Концепция национальной инновационной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Для реализации этой стратегической политической установки республика должна располагать научно обоснованной и практически ориентированной программой перевода национальной экономики в режим интенсивного инновационного развития в рамках белорусской экономической модели. Главным и наиболее эффективным, как показывает мировой и отечественный опыт, механизмом такого перевода должна стать национальная инновационная система (НИС) как современная институциональная модель генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества.

Содержание

Введение 3
1 Мировые тенденции научно-технологического развития и национальные инновационные системы 3
2 Краткая характеристика компонентов действующей инновационной системы 10
2.1 Тенденции развития научно-инновационной сферы 10
2.2 Ключевые проблемы инновационного развития страны 14
3 Концептуальные подходы к построению и функционированию перспективной модели НИС Беларуси 15
3.1 Методологические принципы построения НИС 16
3.1.1 Сущность НИС, ее функции и роль в национальной экономике 16
3.1.2 Принципы построения НИС 17
3.2 Структура (архитектура) перспективной модели НИС 17
3.3 Институционально-правовые предпосылки формирования и развития НИС 19
3.4 Цели и задачи НИС 21
3.5 Этапы построения НИС 22
4 Основные направления государственной политики по формированию и развитию перспективной модели НИС и укрупненные меры по их реализации 25
4.1 Создание благоприятной для инновационной деятельности институционально-правовой среды 26
4.2 Перестройка действующих структурно-функциональных блоков НИС 26
4.3 Формирование инновационной инфраструктуры 28
4.4 Развитие малого и среднего предпринимательства 29
4.5 Развитие финансовой инфраструктуры 29
4.6 Создание мотивационного механизма инновационной деятельности 31
4.7 Развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности 32
4.8. Подготовка кадров для инновационной деятельности 33
4.9 Модернизация экономики на основе технологических инноваций 34
4.10 Государственное управление и обеспечение взаимодействия элементов НИС 36
5 Мониторинг реализации мер по формированию и развитию НИС 38
Заключение 39

Вложенные файлы: 1 файл

CIS.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

Инновационная деятельность базируется на приоритетах, которые  формируются в сфере коммерциализации результатов исследований и разработок во взаимодействии с предпринимательским сектором экономики исходя из национальных интересов страны и с учетом мировых тенденций развития науки и технологий.

3.3 Институционально-правовые предпосылки  формирования и развития НИС

Сопоставление теоретической  модели НИС с практическими итогами  научно-инновационной деятельности в предыдущие годы позволяет оценить степень готовности компонентов инновационной системы страны к построению перспективной НИС.

Оставшийся от советского периода  научно-технический потенциал с  архаичной структурой плохо вписывался в новый рыночный контекст, поскольку  унаследовал и старые проблемы (самодостаточность науки, ее отрыв от нужд производства, слабую восприимчивость экономики к НТП, технологическое отставание многих отраслей и предприятий) и приобрел новые, не менее сложные для решения (отсутствие органичной для рынка механизмов связи научной, промышленной и финансовой сфер, трудности с созданием недостающих звеньев инновационного процесса, прежде всего инфраструктуры освоения и коммерциализации новшеств, а также построением адекватной рыночной экономике институционально-правовой среды).

Начало решению указанных проблем  положили Законы Республики Беларусь о научной деятельности (1996 г.), государственной  научно-технической политике (1993 г.), государственной поддержке малого предпринимательства (1996 г.), о стимулировании создания и развития производств, основанных на новых и высоких технологиях (Указ Президента Республики Беларусь, 1996 г.) и др.

Принятая в 1996 г. Программа развития научно-инновационной деятельности, постановления правительства страны о приоритетных направлениях создания и развития новых и высоких технологий и критериях их оценки (1997 г.), об инкубаторах малого предпринимательства (1997 г.), о научно-технологическом парке (1997 г.), о создании Белорусского инновационного фонда (1998 г.) позволили не только заложить основы законодательного регулирования в этой сфере, но и принять целый ряд практических мер по сохранению и эффективному использованию научного и научно-технического потенциалов и созданию новых, рыночно ориентированных, звеньев инновационной сферы и прежде всего инновационной инфраструктуры. В течение 2001-2005 гг. были приняты новые законодательные и другие нормативные акты, учитывающие актуальные проблемы страны, ее специфику с ориентацией на мировые тенденции, технические, организационные, институционально-правовые и иные решения в инновационной сфере высокоразвитых стран. В их числе: Закон Республики Беларусь "О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы" (2002 г.), Указ Президента Республики Беларусь "О дополнительных мерах государственной поддержки науки" (05.07.2002 г. №362), постановления Совета Министров Республики Беларусь "О правах на результаты научной, научно-технической и инновационной деятельности" (22.05.2003 г.), "О Концепции инновационной политики Республики Беларусь на 2003-2007 годы" (31.07.2003 г.) и др.

С учетом задач совершенствования  управления научной сферой, поставленных Декретом Президента Республики Беларусь от 05.03.2002 г. №7 "О совершенствовании государственного управления в сфере науки", а также исходя из решений, выработанных на Витебском семинаре по инновационной деятельности в 2004 г., специалисты Национальной академии наук Беларуси, ГКНТ, других министерств, ведущих НИИ и вузов страны разработали "Концепцию развития науки в Республике Беларусь на период до 2015 г." и "Перечень приоритетов научной деятельности и приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь на 2006-2010 гг.".

Действующее законодательство содержит ряд норм, направленных на налоговые льготы, привлечение научно-исследовательских  инвестиций, создание и внедрение  инновационных технологий. Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь, в том числе производств, основанных на новых и высоких технологиях, регламентирована Инвестиционным кодексом Республики Беларусь. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 3 мая 2001 г. №234 "О государственной поддержке разработки и экспорта информационных технологий" учреждена научно-технологическая ассоциация, члены которой освобождены от уплаты налогов, сборов и иных платежей. Декретом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. №12 в целях разработки современных технологий, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики, создан Парк высоких технологий, для резидентов которого предусмотрен широкий спектр государственной поддержки.

Определенные налоговые  льготы установлены и в отношении  организаций, осуществляющих научно-исследовательскую  и опытно-конструкторскую деятельность.

Нормы, регулирующие отношения  хозяйствующих субъектов, закреплены в Гражданском, Трудовом и других кодексах Республики Беларусь.

В целом, современная  нормативно-правовая база достаточно полно определяет принципы, цели, направления  и механизмы инновационной политики государства. Вместе с тем, пока не создано  системной законодательной базы по инновационной деятельности в условиях рыночной среды. Здесь свою роль должно сыграть принятие проекта Закона "О государственной поддержке и государственных гарантиях инновационной деятельности в Республике Беларусь".

Значительные институциональные  предпосылки для построения НИС созданы в сфере государственного управления. ГКНТ, НАН Беларуси, Минэкономики, Минпром, Минобразования, другие министерства и госкомитеты накопили большой опыт индикативного планирования, прогнозирования и программирования в инновационной сфере. Вместе с тем предстоит сформировать новые, более эффективные механизмы координации сотрудничества министерств и госкомитетов, других органов государственного управления в рамках построения и функционирования НИС. Необходимо усилить интегрирующее воздействие государства, его скоординированную политику в смежных сферах, охватывающих проблематику установления научных приоритетов, распределение ресурсов государства, стимулирование научно-инновационной деятельности, включая формирование специфического инновационного климата, создание инфраструктуры производства и использования новых научных знаний, развитие международной научно-технической кооперации.

В целом, действующие  компоненты научного, научно-технического и инновационного потенциалов не в полной мере соответствуют современным требованиям организации разработки и освоения нововведений, эффективной коммерциализации отечественной интеллектуальной собственности, использования новейших зарубежных технологий, привлечения инвестиций для финансирования инновационных проектов и программ.

Принципиальные черты  и императивы перспективной модели НИС, наличие предпосылок и ключевых проблем в инновационной сфере  определяют содержание целевых установок  формирования и функционирования НИС  Беларуси.

3.4 Цели и задачи НИС

Основная, стратегическая, цель построения и функционирования НИС – обеспечение перевода экономики Беларуси на инновационный путь динамичного конкурентоспособного развития  с главным акцентом на инновационное развитие предприятий и отраслей реального сектора, обеспечивающее повышение эффективности всего народного хозяйства и уровня жизни людей.

Для чего она должна:

  • вписаться в контекст мировых тенденций развития науки и технологий;
  • опираться на институциональные и правовые решения, поднимающие на принципиально новый уровень взаимоотношения науки, образования, производственной сферы и рынка;
  • включать развитый по основным параметрам институт интеллектуальной собственности, современные системы менеджмента, маркетинга, коммерциализации нововведений.

При этом принципиально  важными являются следующие четыре функции государства: интеграционная, ресурсного обеспечения, создания общесистемных условий функционирования инновационной сферы, международного сотрудничества.

Текущие задачи государственного управления наукой и инновациями  в рамках формирования НИС определены в Основных положениях Программы  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы. Это:

  • усиление целевой ориентации на решение приоритетных для страны проблем;
  • стимулирование перспективных разработок государственного значения и совершенствование механизма их отбора;
  • первоочередная поддержка  государственных научно-технических программ и инновационных проектов, направленных на расширение .экспорта, импортозамещение,  ресурсосбережение;
  • совершенствование и обновление наиболее эффективных производств;
  • формирование спроса, в удовлетворении которого отечественная наукоемкая продукция играла бы доминирующую роль;
  • проведение эффективной  региональной политики в сфере научно-технической и инновационной деятельности;
  • развитие национальной инновационной системы страны.

Соответственно стратегическими  приоритетами должны стать информационно-коммуникационные технологии, компьютерные сети, электронная технологическая среда "новой" и традиционной экономики.

3.5 Этапы построения НИС

Сложность и многоплановость  проблемы построения НИС Беларуси определяет, как минимум, два этапа ее решения.

На первом этапе (до 2010 г.) предстоит максимально использовать имеющиеся общие предпосылки и благоприятные условия: высокий образовательный уровень населения, высококвалифицированные научные и инженерные кадры, научно-технический и производственный потенциал, перспективные заделы в ряде направлений науки и техники, развивающееся международное научно-техническое сотрудничество для интеграции науки, образования, производства и рынка посредством сочетания традиционных и новых институтов (в частности малых наукоемких фирм при научных организациях и ряде вузов), других новых элементов инновационной инфраструктуры.

Главная задача этапа  – осуществить институциональную "достройку", сочетая традиционные и новые сегменты НИС, институты  и механизмы инновационной деятельности, придать им целостный системный характер со встраиванием отдельных блоков в региональные и глобальные инновационные системы.

На втором этапе (до 2020 г.) следует полностью адаптировать и освоить весь арсенал мировых  достижений по всем блокам НИС. Главная  задача – стать органичной частью глобальной инновационной системы мира, во всяком случае, в важнейших направлениях развития.

Учитывая огромный позитивный опыт применения в республике программно-целевых  методов, целесообразно формирование НИС осуществлять в рамках целевой  государственной программы (или Плана мероприятий на 2006-2010 гг.).

Основными признаками, указывающими на достижение национальной инновационной системой определенной стадии зрелости, можно считать следующие:

  • формирование рынка научно-технической продукции;
  • превращение интеллектуальной собственности в один из наиболее значимых 
    элементов экономических активов;
  • развитие интеграционных процессов инновационной направленности;
  • становление инновационного менеджмента как новой концепции управления;
  • превращение инноваций в основной катализатор инвестиций;
  • усиление инновационной конкуренции;
  • активизация государственной научно-технической и инновационной политики.

Для достижения этих ориентиров в части регулирования развития НИС государство должно обеспечить:

  • разработку стратегии инновационного развития экономики;
  • проведение прогноза технологического развития и определение на этой базе научно-технологических приоритетов;
  • формирование государственной научно-технической и инновационной политики и ее нормативное, правовое, ресурсное и кадровое обеспечение;
  • установление рамочных условий и разработку нормативно-правовой базы, способствующих развитию инновационного предпринимательства, улучшению взаимодействия ключевых игроков инновационной системы;
  • поддержку развития инновационной инфраструктуры;
  • разработку и реализацию финансовых мер по косвенному и прямому стимулированию инновационной деятельности;
  • подготовку кадров инновационной деятельности;
  • поддержку сферы исследований и разработок при безусловном приоритет<

Информация о работе Концепция национальной инновационной системы