Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 15:14, курсовая работа
Для реализации этой стратегической политической установки республика должна располагать научно обоснованной и практически ориентированной программой перевода национальной экономики в режим интенсивного инновационного развития в рамках белорусской экономической модели. Главным и наиболее эффективным, как показывает мировой и отечественный опыт, механизмом такого перевода должна стать национальная инновационная система (НИС) как современная институциональная модель генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества.
Введение 3
1 Мировые тенденции научно-технологического развития и национальные инновационные системы 3
2 Краткая характеристика компонентов действующей инновационной системы 10
2.1 Тенденции развития научно-инновационной сферы 10
2.2 Ключевые проблемы инновационного развития страны 14
3 Концептуальные подходы к построению и функционированию перспективной модели НИС Беларуси 15
3.1 Методологические принципы построения НИС 16
3.1.1 Сущность НИС, ее функции и роль в национальной экономике 16
3.1.2 Принципы построения НИС 17
3.2 Структура (архитектура) перспективной модели НИС 17
3.3 Институционально-правовые предпосылки формирования и развития НИС 19
3.4 Цели и задачи НИС 21
3.5 Этапы построения НИС 22
4 Основные направления государственной политики по формированию и развитию перспективной модели НИС и укрупненные меры по их реализации 25
4.1 Создание благоприятной для инновационной деятельности институционально-правовой среды 26
4.2 Перестройка действующих структурно-функциональных блоков НИС 26
4.3 Формирование инновационной инфраструктуры 28
4.4 Развитие малого и среднего предпринимательства 29
4.5 Развитие финансовой инфраструктуры 29
4.6 Создание мотивационного механизма инновационной деятельности 31
4.7 Развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности 32
4.8. Подготовка кадров для инновационной деятельности 33
4.9 Модернизация экономики на основе технологических инноваций 34
4.10 Государственное управление и обеспечение взаимодействия элементов НИС 36
5 Мониторинг реализации мер по формированию и развитию НИС 38
Заключение 39
Адаптация инновационной
системы России проявляется прежде
всего в смене моделей
Вместе с тем новые задачи государственной политики реализуются не в полной мере, особенно в области выработки инновационной, структурной, инвестиционной политики правительства. В связи с этим в России в августе 2005 г. были утверждены "Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года", а в феврале 2006 г. принята "Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года".
Целью реализации Стратегии является формирование сбалансированного сектора ИР и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста.
Эти намерения правительства России представляют большой практический интерес в контексте создания Союзного государства с Беларусью.
В Украине в 2004 г. была принята "Стратегия экономического и социального развития Украины на 2004-2015 годы", реализуя которую украинские ученые приступили к выработке концепции инновационной модели развития экономики. Но роль и место НИС в данной концепции не определено, не конкретизирована ее структура, а анализируются лишь отдельные сегменты такие, как формирование институционального устройства инновационной экономики, технологические приоритеты инновационного развития производственной сферы экономики, финансирование научно-технической и инновационной деятельности, развитие инновационного предпринимательства, рынок объектов права промышленной собственности, государственная политика в национальной инновационной системе.
По оценке украинских экспертов, современный кризис НИС Украины проявился не только в дефиците финансовых ресурсов, но и в падении платежеспособного спроса на научно-техническую продукцию со стороны государства и предпринимательского сектора, в ухудшении качественных характеристик научных кадров и материально-технической базы исследований, так что формирование инновационной системы нового типа только лишь началось.
Исследования проблем
инновационной экономики и
Структуры этих программ
практически совпадают и
Изучение изложенного опыта создания НИС в зарубежных странах, СНГ, его адаптация и применение лучших достижений мировой практики позволит оптимизировать использование инновационного потенциала Беларуси и существенно повысить конкурентоспособность национальной экономики на основе построения эффективной НИС.
В последние годы в республике проводилась целенаправленная работа по сохранению и развитию научного, научно-технического и инновационного потенциалов. Совершенствовалась система управления наукой, расширялась и укреплялась на современной основе законодательная и нормативно-правовая база научно-инновационной деятельности, реорганизовывалась академическая и вузовская наука, принимались меры по повышению уровня инновационности производства, развитию информационной и инновационный инфраструктуры, малых и средних наукоемких предприятий, комплекса высоких технологий и т.д.
Все эти меры не имели, однако, системного характера и не ставили целью формирование адекватной развитым рыночным отношениям и международным стандартам национальной инновационной системы Беларуси. В результате республика располагает лишь отдельными – пусть и важными – фрагментами потенциально целостной НИС: научными и образовательными учреждениями, инновационно ориентированными производственными предприятиями и специализированными предприятиями инновационной инфраструктуры с различной степенью их инновационности и креативности.
Научные исследования и разработки (ИР) в последние годы проводятся в Беларуси в трехстах НИИ, КБ, вузах, промышленных и иных предприятиях. Более 80 % ИР выполняется организациями НАН Беларуси, Министерствами промышленности, образования и здравоохранения. На долю трех из этих наукообразующих отраслей (Национальной академии наук Беларуси, Министерства образования, Министерства здравоохранения) приходится 94,4 % проводимых в стране фундаментальных исследований и 72,5 % – прикладных. Основная нагрузка в области опытно-конструкторских и технологических разработок лежит на Министерстве промышленности.
В соответствии с декретами Президента страны осуществлены кардинальные изменения в организации и формах осуществления фундаментальных и прикладных исследований – базисном сегменте инновационной системы – с целью их преимущественной ориентации на потребности конкретных отраслей экономики и социальной сферы. Утверждены перечни ГПФИ, ГПОФИ и ГППИ в области естественных, технических, гуманитарных и социальных наук. В год разрабатывается 40-50 программ.
По ряду направлений Беларусь не отстает от мировых тенденций, удерживает позиции среди лидеров в разработке фундаментальных проблем в области физики, математики, новых материалов, программных продуктов для ЭВМ. На смену микроэлектронике приходит наноэлектроника. Фонд идей и концепций, традиционные и новые научные заделы позволяют сегодня белорусской науке и экономике успешно сотрудничать с мировым научным сообществом по таким направлениям как информатизация и программное обеспечение, нанотехнологии и наноматериалы, энергоэффективные технологии, генетика и биотехнологии, экологическая устойчивость и радиационная безопасность и др.
В области прикладных исследований и разработок ежегодно выполняются 30-35 ГНТП и ГНХП. Результаты внедрения разработок последних лет обеспечили достижения в области автомобиле- и тракторостроения, микроэлектроники, создания искусственных алмазов, современных телевизоров, городского транспорта, медицинского оборудования и лекарственных препаратов, сенсорной техники и др.
Консолидации научных сил, их концентрации на повышении научно-технического уровня исследований и разработок способствует утвержденный Правительством в мае 2005 г. "Перечень приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь на 2006-2010 годы" и "Структура приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2006-2010 годы" (Указ Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 г. №315).
Работа в интенсивном
инновационном режиме в рамках НИС,
на уровне мировых образцов требует
и качественно, и количественно
улучшить основные факторы обеспечения
научно-инновационных
Замедлены, но не остановлены негативные тенденции в научной и научно-технической сфере. Это прежде всего продолжающееся уменьшение объемов научно-исследовательских работ и численности исследователей. С начала 90-х годов прошлого века их количество сократилось в 3,3 раза, а отнесенное к 1 млн. жителей оно стало, например, в 2,2 раза ниже, чем в Швеции и в 2,8 раза – чем в Японии.
До настоящего времени из научной среды происходит отток кадров среднего возраста. За последние 10 лет доля исследователей в возрасте 30-39 лет уменьшилась вдвое (с 32,3 % до 15,9 %), а старше 60 лет возросла в 4,5 раза (с 2,1 % до 12,2 %). При этом доля докторов наук в возрасте 30-39 лет составляет всего 1,4 % от их общей численности. Более половины из них достигли пенсионного возраста, а 18 % – 70 лет. Такая возрастная структура научного потенциала опасна потерей преемственности, необходимой для воспроизводства научных школ.
Приток молодых специалистов не компенсирует естественной убыли исследователей. Во многом это обусловлено низким социальным статусом, непрестижностью научного труда. В связи с этим не происходит позитивного перелома в миграции специалистов высшей квалификации.
Продолжает устаревать материально-техническая база научных организаций. Более 60% научных приборов имеют средний возраст свыше 15 лет, очень низок удельный вес оборудования и приборов нового поколения. Имеются серьезные трудности в поддержании в работоспособном состоянии действующих уникальных экспериментальных комплексов.
Научно-исследовательская деятельность в высших учебных заведениях направлена как на обеспечение связи между научными исследованиями и образовательным процессом с целью подготовки квалифицированных специалистов для отраслей экономики, так и на разработку новых технологий и создание конкурентоспособной продукции. В 2006 году из 34 Государственных программ фундаментальных, ориентированных фундаментальных и прикладных исследований по 21 государственной программе вузы выступают в качестве головных исполнителей.
Ряд известных белорусских предприятий, продукция которых широко представлена на мировом рынке, таких как ПО "Минский тракторный завод", входящий в семерку крупнейших мировых производителей, и ПО "БелАЗ" – в тройку, успешно модернизирует свою производственную базу, что позволяет им существенно повысить уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции. В процессе преобразования таких крупномасштабных производств формируются новые корпоративные структуры, которые позволяют создавать технологически сопряженные производства и осуществлять переход всех участников этого процесса на современный уровень развития, взаимоувязывая специализацию науки с производством и экспортом.
За основу отраслевого
инновационного сектора экономики
приняты научно-технические
В то же время в целом по промышленному комплексу уровень инновационной активности предприятий составляет всего 13 %, что в 4 раза меньше, чем в странах Евросоюза. В результате удельный вес осваиваемой новой продукции в производственном секторе составляет лишь 2,3 % в год при его пороговом, с точки зрения экономической безопасности, значении – 6 %.
Средняя продолжительность использования оборудования и определяющих технологий в производственной сфере Беларуси составляет 20-30 лет. Около 50 % из них разработано и внедрено еще во времена СССР. Из-за низкой обновляемости оборудования (3-5 % в год) негативный характер приобрела динамика износа активной части основных фондов. Особенно критическое положение сложилось в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, где удельный вес накопленной амортизации в первоначальной стоимости машин и оборудования превысил 80 %, что вдвое выше его порогового значения. Как следствие, удельное ресурсопотребление в Беларуси сегодня в 2 раза выше, чем в промышленно развитых странах.
Поэтому организация инновационной деятельности на предприятиях и обеспечение их глубокой интеграции с научной сферой является важнейшей задачей формирующейся национальной инновационной системы Беларуси.
Ключевое место в структуре экономики должна занять сфера информационных технологий (ИT), которая являясь наиболее прогрессивной среди наукоемких отраслей Беларуси, пока развивается недостаточными темпами. В целях формирования благоприятной среды для развития ИT-сферы, противодействия оттоку специалистов за рубеж, привлечения инвестиций в белорусскую экономику создано ГУ "Парк высоких технологий". Улучшить ситуацию в инновационной сфере призван Указ Президента страны (от 06.07.2005 г. №315) о структуре приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь, утвердивший 28 приоритетных макротехнологий, а также реализующие их критические технологии и ИР.
Технологическая инфраструктура
– важнейший сегмент современны
Но главное в том,
что вклад технопарков в
Информация о работе Концепция национальной инновационной системы