Конъюнктура рынка и ее влияние на коммерческую деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 10:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение коммерческой деятельности розничного торгового предприятия и определение путей ее совершенствования.
Основными задачами работы являются:
1) изучение теоретических основ конъюнктуры потребительского рынка мясных товаров
2) анализ состояния коммерческой деятельности торгового предприятия ООО «Золотой колосс»;
3) Исследование конъюнктуры рынка мясных товаров г.о. Самара

Вложенные файлы: 1 файл

Завада А., 1 глава.doc

— 614.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Формирование рыночной экономики ведет к появлению  новых проблем в экономическом  анализе. Переход на рыночные отношения  выдвигает новые требования к  участникам рынка, заставляет производить  и продавать только то, что пользуется определенным покупательским спросом. Предприятия все больше начинают ориентироваться на рынок, оценивая основные направления хозяйственной деятельности величиной конечной прибыли, которая напрямую зависит от знания рынка, умения прогнозировать конечные результаты.

Анализируя положение на рынке, необходимо первостепенное значение уделять оценке и прогнозу конъюнктуры, и в первую очередь таким её элементам, как цена, спрос и предложение.

В пост кризисный период страна вступила в новый исторический этап своего развития, целями которого являются рост эффективности процессов воспроизводства и повышение уровня жизни народа. Их  достижение определяется тем, насколько  успешно сфера торговли адаптируется к рыночным условиям      

К числу наиболее важных задач, которые  призвана решать статистика рынка, относится  изучение рыночной конъюнктуры. Причем эта задача является актуальной как на макро - так и на микро уровне. Любой фирме, занимающейся куплей-продажей товаров, для успешного функционирования необходимо знать положение дел на рынке. Любое долгосрочное или оперативное маркетинговое решение принимается на базе конъюнктурных оценок.

Целью работы является изучение коммерческой деятельности розничного торгового предприятия и определение  путей ее совершенствования.

Основными задачами работы являются:

1) изучение теоретических  основ конъюнктуры потребительского  рынка мясных товаров

2) анализ состояния  коммерческой деятельности торгового  предприятия ООО «Золотой колосс»;

3) Исследование конъюнктуры  рынка мясных товаров г.о. Самара

В соответствии с поставленной целью и определенными задачами, курсовая работа построена следующим образом.

В первой главе рассмотрены  теоретические аспекты конъюнктуры  рынка. В частности, рассмотрены  понятие конъюнктуры рынка и  ее влияние на коммерческую деятельность. Также рассматриваются методы исследования конъюнктуры рынка, факторы, влияющие на развитие конъюнктуры рынка деятельности.

Во второй главе проводится анализ коммерческой деятельности торгового  предприятия «Золотой колосс». В  частности, анализируются основные показатели хозяйственной деятельности предприятия, структура и динамика продаж предприятия, ассортимент торгового предприятии и преимущества и недостатки  предприятия и его основных конкурентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Конъюнктура рынка  и ее влияние на коммерческую деятельность предприятия

    1. Понятие конъюнктуры рынка и ее значение для коммерческой деятельности предприятия

 

    

К числу наиболее важных задач, которые  призвана решать наука рынка, относится изучение рыночной конъюнктуры. Причем эта задача является актуальной как на макро-, так и на микро уровне. Ни одна фирма, крупная или малая, занимающаяся куплей-продажей товаров, не сумеет успешно функционировать без оценки положения на рынке. Любое долгосрочное или оперативное маркетинговое решение принимается на базе конъюнктурных оценок.

Слово конъюнктура происходит от латинского conjuncturai («соединяю», «связываю»), и в широком смысле означает экономическая ситуация на рынке в определенный момент как результат взаимодействия факторов и условий, определяющих соотношение спроса и предложения на товары, а также уровень и динамику цен на них.1 Поэтому можно определить содержание конъюнктуры как общее положение рыночных отношений в каждый данный момент или влияние на судьбу отдельного хозяйства в результате взаимодействия внутренних и внешних причин. Таким образом, само понятие конъюнктура включает в себя совокупность взаимосвязанных между собой условий, определяющих переход из одного состояния в другое.2

Характерными чертами конъюнктуры являются:

  • постоянная изменчивость – кратковременные и длительные колебания в результате влияния различных факторов;
  • исключительная противоречивость, выражающаяся в том, что различные показатели конъюнктуры в одно и то же время свидетельствуют о наличии противоположных тенденций- подъема и спада;
  • неравномерность, которая особенно хорошо видна, когда совпадает направление динамики развития различных показателей, но не совпадают темпы: производство одних товаров падает или растет больше, других – меньше;
  • единство противоположностей, складывающееся в ходе производства, представляет собой весь процесс воспроизводства, рассматриваемый непосредственно в рыночном выражении.3

При изучении конъюнктуры  рынка ставится задача не только определить его состояние на тот или иной момент, но и предсказать, как он будет развиваться дальше. Прогноз конъюнктуры рынка дает возможность своевременно вырабатывать меры по развитию позитивных тенденций.

Таким образом, понятие конъюнктуры включает:

  • масштаб рынка (его емкость, объем продаж, количество предприятий различных типов, действующих на рынке) ;
  • степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);
  • уровень цен;
  • тип рынка (конкурентный, монополистический и т.д.);
  • динамика рынка (изменение его основных параметров);
  • степень деловой активности;
  • сила и размах конкурентной борьбы (количество конкурентов, их активность);
  • степень государственного регулирования данного рынка;
  • барьеры для попадания на рынок.4

Основная  цель изучения конъюнктуры товарного рынка — установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем, какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары и более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности. Результаты изучения конъюнктуры предназначены для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров.

Исследование рынка ставит своими целями изучение соотношения спроса и предложения на товары, определение емкости рынка, определение влияния конкурентов на рынок, сегментацию рынка, определение конъюнктуры рынка.

Изучение конъюнктуры  рынка не делается раз и навсегда, а осуществляется постоянно т.е. сведения, полученные в процессе такого изучения, - это не просто сведения, которые "не мешало бы знать". Это - надежная информация, на основе которой вы можете принимать наиболее важные стратегические решения, касающиеся вашей фирмы. Изучение конъюнктуры рынка будет тогда эффективно, когда ценность полученных вами сведений или заключений, к которым вы пришли, превышает затраты на само исследование. Например, если вы израсходовали $500 на исследование конъюнктуры рынка и в результате получили информацию, которая увеличит ваши доходы на $5000, проведенное исследование, вне всяких сомнений, стоило этих денег. Предположим, вы потратили $500 на опрос покупателей, и в результате обнаружилось, что у них имеется неудовлетворенная потребность. Тогда у вас появляется возможность предложить новый вид товара или услуг (или видоизменить уже существующие) и, таким образом, удовлетворить эту потребность, а заодно получить новые доходы.

Изучение конъюнктуры  рынка определяет ваши отношения  с покупателями (настоящими и будущими). После того, как вы проведете исследование конъюнктуры рынка, вы сможете разработать более эффективные и точные маркетинговые кампании, нацеленные непосредственно на тех потребителей, которых вы пытаетесь заполучить, и осуществляемые в привлекательной для них форме. Так, в некоторых магазинах розничной торговли покупателей во время совершения покупок просят сообщить их почтовый индекс. Эти сведения, сообщающие точный адрес покупателя, помогают менеджерам магазинов планировать прямую почтовую рассылку.

Изучение конъюнктуры  рынка помогает узнать возможности  товарного рынка. Так, если вы решили открыть магазин розничной торговли в одном из районов, и вдруг обнаружилось, что там до сих пор нет подобного заведения, следовательно, вам представилась хорошая возможность. Ваши шансы на успех увеличиваются, если в этом месте высокая плотность населения, которое, вдобавок, полностью соответствует характеристикам вашего рыночного сегмента. То же самое касается услуг, которые вы намерены оказывать населению конкретного района, и даже электронной коммерции в Интернете.

  Изучение конъюнктуры рынка минимизирует риск в вашей коммерческой деятельности. Порой, проведя изучение конъюнктуры рынка, вместо новых возможностей вы вдруг обнаруживаете, что вам не следует действовать в соответствии с ранее намеченным планом. Так, в результате может оказаться, что местный рынок перенасыщен теми услугами, какие вы намеревались предложить. В итоге проведенное исследование может побудить вас видоизменить ваш товар или услугу, либо открыть свое дело в другом месте.

Изучение конъюнктуры  рынка помогает выявлять будущие  проблемы.  
Предположим, сегодня ваш розничный магазин, расположенный вдоль оживленной магистрали, проходящей через весь город, преуспевает. Однако, изучив конъюнктуру рынка, вы узнаете, что через два года, городские власти с целью уменьшения транспортного потока в центре города планируют ввести в действие окружную дорогу или альтернативную магистраль.

Изучение конъюнктуры  рынка предоставляет исходные данные для сравнения и анализа. Чтобы иметь возможность сравнивать свои показатели, важно знать, в каком состоянии пребывало ваше коммерческое предприятие в каждый промежуток времени. Беспрерывное изучение конъюнктуры рынка позволяет вам выполнять такие сопоставления на основе исходных данных, а также составлять график роста вашего предприятия на различных временных отрезках (например, за период между ежегодно проводимыми опросами).  
Скажем, пытаясь определить исходные демографические данные вашего рыночного сегмента, вы узнаете, что 65% ваших клиентов - женщины в возрасте от 35 до 50 лет. Год спустя вы вновь проводите опрос покупателей и обнаруживаете, что доля женщин выросла до 75%. Так вы выявляете демографические тенденции в составе своих покупателей.

Изучение конъюнктуры  рынка помогает оценить достигнутые  результаты. Информация, собранная в результате изучения конъюнктуры рынка, помогает определить, добиваетесь ли вы поставленных целей. Если, как было показано в вышеприведенном примере, ваш рыночный сегмент - это женщины в возрасте от 35 до 50 лет, значит, вы приближаетесь к поставленной цели.

Таким образом, через коммерческую деятельность осуществляется связь организации с конечными потребителями ее продукции и услуг. Коммерческая деятельность позволяет усиливать влияние на рынке, выявлять и заполнять новые рыночные ниши, изучение рынка и его конъюнктуры, т.е. нацелено на выявление потребностей в продукции.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Методы исследования конъюнктуры рынка и их особенности

 

Конъюнктуру рынка изучать  непросто, но необходимо, потому что  знать ее – это значит торговать по наиболее выгодным ценам, рационально маневрировать имеющимися ресурсами, оперативно расширять или сокращать выпуск товаров в связи с обстановкой на рынке.

В современной экономической науке используется более ста различных методов и приемов прогнозирования конъюнктуры рынка.

Наиболее часто применяют  четыре из них: 

1) метод экстраполяции; 

2) метод математического моделирования;

3) метод экспертных  оценок.

4)графический  анализ. 

Метод экстраполяции заключается в перенесении тенденций развития рынка с настоящего времени на будущий период. Он эффективен там, где факторы рыночной конъюнктуры достаточно стабильны. Обычно названный метод применяют для создания краткосрочных прогнозов, а также для приблизительной оценки состояния рынка в более отдаленной перспективе. 

Метод математического моделирования заключается в установлении функциональных зависимостей между отдельными факторами и показателями конъюнктуры. На основании выявленных зависимостей создаются математические модели, представляющие собой сложные системы уравнений со многими неизвестными. Это очень дорогой метод, обычно его используют крупные фирмы или научные учреждения, обладающие высококлассными кадрами программистов и совершенной компьютерной техникой. 

Метод экспертных оценок заключается в опросе специалистов на предмет прогнозирования как общего состояния рыночной конъюнктуры, так и отдельных ее показателей. Нередко он используется для оценки конъюнктурных прогнозов, полученных с помощью первого и второго методов. Процедура проведения опроса экспертов достаточно разнообразна. Эксперты опрашиваются либо путем анкетирования, либо по компьютерной или телефонной связи. В результате должен быть создан прогноз вероятного будущего фирмы и/или ее товара, определены имеющиеся возможности и подстерегающие опасности. 

Графический анализ – метод прогнозирования, который позволяет оценивать динамику отдельных экономических показателей для выявления схожих моментов в их поведении с тем, чтобы определить характер их изменения в будущем. 6

Информация о работе Конъюнктура рынка и ее влияние на коммерческую деятельность предприятия