Коммерческая тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Основные задачи курсовой работы: 1. Рассмотреть понятие коммерческой тайны и ее отличительные черты.
2. Определить особенности процесса защиты коммерческой информации и коммерческой тайны.
3. Дать развернутую организационно-экономическую характеристику предприятия.
4. Изучить организацию ее защиты коммерческой тайны.
5. Предложить меры, направленные на совершенствование процесса защиты коммерческой информации на предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1Общая характеристика коммерческой тайны………………………………….5
1.1 Понятие и сущность коммерческой тайны………………………………….5
1.2 Классификация и признаки коммерческой тайны…………………………9
2 Коммерческая тайна и ее защита на предприятии…………………………..14
2.1 Защита коммерческой тайны и ответственность за ее разглашение……..14
2.2 Гражданско-правовая ответственность за разглашение коммерческой тайны…………………………………………………………………………….17
3Анализ деятельности предприятия и организация защиты коммерческой тайны……………………………………………………………………………..21
3.1 Общая характеристика ООО «Строитель плюс»……………………..…....21
3.2 Маркетинговый анализ предприятия……………………………………....24
3.3 Коммерческая тайна и организация ее защиты на предприятии……....27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы………………………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

коммерческая тайна.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

1. Отношения  между обладателем информации, составляющей  коммерческую тайну, и его контрагентом  в части, касающейся охраны  конфиденциальности информации, регулируются  законом и договором.

2. В договоре  должны быть определены условия  охраны конфиденциальности информации, в том числе в случае реорганизации или ликвидации одной из сторон договора в соответствии с гражданским законодательством, а также обязанность контрагента по возмещению убытков при разглашении им этой информации вопреки договору.

3. В случае, если  иное не установлено договором  между обладателем информации  и контрагентом, контрагент в  соответствии с законодательством  Российской Федерации самостоятельно  определяет способы защиты информации, составляющей коммерческую тайну,  переданной ему по договору.

4. Контрагент  обязан незамедлительно сообщить  обладателю информации о допущенном  контрагентом либо ставшем ему  известном факте разглашения  или угрозы разглашения, незаконном  получении или незаконном использовании  информации третьими лицами.

5. Обладатель  информации, составляющей коммерческую  тайну, переданной им контрагенту,  до окончания срока действия  договора не может разглашать  информацию, составляющую коммерческую  тайну, а также в одностороннем  порядке прекращать охрану ее  конфиденциальности, если иное не установлено договором.

6. Сторона, не  обеспечившая в соответствии  с условиями договора охраны  конфиденциальности информации, переданной  по договору, обязана возместить  другой стороне убытки, если иное  не предусмотрено договором.

Один из гражданско-правовых способов защиты интересов обладателя ноу-хау предусмотрен в абз.2 п.2 ст.139 ГК РФ - взыскание убытков с нарушителя. В качестве потенциальных нарушителей ст.139 ГК РФ называет: лицо, получившее ноу-хау незаконными методами; работника, разгласившего ноу-хау вопреки трудовому договору (контракту); контрагента, сделавшего это вопреки гражданско-правовому договору.

Интересы владельца  ноу-хау также защищаются способами, которые предусмотрены в ст.12 ГК РФ - в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения. К сожалению, данный способ защиты может быть реализован только тогда, когда несанкционированный доступ или иное использование ноу-хау не привело к его общеизвестности. Например, на лицо, завладевшее информацией с помощью незаконных методов, может быть возложена обязанность по возврату или уничтожению материальных носителей информации, ему может быть запрещено использовать и распространять эту информацию.

 

 

 

 

 

3Анализ деятельности  предприятия и организация защиты  коммерческой тайны

3.1 Общая характеристика ООО «Строитель плюс»

Рассматриваемое в работе предприятие ООО  «Строитель плюс» занимается капитальным строительством объектов коммунального значения, строительными  и кровельными работами, ремонтом и отделкой помещений, монтажом систем жилищных коммуникаций. Предприятие организовано в 2000 году.

Деятельность  предприятия, его права и обязанности  регулируется законом о предпринимательской  деятельности. Управление предприятием осуществляется в соответствии с  его Уставом. Предприятие является юридическим лицом, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью, имеет самостоятельный баланс, текущий счет в банке, гербовую печать со своим наименованием и бланки. В целях обеспечения своей деятельности может открывать в банках бюджетные и расчетные счета.

Задачами предприятия  являются:

- предоставление  услуг жилищно-коммунальной сферы  (строительство, ремонт);

- проведение  единой политики по комплексному  развитию жилищного и коммунального  хозяйства, его эксплуатации, текущему и капитальному ремонту, реконструкции, обеспечению его устойчивого экологически безопасного функционирования;

- осуществление  правового, организационного и  методического обеспечения проведения  реформы в жилищно-коммунальном  хозяйстве;

- анализ общей  экономической ситуации в отрасли,  результатов работы подрядных  предприятий, разработка и осуществление  мер по улучшению их деятельности;

- проведение  оптимальной тарифной политики  в условиях рыночной экономики  с учетом обеспечения социальной защиты населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

- контроль за  использованием, содержанием и ремонтом  жилищного фонда независимо от  его принадлежности в части  обеспечения защиты прав и  законных интересов граждан и  государства;

- выполнение  функций заказчика по капитальному строительству объектов коммунального назначения.

ООО «Строитель плюс» возглавляет генеральный  директор, он руководит предприятием и организует его деятельность на принципах единоначалия. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.

Зам. ген. директора  руководит работой технических  служб предприятия, несет ответственность  за выполнение плана, выпуск высококачественной продукции (услуги), использование новейшей техники и технологии. Зам. ген. директора возглавляет производственный совет предприятия, являющийся совещательным органом. Ему подчиняются отделы:

- строительно-монтажный;

- коммерческий;

В задачи строительно-монтажного отдела входят вопросы совершенствования  строительных услуг, разработки новых видов строительных услуг, внедрение новейших достижений науки и техники, механизации и автоматизации процессов, соблюдение установленной технологии и др.

Также зам. ген. директора возглавляет и коммерческий отдел, который занимается задачами продвижения строительных услуг предприятия на рынке города и региона.

Главный бухгалтер  руководит работой по планированию и экономическому стимулированию на предприятии, повышению производительности труда, выявлению и использованию  производственных резервов улучшению организации производства, труда и заработной платы, организации внутрифирменного хозрасчета и др. Планово-экономический отдел разрабатывает годовые, квартальные планы предприятия, контролирует их выполнение, определяет пути устранения недостатков, организует и совершенствует планирование, разрабатывает нормативы для образования фондов экономического стимулирования, ведет оперативный статистический учет.

Бухгалтерия осуществляет учет средств предприятия и хозяйственных  операций с материальными и денежными ресурсами, устанавливает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и др.

Предприятие в  целом насчитывает 113 постоянных работников. Персонал организации разбит по отделам. Структурный анализ подразделений  показал, что руководством предприятия и подразделений занято 14 человек, специалистов насчитывается 26 человек, остальные работники (73 человека) – рабочие. Предприятие также широко использует практику использования сезонного найма рабочих (до 50-100 чел. за сезон, в зависимости от размеров строящихся объектов).

Предприятие ведет  свой бухгалтерский учет по обычному режиму учета и отчетности. Соответственно весь бухгалтерский учет ведется  организацией с соблюдением всех нормативов и законодательства РФ в  отношении бухучета организаций.

 

3.2 Маркетинговый анализ предприятия

 

Анализ внешней  среды компании показал, что строительством и строительно-ремонтными работами на территории города осуществляют более 60 организаций. Наибольшие доли рынка  строительства коммерческой жилой  недвижимости по итогам ввода жилья имеют ООО «Жилищная инициатива», ООО «Горизонт», ЖСК «Ключ», ООО «Альфа-Инвест», При этом доля ни одной из указанных компаний не превышает 15%.

По результатам  анализа рынка вновь возводимой жилой недвижимости Барнаула хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке, не выявлено, рынок строительства коммерческой жилой недвижимости в городе Барнауле конкурентный.

В ходе анализа  рынка выявилась значительная разница  в себестоимости 1 кв.м. строительства  жилья, представленной строительными компаниями. Прежде всего это связано с районом застройки, статусом дома (элитный, серийный), материалом строительства (кирпич, панель, монолит). В равной степени от этого же зависит цена.

Для рынка города характерно наличие дефицита свободных  земельных участков, которые могут быть использованы под жилищное строительство. Точечная застройка не может удовлетворить потребности в жилищном строительстве. Одним из выходов в данной ситуации может быть разработка программ по выводу промышленных предприятий за пределы городов, улучшение транспортной доступности края. Расселение малоэтажных домов и строительство высотных – это один из главных резервов городских площадей для жилищного строительства.

Анализ конкурентной среды показал, что «Строитель плюс»  имеет очень значительное число конкурентов, это связано с тем, что бизнес, который он выбрал, стал очень популярным несколько лет назад. Поэтому для достижения поставленных целей необходимо выбрать правильную ценовую политику и определить вид покупателей, на которых он будет ориентироваться.

Оценку сильных  и слабых сторон компании, внешних  возможностей и угроз обычно называют SWOT-анализом (от английских слов strength, weakness, opportunity и threat).

 

Проанализируем  сильные и слабые стороны «Строитель плюс» (таблица 2.1).

Таблица 3.1

Потенциальные внешние возможности и угрозы предприятию

Потенциальные внешние возможности предприятия

Потенциальные внешние угрозы предприятию

1. Выход на  рынки региона.

1. Насыщение  рынка.

2.Деловая репутация  и высокий имидж компании.

2. Рост темпов  инфляции.

3.Возможность  участвовать в государственных  тендерах и котировках.

3. Экономический  кризис.

 

4. Усиление конкуренции.


 

Для установления возможностей и угроз необходимо провести анализ внешней среды.

В результате анализа макросреды были выявлены следующие возможности и угрозы (таблица 2.2):

Таблица 3.2

Потенциальные внутренние, сильные и слабые стороны

Потенциальные внутренние, сильные стороны предприятия.

Потенциальные внутренние, слабые стороны предприятия.

1. Высокое качество предлагаемых услуг

1. Не достаточно  сильная организационная структура  предприятия.

2. Использование  передовых рекламных и PR-технологий;

2. Отсутствие  системы управления материальными  запасами.

3. Использование  передовых технологий в работе.

3. Рост издержек обращения.

4. Гибкая ценовая  политика организации

4. Недостаточная  мобильность в развитии предприятия,  отсутствие стратегии управления.


 

Анализ данных таблицы показывает, что «Строитель плюс» имеет достаточно большую  долю рынка на рынке города, а также положительное финансовое управление, что позволяет ей в полной мере воспользоваться своими сильными сторонами и выйти на дальние рынки края и даже Сибири. Следовательно, стратегия инновационного развития компании должна быть направлена на внедрение инновационных технологий в процесс строительства, которые позволят компании еще больше упрочить сове положение.

3.3 Коммерческая тайна и организация ее защиты на предприятии

Анализируя  работу ООО «Строитель плюс», можно выделить особенности системы безопасности коммерческой информации.

Главное место  в организации надежной защиты секретной  информации должно отводиться работе с кадрами. Эта работа должна начинаться со дня приема человека на должность  в компании. В данном случае было проведено анкетирование кандидатов.

Анкетированное  исследование - это инструмент социологического изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью  методов, позволяющих производить  количественные и качественные сборы, измерения, обобщения, анализ социологической информации.4

Данное анкетирование  позволяет получить общие сведенья о кандидате, уровне образования.

При осуществлении  этого исследования был произведен запрос на предыдущее место работы с целью получения характеристики его морально-деловых качеств, а  также данных о погашенных судимостях.

При приеме на работу имело место проведение прояснительной работы, информация о соблюдении режима секретности, вознаграждение в успехе выполнения этого режима, а также  обучение правилам соблюдения режима секретности, разъяснение ценность секретных материалов.

Информация о работе Коммерческая тайна