Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 19:21, курсовая работа
Основные задачи курсовой работы: 1. Рассмотреть понятие коммерческой тайны и ее отличительные черты.
2. Определить особенности процесса защиты коммерческой информации и коммерческой тайны.
3. Дать развернутую организационно-экономическую характеристику предприятия.
4. Изучить организацию ее защиты коммерческой тайны.
5. Предложить меры, направленные на совершенствование процесса защиты коммерческой информации на предприятии.
Введение…………………………………………………………………………...3
1Общая характеристика коммерческой тайны………………………………….5
1.1 Понятие и сущность коммерческой тайны………………………………….5
1.2 Классификация и признаки коммерческой тайны…………………………9
2 Коммерческая тайна и ее защита на предприятии…………………………..14
2.1 Защита коммерческой тайны и ответственность за ее разглашение……..14
2.2 Гражданско-правовая ответственность за разглашение коммерческой тайны…………………………………………………………………………….17
3Анализ деятельности предприятия и организация защиты коммерческой тайны……………………………………………………………………………..21
3.1 Общая характеристика ООО «Строитель плюс»……………………..…....21
3.2 Маркетинговый анализ предприятия……………………………………....24
3.3 Коммерческая тайна и организация ее защиты на предприятии……....27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы………………………………………….33
2
2.1 Защита коммерческой тайны и ответственность за ее разглашение
Защита конфиденциальной информации - необходимое условие выживания любого современного предприятия. Информация, составляющая коммерческую тайну, отображается на различных носителях, которые могут ее сохранять, накапливать, передавать. С их помощью осуществляется и использование информации. В ГОСТе 50922-96 "Защита информации. Основные термины и определения" дано определение носителя: "Носитель информации - физическое лицо или материальный объект, в том числе физическое поле, в которых информация находит свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов".
Носители конфиденциальной
информации различны. Правовая охрана
(защита) может распространяться на
такую информацию как первичные
бухгалтерские документы и
Государство гарантирует охрану информации, составляющей коммерческую тайну, установлением законодательных актов РФ, а также деятельностью правоохранительных и судебных органов. Федеральный закон "Об органах федеральной службы безопасности в РФ" наделяет эти органы правом оказывать содействие предприятиям, учреждениям, организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны.3
Как уже отмечалось перечень сведений и документов, содержащих коммерческую тайну, не регламентируется государственными нормативными актами. Их определяет обладатель (собственник) конфиденциальных сведений исходя из специфики деятельности каждой конкретной организации (характера ее деятельности, организации, технологии и управления, состава и количества поставщиков, условий рынка сбыта и т.д.). Разработкой перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, должна заниматься экспертная комиссия. В необходимых случаях для консультации могут привлекаться работники правоохранительных органов и спецслужб РФ. Предложения специалистов подвергаются экспертной оценке комиссии. Решение комиссии об отнесении сведений к коммерческой тайне оформляется в виде перечня основных категорий сведений, составляющих коммерческую тайну организации, и утверждается руководителем. В перечне сведений, составляющих коммерческую тайну, могут быть выделены разделы: производство, управление, планы, внутренняя бухгалтерская отчетность и бухгалтерские регистры, рынок, партнеры, наука и техника и др. Гриф коммерческой тайны содержит словосочетание "коммерческая тайна", и он проставляется обладателем коммерческой тайны на носителе информации или сопроводительном документе. Указание грифа закрытости служит официальным охранительным знаком, предупреждающим об ограничении свободного доступа к документу. Свободный доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну организации, закрывается с целью защиты конфиденциальной информации и физической защиты ее носителей.
При этом необходимо грамотно оформить запрет, составив нужные документы. Часть из них указана в Федеральном законе "О коммерческой тайне" (ч. 1 ст. 10), в котором говорится, что меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя: 1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну; 2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка; 3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана; 4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров; 5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства). Другие документы, наряду с перечисленными, советуют подготовить специалисты. Первый - инструкция для персонала о том, как работать с секретными бумагами, где может быть предусмотрен порядок ознакомления с ними (например, только с письменного разрешения руководства) и копирования. Второй - положение об отнесении информации к тайне. В нем указывается, каким признакам должны отвечать данные, чтобы быть засекреченными.
Наряду с мерами указанными в ч. 1 ст. 10 Закона обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности этой информации. В настоящее время имеются серьезные наработки, направленные на предотвращение утечки информации по техническим каналам.
При несоблюдении названных условий информация не может быть признана коммерческой тайной и правовой защитой не пользуется. Меры по защите информации должны быть разумно достаточными.
Таким образом, анализируя действующее законодательство можно выделить три основных вида мер к охране конфиденциальности информации:
- организационные,
заключающиеся в определении
информации как служебной и
коммерческой тайны и
- юридические, заключающиеся в установлении обязанности в договорах (трудовых и гражданско-правовых) контрагентов и работников соблюдать конфиденциальность, а именно: не разглашать информацию, соблюдать технические меры работы с информацией. Для договоров подряда такая обязанность установлена во второй части ГК (ст. 727);
- технические,
препятствующие разглашению
Среди способов защиты информации, предусмотренных действующим законодательством, можно назвать следующие:
- специальный порядок получения сведений от их обладателей, в том числе ограничение круга лиц, уполномоченных получать такие сведения (см., например, ч. 3 ст. 183 УПК РФ);
- особую процедуру работы с такими сведениями; так, АПК РФ (п. 2 ст. 11), ГПК РФ (п. 2 ст. 10) предусматривают возможность проведения закрытого судебного заседания по ходатайству лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения тайны;
- ответственность
государственных органов и
2.1 Гражданско-правовая ответственность за разглашение коммерческой тайны
Учитывая то, что права обладателя ноу-хау носят характер фактической монополии - возможности устанавливать и обеспечивать режим доступа к ноу-хау (принимать превентивные меры), более корректно говорить о защите законных интересов обладателя ноу-хау, нежели о защите его самого.
Статья 12 Федерального закона "О коммерческой тайне" регламентирует охрану конфиденциальности информации в рамках гражданско-правовых отношений. В ней указывается: