Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 20:46, доклад
Конкурентоспособность товара - это совокупность характеристик
продукта и сопутствующих его продаже и потреблению услуг, отличающих
его от продуктов- аналогов по степени удовлетворения потребностей
потребителя, по уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию. Это
способность товара соответствовать ожиданиям потребителей, способность
товара быть проданным.
затраченных на контроль, и издержек, понесенных предприятием
вследствие отказов изделий.
Сумма расходов на качество составляет значительную часть от
оборота предприятия. Согласно опросу высших руководителей во Франции,
47% считают цену качества равной 5 - 19% оборота; по мнению 26%
опрошенных, цена качества составляет меньше 5% оборота; 10%
предпринимателей
определяют цену качества в 20 - 30% оборота.
Цена качества слагается из двух групп расходов: расходы на
обеспечение качества продукции и издержки, связанные с
неудовлетворительным качеством продукции. В этой связи в процессе
обеспечения качества в системе производственного менеджмента возникает
вопрос: как изменяются расходы по каждой группе в связи с изменением
качества[2]?
Для обеспечения качества с оптимальными затратами в системе
производственного менеджмента целесообразно воспользоваться приемом,
когда все затраты по обеспечению качества делят на цену соответствия
продукции требованиям потребителя и цену несоответствия.
Цена несоответствия
на ремонт в течение гарантийного периода, расходов, связанных с
окончательным браком. Сюда следует также отнести затраты, связанные с
просрочкой платежей по счетам, затраты на внесение изменений в
технологию, плату за задержку поставок и т. д. Цена несоответствия по
данным ряда зарубежных фирм может доходить до 75% от цены качества.
Цена соответствия включает в себя расходы на обнаружение или
предотвращение брака, на испытания и тестирование, обучение и
подготовку кадров, составление отчетов и т. д. Она составляет примерно
25% общих
затрат по обеспечению
фирмы.
Согласно выводам ведущих европейских специалистов затраты,
связанные с тем, что работа не была выполнена правильно с первого
раза, составляют в среднем для их машиностроительных предприятий не
менее 20% от суммы продаж. Для наших же предприятий этот показатель,
получивший название «цены несоответствия», значительно выше.
В реальную цену несоответствия входят не только стоимость
испорченного сырья и затраты на повторное изготовление, но и затраты
электроэнергии, амортизация оборудования, расходы на командирование
специалистов гарантийному ремонту и многое другое. Эти затраты связаны
не только с некачественным трудом конкретных исполнителей, но и с
недостатками в организации всего производства, состоянием
оборудования, качеством инструмента, техдокументации и т. д. Выявить
эти потери под силу только всему трудовому коллективу, если его
побудить через заинтересованность к сотворчеству всех: от директора до
рабочего. Этот принцип давно получил название «партисипативного»
(«соучастного»)
управления производством и
западных фирмах.
Показатели и цена качества дают возможность определить качество
продукции. Но, помимо всех этих показателей, важна и цена изделия.
Именно с ценой связан вопрос экономически оптимального качества, или
экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие,
всегда прикидывает, соответствует ли цена изделия тому набору свойств,
которыми оно обладает. Помимо цены важны и эксплуатационные
характеристики изделия, поскольку они влекут за собой затраты по
эксплуатации и ремонту. Если изделие рассчитано на длительный срок
службы, эти затраты вполне сопоставимы с ценой изделия, а по некоторым
видам (оборудование, машины, агрегаты и т. п.) и существенно
превосходят продажную цену изделия.
Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение
качества и затрат, или цена единицы качества, что можно представить
такой формулой:
где:
Копт - экономически оптимальное качество;
Q - качество изделия;
Cs - затраты на приобретение и эксплуатацию изделия, руб.
Определить знаменатель
продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации
изделия. Сложнее определить числитель, т. е. качество, включающее
самые разнообразные показатели. Этим занимается целая наука -
квалиметрия, которая разработала достаточно приемлемые методы по
количественной оценке качества, т. е. прироста единицы качества
изделия
на рубль затрат.
Системы управления качеством
Несмотря на то, что проблемами обеспечения качества занимаются во
многих странах научные учреждения, крупные фирмы, ученые и
специалисты, в настоящее время еще многие вопросы, связанные с
обеспечением качества, не решены. Ученые и специалисты предлагают
иногда противоположные подходы.
Так, известный специалист в области управления качеством Ф. Кросби
считает, что основная проблема заключается в отказе от контроля и в
переходе к формированию качества. С его точки зрения, три объекта
требуют постоянного внимания управляющего любой фирмой: финансы, связи
и качество.
Ф. Кросби формулирует четыре правила, способствующие, по его
мнению, решению проблемы качества:
1. необходимо выработать ясную и четкую политику в области
качества и довести ее цели до сознания каждого сотрудника фирмы;
2.все сотрудники должны
3. требования, включенные в программу качества, подлежат
неукоснительному выполнению, менять их можно только в сторону
ужесточения;
4. компромиссы исключаются, колебания, отклонения и т. д. не
допускаются.
В настоящее время в рамках выполнения федеральной инновационной
программы «Российская инжиниринговая сеть технических нововведений»
(«Инжиниринг-сеть России») начаты работы по внедрению управления
качеством в России на национальном уровне, которые выполняет
Ассоциация центров инжиниринга и автоматизации (АЦИА). В состав
Ассоциации входит более 90 инженерных центров, расположенных в
различных городах СНГ. Головной организацией в сети отечественного
инжиниринга является Центр наукоемкого инжиниринга (ЦНИ) Санкт-
Петербургского государственного технического университета.
АЦИА и ЦНИ в своей
достижения в организации и проведении в жизнь стратегии нововведений,
например, принципы реализации проектов "EUREK", согласно которым
акцент ставится не на трансферте технологий, а на интеграции
технологий и организации производства.
Сейчас в России формируется система качества: головной центр
качества, объединяющий разветвленную сеть центров качества,
формируемых на базе координирующих региональных центров инжиниринг-
сети.
При решении проблемы
перспективными являются следующие направления:
1. Развитие концепции,
управления качеством в России.
2. Освоение зарубежного опыта. Взаимодействие с иностранными
фирмами, специализирующимися в области качества.
3. Создание механизма и инструментов реализации программы
всеобщего управления качеством в России. Разработка и дополнение
функций региональных центров инжиниринг-сети (по проблеме качества).
4. Работа по применению ИСО 9000.
5. Работа по внедрению
6. Подготовка кадров в области управления качеством (совместно с
Министерством РФ по образованию).
7. Развитие методических основ в области качества.
8. Развитие информационного
В условиях российской экономики развитие качества все в большей
мере начинает определяться конкуренцией. Современные тенденции
предусматривают создание систем качества во всех сферах деятельности
предприятия, включая взаимодействие с поставщиками и потребителями.
Одним из компонентов системы
качества является качество
определяющее развитие технологических процессов и требований к
технологическому оборудованию. Поэтому создание на предприятиях систем
качества, как инструмента повышения конкурентоспособности, должно быть
направлено на усиление позиций отечественных предприятий на внутреннем