодействие этих двух обстоятельств можно легко проиллюстрировать. Япония, например, обладает большой и хорошо образованной рабочей силой; квалифицированный труд стоит дешево, поскольку имеется в изобилии. В связи с этим Япония способна эффективно производить (с низкими издержками) разнообразные товары, для изготовления которых требуется большое количество квалифицированного труда. Фотокамеры, радиоприемники и видеомагнитофоны — это лишь некоторые примеры подобных трудоемких товаров. Напротив, Австралия обладает обширными земельными пространствами, но недостаточными людскими ресурсами и капиталом, и поэтому можно дешево производить такие "землеемкие" товары, как пшеница, шерсть, мясо. Бразилия имеет плодородные почвы, тропический климат, там выпадает большое количество осадков, в изобилии имеется неквалифицированный людской труд, то есть все необходимое для производства дешевого кофе. Промышленно развитые страны находятся в лучшем стратегическом положении в плане производства разнообразных капиталоемких товаров, например автомобилей, сельскохозяйственного оборудования, машин и химикатов. Важно подчеркнуть, что экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем.
Теории
международной торговли, ведущие
начало от английской классической политэкономии,
прошли в своем развитии ряд этапов
вместе с развитием мировой
1) что лежит в основе международного разделения труда?
2) какая международная специализация является наиболее эффективной для отдельных стран и регионов и приносит им наибольшие выгоды?
3) какими факторами предопределяется конкурентоспособность страны в мировой торговле?
В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.
В этой связи значительный интерес представляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене, факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей развития мировой торговли. Особую значимость эти проблемы имеют для Казахстана и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле.
1.
ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ТОРГОВЛИ
Проблемы международной торговли интересовали ученых и политиков еще в те времена, когда иные направления экономической теории еще не были развиты.
Первой
попыткой теоретического осмысления международной
торговли и выработки рекомендаций
в этой области явилась доктрина меркантилизма
(mercantilism), господствовавшая в мануфактурный
период, т.е. с XVI в. до середины XVIII в. когда
международное разделение труда было
преимущественно ограничено двусторонними
и трехсторонними отношениями. Промышленность
тогда еще не оторвалась от национальной
почвы, и товары производились на экспорт
из национального сырья. Так, Англия обрабатывала
шерсть, Германия - лен, Франция - шелк в
лен и т.д. Меркантилисты придерживались
взглядов, согласно которым государство
должно продавать на внешнем рынке как
можно больше любых товаров, а покупать
как можно меньше. При этом будет накапливаться
золото, отождествлявшееся с богатством.
Понятно, что если такую политику отказа
от импорта будут проводить все страны,
то покупателей не окажется и ни о какой
международной торговле не будет, и речи.
1.1 Классическая теория международной
торговли Адама Смита
В период перехода ведущих стран к крупному машинному производству Адам Смит (Adam Smith) заново поставил вопрос о рациональной международной торговле. Он предположил, что для государства может быть выгодной не только продажа, но и покупка товаров на внешнем рынке, а также попытался определить, какие именно товары выгодно экспортировать, а какие - импортировать. В литературе его подход получил название принципа (или модели) абсолютного преимущества (absolute advantage). А. Смит исходил из некоторых общих принципов разумно хозяйствующего субъекта, которые кажутся ему очевидными, и переносил их на внешнюю торговлю.
«Основное правила каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовлять дома такие предметы, изготовление которых обойдется дороже, чем при покупке их на стороне. Портной не пробует сам шить себе сапоги, а покупает их у сапожника. Сапожник не пробует сам шить себе одежду, а прибегает к услугам портного. Фермер не пробует ни того, ни другого, а пользуется услугами обоих этих ремесленников. Все они находят более выгодным для себя затрачивать весь свой труд в той области, в которой они обладают некоторым преимуществом перед своими соседями, и все необходимое им покупать в обмен на часть продукта или, что то же самое, на цену этого продукта.
То, что представляется разумным в образе действий любой частной семьи, вряд ли может не оказаться неразумным для всего королевства. Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом.»
Идея А. Смита может быть выражена в простой модели, представленной в таблице 1.
страна 1 | страна 2 | |
товар А | 10 труд. ед. | 20 труд. ед. |
товар Б | 20 труд. ед. | 10 труд. ед. |
Предположим, что 2 страны обмениваются двумя товарами в пропорции 1:1, тогда 1 ед. товара А обменивается на 1 ед. товара Б. Страна 1 могла бы получить 1 ед. товара Б, затратив только 10 ед. труда, тогда как потребовалось бы израсходовать 20 ед. труда, чтобы произвести его самостоятельно. Аналогично, страна 2 должна потратить только 10 ед. труда для получения 1 ед. товара А, тогда как потребовалось бы 20 ед. труда, чтобы произвести его самостоятельно.
В
конце XVIII в. торговля "колониальными
товарами" составляла в ценностном
выражении более 1/3 мировой торговли.
Резкое преобладание торговли сырьевыми
товарами и подтолкнуло А. Смита к созданию
модели абсолютных преимуществ. Действительно,
выгоднее выращивать цитрусовые в тропических
странах, а не в Англии. Однако уже в то
время на торговлю с европейскими странами
приходилось около половины внешней торговли
Англии. Естественно, природные различия
во многих случаях не могли лежать в основе
абсолютных преимуществ экспортеров,
продающих товары в соседние страны. А.
Смит замечает это обстоятельство и указывает,
что наряду с естественными преимуществами
существуют еще преимущества приобретенные:
«В данном случае не имеет никакого значения,
являются ли те преимущества, какими обладает
одна страна сравнительно с другой, естественными
или приобретенными. Поскольку одна страна
обладает такими преимуществами, а другая
лишена их, для последней будет всегда
выгоднее покупать у первой, а не производить
самой. Преимущество, которым обладает
ремесленник перед своими соседями, занимающимися
другими профессиями, является приобретенным,
и, тем не менее, как он, так и они находят
более выгодным покупать друг у друга,
вместо того, чтобы производить предметы
не по своей специальности.»
1.2
Теория сравнительных
Со временем на смену модели А. Смита пришла модель Давида Рикардо (David Ricardo), который сформулировал более общий принцип взаимовыгодной торговли и международной специализации, включающий в качестве частного случая модель А. Смита. Д. Рикардо увидел определенную специфику международных экономических отношений и создал модель, в которой показал, что несоблюдение принципа А. Смита не является препятствием для взаимовыгодной торговли. Д. Рикардо открыл закон сравнительного преимущества (comparative advantage): Страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров). Он приводит ставший хрестоматийным пример обмена английского сукна на португальское вино, что приносит выгоды обеим странам, даже если абсолютные издержки производства и сукна и вина в Португалии ниже, чем в Англии. Исходные условия для этого примера представлены в таблице 2.
Принцип сравнительного преимущества
Англия | Португалия | |
n ед. сукна | 100 рабоч. /год | 90 рабоч./год |
m ед. вина | 120 рабоч. /год | 80 рабоч. /год |
В соответствий с данным примером производство определенного количества (n) сукна в Англии требует труда 100 рабочих в год. На данное количество сукна Англия приобретает некоторое (m) количество португальского вина, собственное производство которого потребовало бы труда 120 рабочих в год. При этих обстоятельствах Англии оказывается выгодным покупать у Португалии вино за счет продажи ей сукна. На производство тех же товаров Португалия затрачивает труд соответственно 90 и 80 человек в год, вследствие чего ей выгодно ввозить сукно в обмен на вино. Неэквивалентный обмен труда 100 английских рабочих на труд 80 португальских рабочих объясняется Д. Рикардо трудностью перемещения факторов производства между странами.
Согласно модели Д. Рикардо Португалия имеет абсолютные преимущества перед Англией в производстве обоих товаров, однако Португалия имеет сравнительное преимущество в производстве вина, т.к. ей требуется для производства вина 67% (80/120*100) издержек Англии, а для производства сукна - 90% (90/100*100). Следовательно для Португалии более выгодно производить и экспортировать вино, а для Англии - сукно.
Информация о работе Классические теории международной торговли