Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 00:20, статья
Конкуренция — это соперничество, в ходе которого соревнующиеся стороны, заинтересованные в достижении одной и той же цели, стремятся победить, опередить своего соперника. Элементы конкуренции (соревнования, соперничества) можно найти едва ли не во всех сферах окружающего мира: в природе, спорте, политике, духовной сфере. В экономике конкурентная борьба выступает в форме экономической, или рыночной, конкуренции.
В последнее время наблюдается создание межбанковских объединений крупных банков по признаку размера и надежности. Например, группа средних банков подписала соглашение о взаимных действиях по поддержанию ликвидности, целью которого является взаимное кредитование и лоббирование ингересов группы средних банков в структурах управления. Это означает, что в российской банковской системе формируется режим раздельного, разобщенного развития типов банков. По мнению специалистов, наблюдающаяся в настоящее время тенденция к образованию «клубов», объединяющих банки одного уровня надежности и не сотрудничающих с менее надежными банками, сохранится и в будущем.
Однако вне зависимости от консолидирующей основы ни один из видов ассоциации не предполагает слияния или координации всех видов деятельности ее участников, а значит, между ними может сохраняться индивидуальная конкуренция.
Совместные финансово-
Примером банковской кооперации такого рода из зарубежной практики может служить сотрудничество немецкого «Дрезднер Банка» с различными банками других стран. Особый размах сотрудничество приобрело в 1992 г.: немцы усилили своими кадрами представительства в Португалии и Греции, Бельгии и Голландии, специальные технические группы начали работать над унификацией системы платежей, выработкой единых подходов к управлению рисками, технологии обработки данных и принятием единообразной отчетности. Осенью 1993 г. в Санкт-Петербурге открылся совместный банк «БНП — Дрезднер Банк (Россия)», ставший первым в России банком со 100%-ным иностранным капиталом. Таких совместных предприятий на сегодня создано немало, в том числе и российскими банками.
Поскольку учредители совместных финансово-кредитных учреждений взаимно заинтересованы в успешной деятельности и финансовой устойчивости друг друга, индивидуальная конкуренция между ними исключается. Банковские консорциумы. Третьей формой кооперации участников банковского рынка являются консорциумы финансово-кредитных институтов.
Банковский консорциум (синдикат, пул) представляет собой группу банков, временно организованную одним из наиболее крупных банков (главой консорциума) для совместного проведения кредитных, гарантийных или иных банковских операций.
В России этот вид объединений получил распространение в фондовом секторе банковского рынка. В качестве примеров временных объединений можно привести Чековый синдикат под управлением «Глория-банка», Фондовый эмиссионный синдикат (ФЭС), Консорциум по обслуживанию внешнего долга бывшего СССР и др.
коммерческий характер деятельности роднит синдикаты и консорциумы с совместными предприятиями; однако круг выполняемых ими задач (а следовательно, поле пересечения индивидуальных и групповых интересов участников), как правило, достаточно узок, что сближает эти объединения с некоммерческими ассоциациями. Тем самым консорциумы и синдикаты, являясь организационной формой групповой конкуренции, не устраняют индивидуальной конкуренции между их участниками.
Финансово-промышленные группы и холдинги. Последними из рассматриваемых форм организации групповой конкуренции на банковском рынке являются финансово-промышленные группы и холдинги.
Финансово-промышленной группой (ФПГ) признается зарегистрированная группа предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, сформированная в целях объединения материальных и финансовых ресурсов ее участников для повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических и кооперационных связей, увеличения экспортного потенциала, ускорения научно-технического прогресса, конверсии оборонных предприятий и привлечения инвестиций.
Обостряющаяся конкуренция,
сужение возможностей для чистой
спекуляции, снижение процентных ставок
на кредитном рынке и его
Банковская холдинговая компания представляет собой акционерное общество, владеющее контрольными пакетами акций ряда юридически самостоятельных банков и небанковских фирм с целью контроля над их операциями. Особенно широкое распространение они получили в США, где с помощью холдинговых компаний крупные банки создают в обширных регионах целые системы банковских учреждений, управляемых из единого центра и заменяющих отделения.
Существует два основных вида банковских холдингов — многобанковские (контролирующие два или более банков) и однобанков-ские. К крупнейшим банковским холдингам относится американская компания «Ситикорпорейшн» («Ситикорп»), основные активы которой принадлежат «Ситибэнку».
В России процесс создания холдингов происходил двумя основными способами — «сверху» и «снизу». «Сверху» шло преобразование бывших отраслевых ведомств и объединений предприятий в холдинговые компании. По этой схеме к середине 1993 г. было создано около 10 холдинговых компаний («Газпром», «Лукойл» и др.), однако этому процессу препятствовал Государственный комитет РФ по управлению имуществом, требуя первоначальной приватизации предприятий.
«Снизу» шло создание холдингов
новыми предпринимателями из числа
приватизированных и вновь
Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция
В зависимости от отраслевой принадлежности субъектов конкуренции принято различать: 1) внутриотраслевую конкуренцию и 2) межотраслевую конкуренцию (рис. 3.1).
Поскольку ранее было доказано, что банковское дело — это не отдельная отрасль, а сфера экономики, включающая множество разнообразных, весьма разнородных, существенно отличающихся друг от друга отраслей, очевидно, что эта классификация форм банковской конкуренции имеет большое значение.
Рис. 3.1. Формы конкуренции в
Внутриотраслевая конкуренция — это конкуренция между представителями одной отрасли, производящими аналогичные товары и услуги, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту. Она может осуществляться в двух основных формах: а) предметная и б) видовая конкуренция.
Предметная конкуренция осущест
Видовая конкуренция осуществляется между предприятиями, выпускающими товары одного вида (т.е. предназначенными для одной и той же цели), но различающиеся каким-то существенно важным параметром. Примером могут служить автомобили одного класса с различными по мощности двигателями. Видовая конкуренция менее интенсивна, чем предметная.
Для банковского дела это деление
также применимо, хотя и с определенными
ограничениями. Предметная банковская
конкуренция возможна в предоставлении
услуг так называемого
Однако далеко не все банковские услуги являются стандартизированными. Многие из них носят индивидуальный характер, ориентированы на решение финансовых проблем конкретного клиента, Классический пример — это кредитование предприятий, где в каждом случае условия определяются кредитным договором. Здесь имеет место видовая конкуренция. Более того, с развитием банковского дела и экономики в целом даже услуги массового ассортимента могут терять свою однородность. Так, одинаковые услуги, предоставляемые разными банками, нередко приобретают в глазах потребителей этих услуг отличительные черты, связанные со сформировавшимся имиджем банка (возникает эффект дифференциации товара). Естественно, при прочих равных условиях вкладчик пойдет в тот банк, который представляется ему более солидным, более надежным и т.д.
Таким образом, внутриотраслевая конкуренция в банковском деле осуществляется в основном в форме видовой конкуренции. С точки зрения конкурентной стратегии это означает, что разработка новых ассортиментных единиц в рамках существующего вида еще не обеспечивает конкурентного преимущества, если она не подкрепляется мерами по формированию потребительских предпочтений.
Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между представителями различных банковских отраслей. Она может осуществляться в формах: 1) конкуренции посредством перелива капитала или 2). функциональной конкуренции (конкуренции субститутами).
Конкуренция посредством перелива капитала возникает при смене предприятием профиля своей деятельности, или ее диверсификации. Она вызывается различиями конъюнктуры и нормы прибыли в разных отраслях.
В идеале перелив капитала мог бы приводить к выравниванию нормы прибыли по всем отраслям. Однако на практике для перелива капитала существуют препятствия, которые в экономической литературе получили название входных и выходных барьеров.
Перелив капитала используется для
входа извне (т.е. из небанковских секторов
экономики) на банковский рынок, а также
при попытке финансово-
Функциональная конкуренция в отличие от конкуренции посредством перелива капитала не предполагает перехода в другую отрасль. Она основывается на том факте, что совершенно разные товары, производимые предприятиями разных отраслей, могут выполнять для потребителя одинаковые функции и выступать в качестве взаимозаменяемых товаров (товаров-субститутов).
Так, конкурентом производителя
коньков может быть и производитель
лыж — в той мере, в какой
для потребителя два вида зимнего
спорта являются взаимозаменяемыми. Также
взаимозаменяемыми являются, например,
многие продукты питания. Наличие субститутов
резко раздвигает границы рынка
и ведет к обострению межотраслевой
конкуренции, поэтому при выработке
конкурентной стратегии наиболее привлекательными
для предпринимателя являются такие
отрасли, продукция которых не имеет
хороших или близких
Многие банковские услуги являются
субститутами друг друга. Однако в связи
с тем, что большинство коммерческих
банков в настоящее время являются
универсальными, т.е. представляют собой
многоотраслевые, диверсифицированные
предпринимательские структуры, функциональная
банковская конкуренция в явном
виде имеет место только там, где
в соперничество вступают специализированные
финансово-кредитные
В России банковская конкуренция первоначально носила в основном внутриотраслевой характер, являясь по существу межбанковской. Однако в последнее время бурно развиваются небанковские финансовые институты (инвестиционные компании, пенсионные фонды и др.), внедряющиеся на банковские рынки. Интерес к финансовым операциям проявляют и нефинансовые предприятия (например, торговые фирмы), которые активно выпускают облигации, векселя, а также, пользуясь расплывчатостью законодательства, начинают открыто предлагать такие традиционные банковские услуги, как прием вкладов и выдача кредитов. Таким образом, налицо перелив капитала в банковский сектор.
Ценовая и неценовая конкуренция
В зависимости от используемых методов конкуренции различают: 1) ценовую и 2) неценовую конкуренцию (рис. 3.2).
Рис.
Рис. 3.2. Формы конкуренции в
Ценовая конкуренция осуществляется путем изменения (как правило, снижения) цен на предлагаемые товары и услуги.
Манипулирование ценами — самый старый метод конкуренции и самый простой с точки зрения технического исполнения. Однако и здесь есть нюансы. Ценовая конкуренция в экономике может быть: I) открытой (прямой) и 2) скрытой.
При открытой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают потребителей о снижении цен на свои товары и услуги (проводят сезонные распродажи, акции по снижению цен, публикуют в газетах и журналах купоны на получение скидки и др.).