Конъюнктура рынка и ее влияние на коммерческую деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 10:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение коммерческой деятельности розничного торгового предприятия и определение путей ее совершенствования.
Основными задачами работы являются:
1) изучение теоретических основ конъюнктуры потребительского рынка мясных товаров
2) анализ состояния коммерческой деятельности торгового предприятия ООО «Золотой колосс»;
3) Исследование конъюнктуры рынка мясных товаров г.о. Самара

Вложенные файлы: 1 файл

Завада А., 1 глава.doc

— 614.00 Кб (Скачать файл)

Так же широко используются количественные методы - это основной инструмент получения необходимой информации для планирования и принятия решений в случае, когда необходимые гипотезы относительно поведения потребителей уже сформированы. В основе методик количественных исследований всегда лежат четкие математические и статистические модели, что позволяет в результате иметь не мнения и предположения, а точные количественные (числовые) значения изучаемых показателей. На основе результатов количественных исследований можно рассчитывать необходимые объемы производства, рентабельность, формировать цену, параметры продукта, находить незанятые ниши рынка и многое другое. Основная заслуга количественных исследований в том, что они снижают риск принятия неправильных решений и выбора неточных параметров планирования. Уверенность в том, что и без исследований все известно о рынке, часто оборачивается недостаточно продуманными и недостаточно эффективными действиями на рынке и напоминает метод проб и ошибок. Количественные исследования являются наиболее адекватным способом численной оценки:

- емкости рынка и  структуры предложения и спроса;

- объемов продаж операторов  рынка;

- перспектив развития продукта;

- эффективности различных  направлений деятельности компаний  по поддержке и продвижению  продукта;

- эффективности рекламной  деятельности;

- эффективности работы дистрибьюторской  сети;

- реакции потребителей на возможные маркетинговые действия производителя.

Количественные исследования называются так, поскольку целью  их проведения является получение количественной, статистической информации. К количественным исследованиям относятся: личные интервью, телефонные опросы, тесты на дому, холл-тесты.

Так же, важнейшим результатом исследования рынка является определение его емкости. 

Емкостью любого рынка называется объем реализуемого на этом рынке товара в течение определенного периода времени (чаще всего, в течение года). 

Емкость рынка какого-нибудь товара в той или иной стране рассчитывается на основании стоимостных и/или  натуральных показателей промышленной и внешнеторговой статистики по следующей  формуле:7

Е=К*Ц                                                                                                    [1],

где Е – емкость рынка (объем реализации данного товара на данном рынке),

К- количество товаров,

Ц- цена товаров .

Емкость рынка – важный количественный показатель, но используется он обычно в сочетании с таким показателем как доля рынка. 

Доля рынка показывает, какой процент в общей емкости рынка данного товара занимают продажи той или иной фирмы. Доля рынка, принадлежащая некой фирме, исчисляется по формуле8 (в %):

          DА =SА./М,                                                                                            [2],

Где, DА –доля рынка, принадлежащая фирме, 

SА –объем продаж фирмы на этом рынке, 

М–емкость рынка. 

 

Увеличение доли рынка – ключевой фактор в достижении фирмой лидерства в отрасли. Чем выше доля рынка, тем более устойчиво положение фирмы, тем выше ее прибыль и разнообразнее возможности развития. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Факторы, влияющие на развитие конъюнктуры рынка 

 

Конъюнктурный рынок  зависит от действий факторов, основными из которых являются: денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношение спроса и предложения.9

Цена, спрос, предложение  способствуют установлению равновесия на рынке (смотреть рисунок 1). Экономическая  ситуация, складывающаяся на рынке, характеризуемая  уровнями спроса и предложения, ценами, а также динамикой производства и потребления называется конъюнктурой рынка.

Изучение конъюнктуры  рынка включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка  в данный ᴨериод времени.

 

 




Рисунок 1- Факторы конъюнктуры рынка

Одним из главных понятий  исследования конъюнктуры является изучение изменений в динамике и  соотношении цен. Необходимо установить причины, вызвавшие сдвиг в уровне или структуре цены. Так же необходим  анализ изменений технологии производства, условий потребления товаров, учет изменений в оптовой и розничной торговле. Исследования этих изменений помогают лучше понять направления движения цен. На цены и издержки производства товаров воздействует ряд различных факторов.

Оценка этого воздействия, т.е. учет происходящих изменений в уровне цен, производится путём анализа соответствующих показателей, определяющих динамику и уровень цен различных товаров. После того как получено представление о направлении развития экономики в целом, следует переходить к исследованию развития тех отраслей экономики, которые являются главными потребителями на данном рынке. В результате исследований изменений в объёме и структуре потребления составляется оценка развития производства товара, конъюнктура рынка которого изучается. Анализ развития потребления и производства позволяет сделать вывод об изменении в соотношении между спросом и предложением, определить возможную емкость рынка и будущий уровень цен.10

Факторы  спроса  следует  проводить  на  основе  системы   показателей:

  • Объем потребления;
  • Оценка покупательной способности;
  • Оценка видимого потребления;
  • Анализ потребительских требований и предпочтений;
  • Оценка воздействия НТП на состояние и динамику потребительского спроса;

Немаловажной  составляющей процесса исследования  рыночной  конъюнктуры является анализ предложения. Для оценки предложения используется ряд показателей:

    • Количественная оценка предложения конкурирующего товара (производство +импорт – экспорт);
    • Структура предложения (степень обновления ассортимента; значение новых  товаров; технико-экономических характеристики новых товаров);
    • Доля фирм – крупнейших поставщиков товаров на рынок и оценка их производственных мощностей;
    • Уровень цен на товары различных изделий  и модификаций;                          
    • Оценка перспектив развития предложения с учетом тенденций развития мировой экономики

 

Рассмотрим конъюнктурообразующие  факторы:

К постоянно действующим  факторам, влияющим на развитие конъюнктуры рынка относится государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров (смотреть рисунок 2).

 






 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2- Классификация  конъюнктурообразующих факторов

 

Факторы, воздействующие на конъюнктуру ᴨериодически, называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.

В развитии рынков может  появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.11

Факторы нециклического характера определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных факторов на процесс производства и обращения любого товара позволяет выявить связи между происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков.

При повышающейся и высокой  конъюнктуре происходит превышение спроса над предложением товаров, что  сопровождается ростом цен и увеличением  количества заключенных сделок. При  понижающей и низкой конъюнктуре происходит обратное: превышение предложения товаров над спросом. Это сопровождается снижением уровня цен, сокращением количества заключенных сделок и приводит к пассивности субъектов рынка, а далее - к снижению и последующей стабилизации цен, что соответствует интересам покупателей.

 Конъюнктуру рынка  изучают с помощью показателей,  позволяющих количественно оценить  происходящие на нем изменения  и определить тенденции их  развития. Такие показатели обычно  систематизируются по следующим  группам12:

  • динамика производства, основные фирмы-продуценты, появление новых товаров, загрузка производственных мощностей, динамика инвестиций в данную отрасль, движение портфеля заказов, динамика издержек производства, численность занятых и безработных, воздействие забастовок на объем продукции и увеличение фонда заработной платы, движение курса ценных бумаг и т. д.;
  • динамика и структура спроса и предложения, влияние достижений научно-технического прогресса на уровень потребления и требований к качеству товаров, динамика оптовой и розничной торговли, емкость рынка (объем реализуемого на нем товара в течение определенного времени), размеры продаж в кредит, движение товарных запасов, ассортимент товаров, индексы стоимости жизни и т. д.;
  • состояние международной торговли, ее динамика, основные страны — экспортеры и импортеры, новые формы и методы торговли и послепродажного обслуживания и т. д.;
  • динамика оптовых цен в ведущих странах — производителях и потребителях данного товара, экспортных цен; воздействие на цены инфляции, динамика изменения цен на сырье и энергоносители, изменение курса валют, воздействие монополий на уровень цен, государственное регулирование ценообразования и т. д.

На конкретных рынках отмеченные факторы действуют с неодинаковой интенсивностью, причем один и тот же фактор влияет по-разному на одном и том же рынке в разные моменты времени. Возникновение, силу и длительность воздействия временных факторов на конъюнктуру рынка трудно предсказать, что осложняет анализ, вносит некоторую вероятность в прогноз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Современное состояние рынка мясных товаров в России и регионе 

 

Российский рынок мяса и мясных продуктов является самым  крупным сектором продовольственного рынка: за ним следует зерновой, затем молочный. Данный сектор, в целом несколько лет подряд показывал высокие темпы роста, что обусловлено многими факторами. 

Во-первых, это рост уровня жизни населения и дохода на душу населения;

 Во-вторых - дефицит  свободного времени покупателей;

В - третьих, зависимость  от импортного сырья;

В – четвертых, уровень  предложения продукции хорошей  качества по приемлемой цене (зависит  от развития розничной торговли и  дистрибуции у производителей, а  также ассортимента выпускаемой  продукции).

 Современный образ  жизни заставляет жителей мегаполисов  экономить время и силы на  приготовлении блюд в домашних  условиях, отдавая предпочтение  продуктам, которые требуют только  разогрева.

Однако в последнее  время динамика рынка более чем  скромная. Это вызвано в первую очередь насыщением наиболее емкого сегмента замороженных полуфабрикатов — пельменей, а также близостью к насыщению других крупных сегментов. При этом основной рост продаж приходится на современные форматы торговли — супермаркеты, дискаунтеры и гипермаркеты. Постоянно расширяющийся ассортимент, гибкая ценовая политика, удобство расположения являются весомым аргументами для покупателей.

Рынок «заморозки» имеет  очень четкую региональную специфику. Лидерами региональных продаж часто  являются локальные игроки. По оценкам в 2012 году объем производства мясных полуфабрикатов в нашей стране вырос на 17%. Ведущим регионом по выпуску данной продукции в России является крупнейший мясо-сырьевой регион страны - Белгородская область (смотреть рисунок 3). В 2012 году данный регион выпустил около 310 тыс.тонн продукции, что составляет 14% от общероссийского показателя. Далее с существенным отрывом - Московская область, ее показатель оценивается в 8%. Третью позицию занимает Ставропольский край (7%). Ненамного отстает Калужская область, обеспечивая объемы выпуска 6% от общероссийского производства.

Рисунок 3 – Региональная структура Российского производства мясных полуфабрикатов в 2012 году, %13

Среди ТОП-15 ведущих  регионов наиболее динамичное развитие производства в 2012 году было зафиксировано в Тамбовской области (рост практически в 6 раз), в Ставропольском крае (~ 60%) и в Новгородской области (~ 40%).

Информация о работе Конъюнктура рынка и ее влияние на коммерческую деятельность предприятия