Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 18:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является сравнить подходы развития человека и общества.
Реализация указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
Ознакомиться с концепциями развития человека и общества.
Провести сравнение концепций развития человека и общества.
Сделать выводы по результатам сравнения.
2. Цивилизационный подход к развитию общества.
Слово “цивилизация” происходит от латинского “civis”, что означает “городской, государственный, гражданский”. Уже в античные времена оно противопоставлялось понятию “silvaticus” – “лесной, дикий, грубый”. В дальнейшем понятие “цивилизация” приобрело различные значения, возникло множество теорий цивилизации. В эпоху Просвещения под цивилизацией стали понимать высокоразвитое общество, имеющее письменность и города.
На сегодня существует около 200 определений этого понятия. Например, Арнольд Тойнби (1889 – 1975), сторонник теории локальных цивилизаций, называл цивилизацией устойчивую общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. А Освальд Шпенглер (1880 – 1936), основоположник культурологического подхода к историческому процессу, считал, что цивилизация – это высший уровень, завершающий период развития культуры, предшествующий её смерти. Одно из современных определений этого понятия такое: цивилизация – это совокупность материальных и духовных достижений общества.
Существуют различные теории цивилизации. Среди них можно выделить две основные разновидности.
Теории стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии). Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время произошли большие общественные изменения, которые затронули социально-экономические, политические отношения, культурную сферу.
Так, видный американский социолог, экономист, историк ХХ века Уолт Уитмен Ростоу создал теорию стадий экономического роста. Таких стадий он выделял пять:
Традиционное общество. Существуют аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников.
Переходящее общество. Растёт сельскохозяйственное производство, появляется новый вид деятельности – предпринимательство и соответствующий ему новый тип предприимчивых людей. Складываются централизованные государства, усиливается национальное самосознание. Таким образом, созревают предпосылки для перехода общества на новую ступень развития.
Стадия “сдвига”. Происходят промышленные революции, за которыми следуют социально-экономические и политические преобразования.
Стадия “зрелости”. Идёт научно-техническая революция, растёт значение городов и численность городского населения.
Эра “высокого массового потребления”. Наблюдается значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики.
Теории локальных (локальный с лат. – “местный”) цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби)3 исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития.
Локальные цивилизации – это своего рода элементы, составляющие общий поток истории. Они могут совпадать с границами государства (китайская цивилизация), а могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация). Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, законодательство, религия, философия, литература, искусство, быт людей и т.д. Каждый из этих компонентов несёт на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. Конечно, с течением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остаётся некая основа, “ядро”, благодаря которому одна цивилизация всё равно отличается от другой.
Один из основоположников теории локальных цивилизаций Арнольд Тойнби считал, что история – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Тойнби подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации (например, шумерская, вавилонская, эллинская, китайская, индусская, исламская, христианская и др.) оставили яркий след в истории человечества и косвенно повлияли на другие цивилизации. Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках, их около тридцати: американская, германская, русская и др.
Движущими силами цивилизации Тойнби считал: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); ответ цивилизации в целом на этот вызов; деятельность великих людей, талантливых, “богоизбранных” личностей.
Существует творческое меньшинство, которое ведёт за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. В то же время инертное большинство склонно “тушить”, поглощать энергию меньшинства. Это ведёт к прекращению развития, застою. Таким образом, каждая цивилизация проходит через определённые этапы: зарождение, рост, надлом и дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.
Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – индивидуальное, разнообразие исторического процесса.
В целом, цивилизационный подход представляет человека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов. Прогресс относителен. Например, он может затрагивать экономику, и в то же время применять это понятие по отношению к духовной сфере можно очень ограниченно.
Глава 2. Сравнительный анализ
Человек — субъект, в единстве двух значений: разделительном и собирательном. В разделительном смысле человек — индивидуум, личность, живое существо. В собирательном смысле человек — человечество, человеческий род, человеческое общество.
Между тем и другим "человеком" существует определенная дистанция, которая в практике словоупотребления обозначается как противоположность "человек — общество" (или: "личность—общество", "индивид — род", "я — мы" и т. п.). Слово "человек" чаще всего употребляется в разделительном смысле. В собирательном же смысле обычно употребляется слово "общество".
Человек-общество — двойной субъект, в котором определяющую роль играет человек. Человек — первичный субъект, общество — вторичный. Человек "светит" своим светом, общество — отраженным. С другой стороны, эти два субъекта, как два полушария, неразделимы. Человек для себя — субъект во всех отношениях. Общество не является субъектом для себя и тем более субъектом во всех отношениях. Для человека общество — отчасти объективная реальность, отчасти часть его самого. По отношению к природе общество — субъект; оно действует, преобразует природу, но по отношению к человеку оно и объективно, и суть нечто зависимое, являющееся частью человека. Например, наука, часть общества, не может существовать без отдельных ученых. Последние делают науку наукой!
Наибольшая реальность — не в отдельном человеке и не в обществе, а в чем-то среднем между тем и другим: в человеке-обществе или в обществе-человеке. Человек-общество — это человек, живущий в обществе; общество-человек — это общество, реализующее себя в отдельном человеке, живущее благодаря человеку.
Итак, человек по сути — индивид, индивидуальность, личность и в то же время представитель рода homo sapiens, член общества. С одной стороны, он хочет быть как все, а, с другой, не быть похожим на других, чем-нибудь выделяться. Это — вечное противоречие жизни. Человек — не коллективист и не индивидуалист, а то и другое вместе. Отсюда все проблемы...
Все в нашей жизни состоит из потребностей или желаний. Именно потребности являются первоначальными. Развитие потребностей развивает человека и общество. Существуют телесные потребности (животные желания) (Приложение 1) и общественные (Приложение 2). Телесные потребности – это те потребности, которые позволяют существовать нашему материальному телу на уровне животного. К ним относятся:
- потребность в пище;
- потребность в физической любви;
- потребность семьи и продолжения рода;
- инстинктивная потребность в самосохранении и безопасности.
К общественным потребностям можно отнести такие потребности, как:
- богатство;
- власть;
- слава;
- знания.
Общественные потребности в человеке закладываются еще в утробе матери. После рождения маленький ребенок начинает постигать мир, изучать принципы его устройства, раскрывает для себя свет, пространство и время. Весь процесс воспитания зависит от окружающих его людей, от общества. К примеру, бывали случаи, когда ребенок вырастал в лесу и воспитывался зверями. В таком случаи ребенок был похожим на животное. Саму человечность в него закладывает окружение, общество.
Для того чтобы полностью представить картину влияния общества на человека и роль человека в обществе, необходимо понимать, что именно желания генерируют в нас мысли, возбуждают намерения и способствуют к действию. А общество воспитывает в нас общественные желания, от которых зависит большая часть нашей жизни. Только понимание этого механизма поможет нам понять природу человека.
Что хорошего можно ждать от общества, которое находиться на столь низком уровне развития, как наше.4 Которое считает, что возможно решить проблемы путем войн и насилия, которое воспитывает серийных убийц (солдат), которое развивает экономику, нацеленную на прибыль, а не на рациональное использование ресурсов и благополучие человечества.
Изменить наше общество к идеалу можно с помощью одного-двух поколений, путем комплексного воспитания родителей и детей. Основополагающей мыслей, которую нужно донести всем и каждому – это мысль о том, что общество является единым организмом и если человек хочет поднять свое благополучие, то это нужно делать через общество. Успех одного человека возможен только благодаря успешности всего человечества. К этому тяжело прийти пониманием, тем более действиями, но без понимания основополагающего аспекта, эгоистическое существование человечества конечно. Мы можем убедиться в этом, ознакомившись с прогнозами финансистов, экономистов и экологов. Потребительское и безрассудное использование ресурсов приближает время, когда ресурсы попросту закончатся. Рост дефицитности ресурсов влечет к развязыванию войн и разрушению. Многие считают, что войны на Востоке (в странах, которые обладают нефтью) длятся уже много лет из-за того, что там нет демократии. Под предлогом демократии, корпорации развязывают войны и оправдывают их с помощью собственноручного терроризма. Эти схемы овладения государствами обеспеченными ресурсами очень прозрачны, логичны и прогнозированы. Почему большая часть человечества не видит и не понимает этого? Вот в чем вопрос и проблема. Мы готовы верить во все, что нам предлагает продажное СМИ и не способны сопоставлять очевидные факты.
Именно по той причине, что человек вырастает в обществе перевернутых ценностей мы и продолжаем культивировать эти ценности в следующих поколениях. Неверное отношение к своему эгоизму и непонимание того, что человеческое общество – это единый организм, создает все существующие проблемы в мире.
Для того чтобы стать успешным, человеку необходимо включиться в информационную жизнь всего общества, начать понимать и чувствовать окружающих его людей, понимать природу формирования общества и влияние общества на судьбу самого человека, начать чувствовать отклик своих мыслей в обществе и отклик жизни общества в своих мыслях. На рисунке (Приложение 3) образно показано, что одному человеку невозможно найти своё положение и трудно построить успешную карьеру, а вот когда человек наделён общением и взаимодействует с жизнью общества, он становится человеком, который достигает высот в избранном им деле. Формирование целостности мироздания в сознании человека и раскрытие смысла жизни позволит человеку стать успешным и изменить общество к лучшему, этим самым изменить и свою судьбу.
Заключение
В заключение отметим, что в реальной действительности социальное и индивидуальное, свобода и необходимость, биологическое и социальное тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Наш разум разрывает эту зависимость, рассматривает человека в отрыве от общества, свободу от необходимости.
Объектом исследования выступает реальное движение, жизнедеятельность человека в обществе, общества с реальной автономией его членов. Трудности определения объекта в некоторой степени объясняются тем, что в самих понятиях «человек» и «общество» заложено их разъединение и противопоставление, т. е. присутствует абсолютный смысл. Как бы ни понималось общество – как общественный договор, союз единомышленников или единый социальный организм, детерминирующий развитие своих членов – в любом случае речь идет о чем-то таком, что отлично от отдельного человека. Мы абстрагируемся от человека, говорим « об обществе в целом». Человек выступает как зависимый от него, даже если постулируется тезис о том, что необходимо свести эту зависимость до минимума.
То же самое можно сказать и о понятии «человек». Либо он растворяется в обществе, являясь его членом, элементом, либо выступает независимым от общества – и везде присутствует идея об их разделении. Но если мы намереваемся рассмотреть реальный процесс движения, жизнедеятельность, то необходимо уйти от этого противопоставления индивидуального и социального, человека и общества. Исходя из этого, человек имеет общественную природу, он может стать человеком только в обществе.