Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 08:22, курсовая работа
В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.
В этой связи значительный интерес представляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене, факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей развития мировой торговли. Особую значимость эти проблемы имеют для Казахстана и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………4-5
1.ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ …………………6-4
1.1 Классическая тория международной торговли Адама Смита.6-8
1.2 Теория сравнительных преимуществ Давида Риккардо …...8-11
1.3 Теория Хекшера-Олина и парадокс Леонтьева ……………11-14
2.РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ…...15-20
3.ОРГАНИЗАЦИИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ МЕЖДУНАРОД-
НУЮ ТОРГОВЛЮ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КЛАС-
СИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ…21-32
3.1 Международные торговые организации и интеграционные объединения …………………………………..21-27
3.2 Тенденции в мировой торговле ………………………….…27-32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….32-33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………….33-34
Таможенный тариф (custom tariff) в зависимости от контекста может определяться как:
1) инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
2) свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
3) конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.
В отдельных странах таможенная территория может не совпадать с географической территорией. Под товаром обычно понимается любое имущество, перемещаемое через границу, включая, например, такое специфическое, как электроэнергия.
Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.
Таможенная пошлина (customs duty) — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.
Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
1) фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
2) протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
3) балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или, иным причинам ниже мировых.
Классификации таможенных пошлин.
По способу взимания:
1) адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
2) специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г);
3) комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1г).
По объекту обложения:
1) импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
2) экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
3) транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
По характеру:
1) сезонные — пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
2) антидемпинговые — пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
3) компенсационные — пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.
Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики — тарифный или нетарифный — использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные меры в известном смысле более удобны в достижении искомого результата. Например, куда проще ограничить импорт стали до 3 млн. т путем введения количественного ограничения импорта в размере 3 млн. т, чем высчитывать ту ставку импортного тарифа, которая позволит снизить импорт до желаемой величины. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительства чувствуют себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО).
Количественные ограничения (quantative restrictions)— административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.
Квотирование/
Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два этих понятия имеют практически одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.
Квота (quota) — количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.
По направленности их действия квоты разделяются на:
1) экспортные — вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале 90-х гг.);
2) импортные — вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.
По охвату квоты делятся на:
1) глобальные — устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется.
2)
индивидуальные — установленная в рамках
глобальной квоты, квота каждой страны,
экспортирующей или импортирующей товар.
Такие квоты устанавливаются обычно на
основе двусторонних соглашений, которые
дают основные преимущества в экспорте
или импорте товара тем странам, с которыми
имеются тесные взаимные политические,
экономические и иные интересы.
3. ОРГАНИЗАЦИИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ
МЕЖДУНАРОДНУЮ
ТОРГОВЛЮ И ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ ТЕОРИЙ В МЕДЖДУНАРОДНОЙ
ТОРГОВЛЕ
1) Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года. Секретариат ВТО находится в Женеве (Швейцария).
ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений т.н. Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.).
Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации предусматривает создание постоянно действующего форума государств-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, а также для осуществления контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует, во многом, также как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия в связи с усовершенствованием ряда процедур принятия решений.
Главной
задачей ВТО является либерализация
мировой торговли путем ее регулирования
преимущественно тарифными
Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО, являются: предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе; взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т. д.
Все
страны-члены ВТО принимают
В настоящее время
2) СНГ. Главы правительств стран СНГ решили до конца 2002 года закончить все процедуры по формированию зоны свободной торговли в государствах Содружества. В ходе заседания глав правительств стран СНГ такое решение было принято единогласно. В том числе будет создан список товаров, которые создают конкуренцию национальным товаропроизводителям, а также будет проведена процедуры ратификации соглашения.
Соглашением от 15 апреля 1994 года «О создании зоны свободной торговли» (и Протокола к нему от 2 апреля 1999 года) страны участники подтвердили свою приверженность свободному развитию взаимного экономического сотрудничества, внедряя в практику принципы рыночной экономики, действуя в направлении последовательной реализации положений договора о создании экономического союза, формируя условия для свободного движения товаров и услуг, обеспечивая сбалансированность взаимной торговли и стабилизацию внутреннего экономического положения участвующих государств, содействуя росту экономического потенциала государств – участников на основе развития взаимовыгодных кооперационных связей и сотрудничества, руководствуясь стремлением к постоянному повышению уровня жизни населения своих государств. Стороны, вступая в соглашение о создании зоны свободной торговли, договорились для достижения целей настоящего соглашения обеспечить взаимодействие в решении конкретных задач создания экономического союза, направленных на:
1) постепенную отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, и количественных ограничений во взаимной торговле;
2) устранение других препятствий для свободного движения товаров и услуг; создание и развитие эффективной системы взаимных расчетов и платежей по торговым и другим операциям;
3) координацию торговой политики в отношении стран, не являющихся участниками данного соглашения;
4) координацию экономической политики в той мере, в какой это необходимо для достижения целей соглашения (в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, финансов, инвестиций, социальной сферы, развития добросовестной конкуренции и т.д.);
5) содействие межотраслевой и внутриотраслевой кооперации и научно-техническому сотрудничеству;
6) гармонизацию и унификацию законодательства договорившихся сторон в той мере, в какой это необходимо для надлежащего и эффективного функционирования зоны свободной торговли.
Информация о работе Классические теории международной торговли