Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 15:35, контрольная работа
Реструктуризация компании - это изменение структуры компании (иными словами порядка, расположения ее элементов), а также элементов, формирующих ее бизнес, под влиянием факторов либо внешней, либо внутренней среды.
Реструктуризация включает: совершенствование системы управления, финансово-экономической политики компании, ее операционной деятельности, системы маркетинга и сбыта, управления персоналом. Основной причиной, почему компании стремятся к реструктуризации, обычно является низкая эффективность их деятельности, которая выражается в неудовлетворительных финансовых показателях, в нехватке оборотных средств, в высоком уровне дебиторской и кредиторской задолженности.
1 Цель, задачи и формы реструктуризации бизнеса. Основные направления реструктуризации бизнеса в области применения организационной стратегии роста и сокращения бизнеса. Условия их применения, методы анализа, проектирования и оценки эффективности. Реструктуризация ассортиментной политики и структуры выпускаемой продукции........................................................3
2 Особенности реструктуризации пассивов предприятия-банкрота в различных процедурах банкротства..............................................................................................10
3 Современные подходы к реструктуризации системы управления и организационной структуры управления предприятий: сущность, условия применения, структура проектов. Последовательность и инструменты описания структуры, анализа, проектирования и оценки эффективности реструктуризации организационных структур управления предприятий.............................................14
Список использованных источников.........................................................................23
Содержание
1 Цель, задачи и формы реструктуризации
бизнеса. Основные направления реструктуризации
бизнеса в области применения организационной
стратегии роста и сокращения бизнеса.
Условия их применения, методы анализа,
проектирования и оценки эффективности.
Реструктуризация ассортиментной политики
и структуры выпускаемой продукции.....................
2 Особенности реструктуризации пассивов
предприятия-банкрота в различных процедурах
банкротства...................
3 Современные подходы к реструктуризации
системы управления и организационной
структуры управления предприятий: сущность,
условия применения, структура проектов.
Последовательность и инструменты описания
структуры, анализа, проектирования и
оценки эффективности реструктуризации
организационных структур управления
предприятий...................
Список использованных источников....................
1 Цель, задачи и формы реструктуризации бизнеса. Основные направления реструктуризации бизнеса в области применения организационной стратегии роста и сокращения бизнеса. Условия их применения, методы анализа, проектирования и оценки эффективности. Реструктуризация ассортиментной политики и структуры выпускаемой продукции
В переводе с английского
"реструктуризация" (restructuring) - это
перестройка структуры чего-
Реструктуризация компании - это изменение структуры компании (иными словами порядка, расположения ее элементов), а также элементов, формирующих ее бизнес, под влиянием факторов либо внешней, либо внутренней среды.
Реструктуризация включает:
совершенствование системы
Реструктуризация –
это изменение структуры чего-
Перестройка деятельности компании – мероприятие крупномасштабное и требующее значительных временных, финансовых и человеческих ресурсов.
Главные «болезни» предприятий,
нуждающихся в реструктуризации
- слишком высокая концентрация полномочий и ответственности высшего руководства, что приводит к демотивации менеджеров среднего звена;
- непрозрачная система учета, которая не позволяет определить успешно работающие и откровенно неэффективные структурные бизнес-единицы и службы;
- слишком громоздкая организационная структура, не обеспечивающая динамизм в развитии бизнеса;
- избыточность структуры имущественного комплекса, зачастую доставшегося в наследство от социалистического предприятия.
Особенно часто подобные проблемы возникают у государственных предприятий, которые за последние десять лет сократили объемы бизнеса иногда в десятки раз, а структуру и систему управления сохранили в неизменном виде. Необходимость в реструктуризации может возникнуть и у вполне успешных компаний. Так, любая модификация масштабов бизнеса или рыночных условий требует адекватного изменения системы управления. И дальновидные руководители проводят преобразования, не дожидаясь снижения эффективности бизнеса.
Поскольку реструктуризация – комплексный процесс, затрагивающий все стороны деятельности компании, при ее проведении возникает ряд частных задач:
- оптимизация организационной и функциональной структур и системы управления компании в соответствии со стратегическими целями развития;
- реинжиниринг бизнес-процессов и главным образом процессов коммерческой и финансовой деятельности в целях улучшения показателей;
- рациональное использование ресурсов компании;
- оптимизация количественного и качественного состава персонала.
В соответствии с данными целями и задачами полный комплекс работ по проведению реструктуризации включает в себя:
- анализ бизнес-процессов и структуризацию бизнес-единиц компании;
- анализ финансового состояния компании в целом и ее отдельных бизнес-единиц;
- анализ структуры имущественного комплекса;
- анализ положения компании на рынке и перспектив его изменения;
- разработку концепции реструктуризации на основе вариантных расчетов эффективности организации бизнеса и SWOT – анализа различных вариантов формирования бизнес-единиц предприятия и их организационно-правового статуса;
- формирование экономической модели функционирования компании;
- разработку программы реструктуризации и организационного механизма ее осуществления.
Обязательно проводится модернизация корпоративной, имущественной и организационно-функциональной структуры бизнеса, сопровождающаяся реинжинирингом бизнес-процессов и обучением персонала. Дадим уточняющие определения.
Корпоративная структура – состав юридических лиц, входящих в группу компаний, описание их организационно-правовой формы, механизмов участия в капитале друг друга, роли и основных функций в группе.
Имущественная структура – состав имущественного комплекса предприятия.
Организационно-функциональная структура – состав подразделений организации, их подчиненность и основные функции.
Реинжиниринг бизнес-процессов сопровождается обучением персонала компании новым технологиям управления. Обучение проводится в форме деловых игр, в ходе которых моделируются наиболее типичные ситуации из практики бизнеса компании-клиента и персоналу фирмы предлагается решить возникающие проблемы новым «набором инструментов», сформированным в процессе реструктуризации. Как правило, к таким инструментам относятся стратегический анализ, бюджетирование и контроллинг, факторный анализ себестоимости, процедуры кадрового мониторинга, формирование и реализация кадровой и социальной политики и т.д.
Выделение бизнеса как
составная часть корпоративной
стратегии также может осуществ
Согласно Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество может быть добровольно реорганизовано в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Под слиянием понимается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ, с прекращением существования последних. Под присоединением признается прекращение деятельности одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу. При присоединении одного общества к другому к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого общества. Под разделением общества признается прекращение деятельности общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам. Под выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения деятельности последнего. Основные направления реструктуризации предприятий и соответствующие мероприятия представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Основные направления реструктуризации предприятий и соответствующие мероприятия
Направления реструктуризации |
Мероприятия |
Стратегическое |
Расширение (слияние, присоединение) Сокращение (разделение, выделение) Преобразование акционерного капитала |
Реорганизация в случае несостоятельности (банкротства) |
Внешнее управление имуществом должника Санация |
Предотвращающее угрозу захвата |
Система защиты интересов управляющих и акционеров Программа выкупа акций Преобразование компании |
Цель реструктуризации можно определить как решение комплекса двух основных задач, стоящих перед менеджментом:
Во-первых, у предприятия есть собственники, которые вправе, как владельцы, требовать от бизнес-системы желаемого (целевого) состояния, которое ими (собственниками) и задается. Собственность предусматривает полное распоряжение объектом владения.
Во-вторых, есть некий универсальный показатель эффективности бизнеса - его стоимость, повышение которой есть непременный атрибут успешного менеджмента, вне зависимости от того, рассматривается продажа предприятия в будущем или нет. Все остальное - например, макроэкономические факторы, социальные факторы, цели персонала и менеджмента, поведение конкурентов, цели партнеров и поставщиков и т.д. - не является объектом рассмотрения при определении целей и задач реструктуризации. Это факторы, определяющие выбор конкретной стратегии достижения целей бизнес-системы.
Приведение бизнес-системы в соответствие с ожиданиями собственников. Ожидания собственников являются отражением их стремления к достижению универсальной ценности - статуса (общественного, профессионального, социального и т. д.), главные показатели которого определяются социокультурной средой, воспитанием и другими факторами, рассмотрение которых не входит в рамки данного материала. Цели собственников могут быть описаны комплексом ожиданий от владения бизнес-системой, в рамках которого выделяются следующие:
В случае, если ожидания собственников различны, первоочередной задачей при проведении реструктуризации является максимально полное согласование ожиданий собственников, компромиссные решения по противоречиям и выделение единых для всех собственников ожиданий, на основании которых определяется «желаемое будущее» (целевое) состояние бизнес-системы, или «vision», если использовать общепринятую в менеджменте терминологию.
Повышение стоимости бизнес-системы. При рассмотрении стоимости бизнес-системы как универсального показателя эффективности компании, ее менеджмента, ее инфраструктуры и т. д. понятие «стоимости бизнеса» может быть трех типов.
Рыночная капитализация – стоимость бизнес-системы с точки зрения портфельного инвестора. Это тип капитализации, рассматривающий стоимость компании с точки зрения размещения акций на корпоративном рынке ценных бумаг. Размер капитализации рассматривается как совокупная стоимость акций предприятия, обращающихся на финансовом рынке, взятых по биржевым котировкам.
Стоимость бизнес-системы с точки зрения прямого инвестора — как приведенная стоимость ожидаемых денежных потоков. В этом случае считается, что бизнес стоит столько, сколько денег он может принести собственнику в будущем. Для определения стоимости используется метод «дисконтированных денежных потоков», основанный на известной методике Модильяни-Миллера для рациональных рынков. Попросту говоря, рассматривается сумма будущих поступлений от вложения средств (покупки, инвестирования), при этом будущие поступления уменьшаются (дисконтируются) по известной методике в соответствии с рисковостью таких вложений.
Стоимость с точки зрения отраслевого инвестора. Такой тип стоимости предусматривает наличие будущих потенциальных иностранных отраслевых инвесторов, которые будут заинтересованы в покупке бизнес-системы вкупе с ее связями, партнерами, потребителями и т. д. Потенциального отраслевого инвестора интересуют в первую очередь рынок, инфраструктура, клиенты. Стоимость компании определяется либо методом «аналогичной сделки» (выбирается сделка по покупке максимально похожей бизнес-системы), либо методом «стоимости создания аналогичной бизнес-системы», то есть затратами на создание аналогичной компании. Очевидно, что описанные выше подходы к определению стоимости бизнес-систем противоречат друг другу. Тем не менее, они оба имеют право на жизнь и в зависимости от долгосрочных финансовых и системных ожиданий собственников должны учитываться при проведении реструктуризации.
Формирование стратегий развития. Формирование стратегии состоит из трех основных фаз: