Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 21:39, курсовая работа
Цель настоящей работы состоит из следующих вопросов:
• раскрыть понятие «электронная коммерция»;
• рассмотреть категории и виды электронной коммерции;
• описать преимущества и недостатки работы в области виртуальных продаж;
• исследовать и обобщить зарубежный и отечественный опыт развития инновационного потенциала и социально-экономических условий функционирования предприятий электронного бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________ 3
1. Понятие Электронная коммерция _____________________ 6
2. История развития электронной коммерции _____________ 10
3. Категории и виды электронной коммерции _____________ 13
4. Рынок электронной коммерции _______________________ 17
5. Разновидности услуг ________________________________ 19
6. Преимущества ведения бизнеса в Интернете ____________ 25
7. Ключевые проблемы в области виртуальных продаж _____ 29
8. Электронная коммерция в мире и в России _____________ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _________________________________________ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ________________ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ
Наиболее динамично рынок
электронной коммерции
За короткое время – всего несколько лет электронный бизнес прошел большой путь развития от EDI-систем, обеспечивающих электронный обмен данными до комплексных Internet – ориентированных систем, позволяющих автоматизировать практически весь спектр бизнес-отношений. Инновационные компании начали создавать в Сети сайты, работающие по принципу «подведи курсор, щелкни и смотри» обновления, автоматизации и интегрирования информации, доставляемой непосредственно в приложения заказчика и системы, решающие коммерческие задачи.
Развитие электронного бизнеса
непосредственно связано с
Для новой стадии развития Сети характерно превращение Internet в хранилище информации. В техническом отношении это приводит к развитию устройств с мобильным Internet – доступом средств мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ) и видеоконференций (Skype).
Успешно работающие компании опираются на Internet для обновления обязательств перед заказчиками, усиления партнерских связей и применение новейших Internet-сервисов для полной интеграции в Сеть как в рамках своих организаций, так и с существующими бизнес-моделями. В связи с этим развивается сервисно-ориентированный Internet, в котором представлен широкий спектр интерактивных отношений между компаниями, между компаниями и клиентами, а также компаниями и их сотрудниками.
Важнейшей тактической задачей современной компании или корпорации является создание на основе этих составляющих единого интегрированного ядра, вокруг которого создается оболочка, состоящая из систем маркетинга, сбыта, снабжения и сервиса. Эти системы строятся таким образом, чтобы можно было легко их видоизменять в зависимости от новых условий, складывающихся для бизнеса, или от локальных и региональных особенностей, возникающих при расширении компании.
Internet – это глобальный супермаркет будущего. С одной стороны, он обеспечивает передачу информации о том или ином товаре, а с другой стороны, позволяет заказать необходимый товар или услугу прямо на сайте.
Популярность Internet у потенциальных покупателей не вызывает сомнений. По утверждению аналитической компании «RoyalPingdom» количество пользователей интернета в 2012 году достигло 2,1 миллиарда пользователей во всём мире, больше половины из которых совершают он-лайновые покупки.
Сегодня в Сети можно купить практически все: книги, компакт диски, одежду, косметику, машины, квартиры и т.д. В 1995 году открылся сайт интернет магазина «Amazon», являющийся сегодня крупнейшим интернет магазином в мире. Тогда же начал действовать первый интернет банк. В России электронная коммерция активно развивается примерно с 1998 года. В 1999 году Московская Межбанковская Валютная биржа начала прием электронных заявок на покупку и продажу валюты с помощью открытого мощного интернет шлюза, и электронный бизнес в России пополнился системой интернет-трейдинга. На сегодняшний день электронный бизнес – это многочисленные интернет магазины, системы электронных платежей, интернет биржи, интернет аукциона и прочие.
Вне зависимости от того,
как техническая платформа
3. Категории и виды электронной коммерции
Появление Интернета значительно удешевило ведение электронной коммерции за счет низкой себестоимости передачи информации и привело к возникновению ее качественно новых форм. Одной из таких форм стали системы уровня «бизнес – бизнес» (В2В) и «бизнес – потребитель» (В2С), где ключевым моментом является взаимодействие через Web-броузер.
Системы электронной коммерции позволяют покупателю не общаться с продавцом, не тратить время на хождение по магазинам, а также иметь более полную информацию о товарах. Продавец же может быстрее реагировать на изменение спроса, анализировать поведение покупателей, экономить средства на персонале, аренде помещений.
Главные преимущества для продавца состоят в расширении круга покупателей, в который сразу попадают те компании, которые не в состоянии из-за большой стоимости внедрить EDI, в возможности использовать информационные технологии для осуществления продаж конечным потребителям, то есть выйти на рынок «бизнес – потребитель», а также в устранении возможных посредников в торговле.
Электронный бизнес – любая деловая активность, использующая возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей с целью создания прибыли.
Электронная коммерция является
важнейшим составным элементом
электронного бизнеса. Под электронной
коммерцией подразумевают любые
формы деловых сделок, при которых
взаимодействие сторон осуществляется
электронным способом вместо физического
обмена или непосредственного
Электронную коммерцию можно подразделить на 4 категории:
• бизнес-бизнес (business-to-business)
• бизнес-потребитель (business-to-consumer)
• бизнес-администрация (business-to-administration)
• потребитель-администрация (consumer-to-administration)
Рисунок 2 – Категории электронной коммерции
B2B – одно из наиболее перспективных и активно развивающихся направлений электронной коммерции на сегодняшний день. Интернет-платформы дают возможность значительно упростить проведение операций на всех этапах, сделать торговлю более оперативной и прозрачной. Часто, в таких случаях представитель стороны заказчика имеет возможность интерактивного контроля процесса выполнения заказа путем работы с базами данных продавца. Принцип осуществления подобного взаимодействия очень прост: предприятие торгует с другим предприятием. Примером из категории «бизнес-бизнес» может служить компания, использующая сеть для заказов поставщикам, получения счетов и оплаты или в случае, если дилер получает возможность самостоятельно размещать заказы и следить за ходом их исполнения, работая с базами данных поставщика. Другой пример B2B – продажа шаблонов для сайта компаниям для последующего использования в качестве основы дизайна собственного веб-ресурса компании. Безусловно, сюда относятся любые взаимодействия, включающие в себя оптовые поставки товара или аналогичное выполнение заказов.
Эта категория электронной коммерции успешно складывалась в течение нескольких лет с частичным использованием технологии электронного обмена данными – EDI (Electronic Data Interchange) в частных сетях или сетях с дополнительными услугами - VAN (Value Added Networks).
B2C – категория «бизнес-потребитель», или так называемая электронная розничной торговля. Эта категория сильно расширила свои рамки с появлением WWW. На сегодняшний день в Internet открыто множество электронных магазинов, предлагающих потребителям всевозможные товары, от печенья и вина до компьютеров и автомобилей.
В этом случае предприятие
торгует уже напрямую с клиентом
(не юридическим, а физическим лицом).
Как правило, здесь речь идет о
розничной реализации товаров. Клиенту
такой способ совершения коммерческой
операции дает возможность упростить
и ускорить процедуру покупки. Ему
не приходится идти в магазин, чтобы
выбрать нужный товар: достаточно просмотреть
характеристики на сайте поставщика,
выбрать нужную конфигурацию и заказать
продукт с доставкой. Коммерсанту
же возможности Интернета
В категорию «бизнес-
C2C – «Потребитель-потребитель». Основу этой категории составляет возможность взаимодействия потребителей для обмена коммерческой информации. Например, аукционная торговля между физическими лицами.
Такой способ осуществления
электронной коммерции
Помимо описанных выше наиболее распространенных схем электронной коммерции, существует и несколько других, не менее популярных. Речь идет о взаимодействии как предпринимателей, так и потребителей с государственными структурами. В последнее время многие операции по взиманию налогов, заполнению анкет, форм для заказа поставок, работа с таможней стали проводиться при помощи интернет-технологий. Это позволяет значительно облегчить работу государственных служащих с одной стороны и дать возможность плательщикам избавиться от некоторой доли бумажной волокиты – с другой.
4. Рынок электронной коммерции
Одним из «измерений», характеризующих многомерный мир электронной коммерции, является тип потребителя продукции. Требования, вытекающие из задачи обслуживания частных лиц, сильно отличаются от требований, возникающих при работе с корпоративными клиентами-фирмами и компаниями. Корпоративные клиенты, бизнес-партнеры, должны быть определены заблаговременно, расширение их круга – достаточно деликатный процесс. В то же время целесообразность увеличения числа частных клиентов не вызывает сомнений – чем больше, тем лучше (конечно, в разумных пределах). Так, электронный книжный магазин без каких-либо предварительных условий должен принимать заказы от любого, кто способен заплатить.
Каков же объем рынка для электронной коммерции сегодня, и какие прогнозы можно сделать на ближайшее будущее? Несложный анализ позволяет понять, что доля современного рынка электронных продаж достаточно высока для общего объема розничного рынка и продолжает расти.
Какие же типы товаров продаются сегодня через Web? Заметную часть в этом списке занимают программные продукты, средства вычислительной техники, мобильные телефоны и носители электронной информации. WWW основывается на компьютерных технологиях, и для полнокровной работы с мультимедийными Web-разделами необходимы наиболее современные программные и технические средства. Более неожиданным представляется взлет других секторов рынка, особенно таких, как путешествия и финансовые услуги. Таблица 1 иллюстрирует ранжирование секторов рынка в соответствии с двумя различными критериями: объемом продаж в денежном выражении и количеством проданных экземпляров того или иного товара (или обслуженных клиентов).
Таблица 1 – Распределение
мест секторов рынка
Место |
Ранжирование по денежному объему |
Ранжирование по количеству продаж |
1 |
Недвижимость |
Программное обеспечение |
2 |
Компьютеры и комплектующие |
Звуковоспроизводящая аппаратура |
3 |
Программное обеспечение |
Разное |
4 |
Туристическое обслуживание |
Компьютеры и комплектующие |
5 |
Звуковоспроизводящая аппаратура |
Туристическое обслуживание |
6 |
Финансовые услуги |
Финансовые услуги |