Классические теории международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 08:22, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

В этой связи значительный интерес представляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене, факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей развития мировой торговли. Особую значимость эти проблемы имеют для Казахстана и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………4-5

1.ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ …………………6-4
1.1 Классическая тория международной торговли Адама Смита.6-8

1.2 Теория сравнительных преимуществ Давида Риккардо …...8-11

1.3 Теория Хекшера-Олина и парадокс Леонтьева ……………11-14

2.РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ…...15-20
3.ОРГАНИЗАЦИИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ МЕЖДУНАРОД-
НУЮ ТОРГОВЛЮ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КЛАС-

СИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ…21-32

3.1 Международные торговые организации и интеграционные объединения …………………………………..21-27

3.2 Тенденции в мировой торговле ………………………….…27-32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….32-33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………….33-34

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МОЯ.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

   Территория  соглашения охватывает таможенные территории стран: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина, Республика Грузия.

      Страны - участницы сохраняют за собой  право самостоятельного и независимого определения режима внешнеэкономических отношений с государствами, не участвующими в данном соглашении. Но не применяют таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, а также количественные ограничения на ввоз или вывоз товаров, происходящих с таможенной территории одной из договаривающихся сторон и предназначенных для таможенной территории других.

      Все сборы и платежи (за исключением  таможенных пошлин, налогов и приравненных к ним сборов), устанавливаемые  договаривающимися сторонами в  связи с ввозом или вывозом товаров во взаимной торговле, не должны превышать в разумных пределах прямых фактических затрат.

      Участники свободной торговой зоны примут меры к максимальному упрощению и  унификации таможенных формальностей, в частности, путем введения единых форм таможенной и товаросопроводительной документации, ориентируясь на действующие международные соглашения и договоренности.

      3) Европейский Союз объединяет ряд европейских стран с  целью обеспечения мира и процветания  своих  граждан в рамках все более тесного объединения на основе общих экономических, политических и социальных интересов. Страны Союза твердо привержены  сбалансированному и устойчивому социальному и экономическому прогрессу. В частности, это достигается путем создания пространства без внутренних границ, укрепления  экономического и социального единства  и учреждения  экономического и валютного союза. Создание единого рынка для более,  чем 369  миллионов европейцев обеспечивает свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала.

      Внутри  Европейского Союза разрабатывается единая политика в таких областях, как сельское хозяйство, телекоммуникации, транспорт, энергетика и охрана окружающей среды. Для отношений с внешним миром Союз разрабатывает внешнюю торговую и коммерческую  политику и  начинает играть все более важную роль на международной арене путем проведения единой внешней политики и политики безопасности.

      Интересы  европейцев на международном уровне представляются рядом общих институтов:

      Совет Министров, состоящий из пятнадцати глав государств и правительств стран-членов ЕС является основным органом принятия решений.

      В Европейский Союз входят 15 государств-членов: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Швеция, Финляндия, Франция, с общей численностью населения 370 миллионов человек. Это самый крупный в мире торговый блок.

      1 января 1993 г. официально начал  функционировать Единый европейский  рынок, ликвидировавший практически  все барьеры для свободного движения в рамках Сообщества людей, товаров, услуг и капитала. Со вступлением в силу 1 ноября 1993 г. Маастрихстского договора о Европейском Союзе Сообщество сделало необратимый шаг к созданию экономического и валютного союза (ЭВС), а также к введению единой валюты, с одной стороны, и достижению политического союза - с другой. По Маастрихтскому договору граждане государств-членов получают также право на Европейское гражданство.

      Выполнение  целей, содержащихся в Договорах (достижение четырех свобод, т.е. свободы движения людей, товаров, капитала и услуг, создание и проведение общей политики во все большем количестве областей), ведет к постепенной передаче части суверенитета государств-членов европейским институтам.

      Европейский Союз - крупнейшая мировая торговая держава; на него приходится почти четверть мировой торговли. Это также крупнейший нетто-импортер сельскохозяйственных продуктов и сырья. На Европейский Союз приходится и основная часть помощи развивающимся странам.

      В целом Европейский Союз поддерживает дипломатические отношения более чем со 130 странами мира. Он участвует в работе ОЭСР и имеет статус наблюдателя в ООН. Он принимает участие в ежегодных встречах на высшем уровне семи ведущих государств Запада - в лице четырех своих крупнейших членов - Франции, Германии, Великобритании и Италии, а также президента Комиссии Европейский Союз, непосредственно представляющего Союз.

    4) Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) между Канадой, Соединенными Штатами Америки и Мексикой вступило в силу 1 января 1994 года. Созданное для поощрения увеличения торговли  и инвестиций между партнерами по НАФТА, Соглашение содержит грандиозный план уничтожения тарифов и сокращения нетарифных барьеров наряду с обстоятельными положениями по ведению бизнеса в зоне свободной торговли. Это включает в себя правила, касающиеся инвестиций, услуг, интеллектуальной собственности, конкуренции и передвижения деловых людей через границы.

          НАФТА обладает четкой организационной структурой. Центральным  институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле, в которую входят представители на уровне министров торговли от трех стран-участниц. Комиссия наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие при интерпретации Соглашения. Она также наблюдает за работой более чем 30 комитетов и рабочих групп НАФТА. Последние собрания Комиссии проходили в Вашингтоне, США в 1997 году и в Мексике в начале 1998 года.

       В настоящее время большая часть торговли, осуществляемой в Северной Америке, происходит в соответствии с ясными, четкими и прочно установившимися нормами НАФТА и Всемирной организации торговли (ВТО). Однако, несмотря на это, в сфере торговли подобного масштаба неизменно возникают спорные вопросы. При возникновении подобных ситуаций НАФТА выступает за дружеское разрешение спора государствами, чьи интересы затронуты, с помощью комитетов и рабочих групп НАФТА или других консультативных органов. В случае если взаимоприемлемое решение не будет найдено, НАФТА предусматривает скорое и эффективное рассмотрение проблемы группой экспертов. Администрирование положений НАФТА, связанных с разрешением споров, возложено на канадскую, американскую и мексиканскую национальные секции Секретариата НАФТА.

      Таким образом, можно говорить о том, что за время существования НАФТА, была разработана четкая организационная структура для эффективного  претворения в жизнь положений Североамериканского соглашения о свободной торговле. Более того, основные тенденции, изначально приведшие к заключению этого соглашения, нашли  свое отражение не только в области свободной торговли и , следовательно,  можно говорить о распространении принципов лежащих в основе НАФТА на другие сферы экономики и политики в Североамериканском регионе. 

    3.2. Тенденции в мировой торговле 

    В настоящее время ни одно государство  в мире не может успешно развиваться  без интеграции в мировую экономику. Причём прослеживается прямая пропорциональная зависимость между степенью интеграции в мировое хозяйство и уровнем  развития внутренней экономики. Как правило, чем более интегрирована страна в мировое экономическое пространство, тем выше уровень развития её внутренней экономики, и наоборот.

     В современном мировом хозяйстве  внешнеэкономические связи являются важным экзогенным (внешнего происхождения) фактором, который оказывает значительное влияние на динамику и устойчивость развития национальной экономики, формирование её структуры, эффективность функционирования.

     Особую  роль играют внешнеэкономические связи  в глобальных интеграционных процессах. Для современного этапа развития мировых хозяйственных связей характерны динамизм, либерализация, диверсификация форм и видов внешнеэкономической деятельности.

    Основной  формой мировых хозяйственных связей по-прежнему остаётся внешняя торговля, которая по динамике и стоимостным показателям опережает движение капиталов и другие виды внешнеэкономических связей. Кроме того, темпы прироста международных экспортно-импортных операций превышают темпы роста мирового промышленного производства.

    Важным  фактором роста мировой торговли является существенный рост реэкспорта промышленных товаров, изготовленных в развивающихся странах с использованием компонентов и материалов, импортируемых в соответствии с системами торговых преференций.

    Объем произведенного валового внутреннего продукта (ВВП) Казахстана за 1 квартал 2006 года составил 1989,5 млрд. тенге. Темпы изменения его реального объема составили 107,7% к соответствующему периоду 2005 года. Прирост ВВП на 7,7% обусловлен увеличением реальных объемов производства добавленной стоимости во всех отраслях экономики: в промышленности – на 1,8%, сельском хозяйстве – на 3,8%, строительстве – на 36,9%, транспорте – на 6,5%, связи – на 30%, торговле – на 9,3%. В структуре ВВП доля производства товаров составила 37,0% от ВВП, услуг – 58,4%.

    Из  ведущих стран Европейского Союза  позитивная динамика во внешней торговле Казахстана наблюдается, в основном, с Великобританией и Германией. Речь преимущественно идет о нефти  и электроэнергетике. Основными  же торговыми партнерами нашей страны были и остаются Россия, США и страны Юго-Восточной Азии. У России – лидирующие позиции: 20% казахского экспорта и 70% импорта товаров и услуг.

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  СОТРУДНИЧЕСТВО

Прирост взаимного  товарооборота (в том числе и  приграничного), составил в январе - июле 2006 года более 21% к аналогичному периоду 2005 года. Российский экспорт вырос на 29,5%, а импорт из Казахстана - на 7,9%.

Таблица 3

Динамика  внешней торговли России и Казахстана (млн. долл. США)

  2001 2002 2003 2004 2005 Январь-июль 2006г.
всего Январь-июль 
Товарооборот 4704,7 3935,8 6233,2 8124,8 9734,9 5314,7 6468,0
в %  к предыдущему  году 105,8 89,3 143,3 141,3 119,8   121,7
Экспорт 2719,5 2173,5 3283,6 4645,4 6526,9 3394,6 4395,9
в %  к предыдущему  году 121,0 85,6 136,2 136,2 140,5   129,5
Импорт 1985,2 1762,3 2949,6 3479,4 3208,0 1920,1 2072,1
в %  к предыдущему году 90,2 94,4 152,3 152,3 92,2   107,9
Сальдо +734,3 +411,2 +334,0 +1166 +3318,9 +1474,5 +2323,8
 

 С одной стороны, сотрудничество приграничных регионов формирует своего рода базу для общего экономического пространства. На долю 12 российских приграничных областей (Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Самарская, Оренбургская, Омская, Курганская, Тюменская, Новосибирская, Челябинская, Алтайский край и Республика Алтай)  и 7 областей Казахстана (Актюбинская, Атырауская, Восточно-Казахстанская, Западно-Казахстанская, Кустанайская, Павлодарская и Северо-Казахстанская)  приходится около 40% (примерно 4 млрд. долларов) процентов всего товарооборота.  Именно в тех российских регионах, где динамично развиваются совместные бизнес-проекты, наблюдается  наибольший объем товарооборота с Казахстаном (в 2005 году он приходится на такие приграничные субъекты Российской Федерации, как Челябинская область - 1,4 млрд. долл. США, Оренбургская область - 658,3 млн. долл. США, Омская область - 449 млн. долл. США, Алтайский край - 320,0 млн. долл. США, Самарская область - 283,2 млн. долл. США, Новосибирская область - 280,1 млн. долл. США). Именно эти регионы в  первом полугодии этого года  сохранили лидирующие позиции в общем объеме товарооборота, прирост к соответствующему периоду прошлого года по областям составлял от 15 до 25%.    В общем объеме товарооборота РК 64% приходится на торговлю со странами СНГ, основными партнерами среди них являются РФ, Туркменистан, Узбекистан. Доля европейских стран во внешней торговле составляет 22%, основными партнерами являются Германия, Нидерланды, Швейцария, Англия.

      С распадом СССР и СЭВ, являвшихся основной торговой зоной Казахстана, существенно изменилась структура внешней торговли. В республике определены равнозначные направления внешнеэкономического развития - это страны СНГ, Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) куда входят Китай, Южная Корея, Япония и другие страны Юго-Восточной Азии, "Азиатское" - Турция, Арабский Восток, "Европейское" - Германия, Швейцария, Англия и др., "Американское" - главным образом США. При этом необходимо облегчить доступ иностранным банкам в экономику Казахстана, ввести более гибкие валютные режимы, больше привлекать иностранный капитал в форме "портфельных инвестиций" под реализацию конкретных национальных проектов.

    Главная задача внешнеэкономической деятельности Казахстана - это активное участие  в международном разделении труда  с целью совершенствования структуры народного хозяйства, преодоления технологической отсталости и формирование валютных фондов республики, регионов и предприятий на основе либерализации внешнеэкономических связей и сохранении экономической безопасности.

Информация о работе Классические теории международной торговли