Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 10:01, курсовая работа
Целью работы является изучение коммерческой деятельности розничного торгового предприятия и определение путей ее совершенствования.
Основными задачами работы являются:
1) изучение теоретических основ конъюнктуры потребительского рынка мясных товаров
2) анализ состояния коммерческой деятельности торгового предприятия ООО «Золотой колосс»;
3) Исследование конъюнктуры рынка мясных товаров г.о. Самара
Так же широко используются количественные методы - это основной инструмент получения необходимой информации для планирования и принятия решений в случае, когда необходимые гипотезы относительно поведения потребителей уже сформированы. В основе методик количественных исследований всегда лежат четкие математические и статистические модели, что позволяет в результате иметь не мнения и предположения, а точные количественные (числовые) значения изучаемых показателей. На основе результатов количественных исследований можно рассчитывать необходимые объемы производства, рентабельность, формировать цену, параметры продукта, находить незанятые ниши рынка и многое другое. Основная заслуга количественных исследований в том, что они снижают риск принятия неправильных решений и выбора неточных параметров планирования. Уверенность в том, что и без исследований все известно о рынке, часто оборачивается недостаточно продуманными и недостаточно эффективными действиями на рынке и напоминает метод проб и ошибок. Количественные исследования являются наиболее адекватным способом численной оценки:
- емкости рынка и
структуры предложения и спроса
- объемов продаж операторов рынка;
- перспектив развития продукта;
- эффективности различных
направлений деятельности
- эффективности рекламной деятельности;
- эффективности работы
- реакции потребителей на возможные маркетинговые действия производителя.
Количественные исследования называются так, поскольку целью их проведения является получение количественной, статистической информации. К количественным исследованиям относятся: личные интервью, телефонные опросы, тесты на дому, холл-тесты.
Так же, важнейшим результатом исследования рынка является определение его емкости.
Емкостью любого рынка называет
Емкость рынка какого-нибудь товара
в той или иной стране рассчитывается
на основании стоимостных и/или
натуральных показателей
Е=К*Ц
где Е – емкость рынка (объем реализации данного товара на данном рынке),
К- количество товаров,
Ц- цена товаров .
Емкость рынка – важный количественный показатель, но используется он обычно в сочетании с таким показателем как доля рынка.
Доля рынка показывает, какой процент в общей емкости рынка данного товара занимают продажи той или иной фирмы. Доля рынка, принадлежащая некой фирме, исчисляется по формуле8 (в %):
DА =SА./М,
Где, DА –доля рынка, принадлежащая фирме,
SА –объем продаж фирмы на этом рынке,
М–емкость рынка.
Увеличение доли рынка – ключевой фактор в достижении фирмой лидерства в отрасли. Чем выше доля рынка, тем более устойчиво положение фирмы, тем выше ее прибыль и разнообразнее возможности развития.
Конъюнктурный рынок зависит от действий факторов, основными из которых являются: денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношение спроса и предложения.9
Цена, спрос, предложение способствуют установлению равновесия на рынке (смотреть рисунок 1). Экономическая ситуация, складывающаяся на рынке, характеризуемая уровнями спроса и предложения, ценами, а также динамикой производства и потребления называется конъюнктурой рынка.
Изучение конъюнктуры рынка включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный ᴨериод времени.
Рисунок 1- Факторы конъюнктуры рынка
Одним из главных понятий исследования конъюнктуры является изучение изменений в динамике и соотношении цен. Необходимо установить причины, вызвавшие сдвиг в уровне или структуре цены. Так же необходим анализ изменений технологии производства, условий потребления товаров, учет изменений в оптовой и розничной торговле. Исследования этих изменений помогают лучше понять направления движения цен. На цены и издержки производства товаров воздействует ряд различных факторов.
Оценка этого воздействия, т.е. учет происходящих изменений в уровне цен, производится путём анализа соответствующих показателей, определяющих динамику и уровень цен различных товаров. После того как получено представление о направлении развития экономики в целом, следует переходить к исследованию развития тех отраслей экономики, которые являются главными потребителями на данном рынке. В результате исследований изменений в объёме и структуре потребления составляется оценка развития производства товара, конъюнктура рынка которого изучается. Анализ развития потребления и производства позволяет сделать вывод об изменении в соотношении между спросом и предложением, определить возможную емкость рынка и будущий уровень цен.10
Факторы спроса следует проводить на основе системы показателей:
Немаловажной составляющей процесса исследования рыночной конъюнктуры является анализ предложения. Для оценки предложения используется ряд показателей:
Рассмотрим
К постоянно действующим факторам, влияющим на развитие конъюнктуры рынка относится государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров (смотреть рисунок 2).
Рисунок 2- Классификация конъюнктурообразующих факторов
Факторы, воздействующие на конъюнктуру ᴨериодически, называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.
В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.11
Факторы нециклического характера определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных факторов на процесс производства и обращения любого товара позволяет выявить связи между происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков.
При повышающейся и высокой конъюнктуре происходит превышение спроса над предложением товаров, что сопровождается ростом цен и увеличением количества заключенных сделок. При понижающей и низкой конъюнктуре происходит обратное: превышение предложения товаров над спросом. Это сопровождается снижением уровня цен, сокращением количества заключенных сделок и приводит к пассивности субъектов рынка, а далее - к снижению и последующей стабилизации цен, что соответствует интересам покупателей.
Конъюнктуру рынка
изучают с помощью показателей,
На конкретных рынках отмеченные факторы действуют с неодинаковой интенсивностью, причем один и тот же фактор влияет по-разному на одном и том же рынке в разные моменты времени. Возникновение, силу и длительность воздействия временных факторов на конъюнктуру рынка трудно предсказать, что осложняет анализ, вносит некоторую вероятность в прогноз.
Российский рынок мяса и мясных продуктов является самым крупным сектором продовольственного рынка: за ним следует зерновой, затем молочный. Данный сектор, в целом несколько лет подряд показывал высокие темпы роста, что обусловлено многими факторами.
Во-первых, это рост уровня жизни населения и дохода на душу населения;
Во-вторых - дефицит свободного времени покупателей;
В - третьих, зависимость от импортного сырья;
В – четвертых, уровень предложения продукции хорошей качества по приемлемой цене (зависит от развития розничной торговли и дистрибуции у производителей, а также ассортимента выпускаемой продукции).
Современный образ
жизни заставляет жителей
Однако в последнее время динамика рынка более чем скромная. Это вызвано в первую очередь насыщением наиболее емкого сегмента замороженных полуфабрикатов — пельменей, а также близостью к насыщению других крупных сегментов. При этом основной рост продаж приходится на современные форматы торговли — супермаркеты, дискаунтеры и гипермаркеты. Постоянно расширяющийся ассортимент, гибкая ценовая политика, удобство расположения являются весомым аргументами для покупателей.
Рынок «заморозки» имеет очень четкую региональную специфику. Лидерами региональных продаж часто являются локальные игроки. По оценкам в 2012 году объем производства мясных полуфабрикатов в нашей стране вырос на 17%. Ведущим регионом по выпуску данной продукции в России является крупнейший мясо-сырьевой регион страны - Белгородская область (смотреть рисунок 3). В 2012 году данный регион выпустил около 310 тыс.тонн продукции, что составляет 14% от общероссийского показателя. Далее с существенным отрывом - Московская область, ее показатель оценивается в 8%. Третью позицию занимает Ставропольский край (7%). Ненамного отстает Калужская область, обеспечивая объемы выпуска 6% от общероссийского производства.
Рисунок 3 – Региональная
структура Российского
Среди ТОП-15 ведущих регионов наиболее динамичное развитие производства в 2012 году было зафиксировано в Тамбовской области (рост практически в 6 раз), в Ставропольском крае (~ 60%) и в Новгородской области (~ 40%).
Информация о работе Конъюнктура рынка и ее влияние на коммерческую деятельность предприятия