Коммерческая тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Основные задачи курсовой работы: 1. Рассмотреть понятие коммерческой тайны и ее отличительные черты.
2. Определить особенности процесса защиты коммерческой информации и коммерческой тайны.
3. Дать развернутую организационно-экономическую характеристику предприятия.
4. Изучить организацию ее защиты коммерческой тайны.
5. Предложить меры, направленные на совершенствование процесса защиты коммерческой информации на предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1Общая характеристика коммерческой тайны………………………………….5
1.1 Понятие и сущность коммерческой тайны………………………………….5
1.2 Классификация и признаки коммерческой тайны…………………………9
2 Коммерческая тайна и ее защита на предприятии…………………………..14
2.1 Защита коммерческой тайны и ответственность за ее разглашение……..14
2.2 Гражданско-правовая ответственность за разглашение коммерческой тайны…………………………………………………………………………….17
3Анализ деятельности предприятия и организация защиты коммерческой тайны……………………………………………………………………………..21
3.1 Общая характеристика ООО «Строитель плюс»……………………..…....21
3.2 Маркетинговый анализ предприятия……………………………………....24
3.3 Коммерческая тайна и организация ее защиты на предприятии……....27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы………………………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

коммерческая тайна.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1Общая характеристика коммерческой тайны………………………………….5

1.1 Понятие и сущность коммерческой тайны………………………………….5

1.2 Классификация и признаки коммерческой тайны…………………………9

2 Коммерческая тайна и ее защита на предприятии…………………………..14

2.1 Защита коммерческой тайны и ответственность за ее разглашение……..14

2.2 Гражданско-правовая ответственность за разглашение коммерческой тайны…………………………………………………………………………….17

3Анализ деятельности предприятия и организация защиты коммерческой тайны……………………………………………………………………………..21

3.1 Общая характеристика ООО «Строитель плюс»……………………..…....21

3.2 Маркетинговый анализ предприятия……………………………………....24

3.3 Коммерческая тайна и организация ее защиты на предприятии……....27

Заключение……………………………………………………………………….31

Список использованной литературы………………………………………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

  По мнению многих ученых, успешное развитие предпринимательства существенно зависит от той политико-экономической среды (командно-административной или рыночно-конкурентной), в которой оно осуществляет свою деятельность. Представляется, что подобный взгляд в области хозяйствования следует признать в качестве основополагающего фактора.

Однако не менее  важным фактором, постоянно сопутствующим  определенной экономической среде, является криминогенная и иная, затрудняющая или сводящая на нет действия предпринимателя, обстановка. Наличие условий, при которых создается реальная угроза причинения вреда (ущерба) субъектом хозяйствования, ставит в ряд первоочередных и долговременных задач, требующих оперативного решения, проблему обеспечения экономической безопасности.

В связи с  развитием рыночных отношений предпринимательскую  деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей  неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а, следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь. В особенности это присуще начальным стадиям освоения предпринимательства.

Подобная обстановка несколько необычна и непривычна для нашего хозяйственника или просто гражданина, которому предстоит пройти тернистый путь, прежде чем он превратится  в подлинного предпринимателя.

 Определенные  сложности возникают у сторон трудового договора в связи с установлением условия о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну. Обусловлено это тем, что на сегодняшний день вопросы, связанные с охраняемой законом тайной, практически не регламентированы, за исключением государственной тайны. Законодательство не содержит общего понятия тайны.

Отношения по соблюдению государственной тайны регулируются Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «0 государственной  тайне», а служебная или коммерческая тайна — предмет регулирования ГК РФ, Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» и иных федеральных законов.

Общее признаки, по которым информация может составлять коммерческую тайну, перечислены в  ст. 139ГКРФ. Согласно ей информация составляет коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном, основании, и обладатель такой информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Основные задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть  понятие коммерческой тайны и  ее отличительные черты.

2. Определить особенности  процесса защиты коммерческой  информации и коммерческой тайны.

3. Дать развернутую организационно-экономическую  характеристику предприятия.

4. Изучить организацию ее защиты коммерческой тайны.

5. Предложить меры, направленные  на совершенствование процесса  защиты коммерческой информации  на предприятии.

Объектом курсовой работы является ООО «Строитель плюс». Предмет курсовой работы - организация защиты коммерческой тайны на предприятии.

В работе использовались следующие  методы исследования: аналитические, экспертных оценок, анализ и синтез, сравнительный  анализа.

1 Общая характеристика коммерческой тайны

1.1 Понятие и сущность коммерческой тайны

Коммерческая тайна  - режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Под режимом конфиденциальности информации понимается введение и поддержание особых мер по защите информации.1

Также под коммерческой тайной могут подразумевать саму информацию, которая составляет коммерческую тайну, то есть, научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую  или иную информацию, в том числе  составляющую секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введён режим коммерческой тайны.

Коммерческая  тайна, в соответствии с гражданским  законодательством РФ, это информация которая имеет действительную или  потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности. Следовательно, коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности, в связи с чем предприниматель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования.

Однако не вся информация, которой располагает предприниматель, может быть отнесена к категории коммерческой тайны. Существует официально утвержденный перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну в РФ. К ним относятся:

- учредительные документы (устав, учредительный договор);

- документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационное удостоверение, свидетельство о регистрации, лицензии, сертификаты, патенты);

- сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РФ);

- документы о платежеспособности;

- документы об уплате налогов и обязательных платежей;

- сведения о соблюдении установленных правил охраны труда;

- сведения о соблюдении установленных норм охраны окружающей среды;

- сведения о нарушении антимонопольного законодательства;

-  сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, акционерных обществах и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Но и эти  сведения не предназначаются для  открытого доступа - всем желающим. Например, сведения о заработной плате  работников предприятия, финансовая отчетность могут быть предоставлены только по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, а также других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с действующим законодательством РФ. В то же самое время клиенты фирмы вправе ознакомиться с ее уставом, свидетельством о регистрации, лицензией, сертификатами, патентами.

Предприниматель в своей деятельности имеет дело с самой разнообразной информацией. Однако он не может всю информацию, которой обладает, сделать закрытой для внешних пользователей. Предприниматель в плане защиты наиболее важной информации решает сложную проблему. С одной стороны, он должен предоставить максимум информации о своей деятельности потребителям, кредиторам и т.п. для того, они сделали выбор в его пользу. Реклама привлекает покупателей, деловые связи, патенты и лицензии, “ноу-хау” - контрагентов, финансовое положение - инвесторов. С другой стороны, предприниматель должен оградить названные группы лиц, а также своих конкурентов от информации, разглашение которой может представлять угрозу его экономической безопасности. В выборе “золотой середины", то есть определении того оптимального количества информации, которого будет достаточно для внешних пользователей и оно не будет представлять угроз экономической безопасности, и состоит первый шаг предпринимателя в процессе защиты информации, составляющей коммерческую тайну.

Получить  информацию о деятельности фирмы  можно двумя способами: законным и незаконным.

 Законный  способ - это получение информации  из средств массовой информации, рекламных проспектов фирмы, статей о фирме, с выставок, пресс-конференций. Эта информация специально готовится работниками фирмы для открытого пользования всеми заинтересованными лицами. Незаконный способ - это получение информации, не предназначенной для внешних пользователей, без согласия руководства фирмы, с нарушением действующего законодательства и приводящее к прямым экономическим потерям для фирмы, либо к упущенной выгоде.

Наиболее  ценной в этом плане является информация, представляющая коммерческую тайну. Она важна, прежде всего, для конкурентов данной фирмы, а также для криминальных структур. Интересно, что в мировой практике в течении последних нескольких десятков лет 80-90% информации, интересующей конкурентов, получается последними из открытых источников - из газет, специальных журналов, на выставках и пр. Для этого многие фирмы даже используют специалистов, изучающих всю открытую информацию, “просеивающих" ее и выбирающих нужные сведения.

Вообще существует большое количество способов получения информации. Американский журнал “Chemical engineering" опубликовал такой перечень из 16 источников получения информации:

- сбор информации, содержащейся в средствах массовой информации, включая официальные документы, например, судебные отчеты;

- использование сведений, распространяемых служащими конкурирующих фирм;

- биржевые документы и отчеты консультантов; финансовые отчеты и документы, находящиеся в распоряжении маклеров; выставочные экспонаты и проспекты, брошюры конкурирующих фирм; отчеты коммивояжеров своей фирмы;

- изучение продукции конкурирующих фирм; использование данных, полученных во время бесед со служащими конкурирующих фирм;

- замаскированные опросы и “выуживание" информации у служащих конкурирующих фирм на научно-технических конгрессах (конференциях, симпозиумах);

- непосредственное наблюдение, осуществляемое скрытно;

- беседы о найме на работу со служащими конкурирующих фирм (хотя опрашивающий вовсе не намерен принимать данного человека в свою фирму);

- “ложные" переговоры с фирмой-конкурентом относительно приобретения лицензии;

- наем на работу служащего конкурирующей фирмы для получения требуемой информации;

- подкуп служащего конкурирующей фирмы или лица, занимающегося ее снабжением;

- использование агента для получения информации на основе платежной ведомости фирмы-конкурента;

- подслушивание переговоров, ведущихся в фирмах-конкурентах;

- перехват телеграфных сообщений;

- подслушивание телефонных разговоров;

- кража чертежей, образцов, документации;

- шантаж и вымогательство.2

В связи с  этим необходимо определить - какая информация должна быть отнесена к коммерческой тайне и требует защиты, каков срок ее “хранения" в качестве тайны, какие ее части наиболее важны. Важность информации определяется ее ценностью для предпринимателя, которая, по мнению ряда специалистов, должна включать полезность (создание субъекту выгодных условий для принятия оперативного решения и получения эффективного результата), своевременность, достоверность и полноту.

1.2 Классификация  и признаки коммерческой тайны

Прежде чем приступить к определению информации, относящейся к категории коммерческой тайны, предприниматель должен учесть, что вся имеющаяся информация по степени конфиденциальности, утрата которой может вызвать различные по тяжести последствия, может быть распределена на следующие группы:

Информация о работе Коммерческая тайна