Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 15:14, курсовая работа
Для реализации этой стратегической политической установки республика должна располагать научно обоснованной и практически ориентированной программой перевода национальной экономики в режим интенсивного инновационного развития в рамках белорусской экономической модели. Главным и наиболее эффективным, как показывает мировой и отечественный опыт, механизмом такого перевода должна стать национальная инновационная система (НИС) как современная институциональная модель генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества.
Введение 3
1 Мировые тенденции научно-технологического развития и национальные инновационные системы 3
2 Краткая характеристика компонентов действующей инновационной системы 10
2.1 Тенденции развития научно-инновационной сферы 10
2.2 Ключевые проблемы инновационного развития страны 14
3 Концептуальные подходы к построению и функционированию перспективной модели НИС Беларуси 15
3.1 Методологические принципы построения НИС 16
3.1.1 Сущность НИС, ее функции и роль в национальной экономике 16
3.1.2 Принципы построения НИС 17
3.2 Структура (архитектура) перспективной модели НИС 17
3.3 Институционально-правовые предпосылки формирования и развития НИС 19
3.4 Цели и задачи НИС 21
3.5 Этапы построения НИС 22
4 Основные направления государственной политики по формированию и развитию перспективной модели НИС и укрупненные меры по их реализации 25
4.1 Создание благоприятной для инновационной деятельности институционально-правовой среды 26
4.2 Перестройка действующих структурно-функциональных блоков НИС 26
4.3 Формирование инновационной инфраструктуры 28
4.4 Развитие малого и среднего предпринимательства 29
4.5 Развитие финансовой инфраструктуры 29
4.6 Создание мотивационного механизма инновационной деятельности 31
4.7 Развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности 32
4.8. Подготовка кадров для инновационной деятельности 33
4.9 Модернизация экономики на основе технологических инноваций 34
4.10 Государственное управление и обеспечение взаимодействия элементов НИС 36
5 Мониторинг реализации мер по формированию и развитию НИС 38
Заключение 39
Не оказывает значительного влияния на формирование благоприятного инновационного климата финансовая политика Белорусского инновационного фонда. Венчурное финансирование инновационной деятельности в Беларуси не развито как таковое. Нет механизма перестрахования инвестиций.
Следует отметить, что наиболее слабым звеном НИС является предпринимательский сектор, и значительные усилия по развитию НИС должны быть направлены именно на становление этого сектора, так как он является "наполнителем" для создаваемой инновационной инфраструктуры, а также формирует рынок инноваций.
Вследствие отсутствия реальной государственной поддержки в Беларуси постоянно сокращается количество малых инновационных предприятий. Начиная с 1997 года, оно уменьшилось в 2,3 раза, с 600 до 275. Численность их сотрудников составляет всего 0,6 % от общей численности работающих в малых предприятиях. Ввиду отсутствия необходимой экономической среды не создаются предприятия инновационного сервиса.
Недостаточно распространены современные механизмы коммерциализации технологических нововведений и выведения их на рынок, а сам рынок инновационной продукции формируется очень медленно.
В выработке и реализации научно-инновационной политики преобладает отраслевой подход. Региональный аспект пока недостаточно прорабатывается в рамках государственной политики в научной, научно-технической и инновационной сферах, особенно в части преодоления неравномерного распределения научного и научно-технического потенциалов по регионам страны.
Таким образом, несмотря на наличие в структуре народного хозяйства Беларуси отдельных потенциально значимых и перспективных для формирования НИС элементов, они пока не выполняют своей важнейшей функции как частей целостной системы по обеспечению научно-технического прогресса в национальной экономике.
В целом, можно выделить следующие основные проблемы существующей инновационной среды республики, нерешенность которых негативно влияет на развитие отечественного инновационного потенциала:
В качестве барьеров на пути
инноваций выступают также
Эти барьеры и проблемы
инновационного развития в совокупности
определяют главную системную проблему:
темп развития, структура и научно-
Решение этой системной проблемы, как показывает зарубежный и отечественный опыт, возможно лишь посредством формирования и развития современной национальной инновационной системы Беларуси рыночного типа.
Политическое решение о создании НИС Беларуси приняло III Всебелорусское народное собрание, одобрив Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы. В разделе "Активизация науки, инновационной и инвестиционной деятельности" дана четкая стратегическая установка, и из дискуссионной проблема НИС стала обязательной для решения.
Создание НИС является
чрезвычайно сложной научно-
Теоретико-методологической основой построения НИС является системный подход, располагающий арсеналом методических средств для решения столь сложной проблемы, соединения действующих фрагментов инновационного комплекса в целостную единую систему.
Обобщение отечественного
и зарубежного опыта
Основная статусная роль НИС – обеспечение непрерывного интенсивного потока новых идей (знаний), их воплощение в научно-технических разработках (конструкторской и технологической документации, макетах, опытных образцах техники, материалов, продуктов и т.д.) и практическом освоении в производстве (новых машин, технологий, производственных систем, продукции).
Базовые функции НИС – генерация знаний, их распространение и применение, коммерциализация нововведений, образование и подготовка кадров, ресурсное, в т.ч. финансовое, обеспечение, управление и регулирование инновационных процессов.
Осуществляя базовые (творческие) функции, НИС выполняет также регулятивную, интегративно-организационную, идеологическую и другие функции.
Высший критерий выполнения этих функций – получение нового знания на уровне открытий и изобретений; результатов ИР – на уровне патентов, в т.ч. за рубежом; инновационной продукции – на уровне мировых аналогов и стандартов.
Реальный вклад НИС в инновационное развитие национальной экономики определяется также проводимой государственной макроэкономической и инновационной политикой, нормативным правовым обеспечением, соотношением прямого и косвенного государственного и рыночного регулирования, состоянием научно-технологического и промышленного потенциалов, рынков научно-технической продукции, товарных рынков, рынков труда, и также историческими и культурными традициями и особенностями республики.
Важными методологическими принципами формирования НИС общесистемного характера являются следующие:
Системообразующими принципами построения НИС являются научность, системность, целостность.
Принцип научности требует объективности анализа, опоры на научные закономерности, обоснованности и доказательности выводов и рекомендаций.
Принцип системности обуславливает рассмотрение явлений в их всесторонности, взаимосвязи и полноте, компонентов и подсистем НИС в их системной иерархии и сетевых структурах.
Принцип целостности обеспечивает построение единой целостной НИС на основе единства идеологии, целей деятельности, сетевых технологий, единого информационного пространства, единой экономической и правовой среды, интегрирующей роли государства и инновационной культуры общества. Целостная НИС связывает все ее компоненты в единое целое, ликвидирует ведомственные "разрывы", снижает потери времени, информации об инновациях, их невостребованность потребителем, устраняет дублирование функций и средств.
Следуя этим принципам, НИС должна стать эффективным инструментом разработки и реализации инновационной политики, перевода экономики на инновационный путь развития, предусматривающий построение постиндустриального, информационного общества, "новой экономики" в рамках белорусской модели развития и формирования социально ориентированного рыночного хозяйства.
Охватывая сферы генерации, распространения, применения, коммерциализации знаний теоретическая организационная модель НИС – как совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государственной инновационной политики – включает ряд подсистем.
Основу НИС составляет подсистема генерации знаний, которая представляет собой совокупность научно-технических организаций государственного и частного секторов, выполняющих фундаментальные, прикладные исследования и разработки: государственные научные центры, академические и отраслевые институты, университеты, вузы, подразделения заводской науки, конструкторские бюро, создающие интеллектуальный продукт, образцы новой продукции и технологий.
Подсистема образования и
Подсистема инновационной
Подсистема технологической
Подсистема финансовой инфраструктуры, включающая организационные и правовые механизмы финансирования и ресурсного обеспечения всех стадий инновационного цикла, включая инвестиционные компании, банки и другие финансовые структуры, инвестиционные и инновационные фонды, венчурные фонды, бюджетное финансирование, если задачу (заказ) ставит государство.
Подсистема информационной инфраструктуры
охватывает информационные ресурсы, технологии
и системы, информационно-
Подсистема управления и регулирования включает:
Ядром всей инновационной сферы является производственное предприятие. Его технологический уровень, конкурентоспособность продукции (и по функциональному совершенству и по цене), эффективность производства, позиции на рынке, стабильное финансовое положение определяют устойчивый и возрастающий спрос на знания, на новые технологии, продукты, методы и системы управления.
Основным содержанием
Информация о работе Концепция национальной инновационной системы